Комната здорового ребенка развитие ребенка
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 января 2007 г. N 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники», детская поликлиника создается органом местного самоуправления (или руководителем лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение муниципального района (городского округа) или как структурное подразделение лечебно-профилактического учреждения муниципального района (городского округа) для оказания по территориальному принципу первичной медико-санитарной помощи детскому населению.
- Рекомендуемая структура детской поликлиники
- Основные задачи кабинета здорового ребенка
- Функции персонала кабинета здорового ребенка
- Методические материалы и наглядные пособия
Рекомендуемая структура детской поликлиники
Руководство поликлиники;
Административно-хозяйственная часть;
Информационно-аналитическое отделение:
- регистратура;
- оргметодкабинет (кабинет статистики).
Лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое):
- кабинеты педиатров участковых;
- кабинет здорового ребенка;
- прививочный кабинет;
- процедурный кабинет.
Консультативно-диагностическое отделение:
- кабинеты врачей-специалистов;
- кабинеты функциональной диагностики;
- кабинеты лучевой диагностики.
Лаборатория.
Отделение неотложной медицинской помощи.
Отделение восстановительной медицины.
Отделение медико-социальной помощи.
Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях: медицинские кабинеты образовательных учреждений.
Дневной стационар.
Стационар на дому.
Врачебный здравпункт.
Фельдшерский здравпункт.
Положение о кабинете профилактической работы с детьми (кабинете здорового ребенка) представлено в Приказе № 60 от 19.01.1983 г. Министерства здравоохранения СССР «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах» (в редакции Приказа № 60 Министерства здравоохранения РФ от 05.05.1999г.) и действует до настоящего времени.
- Кабинет здорового ребенка организуется в составе детской городской поликлиники (отделения) для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста.
- В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно-просветительской работе с населением.
- Руководство работой кабинета осуществляет заведующий одним из педиатрических отделений.
- Медицинский персонал кабинета здорового ребенка работает под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники (отделения).
Основные задачи кабинета здорового ребенка:
- пропаганда здорового образа жизни в семье;
- обучение родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.);
- санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка.
Функции персонала кабинета здорового ребенка:
- оказание помощи участковым врачам-педиатрам в проведении организуемых в кабинете занятий школ молодых матерей, отцов;
- проведение индивидуальных и коллективных бесед с родителями детей раннего возраста, выдача им памяток и методической литературы по вопросам охраны здоровья ребенка;
- обучение родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;
- проведение работы по профилактике рахита у детей (выдача витамина “Д” на дом или его дача в кабинете, постановка пробы Сулковича по назначению врача);
- проведение индивидуальной подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение;
- обучение участковых медицинских сестер вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур и др.;
- информирование участковых врачей-педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;
- осуществление связи с домом санитарного просвещения (в настоящее время – с Центрами медицинской профилактики и Центрами здоровья) с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка;
- комплектация материалов для оформления кабинета, соответствующей обучающей литературы, таблиц, плакатов, пособий, памяток, выставки по основным вопросам профилактической работы со здоровым ребенком;
- ведение необходимой рабочей документации и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.
Методические материалы и наглядные пособия по основным вопросам развития и воспитания здорового ребенка, профилактики заболеваний в кабинете здорового ребенка:
- таблица возрастных режимов;
- таблица-схема естественного и искусственного вскармливания детей первого года жизни;
- выставка по вскармливанию и питанию детей раннего возраста;
- таблица показателей физического и нервно-психического развития детей раннего возраста;
- стенды с комплексами массажа и гимнастики, физических упражнений для детей раннего возраста;
- стенды со схемами закаливания детей;
- выставка предметов ухода за ребенком, личной гигиены детей, одежды, обуви, игрушек для детей различных возрастных групп;
- схема специфической и неспецифической профилактики рахита;
- стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение;
- набор методических рекомендаций по основным вопросам профилактической работы со здоровым ребенком.
