Компьютер и развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Ирина Первухина
Роль и значение компьютера для детей дошкольного возраста

Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста.

Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не только пишет, читает и считает, но и работает с компьютером.

Введение информационных компьютерных технологий во все области специального и общего дошкольного образования должно быть подчинено задаче максимально возможного развития ребенка.

Знакомство детей дошкольного возраста с компьютером в ДОУ начинается с игр, тщательно подобранных с учетом возраста и направленности. Одна из важнейших функций таких игр – обучающая. Игры составлены так, что ребенок может воспринимать и усваивать не только единичные понятия или конкретные ситуации, но и получить обобщенные представления обо всех похожих предметах и ситуациях. Так у него развиваются важные операции мышления – обобщение и классификация.

В ходе компьютерной игры ребенок активизирует не только мышление, но и память, у него возникают различного рода представления, что способствует появлению новых горизонтов развития личности. Горизонты развития – не только зона ближайшего развития, но и своеобразный прогноз развития личности, данный в содержании познавательной мотивации. Это весьма тонкий психологический процесс, который еще будет изучаться многими учеными. Он характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации – возможность постоянного расширения горизонтов личности.

Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. В ДОУ, где установлены компьютеры, у детейпоявляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий.

Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с гордостью рассказывает друзьям о всех тонкостях и достоинствах работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности ребенка.

Играя за компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – не реальные вещи, а только знаки этих вещей. У детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т. е. понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т. д. В процессе таких занятий у детей улучшается память и внимание, потому что информация передается в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Компьютерные занятия способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх, от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, управлять «мышкой», что развивает мелкую моторику рук.

Таким образом, использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых видов детской деятельности, тесно связанных с компьютерными играми (компьютерное конструирование; творческое экспериментирование; развитие воображения, эстетического вкуса, быстроты реакции, рефлексии и т. д.).

Структура компьютерного занятия.

В планировании компьютерных занятий необходимо учитывать цели и задачи, программное содержание по всем видам деятельности и коррекционной работы с учетом тематического планирования воспитательно- образовательной работы в возрастных группах. Выбор программы должен соответствовать образовательным задачам того вида деятельности, на который нацелено компьютерное занятие. Оно включает подготовительную, основную и заключительную часть.

Подготовительная часть.

Детей вводят в сюжет занятия, готовят к компьютерной игре посредством бесед, конкурсов. Привлекают опыт по наблюдению за трудом взрослых, поведением животных, создают определенную предметно – ориентированную игровую среду, аналогичную компьютерной игре, цель которой – стимулировать воображение, побуждать к активной деятельности, подводить к пониманию и выполнению заданий на компьютере.

Подготовительная часть – необходимое звено развивающих занятий с компьютером. И не только потому, что дошкольникам, в силу возрастных особенностей мышления, без предварительной предметно – опосредованной деятельности непросто освоить манипуляции с экранными образами, но и потому, что для подготовки моторики рук к работе в содержание занятий обязательно включаем пальчиковую гимнастику.

Основная часть.

Ее содержание: а) овладение способом управления программой для достижения результата; б) самостоятельная игра за компьютером.

Педагог использует несколько способов «погружения» детей в компьютерную программу.

1. Наводящими и контрольными вопросами последовательно объясняет назначение каждой клавиши.

2. Ориентируясь на приобретенные навыки работы с компьютером, знакомит с новыми клавишами и их назначением.

3. Предлагает роль исследователя, экспериментатора с предоставлением возможности самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4. Предлагает карточки – схемы,где задает алгоритм управления программой: на первых этапах это знакомство с символами, проговаривание и отработка способов управления совместно с педагогом, в дальнейшем – самостоятельная «читка» схемы.

Заключительная часть.

Подведение итогов, оценка выполнения заданий и закрепление необходимых действий, понятий, смысловых структур и правил действия с компьютером (рисование, конструирование, игры). Снятие зрительного и мышечного напряжения (упражнения для глаз, физкультминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Требования к использованию игровых компьютерных программ.

Однако использование игровых компьютерных программ для развития и обучения детей как в ДОУ, так и в домашних условиях имеет свои особенности. Прежде всего необходимо ограничить время нахождения ребенка за компьютером (не более 20 минут). Кроме того, необходимо убедиться в качестве электронного продукта, который должен отвечать не только технологическим, но и гигиеническим, психологическим и дидактическим требованиям.

Читайте также:  Нижнекамск центр развития ребенка детский сад 90

Только систематическая работа с развивающими и обучающими компьютерными программами, ориентированными на использование их в образовательном учреждении, помогает достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребенка – дошкольника, формирует и развивает личностные и интеллектуальные качества, способности, которые помогут ребенку подготовиться к школе и успешно в дальнейшем учиться.

