Коммуникативный тип психического развития ребенка
Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Подготовила Ершова Динара Ураловна.
Воспитатель МАДОУ526
Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту основана на различиях в поведении детей в учебных ситуациях, в отношениях с учителем, восприимчивости разных детей к содержанию учебных занятий. Дети, для которых школьная действительность выступает в роли учебной ситуации, наиболее готовы к школе. Среди них можно выделить два типа: пред учебный и учебный.
1 . Пред учебный тип.
Для детей пред учебного типа учебная ситуация выступает в неразрывной связи своих элементов. Эти дети готовы решать посильные учебные задания, но лишь в присутствии – учителя. Эти дети одинаково внимательно относятся ко всем указаниям учителя, будь то содержательное задание или, скажем, просьба вымыть доску. Все происходящее в школе для них одинаково значимо.
Возможно два пути развития
Благоприятный
Уход в содержательную сторону
Т.е. учиться, что бы получать знания(учебный тип).
Неблагоприятный
– фиксацию на формальных, несодержательных моментах обучения(красивое оформление),
А) Псевдо учебный тип
(отказ от содержательной стороны)
Б) коммуникативный
Превращение сотрудничества в общение
Коррекция
Что бы избежать неблагоприятного пути развития, педагогу необходимо отслеживать свою помощь, подчеркивая значимость самостоятельного выполнения задания.
Большую роль в дальнейшем развитии детей этого типа играет оценка.
Такие дети не различают оценку за выполненное задание и оценку самого себя, поэтому оценка должна быть преимущественно положительной: если ребёнок сделал какую ни будь работу (даже не качественную) необходимо найти за что можно похвалить.
Нельзя оставлять без внимания достижения ребёнка , даже самые маленькие(личный рекорд). Если работа не выполнена, можно этого не заметить , т.к. если его не заметили , а других детей хвалят, ребёнок начинает ориентироваться, а за что хвалят других.
При этом если ставится отметка нужно давать чёткий критерий . Необходимо особо обращать внимание на постановку задач, на соответствие критериям, которые положены в основу. Необходимо также обратить внимание ребёнка на собственную оценку своей работы , что позволит ему увидеть соответствие выполнения своей работы тем требованиям, которые предъявляются.
Нельзя просить оценить работу в целом, а ставить перед ребёнком частные задачи (например. Найти самую красивую букву, ровную строчку, и т.д. поговорите о том что надо исправить , что бы она стала лучше).
Самым неприемлемым типом урока является урок по типу передачи готовых знаний, т.к. этим загоняет ребёнка в жёсткие рамки, которые даёт учитель. В связи с этим рекомендуется включать этих детей в групповое и коллективное взаимодействие – работа в группе. В команде, парами. Например, в первые дни обучения – это могут быть уроки знакомств, где можно познакомиться дру с другом.
Необходимо развивать у детей умения задавать вопросы.(по содержанию задачи). Когда ребёнок задаёт вопрос, избегайте прямых ответов, лучше попросить его объяснить, что же он все- таки понял. Вопросы по содержанию необходимо поощрять, никогда не говорите: «Не задавай глупых вопросов!»
Приемы по формированию содержательного отношения к учебной деятельности:
10 отгадывание слова.
Учитель загадывает предмет, а дети задают вопросы, пытаясь отгадать. Отвечать надо только «да» или «нет»
Так формируется первичный анализ.
2) Учитель при объяснении «забывает» сообщить существенные детали задания.
3) Учитель в дискуссии занимает заведомо неправильную позицию, предлагает очень ярко неправильное решение проблемы.
Не бойтесь отказаться от стереотипа тихого урока.
Учебный тип.
Дети учебного типа вполне готовы к школе. Их развитие определяется учебной деятельностью. Главным регулятором их поведения является содержание задачи, им и определяется отношение с учителем. Ребенок учебного типа может одинаково успешно анализировать содержание учебной задачи как в присутствии взрослого, так и самостоятельно.
Мотивация этих детей преимущественно учебная или социальная, внутренняя позиция характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Такие дети легко справляются с заданием, не требует, что бы им повторяли несколько раз. Они менее чувствительны к отметке и оценке себя, им нравится сам процесс учения, решение задач. Часто создаётся впечатление, что они опережают сверстников в интеллектуальном развитии.
Трудности
Могут игнорировать внешнюю сторону учебной деятельности. (например, не поднимают руку и т.д.)
