Компьютер и интеллектуальное развитие ребенка

Анна Маркина
Основные компьютерные программы для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие выступает как важнейшей компонент любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия интеллектуальных способностей человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры интеллектуальных способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые,как: Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже С. Л. Рубинштейн, Л. С. Сахаров, А. Н. Соколов, и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования интеллектуальных способностей. И сейчас, чтобы успешно развивать их в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

К развитию интеллектуальных способностей относится: развитие мышления (познавательного, творческого, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность, мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр., познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр., умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков

Существует три основные программы для развития интеллектуальных способностей:

– Обучающие программы

– Тренажеры

– Учебно-игровые

Обучающие программы

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизируют их творческий потенциал. Это программы которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Рассмотрим наиболее стандартный, если можно так сказать, набор программ, который предпочитают использовать для обучения детей.

Классифицировать обучающие детские программы, с точки зрения пользователя, можно по огромному множеству критериев, которые необходимо учитывать при выборе программы.Специалисты выделяют 5 направлений:

– логика и память;

– мелкая моторика рук;

– счет и чтение;

– объемное восприятие и фантазия;

– музыкальный слух и художественный вкус.

Логическое мышление малыша могут развивать программы, в которых необходимо оперировать не просто вещами, но и их видоизмененными «копиями», силуэтами, например. При этом используется память. Это могут быть паззлы или игра «собери предметы», где нужно будет запомнить предметы, а затем отыскать их в каком-то пространстве. Примером таких программ может быть «Логика для малышей»,Baby Logics, Cifiri, «Развиваем память», Монтессори, “Веселые Картинки” — инструментальный пакет для создания и решения задач, связанных со сборкой на экране упорядоченного множества объектов текстовой и графической структуры и т. д.

Моторику рук развивают все программы, где управление происходит при помощи нажатия определенных клавиш или отклонения мыши в определенную сторону. Особенно полюбятся малышам красочные обучающие программы вроде «От винта» или «Air-Race».

Счет и чтение – это, пожалуй, самая развитая категория. Это MathMatic, «Занимательная арифметика» и многое другое.

Объемное восприятие и фантазию разовьют обучающие программы, где нужно собрать персонажа или нарисовать что-то определенное. Хороший пример – «Tower Box», где выданные предметы нужно сложить определенным образом, или «Снежные загадки», где необходимо собрать мозаику.

Музыкальные и художественные программы позволят ребенку без труда выучить ноты, цвета, тона, научиться воспринимать искусство. Хорошо подойдут музыкальные редакторы и раскраски, которых во всемирной сети огромное множество.

– “Раскрашка” — простейший редактор, который рекомендуется включать в обучение первым навыкам работы с графической информацией. С помощью курсора, принимающего несколько различных форм и способного менять размер, можно рисовать контурные и закрашенные рисунки. Программа способна помнить историю рисунка. Это позволяет использовать ее как инструмент простейшей мультипликации.

Тренажеры

Программы, предназначенные для отработки разного рода умений и навыков.

К таким программам относятся:

Тренажер «Собери бусинки на нитку»– тренировать мелкую моторику, мышкой двигать детали по экрану, а также собирать элементы по заданным линиям и в определенной последовательности.Задания специально подобраны по сложности: сначала одного цвета, потом чередование цвета, потом чередование размера, затем чередование разных фигур, а уж в конце творческое задание по собиранию собственных бус. Линии располагаются горизонтально и вертикально, а также по кругу.

Тренажер «Домики» – Тренажер направлен на отработку и самопроверку знаний состава числа

“Тренажер Мозга” – это профессионально разработанная программа – тренинг, для развития и повышения таких важных – Память, Внимание, Счет, Логика, Реакция.

Интеллект-тренажер“- уникальность программы заключается в том, что каждое упражнение стимулирует развитие сразу нескольких способностей, а предлагаемая очередность их выполнения позволяет достичь максимальных результатов при минимально затраченном времени и нагрузке на мозг.

Учебно-игровые программы

Программы предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Читайте также:  Какую роль в диагностике развития ребенка играют игровые ситуации

Анализ программного обеспечения, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения.

Классификация компьютерных программ и игр

1. Развивающие игры для дошкольников.

Это компьютерные программы, предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка. К программамэтого типа относятся:

-графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения;

-простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста;

«конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

«музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи;

«конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.

Обучающие игры

Это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий. «Гарфилд дошкольникам», «Гарфилд школьникам», “Сложи узор”, “Калейдоскоп”.

Игры – эксперименты

В играх этого типа цель и правила игры не заданы явно, а скрыты в сюжете или способе управления. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия в игре.

Игры-забавы

В таких играх не содержатся в явном виде игровые задачи или задачи развития. Они просто предоставляют возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». “В поисках Немо”, “Элька”

Компьютерные диагностические игры

Игры развивающие, обучающие, эксперименты, можно считать диагностическими, поскольку опытный педагог и, тем более, психолог по способу решения компьютерных задач смогут многое сказать о ребенке.