Список литературы

Беспалько В. П. Образование и обучение с использованием компьютера. М. ; Воронеж, 2002.

Леонова А. А. Дошкольники компьютер. Воронеж, 2004.

Королевская Т. К. Компьютерныеинтерактивные технологии и устная речь как средства коммуникации: достижения и поиски/1998.

Цветкова Т. В. Журнал «Воспитатель ДОУ» №12/2010. ООО «ТЦ СФЕРА», 2010.- 52с. – 56с.

Источник

Екатерина Иванова
Родительское собрание в старшей группе «Компьютер в жизни дошкольника»

Родительское собрание в старшей группе «Компьютер в жизни дошкольника».

Тема: «Информационная безопасность».

Подготовительная работа:

• разработка памятки для родителей «Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка»;

• изготовление приглашений на собрание для родителей;

• предварительное анкетирование родителей;

• составление памяток-подсказок для проведения тест-игры.

Оборудование:

• листы бумаги, ручки;

• жетоны (квадратики, кружочки) четырёх цветов.

Участники:

старший воспитатель;

• воспитатель;

родители;

• педагог-психолог.

Ход собрания

Организационная часть

При входе в группу каждый родитель берёт со стола жетон (квадратик, кружочек) одного из четырёх цветов и занимает согласно избранному цвету место в одной из четырёх родительских групп. Воспитатель старается определить в каждую группу родителя, имеющее педагогическое образование.

Воспитатель. Сегодня, придя на собрание, вы сможете задать вопросы специалистам и поделиться собственным опытом.

Сначала давайте рассмотрим результаты анкетирования (Приложение 1). Вижу, многие из вас отмечают, что дети стали много времени проводить за компьютером, многих этот факт беспокоит. И не напрасно. (Родители говорят о том, что они писали в анкете.)

• «Меня пугает моя дочка- в 3 она прекрасно разбиралась в DWD, в 4- в сотовом, в 6 сказала, что ей необходим собственный ноутбук)

• «Моя дочка ради компьютера на всё согласна: убрать в комнате, собрать игрушки, сходить в магазин».

Для сегодняшнего собрания мы выбрали очень важную тему-«Компьютер в жизни дошкольника». Попробуем разобраться в ситуации.

Основная часть

1. Выступления воспитателя и педагога-психолога «О компьютерной зависимости»

Воспитатель. Современный ребёнок рано знакомиться с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки компьютера. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а тихо сидят дома за компьютером. И, конечно, взрослые не подозревают, что дети узнают из компьютера. Они не догадываются, что компьютер не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени.

Первый участник. Скажите, пожалуйста, почему так происходит?

Воспитатель. Прежде всего из-за высокой познавательной мотивации, свойственной детям, которая выражается в их тяге ко всему новому; осознание уникальных возможностей применения современных информационных технологий для познания, общения или развлечения. Не следует забывать и о такой причине, как наличие характерных психологических проблем и затруднений у детей (особенно одарённых)– к примеру, трудностей в установлении и поддержании контактов с окружающими.

Есть семьи, где родители буквально погружены в мир Интернета, они не только не могут уделить внимание детям, помочь им, они сами нуждаются в помощи.

Опасна ли увлечённость информационными технологиями детей и родителей для их психического здоровья и развития? В какой момент такая увлечённость начинает становиться чрезмерной и избыточной? Послушаем педагога-психолога.

Педагог- психолог. Исследователи отмечают, что большая часть интернет- зависимых пользуется теми сервисами Интернета, которые связаны с общением. Российский врач- психиатр, психотерапевт В. А. Бурова считает, что Интернет притягателен в качестве средства ухода от реальности. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и осознание своей анонимности, безнаказанности и возможности осуществлять фантастические желания. Это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью, а также чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям. И последний пункт- это неограниченный доступ к любой информации

Второй участник. Как понять, есть у ребёнка такая зависимость или ещё нет?

Педагог- психолог. Вот общие признаки для распознавания компьютерной зависимости ребёнка:

• Если ребёнок ест, пьёт чай, занимается у компьютера.

• Засиделся до ночи у компьютера.

• Приходит домой- и сразу к компьютеру.

• Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

• Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишён компьютера.

• Увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям- прогулкам, домашним делам и. т. д., полностью или частично теряя к ним интерес.

• Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, это ведёт ко лжи относительно того, что он делает.

• Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает.

Третий участник. Как в таком случае помочь ребёнку?

Педагог- психолог. Если семья полная- оба родителя должны сообща оказывать ребёнку поддержку, не потакая ему. Следует проявлять подлинную заботу о ребёнке, это эффективнее критики и обвинений. Можно открыто сообщить ему о желании проконтролировать, как долго он пользуется компьютером- если он принимает это желание в штыки и (или) лжёт, такое поведение демонстрирует, скорее всего, что ребёнок не видит серьёзной ситуации.

