Коммуникативное развитие ребенка в семье
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка
Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, воображение.
Семья – первая ступень овладения ребенком родным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как гармонично развитую личность.
Стадии формирования речевой коммуникативности ребенка в семье:
• до момента рождения
• первый год жизни ребенка
•дошкольный возраст
Формирование речи начинается еще до рождения. Ребенок слышит нежное пение матери, ее ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. В период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается с улыбок, взглядов родителей, близких родственников. На этом этапе развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила и интонация. Малыш понимает язык переживаний, чувств. И чем он эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и общаться с другими людьми, так как круг общения ребенка постепенно расширяется. С момента начала общения ребенка со взрослым и со сверстниками меняется и само общение. Оно обогащается мимикой, жестикуляцией, эмоциональностью.
Пользуясь языком как средством общения, ребенок приобщается к человеческой культуре, человеческому слову. С помощью языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.
Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом зависит от родителей, от их образования, культурного развития ребенка (речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т.д.). Поэтому родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка в первые годы жизни малыша полностью должна возлагаться на них.
Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого развития – фонематическую, лексическую и грамматическую. Раннее обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им. При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи.
Одним из таких средств, помогающим решить различные проблемы в коммуникации, является искусство, которое воздействует на становление личности ребенка, его социализацию, формированию художественно-эстетического вкуса, мировоззрения. формирует положительное эмоциональное состояние, корректирует коммуникативные проблемы.
- Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае велика. С помощью искусства возможно расширить умственный кругозор ребенка. Обогатить его словарный запас, развить художественный вкус, включить его в творческую деятельность, эмоциональную сферу.
Первые шаги в мире прекрасного ребенок делает в своей семье, опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные ориентиры родителей. Огромное значение приобретают произведения народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, сказки, стихи и т.д.). Дети очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием родного языка. В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебными превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью героев, сопереживая им. Проявляя с ними такие чувства как смелость, благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учитывать, что именно пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие на ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком.
Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, может стать семейной традицией, ритуалом, которого ребенок очень ждет. Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и положительное, сопоставлять сказочные события с реальной действительностью, обсуждать поступки героев, преломляя через собственный опыт. Сказка же является притягательной формой для ребенка, так как позволяет свободно фантазировать и мечтать, постигать мир переживаний и чувств.
Очень важно научить ребенка не только рассказывать, но и уметь слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет и от самых близких людей (отца и матери). Научив ребенка ведению диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и доверие. Очень важны беседы с родителями. Именно в них формируется культура речи и мышления. Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи, а значит и развития его коммуникативных навыков огромную роль играет семья. Создавать благоприятную речевую среду, расширить круг общения ребенка. Организовывать совместное времяпровождение.- основные задачи родителей.
Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие общаться с ним и помогающие ребенку в развитии коммуникативной сферы , социализации.1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.
“Как можно нас называть по – разному?” Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они – это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
“Улыбка” – дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
“Комплимент” – дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…”). Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Вместо похвалы можно просто сказать “вкусное”, “сладкое”, “молочное” слово.
2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
“Угадай” – один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
“Походки” – один ребенок изображает походку кого – либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
“Иностранец” – один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
“Расскажи стихи без слов”. “Изобрази пословицу”.
3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:
изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
произнести знакомое четверостишие – шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
4. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса – Барабаса, Бармалея и т. д.
5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
– участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
– сюжетные творческие игры, с повторением сцен – ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
– разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
– следующие упражнения, игры:
•”Опиши друга” – двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
“Подари подарок другу” – при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
“Царевна – Несмеяна” – дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру…;
“Сравнения” – дети сравнивают себя с какими – то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;
“Волшебный магазин” – взрослый предлагает детям купить что – нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
6. Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями.
В результате совместной работы с родителями дети лучше ориентируются в человеческих отношениях, понимают эмоциональное состояние людей. чувствовать настроение взрослого и сверстника, проявлять сопереживание, отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в разных ситуациях, уступать сверстнику, отстаивать свою точку зрения, обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.
В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоят прежде всего – родители.
Источник
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.
Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия, приобретает готовность и умение решать проблемы в процессе общения. Усвоение норм человеческого общения начинается с момента рождения и его базис формируется к пяти годам. К этому возрасту у ребенка складывается целостное представление о том, что можно и нельзя делать, что ожидать от других, как лучше себя вести в той или иной ситуации. Семейное воспитание предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира. То фундаментальное, что закладывается в семье, с трудом поддается изменениям в дальнейшем. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, оно основано на родительской любви и вызывает ответные чувства детей к родителям.
