Компетентностный подход в развитии личности ребенка

Компетентностный подход в развитии личности ребенка thumbnail

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ И ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Д.А. Нургазинова, учитель начальных классов

Средняя общеобразовательная школа № 18 (г. Павлодар)

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,

а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Как воспитать юного гражданина, способного подстраиваться под требования и условия современного развития общества? Как развивать компетентностные способности и навыки, как научить применять их в диктуемых условиях жизни? Как научить ребенка «не потеряться» среди людей, не выпасть из человеческого кластера? К сожаленью, многое в воспитании и формировании личности учащегося не учитывается, в том числе и компетентностный подход.

Любую профилактическую работу следует начинать с диагностики,  которая ведется в следующем направлении: социальный паспорт класса, который содержит раздел «Классификация типов семей». Эта классификация рассматривает пять типов семей: 

1) семьи с высоким уровнем нравственных отношений,

2)семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании;

3)  внешне благополучные семьи;

4)  конфликтные семьи;

5) неблагополучные семьи по принципу возможного обеспечения положительной направленности в воспитании ребенка. 

Конфликтных и внешне благополучных семей достаточно много, но именно в этих семьях взаимопонимание между членами семей отсутствует. А это сигнал для социального педагога и классных руководителей – повнимательнее отнестись к подростку или ребенку из такой семьи. Но следует обратить внимание на детей из благополучных семей, за которыми ведется родительский контроль, так называемая «гипер-опека», когда вместо ребенка решения принимает родитель, не учитывая желания и способности своего ребенка. Исходя из этого целью работы с классом, считается  формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности ребенка, умеющего дорожить ценностями и традициями классного коллектива на основе компетентностного подхода в воспитании. За основу воспитательной работы с детьми нужно взять модель качеств личности школьника, которые нужно сформировать в классном коллективе: информационная защищенность, умение жить в реальном мире, адаптация к жизни, общение, ответственность за принятые решения, совместная деятельность; активно – деятельностная позиция, которые формируют основные ключевые компетентности воспитанника (информационно – аналитические, социально – коммуникативные, культурно – личностные,  проблемно – регулятивные). Основная перспектива развития классного сообщества: достойный человек, сплоченный коллектив. Основная форма деятельности: межличностное общение; самопознание; коллективно – творческое дело.

Если под компетентностью понимать уже состоявшееся качество личности и его минимальный опыт деятельности в какой-либо сфере, то можно говорить о том, что

компетентность ребенка в различных областях начинает формироваться еще до достижения им школьного возраста. Поэтому школа не начинает, а продолжает сопровождение ребенка в процессе формирования его как компетентностной личности.

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Компетентность – осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений в какой-то области деятельности.

Согласно компетентностного подхода урок, как одна из возможных форм организации обучения, должен актуализировать личный социальный опыт учащихся, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний.

Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо обратить учащегося к самому себе. В связи с этим непременным условием воспитательного процесса является познание человеком самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира.

Формирование ключевых компетенций учащихся обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей учащихся, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося.

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

– метод наблюдения;

– метод коллективного анализа деятельности, размышления;

– метод рефлексии – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

– метод тестирования и анкетирования.

Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

– метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;

– метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;

– метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

– метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения;

– метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;

– метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);

– метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.

Методы поддержки развития организаторских способностей:

– метод «творческого выполнения задач»;

– метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;

– метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);

– метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

– метод «создания воспитывающих ситуаций» – ситуаций свободного выбора поведения;

– метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам – «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);

– метод творческого поиска.

Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают:

– метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;

– метод самоорганизации – обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);

– метод самореабилитации – самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;

– метод самоопределения – создание ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;

– метод самореализации – создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

– метод самоконтроля;

– метод самопрогнозирования – построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.

Методы педагогической поддержки «социального здоровья» – это методы, которые с одной стороны – необходимы для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни, веры в свои силы, с другой стороны – позволяют стабилизировать общее эмоциональное состояние и предотвратить асоциальное поведение.