Читайте также:  Основные этапы моторного развития ребенка

Не стоит восстанавливать ребёнка против себя, наказывая его или устанавливая для него правила работы за компьютером: намного предпочтительнее выработать вместе с ним компромиссный вариант.

Желательно, чтобы компьютер был установлен в общедоступном месте- одно это способно иной раз разрушить приватность и секрктность переписки в Интернете.

Полезно было бы постараться заинтересовать ребёнка чем-то ещё (так театральная, танцевальная и другие студии могут оказаться альтернативой ролевой игры в Интернете).

Наконец, не следует пренебрегать помощью специалиста (детского психолога, психотерапевта, особенно если он компетентен в применении Интернета.

2. Тест- игра для родителей «Возрастной портрет моего ребёнка, воздействие компьютера на развитие его личности»

Воспитатель. Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же есть нечто общее, что позволяет озарактеризовать детей,- это возрастные особенности.

Сейчас мы все вместе попробуем составить общий возрастной портрет ребёнка 5-6 лет, выделив показатели разных сторон его развития, а также отметим особенности, которые привносит работа за компьютером. Так мы ещё и пройдём тест на то, какая из групп лучше знает возрастные особенности своих детей.

Прочитав памятку- подсказку, вы должны сформулировать ряд умений и навыков, на основе которых составляется возрастной портрет по заданному направлению, не забывая в конце указать особенности, связанные с работой детей за компьютером.

Каждая группа готовит ответы не более 10 минут.

Представляю вам экспертов- заместителя заведующей, педагога- психолога, старшего воспитателя. Правильные ответы мы будем отмечать галочкой.

Первая группа- «Социальное развитие»

Памятка-подсказка: «Социальное развитие ребёнка 5-6 летпроцесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения».

– Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным?

Предполагаемые ответы родителей:

• умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

• стремятся быть первыми, огорчаются при неудаче;

• при общении со сверстниками, владеющими компьютером, легко устанавливают взаимоотношения;

• не знают, о чём говорить с детьми, не умеющими пользоваться компьютером.

Вторая группа-«Организация деятельности»

Памятка- подсказка:»При организации самостоятельной или совместной деятельности важно, чтобы у детей была цель, усилия к её достижению, общие интересы и переживания».

– Какие возрастные особенности детей 5-6 лет необходимо учитывать при организации такой деятельности?

Предполагаемые ответы родителей:

*способны сосредоточенно работать 10-15 минут;

*способны оценить качество своей работы в общем;

*способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание;

*могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;

*способны самостоятельно исправить ошибку в своей работе;

*могут продолжительное время проводить за компьютером;

*не хотят заниматься другими видами деятельности, не связанными с компьютером.

Третья группа-«Речевое развитие»

Памятка- подсказка:»Одним из важных моментов в развитии ребёнка является правильное и своевременное развитие речи. Своевременное формирование речи влияет на формирование всей нервной деятельности и является основой умственного развития ребёнка.

К 5 годам появляются сложные предложения, дети уже могут составить сказки, пересказывать рассказы, улучшается их фонематическое восприятие, заканчивается правильное произношение, и ребёнок уже в норме должен говорить чисто».

– Какие возрастные особенности детей 5-6 лет необходимо учитывать при развитии речи?

Предполагаемые ответы родителей:

*способны правильно воспроизводить все звуки родного языка;

*способны к простейшему звуковому анализу слов;

*обладают хорошим словарным запасом (3,5-7 тысяч слов);

*грамматически правильно строят предложения;

*умеют самостоятельно пересказывать или составлять рассказ по картинкам;

*свободно общаются с взрослыми и сверстниками;

*активно общаются на компьютерную тематику, используют «компьютерные «слова.

Четвёртая группа- «Интеллектуальное развитие»

Памятка- подсказка:»Интеллект- общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллекта,объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, память, представление, мышление, воображение. Интеллектуальное развитие ребёнка осуествляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта».

– Какие возрастные особенности детей 5-6 лет необходимо учитывать при развитии их интеллекта?

Предполагаемые ответы родителей:

• способны к классификации предметов, простейшим умозаключениям;

• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, способны к произвольному вниманию, однако оно ещё не устойчиво (10-15 минут);

• количество одновременно воспринимаемых объектов невелико-1-2;

• преобладает непроизвольная память;

• легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;

• способны овладеть приёмами логического запоминания (смысловые соотношения и группировка);

• не способны быстро и часто переключать внимание с одного вида деятельности на другой;

• часто удивляют окружающих осведомлённостью в тех вопросах, которыми владеть не должны в силу возрастных особенностей. Главным источником информации здесь выступает Интернет.