Деятельность кабинета здорового ребенка осуществляется на основе методических рекомендаций «Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике», утвержденных Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23.03.1987 N 11-11/6-25 и действующих до настоящего времени.
О.В. Гончарова, д.м.н., главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»
Источник
Все родители готовятся к появлению на свет малыша – закупают необходимые комплекты одежды, выбирают роддом, приобретают пачки подгузников, консультируют родственников о том, что купить в качестве подарка на рождение ребенка. Каждые мама и папа хотят, чтобы их чадо выросло здоровым и счастливым. Сегодня предлагаю поговорить об обустройстве детской комнаты.
Вид и цвет комнаты, материалы, из которых сделана мебель, обустройство – очень важны, так как ребенок будет проводить там большую часть времени – играть, спать, общаться с родителями, учить уроки и находится с друзьями. Детская комната является территорией малыша, поэтому необходимо подойти с особой тщательностью к ее оформлению и обстановке. Очень важно, чтобы каждая мелочь была продумана.
Материал
При подборе материалов отделки детской отдайте предпочтение экологически чистым. Бумажные обои отлично «дышат», да и поменять их в случае порывов творчества малыша намного дешевле. Мебель приобретите из дерева. Старайтесь избегать пластиковых элементов декора, которые в течение некоторого времени могут выделять в воздух ядовитые вещества. Если ваш ребенок еще маленький, то не должно быть ничего, что он мог бы достать и оторвать, потянув в рот.
Все предметы мебели лучше заказать без выступающих острых углов и попросить установщиков надежно закрепить их на своем месте, чтоб ребенок не смог свалить их на себя. В комнате малютки нижние ящики можно оснастить замками, тогда ребенок не будет все из них выкидывать.
Цветовая гамма
Как правило, именно с нее начинают обсуждение нового ремонта. Не применяйте на большой площади (обои, мебель, шторы) сильно ярких оттенков, так как они могут перевозбудить ребенка. Слишком темные тона, наоборот будут подавлять эмоциональное развитее крохи.
Психологи выделили несколько оттенков, которые благотворно будут влиять на развитие малыша:
– желтый. Такой цвет гарантирует спокойный и гармонию в душе. Для небольших элементов по принципу контраста подойдут голубые или зеленые тона.
– зеленый. Особенно этот цвет актуален гиперактивным малышам, так как он способен успокоить нервную систему. Также цвет травы благотворно влияет на умственную деятельность и помогает глазам отдохнуть.
– голубой цвет подойдет для слишком активного малыша, однако лучше его комбинировать с каким-то другим.
– оранжевый активизирует нервную систему, поэтому отлично подойдет для детской медлительного и застенчивого малыша. Однако этот цвет также необходимо с чем-то комбинировать (например, желтые обои и оранжевая мебель).
Простор
Дети больше всего любят играть, а для некоторых из игр нужен простор, поэтому позаботьтесь об этом заранее. В помещении необходимо оставить достаточно места и для общения с друзьями. Подумайте, как можно компактно разместить все необходимые для детской вещи. Возможно, это будет негабаритный, но очень высокий шкаф или выдвижной ящик под кроватью.
Только простой дизайн
Как бы вам не хотелось достичь изысканности при обустройстве детской, не применяйте сложные элементы дизайна. Оснащенные подсветкой декоративные ниши будут лишь неуместным скоплением пыли (если речь, конечно, не идет про детскую в 50 квадратных метров), то же касается и многоуровневых потолков из гипсокартона, которые сделают комнату обычной квадратуры неуютной. Никаких ступенек и пьедесталов, так как это поставит под угрозу детскую безопасность.
Также избегайте входа-арки, ребенку необходимо место, где он сможет иногда побыть в одиночестве, а отсутствие двери сделает это невозможным. Драпирование стен тканями превратится в огромный пылесборник.
Если же вам хочется, чтобы у вашего ребенка была оригинальная детская, то можно украсить стены специальными наклейками или небольшими фотообоями, только старайтесь выбрать не сильно пеструю картинку.