Будучи хорошо готовыми к школе в интелектуальном плане могут быть не готовы в эмоционально – социальном. Это проявляется в том, что они быстро схватывают материал, быстро справляются с заданием (поэтому у них остаётся свободное время) и начинают мешать другим.
Основная задача учителя – дать такое индивидуальное задание, что бы ребёнок увлёкся и не мешал другим, тогда не будет проблем с его поведением.
Если учитель проявляет сдержанность, терпение, то ученик принимает его требования: если нет, то такие дети становятся нарушителями дисциплины.
Нельзя также жаловаться на поведение ребёнка родителям, т.к. между ними (в случае недовольства ребёнком родителями) нарушается эмоциональный контакт, что может привести к неврозам.
Самое главное:
Не подчёркивать чрезмерные интеллектуальные успехи
Не акцентировать внимание на нарушениях дисциплины.
Игровой тип
Поведение может быть различным: может активно включаться в работу, а может выпадать из урока (ходить по классу), неспособен долго подчиняться общим требованиям: школьная ситуация представляется игровой, поэтому он, как бы переходит с одной игры на другую. Эти дети, как правило не готовы к обучению. Для них характерна непоследовательность, импульсивность, неумение следовать школьным нормам. Отсутствие произвольности.
Благоприятный вариант Неблагоприятный вариант
Пред учебный тип псевдо учебный тип
Детей такого типа лучше отдавать в школу с 8 лет. Попытки справиться с ним путём строгости неэффективны, сложно заставить ребёнка следовать школьным правилам, т.к. он всё воспринимает как игру.
Коррекция
Постарайтесь поддержать у ребёнка интерес к происходящему: групповая, коллективная работа, работа в парах.
Дисциплина
Включать ребёнка в содержание, обучение с помощью дидактических игр. Если ребёнок выпал из обучения не акцентируйте на этом внимание. Обязательно похвалить за тот минимум, который он сделал. «Ты мне эту работу подари, а сам сделай ещё одну», смысл работы видят если это кому либо надо. С этими детьми лучше заниматься индивидуально: их надо учить задавать вопросы, формулировать свои мысли. Форма дидактическая игра
«посмотри надо делать так» и объяснить, и показать ещё раз.
Если вы не сможете определить тип такого ребёнка, то вероятно дублирование первого класса, постоянный успех, который в дальнейшем приведёт к формированию патологии характера.
Могут сформироваться компенсаторные механизмы: негативизм демонстративность.
От вас требуется терпение. Тогда переходит в псевдо учебный, а он в учебный.
Псевдо учебный тип
Неблагоприятный вариант принятие школьной действительности. Низкий уровень самостоятельности, интеллектуальная пассивность, и в присутствии учителя работают хуже, чем без учителя.
Эти дети подключаются к решению фронтальных(коллективных) задач.
Болезненно относятся к негативной оценке.
Удобной для учителя, т. К. с особым старание выполняют любые формальные требования.
Если вы заметили у ребёнка старательность вместе с интелектуальной пассивностью и робость необходимо бить тревогу!
Причина – в типе семейного воспитания; дома от ребёнка требуют неукоснительного послушания, подчинения, скрупулёзного выполнения требований взрослых, подавляют инициативу. Этот тип детей-от авторитарного стиля воспитания и авторитарного стиля обучения в школе. Посоветуйте родителям: почаще читать ребёнку книги, обсуждать прочитанное, поощрять рассказы ребёнка о школе, развивать самостоятельность, умение задавать вопросы.
Учителю: не следует хвалить ребёнка за выполнение формальных требований, хвалить за хорошо выполненную содержательную сторону.
Самая трудная коррекция.
Коммуникативный тип
Ученик пытается превратить содержание общения с учителем в простое общение, в бессодержательную коммуникацию. Эти дети пытаются завладеть вниманием учителя, обратить на себя внимание, склонны к демонстративному поведению. Мало общаются с одноклассниками приносят игрушки и показывают их учителям, любят жаловаться. Не хотят работать самостоятельно, трудно включаются в коллективную работу привлекают внимание учителя различными уловками.
Работают только в присутствии взрослого, если тот ушёл, прекращают. Этот тип от семейного воспитания – детям не хватает внимания, любви, общени, поэтому они компенсируются в школе, т.е. требуют внимания от учителя. Эти дети не умеют играть со сверстниками, поэтому им надо развивать, обогащать ролевую игру.
