Компетентность педагога в развитии ребенка

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Современная отечественная образовательная стратегия ориентирует педагогическую общественность на формирование таких стратегических конструктов образования, как компетенции и компетентности, имеющих практико-ориентированную и деятельностную направленность, с целью  действительного обеспечения конкурентоспособности работника. Так, в соответствии с п. 3.2.1. Профессионального стандарта педагога, одной из трудовых функций педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей [9].

В логике данной статьи, обратимся к краткому анализу основных подходов изучения понятий «компетенция» и «компетентность». В толковом словаре русского языка понятие «компетенция» раскрывается как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, а «компетентный» – как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области, обладающий компетенцией [7; – С.288].

Наиболее упрощенные определения понятия «компетенция (анг. competence) – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности» и «компетентность (анг. competence, competency) – наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности», содержатся в словаре-справочнике, изданном ФИРО [10].

Компетенция, по мнению Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, О.В. Соколовой, – «это характеристика места, а не лица», т.е. это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «вменению». Другими словами, это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями» [5; – С. 10-11].

Исследователь Э.Ф. Зеер трактует компетенции как обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции, по его мнению, являются деятельностные способности – совокупность способов действий. Сущность компетенций, согласно мнению ученого, определяет операционально- технологический компонент. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач [3; – С. 31-50].

Исследователь Н.Ф. Ефремова определяет компетенции как обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания умения и опыт; «…совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту находить оптимальное решение и действовать в создавшейся ситуации, адаптируясь к реальным условиям» [2; – С. 32-35]. Такое понимание компетенции предполагает рассмотрение ее как личностной характеристики.

А.В. Хуторской, основываясь на позициях личностно ориентированного обучения, к данному перечню добавляет понимание компетентности как совокупности смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности. Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий педагога, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т.е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта [11].

Поддерживая идею А.В. Хуторского о том, что компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, мы, в свою очередь, стоим на позиции того, что достижения в реализации компетенций сказываются на успешности, характере, скорости и результативности профессиональной компетентности. Таким образом, совокупность освоенных компетенций мы  рассматриваем как ведущий критерий или показатель, определяющий уровень и степень профессиональной компетентности.

Приступая к рассмотрению понятия «компетентность», также сталкиваемся с тем, что оно является одним из наиболее востребованных вообще, и широко употребляемых в современном научном словаре, в частности.

Большой вклад в разработку проблем компетентности внесли отечественные исследователи: Л.П. Алексеева, В.И. Байденко, Н.М. Борытко, Ю.В. Варданян, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, П.И. Пидкасистый, Н.С. Шаблыгина, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.

По мнению И.А. Зимней, компетентность – основывающаяся на знаниях, интеллектуально-обусловленная и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека. Автор предлагает трехуровневую модель целостной социально-профессиональной компетентности человека, которая рассматривается как целостное личностное качество человека, основывающееся на определенном уровне развития его интеллектуальных и, прежде всего, мыслительных действий; на общебиологическом свойстве опережения и вероятностного прогнозирования действительности; на целеполагании и соотнесении цели как образа результата с ее реализацией.

К первому уровню модели относятся умственные действия, как предпосылка формирования социально-профессиональной компетентности.

Ко второму уровню относится совокупность личностных свойств человека (целеустремленность, организованность, ответственность).

К третьему уровню относятся социальные и профессиональные (ядерные) компетентности [4].

П.И. Пидкасистый под понятием компетентности понимает способность специалиста применять знания для решения практических задач в соответствии с его компетенцией, т.е. кругом полномочий,  профессиональных обязанностей, вопросов, в которых данный человек достаточно сведущ, располагая необходимой информацией и практическим опытом [8; – С. 487.].

В понимании Ю.В. Варданян компетентность – это готовность и способность личности использовать теоретические знания и практический опыт для решения определенных задач. Следует уточнить, что понятие готовность применено в определении в значении состояния, «…при котором все сделано, все готово для чего-нибудь», а способность – в значении «…умения, а также возможности производить какие-нибудь действия» [1; – С. 36]. На наш взгляд, этими значениями автором подчеркивается и передается сущность и содержание компетентности. Она, формируясь на основе синтеза теории и практики, проявляется не в форме заученных знаний, а в состоянии актуализированного умения личности познавать, мыслить, общаться и действовать, выдвигать и разрешать определенные классы задач, анализировать ход и результаты их решения, постоянно вносить целесообразные коррективы.

