Компьютерная игра как средство развития ребенка
Ирина Шелист
Проект «Компьютерные игры-польза для развития»
ПРОЕКТ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ – ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ»
Вид проекта: групповой, дидактически – игровой
Продолжительность проекта: 1 месяц
Участники проекта: дети старше-подготовительной группы, родители дошкольников, воспитатель.
Обоснование актуальности
В связи с введением ФГОС стал актуальным вопрос организации развивающей
предметно-пространственной среды. В соответствии с требованиями ФГОС предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности
современного человека. Причина тому –повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии компьютерных технологий и прочих технических устройств
сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-
образовательных технологий (ИОТ) в образование –логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного пространства в целом.
Компьютер как универсальное информационное устройство является эффекти-
вным средством для решения задачи развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность. Информационные технологии, как отмечается в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество
Реализация проекта, обобщение и распространение опыта могут стать
основой для выработки образовательной программы и внедрения информационных технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения. С развитием информационных технологий, доступности большинства людей к компьютерной технике возникает потребность и формируется социальный заказ от родителей на раннее обучение ребенка работе на персональном компьютере. Но проблема заключается в том, что при наличии и многообразии обучающих программ для детей нет системного подхода к обучению ребенка дошкольного возраста работе на персональном компьютере. Предлагаемый проект предполагает развитие, воспитание и обучение ребенка в компьютерной среде, в условиях, когда компьютер является предметом изучения, инструментом деятельности, средством самореализации.
Инновационный проект «Компьютерные игры – польза для развития» предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.
Цель:
Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста. Исследовать возможности компьютерных дидактических игр для расширения интеллектуальных возможностей ребенка, в частности для развития произвольного внимания.
Задачи:
1. Изучить опыт использования компьютерных игр в развитии дошкольников
2. Подобрать компьютерные упражнения и задания на развитие познавательной активности старших дошкольников
3. Обеспечить достижения дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого для успешной учебы в школе и для всей последующей жизни.
4. Формировать навыки практической работы с современным программным обеспечением.
5. Развивать простейших технических умений.
6. Пропагандировать использование развивающих компьютерных игр в домашних условиях родителями в соответствии с возрастными и психическими особенностями детей.
Проблема:
На сегодняшний день, одной из проблем обучения компьютерной грамотности, является ограниченный доступ к электронно-вычислительной технике, особенно для детей дошкольного возраста. Сейчас у многих семей дома есть компьютер, но обучение ребенка работе на компьютере часто ограничивается играми, которые не всегда соответствуют их возрасту. Отсутствие времени и необходимых знаний у взрослых приводит к тому, что дети дошкольного возраста воспринимают компьютер как дорогую, очень интересную и часто недоступную игрушку. Помочь решить эту проблему детей и взрослых помогает проект «Компьютерные игры – польза для развития».
Компьютерное образование – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлективности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ребенок обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы.
Введение компьютерных игр в систему дидактических средств детского сада станет мощным фактором обогащения интеллектуальной основы, развития произвольного внимания ребенка.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации предполагаются следующие результаты:
1.Повыситься уровень познавательных процессов детей дошкольного возраста:
– логического мышления;
– объема памяти;
– внимания;
– творческих способностей;
– воображения;
2. Разовьются технические навыки и умения работы на компьютере:
– умения ориентироваться на экране монитора;
– умения пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел;
– умения управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором;
– выполнения техники безопасности работы на компьютере.
Предварительная работа:
1. Организовать общее собрание всех участников проекта для ознакомления с данной проблемой.
2. Подобрать дидактический игровой компьютерный материал для выполнения задач проекта.
Этапы реализации проекта
I. Организационно – подготовительный этап (декабрь)
Задачи этапа:
– изучить литературу по теме проекта;
-подобрать компьютерные игры в соответствии с тематическим планированием занятий по познавательному развитию;
-подобрать диагностический инструментарий в соответствии с развивающими компонентами познавательного развития;
– создать справочник библиографической литературы по теме проекта.
II. Основной этап (декабрь).
Задачи этапа:
1. Работа с детьми
– Овладение игровой компьютерной деятельностью.
– Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности в нахождении способов решения познавательно- дидактических задач в образовательной деятельности. – Вовлечь воспитанников в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизирует умственную деятельность. – Диагностика показателей результативности реализации программы
2. Работа с родителями
Использование компьютерных технологий в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам дидактического и познавательного развитиядетей следующим образом:
– Изучить представления родителей об использовании компьютерных игр ориентированных на познавательное развитие ребёнка;
– Привлечение родителей к дополнительной (закрепительной) работе с детьми дома изученного материала в группе;
– Использование средств компьютерных технологий для психолого-педагогического просвещения родителей;
– Познакомить родителей с Интернет-ресурсами для детей. 3. Работа педагога – Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников. – Подобрать диагностический инструментарий для мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта – Проведение открытого мероприятия для педагогов ДОУ по использованию компьютерных технологий в старшей и подготовительной группах; – Самообразование. В этом этапе проекта используются эмпирические методы анализ имеющегося опыта по теме, теоретическое моделирование, использование ИКТ в организации инновационной методической и просветительской работы;
III. Заключительный этап (декабрь)
Задачи этапа:
-провести итоговое диагностическое обследование по выявлению актуального уровня познавательного развития;
-провести сравнительный анализ диагностического обследования на предмет эффективности использования компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников;
– сделать вывод по теме проекта;
-ознакомить с результатами работы педагогический коллектив ДОУ и родителей.
Прогнозируемые результаты от реализации проекта
«Компьютерные игры-польза для развития»
-Устойчивое внимание детей в процессе деятельности за компьютером интерес к нему.
-Сформированные настойчивость и терпение у детей подготовительной группы.
– Повышение уровня познавательного развития у старших дошкольников.
-Способность ребенка находить решения методом проб. -Разработка методики использования компьютерных игр в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста.
-Повышение эффективности процесса обучения.
-Активизация познавательной деятельности детей.
-Активизация педагогического сознания родителей, педагогов, для создания единой информационной среды по интегрированию в познавательное развитие компьютерных игр.
Возрастет:
– исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы);
– мотив успешного решения познавательных задач;
-возможность практического использования компьютера детьми.
Реализация проекта
Форма проведения мероприятий: индивидуальные, групповые.Используемые методы: -практические занятия; -наблюдение; -беседы; -работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т. д.);-активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, занятие-соревнование.
Источник
Виктория Чаевская
Компьютерная игра как средство воспитания и обучения дошкольников
Ключевые слова: компьютерные технологии,развивающая среда,познавательная активность детей,компьютерная игра,повышение качества дошкольного образования.
В статье исследован вопрос о роли компьютерных игр,как одной из форм компьютерных технологий, в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. В новейших условиях решение задач гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, формирования стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов невозможно без создания современной предметно – развивающей среды. В последнее время на помощь воспитателю и его воспитанникам приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)и в частности компьютер и компьютерные игры. В описании приведены требования и классификация компьютерных игр,длительность и рекомендуемое время при работе на компьютере детей дошкольного возраста. В статье раскрываются задачи воспитательно-образовательного характера,которые оказывают существенное влияние на процесс обуче-ния и воспитания в целом,что способствует повышению качества дошкольного образования.
Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования (1). В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. (2) Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Еще К. Д.Ушинский заметил: “Детская природа требует наглядности”. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки – они статичны, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. (3). Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера и компьютерных игр. (4)
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютеробладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес несет в себе образный тип информации, понятный до-школьникам движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты); компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. (5)
Специалисты выделяют ряд требований,которым должны удовлетворять игры для детей:
• исследовательский характер,
• легкость для самостоятельных занятий ребенка,
• развитие широкого спектра навыков и представлений,
• высокий технический уровень,
• возрастное соответствие,
• занимательность.
Существующие на рынке обучающиепрограммы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. “Говорящие” словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, “бродилки”.
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и другие. (6)
Использование таких игр позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пре-делами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. (7)
При организации образовательной деятельности такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование компьютерных технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самой образовательной деятельности, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Максимальная одноразовая длительность работы не должна быть более указанной ниже:
Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день
Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день
Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день
Для детей 6 лет, относящиеся к группе риска
по состоянию зрения 10 минут в день
Для детей 5 лет, относящихся к группе риска
по состоянию зрения 7 минут в день
В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:
– первая половина дня – оптимальна
– вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч. 30 мин. до 16ч. 30мин., после дневного сна и полдника.
Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей
6 лет – 2 раза в неделю.
рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером:
вторник, среда,
четверг – оптимальные;
понедельник – допустимый.
В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости. В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз. (8)
Цель компьютерных игр и программ-воспитание и обучение детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели,можно выделить следующие:
1. Формировать навыки и предпосылки к учебной деятельности.
2. Формировать элементарные математические представления.
3. Развивать речь.
4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
5. Формировать эстетический вкус.
6. Развивать знаковую функцию сознания.
7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка.
8. Развивать творческие способности детей. (9)
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами.Но до сих пор отсутствуют:
• методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
• систематизация компьютерных развивающих игр и программ;
• единые программно-методические требования к компьютерным занятиям. (10)
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию компьютерных технологий в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность дошкольного образования.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации”, N 273-ФЗ от 29.12.2012. Гл. 1. Ст. 16
2. Приказ Министерства образования науки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».Гл. 4 ч 5
3. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М, 1998. с 12
4. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. М, 2011. с 44
5. Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997. с 39-41
Источник