Семья – это малая социально-психологическая группа, основанная на браке, её члены объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, тесными эмоциональными связями и моральной ответственностью друг перед другом.
Семья явление историческое. Общество предъявляет к семье свои требования: семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты, является вечной и очень ответственной задачей общества и всего человечества в целом. Сколько в мире семей, столько и разновидностей семейных моделей воспитания. Каждая семья неповторима и уникальна по-своему, в каждой преобладает свой путь воспитания и развития ребенка, который несёт в себе яркий отпечаток личности родителей.
Что же такое «семейное воспитание» – это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Принято выделять несколько факторов, определяющих семейное воспитание:
– распределение ролей в семье,
– модели отношения родителей с детьми,
– система наказаний и поощрений,
– ценностная ориентация родителей.
«У хороших родителей вырастают хорошие дети» – мы часто слышим это утверждение, а какие они «хорошие» родители? При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. Но вряд ли такая абсолютная норма существует в воспитательной деятельности. Быть родителем надо учиться, так же как мы постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
Многие родители знают, как не надо воспитывать, но не знают и не умеют воспитывать так, как им того бы хотелось, и тут на помощь должен прийти педагог. Его цель – содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. Следует учитывать и тот факт, что некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности.
Но оказать поддержку родителям в создании условий для полноценного развития личности и в понимании поступков собственного ребенка можно только тогда, когда педагог знает и умеет определять семейную модель и тип отношений в семье, предвидеть путь развития ребенка и прогнозировать его жизненную позицию. Очень подробно этот вопрос рассматривается в книге Горловой Н.А. «Речевой фитнес» и др.. Предложенный алгоритм, связывает воедино механизмы эмоционально-личностного развития, типы семейных отношений и жизненный стиль семьи, определяющий путь развития ребенка. Это ни сколько не умаляет основных методов работы с семьей, как то: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, но дает мощный фундамент для этой работы.
Предпочтительным является тип семейных отношений, который настраивает членов семьи на общение и компромиссное решение семейных проблем под девизом «Безвыходных ситуаций не бывает», формирует автономный путь развития личности ребенка, порождает действенную личную позицию, основанную на активности и осознанности. Человек не просто осознаёт течение своей жизни, но способен встать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею.
В заключении я хочу напомнить, что воспитание – это взаимодействие равноправных участников и держится на любви к детям. Если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным:
5 объятий – для выживания,
10 – для поддержки,
15 – для роста и развития.
Наилучший результат, когда все это происходит в нужный момент, в этом и заключается мастерство воспитателя.
Источник
Формирование коммуникативной сферы ребенка происходит, не только в окружающем его мире, но и в семье. По мнению А. Г. Гогоберидзе, к старшему дошкольному возрасту взаимоотношения с ровесниками и с взрослыми выявляют наличие ключевых компетенций у ребенка. Освоение начальных компетенций позволяет малышу решать проблемы разной сложности в бытовых условиях и в различных видах деятельности. Ученые исследователи Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева в своих научных разработках в сфере семейного и дошкольного воспитания под коммуникативной компетенцией понимают определенный уровень развития навыков и умений общаться и устанавливать контакты в социуме. Ученые указывают на то, что основным условием положительного результата является тесное взаимодействие детского сада, семьи и школы. Приобретенный опыт применим в различных ситуациях.
В законе РФ «Об образовании» в статье № 18 говорится о том, что родители ребенка являются первыми педагогами ребенка. В настоящей социальной ситуации сложилось так, что многие родители не имеют возможности уделить достаточное количество времени своему ребенку, этот факт говорит о том, на сколько необходима и важна психолого-педагогическая поддержка, как детям, так и родителям. Культура семейного общения постепенно сужается, а это отрицательно сказываться на взаимоотношении детей и родителей, соответственно ребенку недостаточно родительского внимания. В своей работе могу отметить, что большинство детей в детском саду пребывают 10–11 часов, на общение с ребенком у родителей может оставаться 2–3 часа в сутки, а этого недостаточно. Анализируя данную ситуацию можно выделить некоторые трудности, с которыми сталкиваются родители: недостаток времени на общение (а может, неумение или нежелание общаться), неумение оценить особенности детского развития, недостаток знаний психологии развития, не могут выбрать эффективные средства воздействия, отсутствие саморефлексии в общении с ребенком.
