Компьютерная игра как средство развития ребенка

Ирина Шелист
Проект «Компьютерные игры-польза для развития»

ПРОЕКТ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ – ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ»

Вид проекта: групповой, дидактически – игровой

Продолжительность проекта: 1 месяц

Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители дошкольников, воспитатель.

Обоснование актуальности

В связи с введением ФГОС стал актуальным вопрос организации развивающей

предметно-пространственной среды. В соответствии с требованиями ФГОС предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности

современного человека. Причина тому –повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии компьютерных технологий и прочих технических устройств

сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-

образовательных технологий (ИОТ) в образование –логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного пространства в целом.

Компьютер как универсальное информационное устройство является эффекти-

вным средством для решения задачи развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность. Информационные технологии, как отмечается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество

Реализация проекта, обобщение и распространение опыта могут стать

основой для выработки образовательной программы и внедрения информационных технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере. Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.

Инновационный проект «Компьютерные игры – польза для развития» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.

Цель:

Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста. Исследовать возможности компьютерных дидактических игр для расширения интеллектуальных возможностей ребенка, в частности для развития произвольного внимания.

Задачи:

1. Изучить опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников

2. Подобрать компьютерные упражнения и задания на развитие познавательной активности старших дошкольников

3. Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни.

4. Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением.

5. Развивать простейших технических умений.

6. Пропагандировать использование развивающих компьютерных игр в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.

Проблема:

На сегодняшний день, одной из проблем обучения компьютерной грамотности, является ограниченный доступ к электронно-вычислительной технике, особенно для детей дошкольного возраста. Сейчас у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на компьютере часто ограничивается играми, которые не всегда соответствуют их возрасту. Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного возраста воспринимают компьютер как дорогую, очень интересную и часто недоступную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает проект «Компьютерные игры – польза для развития».

Компьютерное образование – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлективности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы.

Читайте также:  Развитие магических способностей у ребенка

Введение компьютерных игр в систему дидактических средств детского сада станет мощным фактором обогащения интеллектуальной основы, развития произвольного внимания ребенка.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации предполагаются следующие результаты:

1.Повыситься уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста:

– логического мышления;

– объема памяти;

– внимания;

– творческих способностей;

– воображения;

2. Разовьются технические навыки и умения работы на компьютере:

– умения ориентироваться на экране монитора;

– умения пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел;

– умения управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;

– выполнения техники безопасности работы на компьютере.

Предварительная работа:

1. Организовать общее собрание всех участников проекта для ознакомления с данной проблемой.

2. Подобрать дидактический игровой компьютерный материал для выполнения задач проекта.

Этапы реализации проекта

I. Организационно – подготовительный этап (декабрь)

Задачи этапа:

– изучить литературу по теме проекта;

-подобрать компьютерные игры в соответствии с тематическим планированием занятий по познавательному развитию;

-подобрать диагностический инструментарий в соответствии с развивающими компонентами познавательного развития;

– создать справочник библиографической литературы по теме проекта.

II. Основной этап (декабрь).

Задачи этапа:

1. Работа с детьми

– Овладение игровой компьютерной деятельностью.

Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в нахождении способов решения познавательно- дидактических задач в образовательной деятельности. – Вовлечь воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует умственную деятельность. – Диагностика показателей результативности реализации программы

2. Работа с родителями

Использование компьютерных технологий в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам дидактического и познавательного развитиядетей следующим образом:

– Изучить представления родителей об использовании компьютерных игр ориентированных на познавательное развитие ребёнка;

– Привлечение родителей к дополнительной (закрепительной) работе с детьми дома изученного материала в группе;

– Использование средств компьютерных технологий для психолого-педагогического просвещения родителей;

– Познакомить родителей с Интернет-ресурсами для детей. 3. Работа педагога – Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников. – Подобрать диагностический инструментарий для мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта – Проведение открытого мероприятия для педагогов ДОУ по использованию компьютерных технологий в старшей и подготовительной группах; – Самообразование. В этом этапе проекта используются эмпирические методы анализ имеющегося опыта по теме, теоретическое моделирование, использование ИКТ в организации инновационной методической и просветительской работы;

III. Заключительный этап (декабрь)

Задачи этапа:

-провести итоговое диагностическое обследование по выявлению актуального уровня познавательного развития;

-провести сравнительный анализ диагностического обследования на предмет эффективности использования компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников;

– сделать вывод по теме проекта;

-ознакомить с результатами работы педагогический коллектив ДОУ и родителей.