Стоимость
Нередко родители любят демонстрировать, что им для ребенка ничего не жалко – они вкладывает огромные деньги в покупку мебели или отделочных материалов для комнаты малыша. Однако из-за дороговизны приобретенного, они запрещают ребенку бегать, прыгать в комнате, чтобы ничего не поцарапать и не поломать.
Оптимальным вариантом станет вложение средств в качественные окна и первичную отделку комнаты, чтобы наклеенные сверху обои можно было без труда поменять. Все остальное вам, скорее всего, уже через несколько лет придется приобретать снова – с чего-то ребенок вырастит, а что-то придет в негодность.
Мнение ребенка
Не игнорируйте мнение ребенка, так как именно ему в этой комнате придется жить. К примеру, дошкольник сможет выбрать общий цвет комнаты. Сразу объясните ему, что яркие стены в комнате недопустимы и тон обоев и мебели будет приглушенным. Можно показать несколько понравившихся вам образцов и пусть окончательное решение будет за ним. Не стоит ничего навязывать, если ваше чадо категорически против какого-то варианта, то лучше выбрать что-то другое.
Школьник средних классов способен уже рассказать, какой он хочет видеть свою комнату. Его можно взять и на выбор мебели
Почему не стоит покупать мебель на вырост?
При подборе мебели необходимо ориентироваться исключительно на рост вашего ребенка. Конечно, кровать можно взять на пару десятков сантиметров длиннее, однако стол и стул должны четко подходить ребенку, так как от этого зависит осанка и зрение.
Для быстро растущего дошкольника и школьника можно приобрести парту-трансформер, которая поэтапно увеличивается. Приобретая шкаф, убедитесь, что ваш ребенок сможет сам повесить и разложить по полкам все вещи ежедневного использования – избегайте слишком тугих механизмов открывания.
При покупке мебели подумайте о сегодняшних потребностях ребенка, а не о том, что будет через 5-7 лет, так как к этому сроку она выйдет из строя и ее необходимо будет заменить.
Источник
Детская, как в квартире, так и в загородном доме – это не просто спальня, это целый мир для вашего ребенка: его «убежище» и место для игры, пространство для развивающих занятий, чтения и творчества, а еще уголок для активных игр и гардеробная. Благо, что площадь загородного дома позволяет выделить достаточно места для детской комнаты с учетом всех нюансов. О том, как грамотно зонировать помещение со столь разноплановым функционалом, как распределить свет, мебель и декорирование, чтобы комната была комфортной и при этом способствовала развитию детского потенциала, читайте в нашей статье.
ЗОНИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА
Детская комната разделяется на несколько основных зон:
– спальная (в младшем возрасте это может быть кровать в форме машины/дворца/любимого животного, возможно, с балдахином или сказочным шатром, для детей постарше: удобная уютная кровать, подчеркивающая вкусы и индивидуальность ее хозяина/хозяйки);
– игровая (домик или замок, импровизированная сцена или элементы природы, важно, чтобы это место было оснащено как можно бОльшим количеством предметов различной текстуры, форм, цветов и размеров, позволяющих конструировать и развивать пространственное мышление);
– зона для чтения, творчества, обучения (чаще всего это удобный, подобранный по возрасту стол и ортопедический стул, место с качественным освещением и приглушенным декором, чтобы как можно меньше отвлекать внимание ребенка от образовательного процесса);
– зона для физической активности (шведская стенка, маты, мячи, качели и гантели – все, что поможет вашему малышу гармонично развивать физическую составляющую);
– зона для хранения вещей и игрушек (немаловажно приучать к порядку ребенка с самого раннего возраста, да и самим родителям при наличии специальных мест для хранения намного удобнее).
В зависимости от возраста вашего ребенка размеры перечисленных зон и их предназначение будут видоизменяться.
СВЕТ И ЦВЕТ
Цвет имеет огромное значение в развитии детей. Яркие насыщенные цвета стимулируют творческие способности, активизируют клетки головного мозга, развивают фантазию и креатив. Однако не стоит ими злоупотреблять, если ваш ребенок гиперактивен или подвержен перевозбуждению.