Логические игры.

Данные игры направлены на развитие логического мышления.

К данной категории игр относят:

– Шахматные игры: шашки, шахматы и т. п.

– Логические учебные развивающие игры: лабиринты, угадай число, слово, крестики-нолики и др.

Использование основных программ для развития интеллектуальных способностей способствует успешной психологической адаптации детей к условиям школы, к успешной социализации в обществе, повышению своего уровня развития, становление на более высокий интеллектуальный уровень.

Источник

Ìàðüÿíà Ìèõàéëîâíà Áåçðóêèõ (ðîä. 1945) — ñîâåòñêèé è ðîññèéñêèé ó÷¸íûé-ôèçèîëîã, ïñèõîëîã, äîêòîð áèîëîãè÷åñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, àêàäåìèê ÐÀÎ (ñ 2004 ãîäà), ëàóðåàò Ïðåìèè Ïðåçèäåíòà ÐÔ â îáëàñòè îáðàçîâàíèÿ, äèðåêòîð Èíñòèòóòà âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè Ðîññèéñêîé àêàäåìèè îáðàçîâàíèÿ (ñ 1996 ãîäà).

Ýòî öåíòðàëüíàÿ ôèãóðà â èññëåäîâàíèè ëåâøåñòâà è ëåâîðóêîñòè ó äåòåé è âçðîñëûõ, ó÷¸íûé, ïîä ðóêîâîäñòâîì êîòîðîãî âûïîëíåíî ìíîãî èíòåðåñíûõ ðàáîò. Ñåãîäíÿ, â ïðîäîëæåíèå ðàçãîâîðà ïðî èíòåëëåêò, íà÷àòîãî â ïîñòå ïðî òåñò Ðàâåíà, ÿ õî÷ó ïîçíàêîìèòü âàñ ñ å¸ ëþáîïûòíûì ýêñïåðèìåíòàëüíûì èññëåäîâàíèåì,

Áåçðóêèõ Ì.Ì., Êîìêîâà Þ. Í. Îñîáåííîñòè èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé 15–16 ëåò ñ ðàçíûì îïûòîì ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì // Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ. 2010. Òîì 3. ¹ 3. Ñ. 110–122.

Îïóáëèêîâàíà ñòàòüÿ â íàó÷íîì àêàäåìè÷åñêîì æóðíàëå, ïîëíûé òåêñò åñòü îíëàéí ïî ññûëêå https://psyjournals.ru/exp/2010/n3/32142_full.shtml

Çäåñü ïðîöèòèðóþ ëþáîïûòíûå âûäåðæêè.

Âûâîäû ñòàòüè:

“Îïûò ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì ôîðìèðóåò îïðåäåëåííóþ ñòðàòåãèþ êîãíèòèâíîé äåÿòåëüíîñòè, è ïîçâîëÿþò ñäåëàòü âûâîä î òîì, ÷òî îïòèìàëüíûì âîçðàñòîì íà÷àëà ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì ÿâëÿåòñÿ âîçðàñò 9–10 ëåò. Ðàííèé îïûò ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì (8 ëåò è ðàíåå) îêàçûâàåò ñòèìóëèðóþùåå âëèÿíèå íà èíòåë­ëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå äåòåé, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóþò çíà÷èìî áîëåå âûñîêèå ïîêàçàòåëè êàê îáùåãî âåðáàëüíîãî è îáùåãî ìàòåìàòè÷åñêîãî, òàê è îáùåãî èíòåëëåêòóàëüíîãî ïîêàçàòå­ëåé ó äåòåé, íà÷àâøèõ ðàáîòó çà êîìïüþòåðîì â 8 ëåò è ðàíåå. Îïûò ðàáîòû çà êîìïüþòå­ðîì, ïðèîáðåòàåìûé ñ 9–10 ëåò, îêàçûâàåò ñòîëü æå ñòèìóëèðóþùåå âëèÿíèå íà ïîçíàâà­òåëüíîå ðàçâèòèå, è â îñîáåííîñòè íà ðàçâèòèå çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ. Ïî-âèäèìîìó, ïîçèòèâíîå âëèÿíèå òàêîãî îïûòà ñâÿçàíî ñ ñîçðåâàíèåì ìåõàíèçìîâ ïðî­èçâîëüíîé ðåãóëÿöèè äåÿòåëüíîñòè â âîçðàñòå 9–10 ëåò è âûñîêîé ñòåïåíüþ îñîçíàííîñòè ðåàëèçàöèè äåÿòåëüíîñòè. Îïûò ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì, ïðèîáðåòàåìûé ïîñëå 10 ëåò, óæå íå îêàçûâàåò ñòîëü ñòèìóëèðóþùåãî âëèÿíèÿ íà ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå äåòåé”.

Òåïåðü ïîäðîáíîñòè.