Прогнозируемые результаты от реализации проекта

«Компьютерные игры-польза для развития»

-Устойчивое внимание детей в процессе деятельности за компьютером интерес к нему.

-Сформированные настойчивость и терпение у детей подготовительной группы.

– Повышение уровня познавательного развития у старших дошкольников.

-Способность ребенка находить решения методом проб. -Разработка методики использования компьютерных игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.

-Повышение эффективности процесса обучения.

-Активизация познавательной деятельности детей.

-Активизация педагогического сознания родителей, педагогов, для создания единой информационной среды по интегрированию в познавательное развитие компьютерных игр.

Возрастет:

– исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);

– мотив успешного решения познавательных задач;

-возможность практического использования компьютера детьми.

Реализация проекта

Форма проведения мероприятий: индивидуальные, групповые.Используемые методы: -практические занятия; -наблюдение; -беседы; -работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т. д.);-активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.

Читайте также:  Влияние членов семьи на развитие ребенка

Источник

Виктория Чаевская
Компьютерная игра как средство воспитания и обучения дошкольников

Ключевые слова: компьютерные технологии,развивающая среда,познавательная активность детей,компьютерная игра,повышение качества дошкольного образования.

В статье исследован вопрос о роли компьютерных игр,как одной из форм компьютерных технологий, в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. В новейших условиях решение задач гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, формирования стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов невозможно без создания современной предметно – развивающей среды. В последнее время на помощь воспитателю и его воспитанникам приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)и в частности компьютер и компьютерные игры. В описании приведены требования и классификация компьютерных игр,длительность и рекомендуемое время при работе на компьютере детей дошкольного возраста. В статье раскрываются задачи воспитательно-образовательного характера,которые оказывают существенное влияние на процесс обуче-ния и воспитания в целом,что способствует повышению качества дошкольного образования.

Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования (1). В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. (2) Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К. Д.Ушинский заметил: “Детская природа требует наглядности”. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки – они статичны, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. (3). Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера и компьютерных игр. (4)

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютеробладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес несет в себе образный тип информации, понятный до-школьникам движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты); компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. (5)

Специалисты выделяют ряд требований,которым должны удовлетворять игры для детей:

• исследовательский характер,

• легкость для самостоятельных занятий ребенка,

• развитие широкого спектра навыков и представлений,

• высокий технический уровень,

• возрастное соответствие,

• занимательность.

Существующие на рынке обучающиепрограммы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. “Говорящие” словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, “бродилки”.

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и другие. (6)

Использование таких игр позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пре-делами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. (7)

Читайте также:  Методологические принципы работы группы развития ребенка перед школой

При организации образовательной деятельности такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование компьютерных технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой образовательной деятельности, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Максимальная одноразовая длительность работы не должна быть более указанной ниже:

Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день

Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день

Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день

Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день

Для детей 6 лет, относящиеся к группе риска

по состоянию зрения 10 минут в день

Для детей 5 лет, относящихся к группе риска

по состоянию зрения 7 минут в день

В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.

Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

– первая половина дня – оптимальна

– вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч. 30 мин. до 16ч. 30мин., после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей

6 лет – 2 раза в неделю.

рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером:

вторник, среда,

четверг – оптимальные;

понедельник – допустимый.

В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз. (8)

Цель компьютерных игр и программ-воспитание и обучение детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели,можно выделить следующие:

1. Формировать навыки и предпосылки к учебной деятельности.

2. Формировать элементарные математические представления.

3. Развивать речь.

4. Развивать сенсорные возможности ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию сознания.

7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка.

8. Развивать творческие способности детей. (9)

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами.Но до сих пор отсутствуют:

• методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;

• систематизация компьютерных развивающих игр и программ;

• единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. (10)

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию компьютерных технологий в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность дошкольного образования.

Список литературы

1. Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации”, N 273-ФЗ от 29.12.2012. Гл. 1. Ст. 16

2. Приказ Министерства образования науки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Гл. 4 ч 5

3. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М, 1998. с 12

4. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М, 2011. с 44

5. Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997. с 39-41

Источник