Идеально подходит для детской вариант, где спокойные тона чередуются с ярко выраженными. Также можно использовать природные оттенки: салатовый или зеленый, синий или голубой, красный, оранжевый, желтый.
Еще одним способом разбавить нейтральные стены и/или потолок яркими акцентами является нанесение узоров и/или рисунков. При этом можно согласовать с ребенком, что, где и как вы будете рисовать, например, любимых сказочных персонажей, элементы природы, вселенную и планеты или просто цветные отпечатки ладоней. Главное, чтобы рисунки максимально отражали его характер и предпочтения.
Освещение детской комнаты. При помощи правильной расстановки световых элементов можно зонировать помещение, создать несколько режимов освещения (ночной или дневной), а также добиться правильной атмосферы для каждой зоны. Обязателен яркий естественный свет в зоне чтения; многоуровневый и разноцветный вариант освещения части комнаты, предназначенной для игры; комфортный свет в зоне физической нагрузки и приглушенные, успокаивающие вариации для зоны сна.
МЕБЕЛЬ И ДЕКОР
Что касается мебели, прежде всего она должна быть безопасной во всех отношениях (скругленные углы, отсутствие хрупких, мелких или колюще-режущих элементов). Удобным и практичным вариантом для детской комнаты могут быть многофункциональные предметы интерьера по типу конструктора, которые с течением времени будут приспосабливаться под разные задачи.
Еще одним фактором для выбора того или иного предмета мебели для детской является его текстура: чем бОльшее количество материалов и текстур тактильно ощущает ребенок, тем лучше развивается его психика и интеллект. Для маленьких детей можно обустраивать комнату в игровом формате (диваны-машины, кроватки-замки и так далее). С взрослением детей от них придется отказаться в пользу современных решений с учетом пожеланий ребенка.
Декорирование. В качестве элементов декорирования можно использовать рисунки и поделки малыша, его кубки, грамоты/ медали, книги и игрушки. Как вариант купите шторы с любимыми героями/насекомыми/цветами/животными ребенка.
Пол при этом можно застелить детскими ковриками с алфавитом/цифрами /формами. Все эти предметы придадут индивидуальности комнате и покажут вашему ребенку, как вы дорожите им и гордитесь его успехами. Однако, не стоит злоупотреблять декорированием, захламляя все свободное пространство. Ребенку намного приятнее ощущать простор и быть свободным в движениях.
СОВЕТЫ ДИЗАЙНЕРА ИНТЕРЬЕРОВ ЗАГОРОДНОЙ НЕДВИЖИМОСТИ АННЫ МАРКИНОЙ
1. Соблюдайте баланс во всем: не стоит перегружать пространство цветом, светом, мебелью или аксессуарами.
2. Выбирайте экологически чистые материалы для отделки помещения будущей детской.
3. Отдавайте предпочтение мебели и текстилю из натуральных материалов с интересными текстурами.
4. Не жалейте средств на частые ремонты и переустройство детской, так как она всегда должна соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.
5. Уточняйте и учитывайте пожелания вашего ребенка. В качестве родителя вы можете только направить и немного скорректировать его идеи, но ни в коем случае не принимать решение единолично, подавляя своим авторитетом.
Источник
Или еще раз о Барби,
Памперсах и ярких игрушках
Во всех детских поликлиниках есть Комната здорового ребенка, где посоветуют и покажут, какие лучше использовать предметы ухода: пеленки, соски, кроватки. Там опытная медсестра расскажет, как лучше расположить кроватку ребенка, сколько и какие надо иметь пеленки, распашонки, какие лучше использовать коляски, на каком расстоянии должна находиться форточка для проветривания помещения и т.д. Все это надо приготовить заранее и не «по родительскому» желанию, а исходя из наибольшей пользы для будущего малыша.