Коррекция
Посоветуйте родителям водить ребёнка в детские коллективы(театральный кружок),что бы было удовлетворенно его стремление к демонстративности.
Учитель должен оказывать внимание ребёнку, но разговор надо переводить на учебную тему.
Такой ребёнок может быть одиноким, найдите ему пару, от вас требуется терпение т.к. такие дети бывают навязчивы. Окрик тоже не сработает т.к. это тоже внимание да ещё и негативное
Коммуникативный тип возникает у детей, склонных к демонстративности, страдающих дефицитом внимания. Их поведение направлено на привлечение внимания взрослого, при этом ребенок готов говорить о чем угодно, лишь бы продлить ситуацию общения. Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.
В случае учебной деятельности демонстративность может приобретать негативное значение. Например, если первоклассник учится не блестяще и не вызывает восхищения своими школьными успехами, он начинает удовлетворять повышенную потребность во внимании другими способами. Его поведение приобретает негативную социальную окраску: театрально, аффективно нарушаются принятые в школе правила поведения, может проявляться агрессивность. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на чисто учебные требования учителя.
Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.
Коррекция
Коррекция коммуникативного типа затруднена. В условиях школы необходимо воздерживаться от порицания. Любое наказание рассматривается ребенком как проявление внимания к себе. Единственный способ уменьшить трудность ситуации – не замечать вызывающего поведения ребенка, всячески поощряя его за любую содержательную работу.
Дошкольный тип
Дети дошкольного типа совершенно не готовы к обучению в условиях школы – обычная ориентация обучения ими не принимается. Однако такие дети могут вполне успешно обучаться в игровой форме. Характерным диагностическим признаком этих детей является их отношение к собственным ошибкам. Сами своих ошибок они не замечают, а если на них указать – не соглашаются исправлять, говоря что так даже лучше. Дети дошкольного типа осложняют проведение урока: могут встать, пойти по классу, залезть под парту и т.д. Таким детям рекомендуется индивидуальная игровая форма обучения. Если созданы щадящие условия, то ко 2-му классу ребенок вполне сможет включиться в учебную ситуацию.
Задача выявления возможных психологических причин задержек в развитии детей предполагает решение трех взаимосвязанных вопросов.
Первый из них касается методов, позволяющих ориентироваться в массе детей и выявлять тех из них, кто отстает в учении по причине особенностей психического развития, не связанных со способностями.
Далее необходимо разработать средства, с помощью которых можно было бы уточнить истоки их неуспеваемости, отнести отстающего ребенка к одной из следующих групп: педагогически запущенных детей; имеющих хорошие, но недостаточно развитые задатки; отстающих по причине неспособности усваивать школьную программу; не имеющих необходимых задатков и не успевающих из-за врожденных или приобретенных в результате болезни анатомо-физиологических дефектов.
Наконец, надо отыскать научно обоснованные методы, позволяющие предсказать дальнейшее развитие ребенка, отнесенного к одной из этих групп.
Все это требует глубокой и разносторонней психодиагностики ребенка.
* * *
Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование. Данная задача должна решаться работниками школьной психологической службы.
Источник
Основу предлагаемого подхода к анализу трудностей, возникающих у 6-летних детей в начале систематического обучения, составляет целостный учёт индивидуальной ситуации психического развития ребёнка. Под ситуацией понимается единство отношений ребёнка к взрослому и к предлагаемым со стороны взрослого и задачи т.е. различные типы ситуации, существенно обусловливает поведение ребёнка на уроках.
Учебная ситуация.
Общая ситуация совместимости в школьном обучении «Ребёнок взрослый – задача» – может трансформироваться для ребёнка в социальной роли учителя, т.е. носителя общественного выработанных способов действия, социальных образцов. Ребенок принимает позицию ученика, готов нести новые для себя обязанности, причем, некоторые ограничения, связанные с новой позицией, принимаются охотно, так как соответствуют новой ступени взрослости.
Предлагаемые взрослым учебные задания анализируются по содержанию. Ребенок вступает с ними в учебные отношения, т.е. отношения, направленные на овладение новыми способами действия.
Дети, для которых школьная действительность выступает в роли учебной ситуации – наиболее готовы к школе. Среди них мы выделяем типы предучебный и учебный.