Каждая группа озвучивает полученные в ходе обсуждения результаты, а воспитатель дополняет, зачитывая предполагаемые ответы родителей). Участники группы, которая наиболее полно осветила предложенный вопрос, получают почётное звание знатоков.

3. Мнение эксперта

Старший воспитатель. Скажите, пожалуйста, а в какие компьютерные игры играет ваш ребёнок? Каковы правила и продолжительность этих игр? (Родители отвечают)

Компьютерныеигры приносят не только вред:

Читайте также:  Задание на развитие образной памяти ребенка

Плюсы:

Развивают:

-логику, мышление

– память (все игры);

– внимательность, реакцию, сообразительность

– знание иностранных языков;

– знание компьютера (все игры)

Минусы:

Нередко приводят:

– к психическим расстройствам;

– ухудшению зрения;

– развитию жестокости;

– ухудшению физической подготовки, отставанию в умственном развитии;

– игровой зависимости.

Игровые программы успешно применяются с целью воспитания и развития дошкольников,необходимо лишь следовать простым рекомендациям:

• Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим- активные, динамические.

• Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы- такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

• Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры.Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть долгой.

• Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода- малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

Постарайтесь, чтобы он усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов- нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Эксперт обобщает сказанное по параметру «Как неправильное использование компьютера влияет на развитие ребёнка?», а также отмечает, что компьютер- лишь средство получения информации, и как им пользуется ребёнок, во многом зависит от родителей.

Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель. И так, всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное- ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса надо проявить, с одной стороны, настойчивость и последовательность, а с другой- преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который, сидя за компьютером, не мещает заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.

Теперь мне бы хотелось спросить:

– Какая тема показалась вам наиболее значимой в аспекте информационной безопасности ваших детей?

– Хотели бы вы обсудить эту тему в дальнейшем?

Каждому участнику я даю памятку «Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка» (Приложение 2). Надеюсь, при соблюдении данных рекомендаций вы вместе со своим ребёнком избежите проблем, о которых мы сегодня говорили.

Приложение 1

Анкета для родителей

1. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться компьютером?

2. Сколько времени он проводит за компьютером в день?

3. За компьютером дошкольник:

– играет в игры;

-смотрит мультфильмы или фильмы;

– другое.

4. Вы довольны, что ваш ребёнок так увлечён компьютером?

5. Испытываете ли вы беспокойство по поводу пользования ребёнка компьютером? Если да, то назовите причины такого беспокойства.

6. Что такое информационная безопасность ребёнка, по вашему мнению?

7. Какие меры по информационной безопасности вашего ребёнка вы предпринимаете? Назовите их.

8. Какие черты характера появились у ребёнка при использовании компьютера?

9. Сколько времени вы сами проводите за компьютером?

Мама-…

Папа-…

10. Считаете ли вы, что ваше увлечение компьютером влияет на развитие ребёнка? Если да, то каким образом?

Приложение 2

Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка

(памятка для родителей)

• Разместите компьютер в общей комнате- таким образом, обсуждение интернета станет повседневной привычкой, и ребёнок не будет наедине с компьютером, если у него возникнут проблемы.

• Используйте будильник, чтобы ограничить время игр или пребывания ребёнка в Сети. По санитарным нормам ребёнок не может проводить за компьютером более 15 минут поряд. Играть в компьютерные игры перед сном запрещается всем детям.

• Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам- фильтр.

• Установите любую из программ в зависимости от операционной системы вашего компьютера- это поможет отфильтровать вредоносное содержимое; выяснить, какие сайты посещает ребёнок; установить временные рамки использования компьютера или Интернета; блокировать нежелательные действия маленького пользователя в Сети. Самыми популярными программами родительского контроля являются:

«Дополнительная безопасность» в Windows 7- обеспечит сохранность личных данных от всех возможных угроз ;

«Семейная безопасность» в Windows live- поможет уследить за контактами и интересами вашего ребёнка даже с другого компьютера;

«Родительский контроль» в Windows Vista- с её помощью вы можете определить время, когда ребёнок может зайти в систему, а также с помощью фильтра установить запрет к отдельным играм, узлам, программам;

«Родительский контроль» в Kaspersky Cristal- помимо антивирусной программы, она позволяет следить за тем, какие сайты посещает ребёнок, и ограничивать посещение «неугодных». Кроме того, программа поможет вам сохранить личную информацию (семейные фото, пароли, файлы) от вторжения и хищения.

* Создайте «Семейные интернет- правила», которые будут способствовать онлайн- безопасности детей.

* Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникают у них в процессе использования компьютера, интересуйтесь друзьями из Интернета. Учите критически относиться к информации в Интернете и не делиться личными данными онлайн.

* Предложите ребёнку другие возможности времяпрепровождения: походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры.

* Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания в качестве поощрения (например, за уборку в своей комнате).

На этом наше собрание закончено. Спасибо всем.

Источник