Âîò òàê áûëî îðãàíèçîâàíî èññëåäîâàíèå:

“ ýêñïåðèìåíòå ó÷àñòâîâàëè 250 ïîäðîñòêîâ 15–16 ëåò (ó÷àùèåñÿ øêîë Ìîñêâû). Âñå ïîäðîñòêè áåç âûðàæåííûõ îòêëîíåíèé ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ, áåç íàðóøå­íèé çðåíèÿ. Îáñëåäîâàíèå ïðîâîäèëîñü ñ ïèñüìåííîãî ñîãëàñèÿ ðîäèòåëåé è ïåäàãîãîâ è óñòíîãî ñîãëàñèÿ ñàìèõ äåòåé.

Èçó÷åíèå óðîâíÿ èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ïðîâîäèëîñü ñ èñïîëüçîâàíèåì òå­ñòà Ð. Àìòõàóýðà â ìîäèôèêàöèè Ê. Ì. Ãóðåâè÷à ñ ñîàâòîðàìè (Ðóêîâîäñòâî ê ïðèìåíå­íèþ …, 1993). Íà ðóññêîì ÿçûêå êëàññè÷åñêèé âàðèàíò òåñòà âïåðâûå îïèñàí â ìîíîãðàôèè Â. Ì. Áëåéõåðà è Ë. Ô. Áóðëà÷óêà (Îáùàÿ ïñèõîäèàãíîñòèêà, 1987). Òåñò äèàãíîñòèðóåò ÷åòûðå êîìïîíåíòà èíòåëëåêòà (âåðáàëüíûé, ñ÷åòíî-ìà òåìàòè÷åñêèé, ïðîñòðàíñòâåííûé, ìíåìè÷åñêèé) ïî ñëåäóþùèì ïîêàçàòåëÿì:

Читайте также:  Особенности личности ребенка с отклонениями в развитии

«Ëîãè÷åñêèé îòáîð» (LS) – îöåíèâàåòñÿ «÷óâñòâî ÿçûêà»: èñïûòóåìûé äîëæåí çà­âåðøèòü ïðåäëîæåíèå, âûáðàâ ïîäõîäÿùåå ñëî âî èç ñïèñêà.

«Îïðåäåëåíèå îáùèõ ïðèçíàêîâ» (GE) – îöåíèâàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê ïî íÿòèéíîé àáñòðàêöèè: èñïûòóåìîìó ïðåäëàãàåòñÿ âûáðàòü èç ïÿòè ñëîâ åäèíñòâåííîå, íå èìåþùåå ñìûñëîâîé ñâÿçè ñ îñòàëüíûìè.

«Àíàëîãèè» (AN) – îöåíèâàþòñÿ êîìáèíàòîðíûå ñïîñîáíîñòè: èñïûòóåìîìó ïðåä­ëàãàþò ðÿä èç òðåõ ñëîâ; ìåæäó ïåðâûì è âòîðûì èìååòñÿ ñìûñëîâàÿ ñâÿçü, èñïûòóåìûé äîëæåí ïîäîáðàòü ê òðåòüåìó ñëîâó ÷åòâåðòîå, êîòîðîå íàõîäèëîñü áû ñ íèì â àíàëîãè÷íîé ñâÿçè.

«Êëàññèôèêàöèÿ» (KL) – îöåíèâàåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê ñóæäåíèþ: èñïûòó åìûé äîë­æåí îáîçíà÷èòü äâà ñëîâà îáùèì ïîíÿòèåì.

«Ñ÷åò» (RA) – îöåíèâàåòñÿ óðîâåíü ðàçâèòèÿ àðèôìåòè÷åñêîãî ìûøëå íèÿ: èñïû­òóåìûé äîëæåí ðåøèòü 20 àðèôìåòè÷åñêèõ çàäà÷.

«Ðÿäû ÷èñåë» (ZR) – îöåíèâàåòñÿ èíäóêòèâíîå ìûøëåíèå: èñïûòóåìîìó íóæíî óñòà íîâèòü çàêîíîìåðíîñòü ÷èñëîâîãî ðÿäà, ïðîäîëæèòü åãî.

«Âûáîð ôèãóð» (FS) – îöåíèâàåòñÿ ïðîñòðàíñòâåííîå âîîáðàæåíèå: ïðåäúÿâëÿþò­ñÿ ðàçäåëåííûå íà ÷àñòè ôèãóðû, íóæíî âûáðàòü ôèãóðó, ñîîòâåòñòâóþùóþ ðàçäåëåííîé.

«Êóáèêè» (WU) – îöåíèâàåòñÿ óìåíèå ìûñëåííî îïåðèðîâàòü îáúåìíûìè òåëàìè â ïðîñòðàíñòâå: èñïûòóåìîìó ïðåäëàãàþò ðèñóíîê êóáà â èçìåíåííîì ïîëîæåíèè, è åãî çà­äà÷à ñîñòîèò â âûáîðå èç ïðåäëîæåííûõ ðèñóíêîâ êóáà, ñîîòâåòñòâóþùåãî äàííîìó.