В настоящий момент на нашу страну просто обрушилось лавина импортной продукции, и каждая фирма рекламирует свою продукцию как самую лучшую. Так ли они хороши, как их рекламируют? Не всегда. Родители порой теряются: «Как быть?»… Что же делать вам, будущим родителям? Как поступить с наибольшей пользой для малыша?
Если у вас есть духовник, возьмите благословение на приобретение всех вещей, которые будут нужны малышу. И Господь, по его молитвам, умудрит вас, что лучше выбрать.
Если вы еще далеки от Церкви… Как сориентироваться здесь? Будущим родителям ( где-то перед родами) лучше придти в детскую поликлинику по месту жительства, в Комнату здорового ребенка и посоветоваться со специалистами, что же лучше выбрать. Потому что для ребенка очень важно, чтобы те предметы ухода, которыми вы будете пользоваться, были натуральными, чтобы краски, которые использованы на пеленках, на игрушках, не были токсичны. Вот мой вам добрый совет: используйте то, что производит отечественная промышленность: отечественные пеленки, распашонки, ползунки. Пусть они не столь ярки и красивы, как импортные, но зато в них меньше химических красителей, они экологически надежнее, что значительно лучше для кожи ребенка.
Что касается различных бутылочек, то лучшая по сертификатам качества используется нетоксичная — специальная детская пластмасса. Поэтому из бутылочек старайтесь брать те, которые меньше раскрашены.
Игрушки также лучше использовать такие, на которых краски естественные, те, которые встречаются в природе. Особо яркие цвета, такие, как ярко-розовый, ярко-желтый, то есть те цвета, которых в природе не существует, которые искусственно созданы человеком, для ребенка неблагоприятны, они часто и у детей, и у взрослых вызывают аллергию, хотя фирма их может широко рекламировать. Игрушки должны нести в себе доброе начало. Если это кукла, то она должна быть с добрым, улыбающимся, лучистым лицом. Ни в коем случае не Барби, которая вообще не поймешь, на что похожа. Кукла должна быть представительницей мира детского, — радующегося, лучезарного, но ни в коем случае не трансформеры, которые изначально уже как бы настроены на разрушение психики, настраивают ее на определенную жестокость. Еще раз подчеркиваю: выбирайте игрушки с красками естественными, с теми, которые мы видим в окружающей среде. Для ребенка это очень важно.
Кроватки, коляски и прочее — это уже исходя из семейного бюджета. Можно использовать и от предыдущих поколений — на доброе здоровье. Обработайте кипятком, промойте все, прочистите, чтобы нигде не было инфекции.
Как быть с матрасиками? Матрасики можно прогладить, если нельзя, по возможности, летом прожарить на солнце, а зимой просушить на батарее.
Более полные рекомендации лучше получать в тех детских учреждениях, к которым вы относитесь по месту жительства. К появлению ребенка на свет надо готовиться.
Цель педиатра и медсестры, которые приходят к вам по рождении ребенка, в основном, дать те рекомендации и ответить на те вопросы, которые возникают у вас по уходу за ним. Мама психологически должна быть готова ухаживать за новорожденным с первых минут жизни. Потому что младенцу нужны не столько руки врача, не столько знание медсестры, сколько материнское любящее сердце, материнские смелые, уверенные руки и материнское желание принести благо своему ребенку во всем, даже в элементарных действиях по уходу. А если чего-то мама не знает, тут, конечно, и доктор и медсестра придут к ней на помощь. Нужно обязательно обращаться и разрешать те вопросы, которые необходимы. Но еще раз подчеркиваю: к уходу за ребенком мама должна готовиться в течение всего периода беременности.
Как психологически
Подготовиться к родам
Вопрос, который бы я еще хотела затронуть, скорее акушерский. Но я бы сказала — это вопрос больше человеческий. Особо хочу отметить психологический настрой матери и отца, осознания важности момента — появления ребенка на свет. Очень важно, как, в каких условиях, как дитя появляется на свет. Мама должна быть готова к родам, готова «пожертвовать» собой, временно перенести боль, страдания. Это очень важный момент. Потому что если женщина психологически готова к ним, можно быть уверенным на 80-90% в благоприятном исходе родов.