Для детей предучебного типа учебная ситуация выступает в неразрывной связи своих элементов. Эти дети типичные шестилетки, их психическое развитие претерпевает кризис. Они уже готовы решать посильные учебные задания, но лишь в присутствии взрослого-учителя. Дома такие дети отказываются от помощи родителей при подготовке к школе, поскольку родители не могут стать членами учебной ситуации. Эти дети одинаково внимательно относятся ко всем указаниям учителя, будь то содержательное задание или, скажем просьба вымыть доску. Все происходящее в школе для них одинаково значимо. Это в целом благоприятный вариант начального школьного обучения, однако, он таит в себе одну опасность – фиксацию на формальных, несодержательных моментах обучения (превращение в псевдоучебный тип). Если учитель излишне формализует свои отношения с ребенком, уделяя чрезмерное внимание форме выполнения заданий в ущерб раскрытию их смысловой стороны, ребенок в качестве содержания учебной ситуации может выделить для себя именно эти моменты обучения, став нечувствительным к учебному содержанию. Этому могут препятствовать дискурсивная форма проведения уроков, неформальная атмосфера на уроках, положительная качественная оценка работы детей с обязательным объяснением критериев оценки, т.е. создание на уроке подлинной учебной ситуации, а не подмена ее отношениями руководства – подчинения.
Особенностью предучебного типа является то, что включения в работу им необходимо лично к ним обращенное указание учителя.
Поэтому на первых порах учитель должен включать таких детей в работу лично с ними общаться к ним обращенным взглядом, словом жестом.
Внутренняя ситуация предучебного типа характеризуется общим положительным отношением к учению, началом ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности.
Дети учебного типа в полнее готовы к школе. Такие дети – посткризисные, их развитие определяется учебной деятельностью. Поэтому главным регулятором их поведения является содержание задачи им и определяется отношение к учителям. Ребенок учебного типа может одинаково глубоко анализировать учебное содержание, как в присутствии взрослого, так и самостоятельно. Где бы он не находился в классе или дома-учебное задание выполняется адекватным для него набором действий.
Мотивация этих детей преимущественно учебной или социальная, внутренняя позиция характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Однако у некоторых детей учебного типа отношение к школьным ритуальным требованиям может быть весьма свободным. Это несколько усложняет их адаптацию к школе. Специальная коррекция в этом случаи обычно не требуется. Учитель должен лишь сдержанно относится к негативным проявлениям, иначе возможно их закрепление.
Дошкольная ситуация.
Игровая ситуация определяется совершенно иными компонентами: ребенок-партнер игра и соответственно неспецифично для школы. Ребенок не принимает позиции ученика не видит во взрослом учителя-носителя социальных образцов. Учебное содержание игнорируется, материал учебных заданий превращается в игровой. Ребенок не вступает в учебные отношения со взрослыми, игнорирует школьные установления, нормы школьного поведения. Поскольку учитель и учебное содержание не могут быть включены в игровую ситуацию, ребенок либо играет с идеальным партнером, либо находит в классе такого же как он – дошкольника.
Дети дошкольного типа совершенно не готовы к обучению в условиях школы обычная организация обучения ими не принимаются. Однако такие дети могут вполне обучаться в игровой форме. Характерным диагностическим признаком этих их отношение к совершенным ошибкам. Сами они своих ошибок не замечают, а если им на них указывают, то не спешат их исправить, говорят, что так (с ошибкой) даже лучше. Дети дошкольного типа осложняют поведение урока: могут встать, пройти по классу, залезть под карту и.т.д. Если ребенок такого типа выявлен при приеме в школу, необходимо разъяснить родителям нецелесообразность его поступления, поскольку он не доиграл в дошкольном детстве. Если особенности ребенка не учитываются по окончании 1-го или 2-го класса понадобится дублирование. Постоянный неуспех может привести к неврозам, формированию компенсаторных механизмов, например, негативистической демонстративности. Если же такой ребенок оказался в школе, задача всех окружающих помочь ему. Неоценимую роль могут сыграть групповые и индивидуальные внеклассные формы работы, дидактические и общеразвивающие игры. Обязательна организация игрового досуга ли во внеурочное время ребенок много и полноценно играет, это поможет бы часть урочного времени проводить содержательно. Со стороны учителей должны быть проявлены сдержанность и терпимость. Задача школьного психолога организовать адекватные формы обучения, чтобы ребенок осваивал программный материал. Если ребенку созданы щадящие условия, то второму классу он вполне может включится в учебную ситуацию.
Источник