«Çàäàíèå íà ñîñðåäîòî÷åíèå âíèìàíèÿ è ïàìÿòü» (ME): ïðåäëàãàåòñÿ çà ïîìíèòü ðÿä ñëîâ è íàéòè ýòè ñëîâà ñðåäè äðóãèõ.

Êàæäîå ïðàâèëüíîå ðåøåíèå îöåíèâàåòñÿ â 1 áàëë (êðîìå 4-ãî ñóáòåñòà, ïðàâèëüíûé îòâåò êîòîðîãî îöåíèâàåòñÿ â 2 áàëëà). Ïî ðåçóëüòàòàì ïðîâåäåííîãî èññëåäîâàíèÿ îïðåäå­ëÿþòñÿ ñóììàðíûå øêàëüíûå îöåíêè ïî âñåì îáùèì ïîêàçàòåëÿì: Rw – ñóììàðíûé âåðáàëü­íûé ïîêàçàòåëü; Rm – ñóììàðíûé ïîêàçàòåëü âûïîëíåíèÿ ìàòåìàòè÷åñêèõ ñóáòåñòîâ 5 è 6; Rpr – ñóììàðíûé ïðîñòðàíñòâåííûé ïîêàçàòåëü âûïîëíåíèÿ ñóáòåñòîâ 7 è 8. Îáùèé áàëë (Ro) ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îöåíêó óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ïî òåñòó Ð. Àìòõàóýðà è ïîäñ÷èòûâà­åòñÿ ïóòåì ñóììèðîâàíèÿ áàëëîâ, ïîëó÷åííûõ çà âûïîëíåíèå êàæäîãî èç äåâÿòè ñóáòåñòîâ.

Âûäåëåíèå ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêîé ñòðóêòóðû êîìïîíåíòîâ èíòåëëåêòà ïîçâîëÿåò äàòü íå òîëüêî îáùóþ õàðàêòåðèñòèêó ðàçëè÷íûõ ñòîðîí èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, íî è ïðîàíàëèçèðîâàòü îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé (Áåçðóêèõ, Êîìêîâà, 2010).

Ñòàòèñòè÷åñêàÿ îáðàáîòêà ïðîâîäèëàñü ñ ïîìîùüþ ANOVA è t-òåñòà Ñòúþäåíòà. Îïûò ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì îïðåäåëÿëñÿ àíêåòèðîâàíèåì (Áåçðóêèõ, Êîìêîâà, 2008)”.

×òî ãîâîðÿò äðóãèå èññëåäîâàòåëè:

“Íåêîòîðûå àâòîðû ïðåä­ïîëàãàþò, ÷òî èñïîëüçîâàíèå êîìïüþòåðíûõ òåõíîëîãèé ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ ðå÷è ó ìàëåíüêèõ äåòåé (Clements et al., 1993). Äðóãèå èññëåäîâàòåëè îòìå÷àþò, ÷òî èñïîëü­çîâàíèå èíòåðíåòà ïîëîæèòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà ïîâûøåíèè ýêçàìåíàöèîííûõ îòìåòîê ïî ÷òåíèþ ó 10–18-ëåòíèõ äåòåé (Jackson et al., 2006).  òî æå âðåìÿ ñóùåñòâóþò äàííûå î òîì, ÷òî èñïîëüçîâàíèå êîìïüþòåðà è êîìïüþòåðíûõ èãð ìîæåò ïðèâåñòè ê çàäåðæêå ÿçûêîâîãî ðàçâèòèÿ è ñîöèàëüíîé èçîëÿöèè (Healy, 1998; Cordes, Miller, 2000). Òàêæå âûäâèãàþòñÿ ïðåäïîëîæåíèÿ, ÷òî èñïîëüçîâàíèå êîìïüþòåðíûõ òåõíîëîãèé ìîæåò îãðàíè÷èòü «âíó­òðåííþþ ðå÷ü» (Healy, 1998).

Îäíàêî íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè ïðèäåðæèâàþòñÿ «çîëîòîé ñåðåäèíû». Àíàëèçèðóÿ ðÿä èññëåäîâàíèé (Schetz, Bhargava, Escobedo, Kelly, Schorger), ïðîâåäåííûõ íà äîøêîëü­íèêàõ, äåëàþòñÿ âûâîäû î òîì, ÷òî åñëè êîìïüþòåðû è íå äàþò âûðàæåííîãî ýôôåêòà â ÿçûêîâîì ðàçâèòèè, òåì íå ìåíåå, ñîçäàþò îêðóæàþùóþ ñðåäó, â êîòîðîé äåòè èñïîëüçóþò áîëåå ðàçíîîáðàçíûå ðå÷åâûå îáîðîòû (McCarrick, Li, 2007).