Наше понимание компетентности хорошо коррелирует с точкой зрения С. Никитиной, Н. Петровой и Л. Свирской, согласно которой, «определение компетентности в качестве ценностно-целевого и результатирующего основания образования связано с тем, что, во-первых, в данное понятие заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» (стандарт «на выходе»); во-вторых, компетентность обладает интегративной природой – объединяет интеллектуальную и навыковую составляющие (сочетание знаний, умений, навыков, опыта, отношений) – следствие социализации и индивидуализации образования; вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений, релевантных широкой сфере культуры и деятельности (коммуникативной, информационной, языковой, правовой и пр.)» [6; – С. 11].

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка педсовет

Считая компетенции набором квалификационных качеств, необходимых данной профессиональной деятельности, а также совокупностью действий, необходимых для осуществления данной профессии, понятие «компетентность» мы рассматриваем как интегративную характеристику компетенций человека, ориентированных на решение реальных задач, определяемых его должностью (потенциальной, актуальной). Компетентным считается человек, обладающий соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Мы склонны считать, что компетентность как единство теоретической и практической готовности человека к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и его самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, направленной на то или иное развитие детей.

На страницах данной статьи раскроем структурно-содержательный аспект профессиональной компетентности педагога в сфере интеллектуального развития детей.

Профессиональная компетентность педагога ДОО в сфере интеллектуального развития детей, в нашем понимании, – это интегративная составляющая личности педагога, которая характеризуется совокупностью ценностно-мотивационных, информационно-теоретических, организационно-регулятивных, процессуально-деятельностных, рефлексивно-оценочных, проектно-технологических и презентационных компетенций [12, – С. 120].

Под ценностно-мотивационной компетенцией педагога ДОО в сфере ИРД мы понимаем круг норм, социальных процессов и ценностных установок психолого-педагогической работы в данной сфере. Под информационно-теоретической компетенцией – осознание педагогом теоретических основ, позволяющих свободно ориентироваться в вопроса возрастных особенностей интеллектуального развития детей; овладение основными подходами профессионально-педагогической деятельности в области технологий интеллектуального развития. Под процессуально-деятельностной (инструментальной) – предполагается обладание организаторскими, когнитивными (познавательными) базовыми общепедагогическими умениями, например: подбор и реализация форм, средств и методов развития интеллектуальных способностей, проектирование системы интеллектуально-познавательной работы ДОО. Рефлексивно-оценочная компетенция включает наличие рефлексивной культуры, т.е. осмысление собственной педагогической деятельности, направленной на ИРД, мониторинг и анализ состояния интеллектуального развития детей. Проектно-технологическая компетенция предполагает создание соответствующих прогнозированию операциональных форм технологической организации деятельности детей, умение проектировать содержание интеллектуального развития детей. Презентационная компетенция – это способность эффективного позиционирования (представления и трансляции) личностных достижений в вопросах ИРД не только среди участников образовательных отношений, но и в СМИ различного уровня [Там же].

Формирование же профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей мы склонны рассматривать как процесс ценностного самоопределения педагогов в отношении целей, задач и перспектив интеллектуального развития дошкольников, формирование компетенций, позволяющих рационально проектировать и на качественном уровне управлять процессом интеллектуального развития детей.

Список литературы

1. Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием [Текст]: дисс. …д-ра. пед. наук 13.00.01, 19.00.07 / Ю.В. Варданян. – М, 1998

2. Ефремова, Н.Ф. Парадигма образования XXI века – формирование компетенций / Н.Ф. Ефремова // Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях: тез. докл. регион. науч.-практ. конф. ДГТУ. – Ростов-на-Дону, 2001.

3. Зеер, Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. – 2002. – №2 (14). – С. 31-50.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования [Текст] / И.А. Зимняя. Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 5 мая. http:www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm./ В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail:list@eidos.ru

5. Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПКиППРО, 2008.

6. Никитина, С., Петрова, Н., Свирская, Л. Оценка результативности и качества дошкольного образования [Текст]: наглядно-методические рекомендации и информационные материалы / С. Никитина, Н. Петрова, Л. Свирская. – М., 2008. – 215с.

7. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.

8. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебное пособие для бакалавров / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2012. – 511с.

9. Приказ МТ и СЗ РФ №544 от 18.10.2013г. – Профессиональный стандарт педагога.

10. Современное российское профессиональное образование: словарь-справочник / авт.- сост. В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. – М.: ФИРО, 2010.

11. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО // Центр «Эйдос» – 2002, – 23 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

12. Яфаева, В.Г. Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения в сфере интеллектуального развития детей // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С.117-121.

Источник

Профессиональная компетентность педагога ДО

  1. Понятие педагогической компетенции.
  2. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО;

– Основные составляющие;

– Направления профессиональной компетенции педагога ДО;

       – Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО;

    – Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности;

    – Шаги к успешной деятельности;

    – Педагогические умения, как раскрытие структуры профессиональной компетенции педагога.

Список литературы

  1. Понятие педагогической компетенции

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) – это личная способность педагога решать определенный класс профессиональных задач.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция –  это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Читайте также:  Рекомендация воспитателю и родителям по общению и развитию ребенка в доу

Компетенция применительно к профессиональному образованию – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя – не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников  предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

  1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО

Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
  • Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру), эмпатию (сопереживание, понимание другого).
  • Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.  

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно – образовательной;

– учебно – методической;

– социально – педагогической.

Воспитательно – образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

– работа в методических объединениях, творческих группах;

– исследовательская, экспериментальная деятельность;

– инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

– различные формы педагогической поддержки;

– активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

– обобщение собственного педагогического опыта.

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО

Для определения перспектив успешности педагога ДО необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:

  • Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
  • Благородство духа;
  • Чувство юмора;
  • Острая наблюдательность;
  • Интерес и внимание к другим;
  • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • Богатое воображение;
  • Энергичность;
  • Толерантность;
  • Любознательность;
  • Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
  • Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
  • Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

Ниже рассмотрены  главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности (табл.1).

Таблица 1

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности

Принципы

Педагогический замысел

«Принцип фейерверка»:

Раскрой себя!

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное – желание сиять!

«Принцип весов»:

Найди себя!

Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

«Принцип рейтинга»:

Побеждай! Пробуй! Планируй!

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

«Принцип успеха»:

Реализуй себя!

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

Читайте также:  Развитие ребенка в процессе деятельности доклад

Шаги к успешной деятельности

С педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.

Обозначим несколько сопутствующих шагов к успешной деятельности педагога.

  1. Перспектива деятельности и дела.
  2. Стимулирование.
  3. Благодарность.
  4. Помощь и поддержка.
  5. Тактичность.
  6. Ответственность.
  7. Творчество.
  8. Умение признавать и исправлять ошибки.
  9. «Живое участие».
  10.  Конструктивная критика.

Способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху:

  • Проектирование;
  • Решение педагогических ситуаций;
  • Активно – игровые методы;
  • Практикумы и тренинги;
  • Профессиональные конкурсы;
  • Индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
  • Документальный анализ;
  • Написание творческих работ;
  • Оформление портфолио;
  • Ведение аналитического дневника;
  • Дискуссионный клуб;
  • Часы заинтересованного информационного обмена;
  • Посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом;
  • Разработка и реализация профессиональных программ.

Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:

  • Мнение администрации;
  • Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп;
  • Сложившееся представление среди коллег, родителей;
  • Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.

Основные же источники определения успешности педагога:

  • Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;
  • Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;
  • Успешно проведенные педагогические мероприятия;
  • Обобщение передового профессионального опыта;
  • Публикации в местной печати, СМИ.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.

Структура профессиональной компетентности воспитателя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа — одна из важнейших задач обучения будущих педагогов педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие педагога ДОУ  требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде “мыслить — действовать — мыслить” и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности воспитателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1. Умения “переводить” содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных воспитанников; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности дошкольника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ДОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Но ничего из вышеперечисленного не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.      

Самое главное, по моему мнению, в профессии педагога ДОУ – это любить свою работу и своих воспитанников. Мне очень нравятся слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».  

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Список литературы:

1.Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание – 2011 г.

2.Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.

3.Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание  – 2011 г.

4.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”, 2002 г.

5.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя – 2010 г.

Источник