Очень часто во время родов приходится наблюдать такой момент: женщина не слушает, что говорит ей акушер или акушерка, ведущая роды. И это приводит порой к тому, что необходимо делать какие-то дополнительные манипуляции, чтобы извлечь новорожденного. А это не всегда для ребенка во благо. Благо то, что идет нормальным, физиологически естественным путем. «Невнимательность» женщины чаще всего обусловлена чувством страха. Страх уйдет, если женщина будет внутренне уверена в благополучных родах, что обусловлено ее молитвой и молитвой за нее духовника (священника) в Церкви, ее родственников и, в первую очередь, мужа дома и в храме.
Евангелист Иоанн Богослов повествует: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоанн. 16, 21). Неся эти слова в своем сердце, женщина не будет бояться ни боли, ни страданий. И вопрос об обезболивании родов скорее всего не возникнет. Момент очень важен.
Не должно быть страха, дорогие мои православные мамы и папы. Если вы молитесь, если за вас молится вся семья, если ваш духовник, священник в молитве обращается в Церкви, Ангел Божий молится вместе с вами, вместе со священником в храме, страх уходит, а душа наполняется уверенностью.
При подготовке к родам необходимо использовать не только рекомендации, данные священником, но и получить консультацию акушера, как правильно вести себя женщине в момент начала родов (регулярных схваток). Есть специальные упражнения, включающие в себя дыхание, использование определенных точек на теле, которые снимают боль, и, самое главное, — не мешают и не травмируют малыша.
Перед родами обязательно поинтересуйтесь у акушерки, где есть в вашем районе Центры подготовки женщины к родам. И там опытные акушерки обязательно должны рассказать о тех моментах дыхания, которые женщина должна знать при родах, о тех точках обезболивания, используемых роженицами при схватках в домашних условиях, когда схватки еще легки, об определенном ритме дыхания, возникающем при схватках. Женщина обязательно должна это знать. Из книги этого не почерпнешь. Очень важно живое слово, очень важен совет того, кто непосредственно с этим сталкивается, кто с этим работает.
Еще один момент: страх перед болью. Вслед за ним сразу возникает вопрос об обезболивании в родах. Вопрос этот не педиатрический. Поэтому, с точки зрения профессионализма, касаться к нему я не имею права. С точки зрения медицинской (это чисто мое наблюдение и опыт старшего поколения) таков: когда женщина психологически готова к родам, вопрос об обезболивании не стоит. Если стоит вопрос о комфортности родов, то есть чтобы уж совсем было не больно, это уже вопрос второй. Этот момент должны объяснить, обосновать акушеры. С точки зрения православного подхода, об этом скажет лучше священник.[2]
Однако всегда считалось, что страдания непременно должны присутствовать. Поэтому страшиться их не надо.
Мне часто задают такой вопрос: «А как я отношусь к домашним родам?». Вопрос непростой в очень многих моментах. Если в дореволюционной России домашние роды являлись привычными, то в настоящее время это скорее исключение. Потому что роды дома должны быть четко организованы и тщательно подготовлены. То есть акушер, наблюдающий малыша и мать будущего ребенка, должен четко сказать матери, что беременность протекает нормально, что положение плода нормальное, что роды пойдут обычным физиологическим путем, что нет никаких причин, которые будут требовать оперативного родоразрешения. Он должен установить даже размеры плода и сообщить, что они соответствуют физиологическим размерам женщины и никаких осложнений быть не должно. Акушеры должны быть специально подготовлены для домашних родов.
Если та или иная семья по какой-то причине желает домашних родов, то это должно быть продумано от и до. То есть здесь должны быть и акушерка, наблюдающая данную женщину во время беременности, и акушерка, которая будет принимать роды, здесь должен быть и педиатр, который примет новорожденного, посмотрит, сделает необходимые манипуляции по обработке родившегося младенца. То есть, все это требует очень большой организации. Более того, в современных условиях организация домашних родов может осуществиться платно и будет стоить довольно недешево. Поэтому домашние роды для большинства будут скорее исключением из правила, не всегда оправданным и необходимым. И здесь, еще раз подчеркиваю, нужно испросить благословения вашего духовника или приходского священника.