Ïðîòèâîðå÷èâû è äàííûå î âëèÿíèè ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì íà ìàòåìàòè÷åñêèå ñïîñîáíîñòè. Ðåçóëüòàòû íàøåãî èññëåäîâàíèÿ ñâèäåòåëüñòâóþò î âûðàæåííîì âëèÿ­íèè ôàêòîðà «îïûò ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì» íà âûïîëíåíèå ìàòåìàòè÷åñêèõ ñóáòåñòîâ 5 «Àðèôìåòèêà» (F(2,250)=8,210, ð=0,0001) è 6 «Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü öèôð» (F(2,250)=5,782, ð=0,004), à òàêæå îáùèé ìàòåìàòè÷åñêèé ïîêàçàòåëü (Rm) (F(2,250)=8,734, ð=0,0001), áàçîâîé îñíîâîé êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ñôîðìèðîâàííîñòü ñ÷åòíûõ îïåðàöèé è âåðáàëüíî­ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ (Áåçðóêèõ, Êîìêîâà, 2010). Òàê, ëó÷øèå ðåçóëüòàòû ïðè âûïîë­íåíèè ñóáòåñòà 5 «Àðèôìåòèêà» îòìå÷åíû ó èñïûòóåìûõ 1-é ãðóïïû ïî ñðàâíåíèþ ñ 3-é ãðóïïîé (ð=0,0001). Êðîìå òîãî, íàìè âûÿâëåíû çíà÷èìûå ðàçëè÷èÿ ïî ýòîìó ïîêàçàòå­ëþ ìåæäó èñïûòóåìûìè 2-é è 3-é ãðóïï (ð=0,031). Ïîäîáíûå ðåçóëüòàòû îòìå÷àþòñÿ è ïî ðåçóëüòàòàì âûïîëíåíèÿ ñóáòåñòà 6 «Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü ÷èñåë», ãäå âûñîêèå ïîêàçàòåëè òàêæå îòìå÷àþòñÿ ó äåòåé, íà÷àâøèõ ðàáîòó çà êîìïüþòåðîì â 8 ëåò è ðàíåå (ð=0,002).

Ïîëó÷åííûå äàííûå ïî ïîêàçàòåëåì ìàòåìàòè÷åñêèõ ñóáòåñòîâ çàêîíîìåðíî îòðàæà­þòñÿ íà îáùåì ìàòåìàòè÷åñêîì ïîêàçàòåëå (Rm), êîòîðûé çíà÷èìî íèæå ó èñïûòóåìûõ 3-é ãðóïïû â ñðàâíåíèè ñ èñïûòóåìûìè 1-é (ð=0,0001) è 2-é ãðóïï (ð=0,042). Òàêèì îá­ðàçîì, íàìè ïîêàçàíî ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå îïûòà ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì íà ðàçâèòèå ìàòåìàòè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.

Âàæíî îòìåòèòü, ÷òî, ïî ìíåíèþ ðÿäà èññëåäîâàòåëåé, ïðîñòîå èñïîëüçîâàíèå ïðîãðàììèðîâàíèÿ íå â ñîñòîÿíèè ïðèâåñòè ê õîðîøèì ðåçóëüòàòàì ïî ìàòåìàòèêå. Ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî ïðè âçàèìîäåéñòâèè ìàòåìàòèêè è ïðîãðàì­ìèðîâàíèÿ (Clements, Meredith, 1993)”.

Êàê âëèÿþò íà ðàçâèòèå èíòåëëåêòà êîìïüþòåðíûå èãðû? Âîò ÷òî ïèøóò àâòîðû ñòàòüè:

“Äàëåå, íåêîòîðûå èññëåäîâàòåëè îòìå÷àþò, ÷òî èñïîëüçîâàíèå êîìïüþòåðà, â ÷àñò­íîñòè êîìïüþòåðíûõ âèäåîèãð, ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ïðîñòðàíñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé ó äåòåé (Subrahmanyam, Greenfield, 1994; De Lisi, Wolford, 2002; Sims, Mayer, 2002). Íàìè òàêæå âûÿâëåíî âëèÿíèå ôàêòîðà «îïûò ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì» íà ïîêàçàòåëü ïðîñòðàí­ñòâåííîãî ñóáòåñòà 7 «Ñëîæåíèå ôèãóð» (F(3,458)=2,448, ð=0,033) è îáùèé ïðîñòðàí­ñòâåííûé ïîêàçàòåëü (Rpr) (F(2,250)=4,190, ð=0,016). Ïðè âûïîëíåíèè ïðîñòðàíñòâåí­íîãî ñóáòåñòà 7 «Ñëîæåíèå ôèãóð», ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêîé îñíîâîé êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ ñôîðìèðîâàííîñòü çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ, âåðáàëüíî-ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, îðãàíèçàöèÿ è ðåãóëÿöèÿ äåÿòåëüíîñòè, íàìè îòìå÷àþòñÿ âûñîêèå ðåçóëüòàòû ó èñïûòóìûõ 2-é ãðóïïû â ñðàâíåíèè ñ èñïûòóåìûìè 3-é ãðóïïû (ð=0,038). Çíà÷èìûõ ðàçëè÷èé â ïîêàçàòåëÿõ ñóáòåñòà 8 «Êóáèêè» ìåæäó ãðóïïàìè íå âûÿâëåíî. Îäíàêî âû­ñîêèé îáùèé ïðîñòðàíñòâåííûé ïîêàçàòåëü (Rpr) òàêæå îòìå÷àåòñÿ ó èñïûòóåìûõ 2-é ãðóïïû (ð=0,017), êîòîðûå íà÷àëè ðàáîòàòü çà êîìïüþòåðîì â 9–10 ëåò, â ñðàâíåíèè ñ èñ­ïûòóåìûìè 3-é ãðóïïû.