– метод радостной перспективы – это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

– метод «увлечения весельем» – юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;

– метод поощрения и похвалы – этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);

– метод самонаблюдения за своими эмоциями – метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;

– метод «подавления отрицательных переживаний» – способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, подавление отрицательных эмоций;

– метод «устранения плохих привычек»;

– метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;

– метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для самостоятельности: САМОактуализации, САМОопределения, САМОсозидания, САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Принципы реализации воспитательной деятельности

Принципы воспитания – это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода учителя и ученика выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.

Для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:

• принцип гуманизма,

• принцип социального закаливания,

• принцип сотрудничества и

• принцип ценностной ориентации.

Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.

Реализация принципа гуманизма обеспечивается: добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность; возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; оптимистической стратегией при определении задач воспитания; учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка; подготовленностью детей к социальной самозащите.

Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.

Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается: созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом; включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора; стимулированием научного и морального познания и самопознания детей; оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.

Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии и Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.

Реализация принципа сотрудничества обеспечивается: определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей; развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений; формированием позитивного отношения к человеку; воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.

Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, “сливаются” с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного “Я”.

Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается: предъявлением детям “очеловеченной” социальной жизни с ее противоречиями; организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании.

Таким образом, воспитательная работа с младшими школьниками является важным направлением педагогической деятельности. Без воспитания невозможно вырастить ребёнка полезного обществу, самостоятельно реализующего свои планы, умеющего свободно решать проблемы в окружающей действительности.

Компетентностный подход позволил развивать и формировать не элементарные знания, умения и навыки, а базовые и ключевые компетенции младшего школьника.

Младший школьник, обладая общечеловеческими ценностями, компетенциями учится быть конкурентоспособным членом современного общества: предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно и уметь быть исполнителем, постоянно учиться всему новому и эффективно применять знания в школьной практике, быту, учебной деятельности.

Источник

Современная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые могут помочь человеку достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, которые помогут получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий, работающих на повышение качества образования, является внедрение компетентностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.

Проблемы:

–          недостаточная подготовленность отдельных обучающихся;

–          этапность проведения любого учебного занятия предполагает в конечном итоге выполнение заданий повышенного уровня сложности, с которыми справляются не более 10 % обучающихся;

–          высокий уровень программного содержания образования;

–          результаты среза знаний, итоги олимпиад различного уровня и выпускные экзамены в формате ЕГЭ, показывают, что объём базовых знаний достаточен, однако уровень заданий повышенной сложности вызывает затруднения, где одним из критериев оценки является решение творческих заданий;

–          противоречия между традиционной методикой преподавания и современными требованиями к процессу обучения и воспитания, способствующими саморазвитию личности.

Задачи:

–          сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений, навыков и способов деятельности, для достижения высокого уровня развития, способности к самообразованию;

–          сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую и познавательную активность, самостоятельность обучающихся.

Основная цель: такого обучения — формирование высокого уровня социальной зрелости учащихся, компетентностного отношения личности к жизни.

Критериями такого отношения являются: осмысленное решение жизненных ситуаций, межличностных конфликтов, способность к оценке пределов своей активности, высокая культура потребления, ответственное отношение к здоровью, осмысление своей жизни и другое.

Ключевые образовательные компетенции:

–        ценностно-смысловые

–        общекультурные

–        учебно-познавательные

–        коммуникативные

–        социально-трудовые

–        информационные

–        личностного самосовершенствования

Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение, являются:

–        Технология проблемного обучения;

–        Технология проектного обучения;

–        Технология развития критического мышления;

–        Технология когнитивного обучения;

–        Технология обучения в глобальном информационном сообществе;

–        Технология решения изобретательских задач;

–        Технология КСО.

Направления реализации компетентностного подхода:

–          Формирование ключевых компетентностей надпредметного характера (формирования умений понимания научных текстов, обработки информации разного рода, действия в группе);

–          Формирование обобщенных умений предметного характера (умение решать задачи, умение интерпретировать таблицы и диаграммы);

–          Усиление прикладного, практического направления на уроках (необходимо овладевать способами, умениями решать задачи с применением формул и пр.).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Компетентностный подход в развитии личности ребенка

Для реализации компетентностного подхода в обучении применение новых технологий требует соблюдения требований:

–          соблюдение принципов технологии развивающего обучения путем совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения, включая элементы проектной и исследовательской деятельности;

–          создание условий для формирования прогностических умений и реализации коммуникативных качеств личности;

–          диагностика успешности учащихся;

–          создание учебно-методического комплекса, в соответствии с концепцией личностно-развивающего обучения;

–          оперативность и объективность контроля знаний;

–          создание ситуации успеха; обеспечение внутренней мотивации обучения, заинтересованности в изученном материале;

–          взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету в рамках дополнительного образования.