Семья — это важнейший институт развития, воспитания и социализации маленького ребенка, так как именно семейное воспитание дает ребенку широчайший круг представлений об окружающей его жизни. Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это самые близкие и родные люди, это те, кого мы любим, с кем нам приятно проводить время, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в родной семье мы учимся взаимоотношениям с близкими, любви и ответственности, заботе и уважению. Народная мудрость, давая характеристику человеку, большое значение придавала воздействию на него той семейной обстановки, в которой он родился и вырос. Если о человеке говорят «он из хорошей семьи», это значит, что у человека хорошая наследственность, что он трудолюбив, честен, доброжелателен, на этого человека можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Для воспитания всесторонне развитого человека необходимо человеческое общество, а для развития коммуникативных качеств — требуется среда взрослых людей, необходим образец поведения в обществе. Современный ребенок погружен в детский социум — детский сад, школа, кружки по интересам и спортивные секции. Контакт детей с взрослыми минимальный, в общении взрослый — ведущий.
Важнейшая функция семьи — психологическая. Тесные взаимоотношения в семье создают условия для взаимной открытости, снимают необходимость в психологической защите, обеспечивает самоуверенность, уверенность в защите, открытое самовыражение и взаимное сопереживание. Семья является первой ступень овладения ребенком родным разговорным языком, который является и средством, и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, и формирует его как интеллектуальную гармонично развитую личность. Речь является одним из необходимых компонентов общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности малыша является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению искреннего желания активно участвовать в речевом общении. Речь малыша формируется в процессе индивидуального общения, коммуникации, поэтому необходимо активизировать контактность ребенка; развивать эмоционально-волевую, психическую сферы, мышление, воображение. Пользуясь языком как средством общения, маленький гражданин приобщается к сокровищнице национальной культуры, к человеческому слову. С помощью разговорной речи малыш познаёт окружающий мир, осваивает своё место в нём, усваивает нормы и правила социального взаимодействия с окружающими людьми. Речь малыша формируется в общении с внешним миром. Взрослые должны понимать, что они несут полную ответственность за восприятие и развитие речи ребёнка в первые годы жизни.
Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Культура речи во многом зависит от родителей, от их образования, воспитания, культурного уровня (речевого, интеллектуального, психического эмоционального).
При активном общении с взрослыми и сверстниками дети учатся слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Находясь в социуме, малыши активно развивают умение составлять, простейшие по смысловой нагрузке и содержанию фразы и предложения, грамматически и фонематически правильно строить их, овладевают монологической речью, что имеет огромное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В младшем дошкольном возрасте пассивный словарный запас ребенка преобладает над активным, общение побуждает постоянно увеличивать активный словарный запас, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых. Обучение ребенка родному языку в раннем возрасте в дальнейшем облегчит пользование им. При общении и обучении необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи побуждать желание вступать в контакт. Для положительного эмоционального состояния и обучения активной речи ребенку необходимо слышать речь близких людей. Иногда на развитии детской речи отражаются реакции ребенка на значительные перемены в его жизни. Не стоит искать причины. Развитие речи ребенка, эмоционального восприятия окружающего в большей степени зависит от уровня его среды, от социальных обстоятельств, норм и правил, установленных в его социуме. У ребенка может быть хорошо развита речь, но оказаться среди чужих людей на первых порах страшно, видя доброжелательное к себе отношение, ребенок успокаивается и начинает общаться, он может объяснить, что он хочет в этот момент, что его тревожит. Адаптировать ребенка в группе сверстников можно любым способом, используя различные средства.
Игры помогают решить многие проблемы, возникающие у дошкольников, воздействуют на становление личности, на их социализацию, на развитие взаимоотношений в детском коллективе.
Игра — основная и любимая деятельность дошкольников. В течении всего дня пребывания в детском саду игра сопровождает детей. Утром игра помогает пережить расставание с родителями, на протяжении дня хороводные, подвижные, сюжетные игры поднимают настроение, способствуют сближению, развитию самостоятельности, развивают речь, активность. Игра формирует положительное эмоциональное состояние, помогает самоутвердиться, корректирует коммуникативные проблемы маленького человека. Игра для маленьких детей — основная форма и содержание образовательных и развивающих ситуаций. В игре дети моделируют различные жизненные ситуации, отображают игровые и бытовые ситуации «Праздник дня рождения», «Кукла заболела», «Искупаем малыша». Развитию творчества и воображения способствуют имитационные игры, в этих играх дети принимают образ котят, собачек, зайчиков, птичек — в игре передают характер, имитируют голосовое звукоподражание. В игре дети следуют определенным игровым правилам. На свежем воздухе дети играют с игрушками, бросовым и природным материалом, в игре обогащается опыт, расширяется представление различных свойствах и качествах предметов, их использовании в быту и назначении, пробуждают интерес к экспериментированию, развивается познавательная деятельность.