Читайте также:  Центр развития ребенка в железнодорожном районе

 ëèòåðàòóðå ìû íå îáíàðóæèëè èññëåäîâàíèé, êîòîðûå óêàçûâàëè áû íà ñâÿçü ìåæäó âèäåîèãðîé, âíèìàíèåì è óñïåâàåìîñòüþ. Êðîìå òîãî, áîëüøàÿ ÷àñòü èññëåäîâàíèé âîçäåé­ñòâèÿ êîìïüþòåðíûõ âèäåîèãð íà ïîçíàâàòåëüíûå íàâûêè èçìåðÿåò ýôôåêòû âèäåîèãð íå­ìåäëåííî ïîñëå çàíÿòèÿ è íå îáðàùàåòñÿ ê âîïðîñàì î ñîâîêóïíîì âîçäåéñòâèè èíòåðàê­òèâíîé èãðû íà ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå (Greenfield et al., 1994).

Ïî ìíåíèþ íåêîòîðûõ èññëåäîâàòåëåé (Braun, Giroux, 1989), âèäåîèãðû çàñòàâëÿþò ïîñòîÿííî è îäíîâðåìåííî îáðàáàòûâàòü ìíîãîìîäàëüíóþ èíôîðìàöèþ, ÷òî ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ áîëåå êîîðäèíèðîâàííûõ ìîòîðíûõ äåéñòâèé íà îñíîâå ïîñëåäîâàòåëüíîãî ìîäå­ëèðîâàíèÿ, èñïîëíèòåëüíîãî ïëàíèðîâàíèÿ è îöåíêè òåêóùåé îáðàòíîé ñâÿçè.

Ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ðàáîòà çà êîìïüþòåðîì ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ òîëüêî òîãî ïðîñòðàíñòâåííîãî íàâûêà, êîòîðûé èñïîëüçóåòñÿ â èãðå (Subrahmanyam, Greenfield, 1994). Êðîìå òîãî, íàâûêè ñîâåðøåíñòâóþòñÿ òîëüêî â òîì ñëó÷àå, åñëè îíè äîñòèãëè îïðåäåëåí­íîãî óðîâíÿ çðåëîñòè (Subrahmanyam, Greenfield, 1994; Subrahmanyam et al., 2000, p. 128). Îäíàêî ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ ïÿòè-, ñåìè- è äåâÿòèêëàññíèêîâ, ïðîâåäåííîãî ðàíåå íà ìàòåðèàëå êîìïüþòåðíûõ èãð, íå âûÿâèëè ðàçëè÷èé ìåæäó äåòüìè ðàçíûõ âîçðàñòíûõ ãðóïï â çàäà÷å âðàùåíèÿ ôèãóðû (McClurg, Chaille, 1987).

Êðîìå òîãî, ñîãëàñíî ïðåäïîëîæåíèþ íåêîòîðûõ èññëåäîâàòåëåé, óâëå÷åííîñòü «ñèëüíûìè» âèäåîèãðàìè ñâÿçàíà ñî ñíèæåíèåì óïðàâëÿþùåãî êîíòðîëÿ. Òàê, ðåçóëüòàòû îäíîãî èç èññëåäîâàíèé ïîêàçàëè, ÷òî ïîäðîñòêè, êîòîðûå èãðàþò â «ñèëüíûå» âèäåîèãðû, ïðè ðåøåíèè Stroop-çàäà÷è äåìîíñòðèðóþò óõóäøåíèå ïîêàçàòåëåé óïðàâëÿþùåãî êîíòðî­ëÿ â ñðàâíåíèè ñ ãðóïïîé íåèãðàþùèõ (Mathews et al., 2005).

Òàêèì îáðàçîì, íåñìîòðÿ íà ïðîòèâîðå÷èâûå ðåçóëüòàòû ðàçëè÷íûõ èññëåäîâàíèé êîìïüþòåðíûõ èãð, ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî ïîñëåäíèå òåì íå ìåíåå ñïîñîáñòâóþò ðàç­âèòèþ ïðîñòðàíñòâåííûõ ñïîñîáíîñòåé. Îäíàêî â èññëåäîâàòåëüñêîé ëèòåðàòóðå ïðàêòè÷å­ñêè îòñóòñòâóþò ñèñòåìàòèçèðîâàííûå äàííûå êàê î âëèÿíèè äðóãèõ âèäîâ êîìïüþòåðíîé äåÿòåëüíîñòè íà çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîå âîñïðèÿòèå, òàê è î ñîâîêóïíîì âîçäåéñòâèè èíòåðàêòèâíîé èãðû íà ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå â öåëîì.