Что касается нововведения родов (роды сидя, роды в воде и прочее). Я единственное могу вам сказать: у нас есть очень большой опыт, накапливаемый не одним поколением и не одним столетием. Давайте обратимся к нему. Если мы не находим этих нововведений в жизненном опыте наших предшествующих поколений, давайте задумаемся: а настолько ли мы мудрее наших предков, чтобы что-то изобретать новое? Я не хочу показаться ретроградом или человеком, выступающим против каких-то нововведений. Но мне хотелось бы вас всех призвать к здравой мысли и к тому опыту, который Господь нам уже даровал. Слишком серьезное дело — рождения младенца, чтобы ставить в этой области эксперименты.
Женщина и еще не родившийся младенец должны чувствовать, что они не одни, должны быть уверены, что муж (отец) соучаствует в великом таинстве рождения, радуется этому, готовится к появлению нового члена семьи на свет. Малыш не должен ощущать свое одиночество, находясь в утробе матери. Дитя очень незащищено, хрупко. И об этом хотелось мне поведать в своей следующей, печально названной главе:
Где мой папа?
Маленькие дети, особенно до года, оставленные отцами, очень остро чувствуют одиночество и всем видом выказывают это.
В подтверждение сказанному приведу один случай. Мне довелось работать в клиническом роддоме, заниматься периодом неонатологии, то есть нахождением ребенка в роддоме с первых часов жизни, до семи-двенадцати дней, в зависимости от состояния мамы и ребенка до выписки. Приходилось брать на себя смелость решать: либо домой, если этот ребенок здоровый, либо дальше на лечение в отделение, соответствующие возрасту ребенка, если он имеет какую-то патологию, с которой в данный момент домой он выписан быть не может.
Но затем пришлось изменить свою врачебную деятельность и перейти на участок. На участковой работе педиатр сталкивается с возрастом детей уже от роддома, то есть от семи дней и до пятнадцати лет. Здесь встречаются различные патологии, есть дети как здоровые, так и больные. И здесь перед педиатром раскрывается еще и другая сторона жизни ребенка: тесные отношения с семьей малыша, то, чего не дано доктору в стационаре. И это в работе педиатра, наверное, и есть самое ценное. Так вот…
Был конец восьмидесятых годов. Я отправилась на прием к малышу, которого по какой-то причине мама не приводила в поликлинику. А есть определенные правила для периода новорожденности, когда мама вместе с ребенком приходит в поликлинику для того, чтобы его посмотрели, назначили (если есть необходимость) какие-то дополнительные обследования. Нужно было взвесить, измерить ребенка, дать рекомендации по питанию, по уходу и так далее. Тогда я была еще человеком, далеким от Церкви, и многого просто не знала. И как любой доктор, заходящий в дом, первое, что оценивала, переступая порог, — те условия, в которых находится малыш, потому что это очень важно с точки зрения нормального физического и психологического развития новорожденного.
Это была отдельная квартира, жилищные условия хорошие, соседей, которые бы мешали ребенку, не было. Судя по внешней обстановке, семья обладала материальным достатком. Предметы ухода за ребенком и все прочее говорило о том, что в семье есть все, что касается обеспечения внешнего благополучия: одежда, питание, коляска, игрушки, манеж — все было. Что касается квартирных условий, тоже все в порядке. Две комнаты позволяли ребенку находиться изолированно, в принципе, ничего ему не мешало.