Развитие компетентностей предполагает выполнение учащимися на уроках определенных действий:

–          умение решать проблемы, использовать собственный опыт;

–          заниматься самообразованием;

–          работать с различными базами данных, документацией;

–          добывать информацию;

–          иметь собственное мнение;

–          понимать позицию других людей;

–          оценивать жизненную ситуацию;

–          определять рациональное потребление;

–          оценивать поступки, вредные привычки

–          сотрудничать с одноклассниками и взрослыми;

–          принимать решения;

–          уметь прийти к общему мнению;

–          работать в группах;

–          уметь организовать свою работу;

–          нести ответственность за поступки;

–          устоять перед трудностями и т. д.

Компетентностный подход требует от учителя:

–          переосмысления целей и задач обучения;

–          пересмотра образовательных технологий;

–          предъявляет определенные требования к способам, приемам, методике организации системы контроля в учебном процессе.

Так, вместо традиционных методов должны использоваться задания, которые характеризуются наличием дифференцированного подхода, отсутствием жесткой заданности условий и требований, многовариантностью исходных данных и путей решения, ориентацией учащегося на анализ своих решений и т. д.

В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

Учебный план распределяется таким образом, чтобы каждая тема содержала несколько принципиально важных «модулей»:

–          ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля),

–          блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника),

–          практические занятия с материалом курса (для естественных наук — лабораторные занятия, для гуманитарных — дискуссии или игровое моделирование),

–          модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).

Развитие компетенций и личностных качеств находится в прямой зависимости от приемов применяемых учителем в соответствии с поставленной целью. Необходимо помнить, что нет универсальных приёмов формирования и развития ключевых компетенций и личностных качеств.

Меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на продуктивную работу в малых группах.

Таким образом, центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

Интегрированный урок является примером компетентностного подхода в обучении.

В отечественной и мировой педагогической практике доказан тот факт, что интеграция поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании. Этот метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов.

Творческие проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования ключевых компетентностей ребенка.

Цель интегрированный уроков — направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно-образовательных задач:

1.         Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.

2.         Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.

3.         Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.

Основные этапы построения интегрированных уроков.

1.         Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2.         Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы по смежным предметам, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей.

3.         Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.

4.         Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5.         Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации.

6.         Оценочно-рефлексивныйэтап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке.

Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Применение компетентностно-ориентированного подхода способствует развитию одарённых детей. Это можно судить по результатам работы учеников.

ВЫВОД:

1.                  Компетентностный подход к обучению дает возможность каждому учителю построить свой урок так, чтобы учащиеся, усваивая предложенный педагогом материал, могли самостоятельно конструировать новый опыт, порождающий новые знания и способы действий.

2.                  Компетентностный подход позволяет направить педагогическую деятельность на вовлечение ученика в активную, осознанную деятельность, на развитие информационных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций и раскрытие личностного потенциала ученика, формирование самооценки и самоконтроля учеников и рефлексии учителя.

Литература:

1.                  Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 32 с.

2.                  В. В. Маскин, Т. К. Меркулова, А. А. Петренко Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие / под ред. В. В. Маскина. — М.: АРКТИ, 2010. — 64 с.

3.                  И. А. Зимняя. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М., 2004.

4.                  Н. Л. Галеева Сто приемов успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. — М.: «5 за знания», 2006.

5.                  И. С. Сергеев, В. И. Блинов. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007. — 132 с.

6.                  А. В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». https://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): компетентностно-ориентированный подход, обучение, подход, проблемная ситуация, умение, высокий уровень, задача, практическая деятельность, ребенок, урок, учебный процесс, формулирование проблемы.

Источник