 íàøåì èññëåäîâàíèè ïðè âûïîëíåíèè ñóáòåñòà 9 («Ðàáî÷àÿ ïàìÿòü») çíà÷èìûõ ðàçëè÷èé ìåæäó ãðóïïàìè äåòåé ïî ôàêòîðó «îïûò ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì» íå âûÿâëåíî, â òî æå âðåìÿ ïðîäåìîíñòðèðîâàíî âëèÿíèå òîãî æå ôàêòîðà íà îáùèé èíòåëëåêòóàëüíûé ïîêàçàòåëü (Ro) (F(2,250)=10,185, ð=0,0001): òàê, âûÿâëåíû çíà÷èìî íèçêèå ïîêàçàòåëè ó èñïûòóåìûõ 3-é ãðóïïû ïî ñðàâíåíèþ ñ 1-é (ð=0,0001) è 2-é (ð=0,21)”.

À êàê æå øêîëüíàÿ óñïåâàåìîñòü, ñïðîñèòå âû? È íà ýòîò âîïðîñ ó÷¸íûå èùóò îòâåò:

“ ðÿäå èññëåäîâàíèé ïðîäå­ìîíñòðèðîâàíû îòðèöàòåëüíûå êîððåëÿöèè ìåæäó èñïîëüçîâàíèåì âèäåîèãðû è øêîëü­íîé óñïåâàåìîñòüþ ñðåäè äåòåé, ïîäðîñòêîâ è ñòóäåíòîâ êîëëåäæà (Gentile et al., 2004).  äðóãèõ ðàáîòàõ ïî èçó÷åíèþ âëèÿíèÿ êîìïüþòåðíûõ èãð íà óñïåâàåìîñòü ó÷àùèõñÿ 6–10 ëåò ïîêàçàíî, ÷òî îáðàçîâàòåëüíûå èãðû ìîãóò èìåòü ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå íà øêîëüíûå äîñòèæåíèÿ (Hastings et al., 2009), à ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèÿ äîøêîëüíèêîâ ïîêàçàëè, ÷òî äîñòóï ê êîìïüþòåðó îêàçûâàåò ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå íà øêîëüíóþ ãîòîâíîñòü è ïîçíà­âàòåëüíîå ðàçâèòèå â öåëîì (Li, Atkins, 2004).

Ïðîòèâîðå÷èâîñòü äàííûõ è ðàçëè÷èÿ â îöåíêàõ âïîëíå îáúÿñíèìû, ïîñêîëüêó èññëå­äîâàòåëè èñïîëüçóþò ðàçíûå ïîäõîäû ê àíàëèçó äàííûõ è èçó÷àþò ðàçëè÷íûå âèäû ðàáîòû çà êîìïüþòåðîì. È âñå æå â ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ îíè íå ñòîëü êàòåãîðè÷íû â íåãàòèâíîé îöåíêå, ÷òî, ñ îäíîé ñòîðîíû, ìîæåò áûòü îáóñëîâëåíî ñîâåðøåíñòâîâàíèåì êîìïüþòåðíîé òåõíèêè, âèäåîèãð, îáðàçîâàòåëüíûõ ïðîãðàìì, à ñ äðóãîé – âîçìîæíîñòüþ îöåíêè ïðîëîí­ãèðîâàííîãî âîçäåéñòâèÿ êîìïüþòåðíûõ èãð íà ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, à íå òå­êóùåé ðåàêöèè äåòåé íà íîâûé è íàïðÿæåííûé âèä äåÿòåëüíîñòè.

Êîððåëÿöèîííàÿ âçàèìîñâÿçü ìåæäó îòäåëüíûìè ïîêàçàòåëÿìè òåñòà Ð. Àìòõàóýðà äàåò äîïîëíèòåëüíûå äàííûå î âíóòðåííåé ñòðóêòóðå è ñâÿçÿõ ïîêàçàòåëåé èíòåëëåêòà ìåæäó ñîáîé. Àíàëèç ðàñïðåäåëåíèÿ äàííûõ ñ ïîìîùüþ ãðàôèêà ðàññåÿíèÿ ñ öåëüþ âûÿñ­íåíèÿ êà÷åñòâåííîãî õàðàêòåðà ñòàòèñòè÷åñêîé çàâèñèìîñòè îäíîé ïåðåìåííîé îò äðóãîé ïîêàçàë, ÷òî âî âñåõ ñëó÷àÿõ çàâèñèìîñòè ìåæäó ïåðåìåííûìè íîñÿò ëèíåéíûé õàðàêòåð, ïîýòîìó ìû ñî÷ëè âîçìîæíûì èñïîëüçîâàòü êîýôôèöèåíò ëèíåéíîé êîððåëÿöèè Pearson äëÿ íàõîæäåíèÿ òåñíîòû ñòàòèñòè÷åñêîé ñâÿçè ìåæäó ïîêàçàòåëÿìè. Ïðè ýòîì êàê íèçêóþ ìû îöåíèâàëè êîððåëÿöèîííóþ ñâÿçü äî 0,3; ñðåäíþþ – îò 0,3 äî 0,5; êàê âûñîêóþ îò 0,5 äî 0,7; î÷åíü âûñîêóþ – áîëåå 0,7.