Но первое, что бросилось в глаза, когда я осматривала эту девочку, удивительная внутренняя жалкость ребенка. Я даже сама поразилась этому. Кроме жалости, ничего другого не возникало по отношению к этой девчушке. Хотя в общем-то физических угрожающих, тревожных моментов у девочки не было. Судя по внешнему виду, и потом, когда уже взвесили, все было хорошо: и нормальный вес, и рост, и все-все-все. Но ощущение именно внутренней жалкости, недетского переживания, какой-то незащищенности, какой-то детской скорби, грусти в ребенке оставалось. Хотелось закрыть, прикрыть ее от чего-то…
Повторю: в тот момент я еще была нецерковным человеком. Разговорились с матерью. Мама внешне так довольно, даже с бравадой, но внутренне с каким-то очень большим надломом, большой горечью, сказала:
— Я мать-одиночка, но мы ни в ком не нуждаемся, мы вырастим ребенка сами.
Выяснилось, что малышку она воспитывает вместе с бабушкой, отец покинул их задолго до рождения своего чада.
Прошло много лет. Девочка выросла. Многие моменты сгладились, но недетская грусть в глазах осталась до сих пор…
К сожалению, это не единственный случай… И сейчас, вспоминая этот случай, могу объяснить свое внутреннее состояние: жалость по отношению к этому ребенку. Не знаю, насколько имею право говорить об этом, но у нас не должно звучать слово «мать-одиночка». Ведь у малыша всегда есть отец. Другой разговор, живет ли он в данной семье или по какой-то причине не живет. Это уже отдельная проблема. Но мать-одиночка… Не согласна я с этим выражением! Скорее всего, можно говорить о ребенке, который воспитывается матерью и у которого в данный момент просто отсутствует отец. Потому что само понятие «мать-одиночка», мне кажется, изначально вызывает какое-то давление на дитя, оно его обездоливает, ободиночивает, усугубляет его незащищенность.
О чем хочу вам рассказать? О том, что новорожденные детки все очень хорошо понимают, единственное, что, правда, не говорят.
Поэтому, дорогие мои «потенциальные» папы! Прежде чем вам захочется оставить женщину с будущим ребенком на руках, по легкомыслию, жестокосердию, недопониманию всей ответственности своего поступка, подумайте, как ему будет плохо, как ему будет неуютно, как ему будет обидно. Папа не знает о рождении своего чада. Папа не знает!!! А малыш, смеем предполагать, знает своего отца. По каким секретам, Одному Богу ведомо. И, помня своего отца, малютка испытывает одиночество, сильную горечь, недетскую грусть… Они видны. Их не украсишь никакими внешними благами.
Ведь дитя, при всей своей внешней умелости, очень незащищено. Да, ему нужны теплые, любящие, чуткие, нежные руки матери. Но ему нужна и мужественная, надежная грудь отца, закрывающая его, как броня, от всех тех внешних укоров, неприятностей, каких-то неблагоприятных моментов, которые могут ранить ребенка.
Дорогие папы, не забывайте об этом! По своей ветрености, по легкомыслию вы можете так легко оставить женщину с будущим младенцем, которому вы — отец. И, не видя его, Вы думаете, что не несете ответственности. Нет. Рано или поздно за все наши промахи, за все наши неблагие деяния нам приходится отвечать. И во многом неблагополучие наших детей обусловлено тем, что родители так часто легкомысленно, небрежно, неуважительно относятся к тем, за чью судьбу они отвечают перед Творцом. Ибо Он вручает им эту жизнь, Он дарует им человеческое существо на попечение, на воспитание, на кормление. И мне бы хотелось, чтобы вы это помнили. И если будет памятование об этом, наверное, не так у нас будут разрушаться семьи. Не так будут одиноки дети. К сожалению, с этим детским одиночеством нам, врачам, приходится часто сталкиваться. И в садах, и в яслях, и в школах.
Многие проблемы, которые возникают сейчас, корнями уходят в периоды закрытые, внутриутробные, периоды первых месяцев жизни, когда закладывались, становились, когда были размолвки, когда была неуверенность матери и отца. Все это потом сказывается на детях. Хотя об этом не всегда говорят врачи. Почему? Они об этом порой и не знают и не предполагают. А ведь