Для активного речевого, умственного, психического, эмоционального развития ребенка, необходимо научить детей играть, то есть подражать близким взрослым, отражать то, что они видят и воспринимают, предоставлять детям свободу выбора занятий, партнеров по деятельности и общению. Дети в игре сами себе определяют партнеров по складу характера, по темпераменту. Игра позволяет раскрыть индивидуальные возможности и особенности малыша, его творческий потенциал.
Значение искусства, русского народного творчества в социализации невозможно переоценить. С помощью литературных произведений, устного народного творчества мы можем расширить умственный кругозор ребенка. Воспринимая художественные произведения, малыш обогащает словарный запас, развивает художественный вкус, включается в творческую деятельность, эмоциональную сферу. Первые познания, первые шаги в мире прекрасного, ребенок делает в своей семье, слушая мамины попевки и потешки, опираясь на близких людей, воспринимает их как эталон поведения. Поэтому для маленького человечка очень важны ценностные ориентиры его семьи, его родителей. Малыши любят слушать песенки, считалки, скороговорки, потешки, стихи — мелодичность звучания привлекает их внимание. Они очень легко воспринимают фольклорную поэзию, которая знакомит их с красотой и разнообразием и мелодичностью родного языка. В дальнейшем восприятие фольклора перерастет в любовь к литературе и искусству.
Большую роль играет литература в обогащении духовного мира и мировоззрения ребенка. Чтобы малыш с интересом и огромным желанием воспринимал и слушал, родителям с раннего возраста необходимо прививать ребенку любовь к книге. Совместно рассматривать иллюстрации, рассказывать сказки по иллюстрациям. В отличие от телевидения, книга является «кладовой для развития речи, мышления, воображения». К сожалению, многие родители предпочитают включить малышу телевизор. Ребенок, слушая сказку, сопереживает героям, живет с ними одной жизнью. В семье необходимо установить так, чтобы ребенок ждал того момента, когда родители начнут читать или рассказывать сказки, стихи, рассказы, когда он будет слышать родной спокойный голос, когда он будет спокойно сидеть или лежать рядом, усваивать то, о чем ему ведают, когда он сможет с близкими говорить о том, что услышал, переносить себя в сказку, преломлять все через свой жизненный опыт. Семейное чтение должно быть ритуалом, приятной традицией. В подобных чтениях формируется культура речи ребенка, культура его мышления. В этих чтениях и беседах не допустим официальный тон, ребенок должен чувствовать, что родители понимают и принимают мир его фантазий, мир его сказки, мир его переживаний и чувств. Дети подсознательно ждут от родителей активного участия в их жизненных проблемах. Родители, которые занимаются с ребенком ручным трудом, устраивают домашние концерты, сочиняют сказки, устраивают соревнования — выявляют интересы и наклонности своих детей, не склоняются к давлению, исподволь дают направление и ориентируют свое чадо в жизни. В дальнейшем таким детям будет легче общаться с другими детьми, проще утверждать себя в социуме.
Важно научить ребенка не только говорить, но и развить умение слушать, не перебивать, давать возможность высказаться другим людям. Когда взрослые выслушивают малыша, когда делают замечание о том, что «я разговариваю, подожди минутку» — они дают понять то, что его выслушивают, но перебивать речь других не следует, «так хорошие дети не делают». В жизни разговорная речь сопровождает человека во всех видах деятельности. Речь развивается в процессе общения в социуме, в котором живет ребенок, чем больше разнообразных событий и мероприятий в жизни ребенка, тем шире активный словарь малыша. Дошкольнику необходимо расширять круг общения, посещать театр, музеи, выставки, показывать разнообразие окружающей жизни. Она развивается сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. В дошкольном возрасте дети начинают посещать театры, концертные залы, музеи, экскурсии, выставки. Задачи родителей — расширить круг общения ребенка. Ребенок получает радость общения при совместном времяпровождении, при возможности обсудить увиденное. Для ребенка важно, что бы рядом были родные и близкие люди, которые умеют и желают общаться с ним.
Литература:
- Дошкольное образование: словарь терминов / Сост. Н. А. Виноградова. — М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005. — 400 с
- Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй / О. В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2004. — 80 с.
- Трубайчук, Л. В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография / Л. В. Трубайчук [и др.]. — Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. — 229 с. 4.
- Чернецкая, Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, родитель, детский сад, малыш, общение, семья, положительное эмоциональное состояние, разговорная речь, ранний возраст.
Источник