Íà ðèñ.1 ïðåäñòàâëåíà ñòðóêòóðà âçàèìîñâÿçåé ìåæäó ïîêàçàòåëÿìè âåðáàëüíûõ, ìà­òåìàòè÷åñêèõ è ïðîñòðàíñòâåííûõ êîìïîíåíòîâ èíòåëëåêòà. Ó âñåõ äåòåé âûÿâëåíû îäè­íàêîâûå âçàèìîñâÿçè ìåæäó ïîêàçàòåëÿìè âñåõ âåðáàëüíûõ ñóáòåñòîâ.

Ñèëüíûå è ñðåäíèå ïîëîæèòåëüíûå êîððåëÿöèè âûÿâëåíû âî âñåõ ãðóïïàõ ìåæ­äó ïîêàçàòåëÿìè ìàòåìàòè÷åñêèõ ñóáòåñòîâ 5 «Àðèôìåòèêà» è 6 «Ïîñëåäîâàòåëüíîñòü öèôð» (r=0,498.0,636; ð.0,01), ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ óðîâíåì ñôîðìèðîâàííîñòè âåðáàëüíî­ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîãî âîñïðèÿòèÿ, âíèìàíèÿ è ðàáî÷åé ïàìÿòè (Áåçðóêèõ, Êîìêîâà, 2010).

Ó âñåõ äåòåé îòìå÷àþòñÿ êîððåëÿöèè ìåæäó ïîêàçàòåëÿìè âåðáàëüíûõ è ìàòåìàòè÷å­ñêèõ ñóáòåñòîâ, îäíàêî õàðàêòåð âçàèìîñâÿçåé ðàçíûé“.

Çà ïîäðîáíîñòÿìè îòïðàâëÿåì çàèíòåðåñîâàííîãî ÷èòàòåëÿ ê îðèãèíàëó ñòàòüè

https://psyjournals.ru/exp/2010/n3/32142_full.shtml

Òåïåðü ìîé êîììåíòàðèé ê ýòîé ñòàòüå. Îñîáåííî ëþáîïûòíû òàì ñëîâà “Îòìå÷åííûå íàìè âçàèìîñâÿçè ìåæäó ïîêàçàòåëÿìè âåðáàëüíûõ è ïðîñòðàíñòâåí­íûõ ñóáòåñòîâ ìîæíî îáúÿñíèòü îáùèìè ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèìè ôóíêöèÿìè, ëåæàùèìè â îñíîâå ðåàëèçàöèè äàííûõ çàäàíèé, êîòîðûå âêëþ÷àþò âåðáàëüíî-ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, ïðîèçâîëüíîå âíèìàíèå, ðàáî÷óþ ïàìÿòü, ïðîèçâîëüíóþ îðãàíèçàöèþ è ðåãóëÿöèþ äåÿ­òåëüíîñòè (Áåçðóêèõ, Êîìêîâà, 2010)”.

Ëþäè, êîòîðûå èõ ïèñàëè, îïèðàëèñü íà ïñèõîëîãè÷åñêèé ýêñïåðèìåíò è íè ñëîâà íå çíàëè î ñîíäèàíå, î âåðáàëüíî-ëèíãâèñòè÷åñêîì èíòåëëåêòå, áóêâàõ  h-, k+ è ïñèõîäèàãíîñòèêå ñåìüè. Òåì íå ìåíåå, èõ èññëåäîâàòåëüñêàÿ ðàáîòà íà âûáîðêå çäîðîâûõ (à ñîíäèàíà îïèñûâàåò ïñèõîëîãèþ çäîðîâûõ) ïîäòâåðæäàåò âûâîäû, êîòîðûå îïèñàíû â êíèãå

Áåðìàíò-Ïîëÿêîâà Î.Â., Ðîìàíîâà È.Å. Ëþäè è ñóäüáû. Ñîíäèàíà â ïñèõîëîãè÷åñêîì êîíñóëüòèðîâàíèè. Åêàòåðèíáóðã: Èçäàòåëüñêèå ðåøåíèÿ, 2016,

êîòîðóþ ìû àêòèâíî îáñóæäàåì çäåñü íà Ïèêàáó ïî òýãó https://pikabu.ru/tag/ñîíäèàíà

Èñêðåííå âàøà,

Îëüãà Âèêòîðîâíà

Источник