Коммуникативное развитие ребенка в процессе игровой деятельности
Махова Фатима
Социально-коммуникативное развитие детей в процессе игровой деятельности
Педагог и новатор В. А.Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения. Итогом становится ситуация, когда ребенок, не умеет общаться со сверстниками, они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. На самом же деле, по моему мнению, проблема в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт. Особенно четко данная проблема прослеживается в наше время, я заметила, что ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора и его родители его в этом поддерживают, тем самым, он лишается возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Один из основных документов, регламентирующий нашу работу, ФГОС ДО гласит, что социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (ФГОС ДО п. 2.6)
В своей работе я выделила социально-коммуникативные навыки, которые необходимо формировать в раннем дошкольном возрасте.
Именно игра, стала мне верным помощником в процессе развития социально-коммуникативных навыков и умений ребенка. Ведь игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей. Во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате – это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.
Одной из наиболее эффективных, используемых мною в детском саду игровых форм социально-коммуникативного развития стала театрализованная игра, которая позволяет ребенку прожить и освоить социальные роли, благодаря тому, что каждый проигранный сюжет, каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) и благодаря им, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу и принимает непосредственное участие в восстановлении справедливости, мира, добра.
Прежде всего, я стимулировала интерес детей к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые были мною показаны, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В группе в свободном доступе атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски,разнообразные виды театров: настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, на платочках, варежковый театр). Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Проанализировав методическую литературу по игровой театрализованной деятельности, сопоставив информацию со своими наблюдениями, я отметила, что в первую очередь нужно вызывать у детей активную реакцию, эмоциональный отклик, понимание, что такое хорошо и плохо. Вот поэтому, я стараюсь чаще читать детям различные произведения (потешки, стихотворения, прибаутки и др., затем сразу беседуем по содержанию, ведь когда мы передаем ребенку смысловое содержание текста, мы как бы заражаем ребенка своим настроением. Но главной моей задачей является научить ребенка играть самостоятельно, познавая мир через ощущения, проявлять свои эмоции, а не быть только зрителем. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа “Кукла Маша пришла в гости”, “Медвежонок заболел”, “День рождения Зайчика” и др. Я стараюсь развивать у детей умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Сказка «Маша и медведь»: Машенька осталась одна – испугалась, увидела избушку – удивилась, придумала, как обмануть медведя, – обрадовалась) и т. д. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Играя роль, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств ребенка. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.
Важным средством развития социально-коммуникативных навыков детей выступают дидактические игры. Так, на первом этапе дидактической игры «Хорошо или плохо» я объясняла и показывала на примере картинок как правильно вести себя в различных ситуациях, на втором этапе – предлагала детям вместе со мной проговаривать действия героев, объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном этапе обучения игре – предлагала детям самим дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения или общения. Я учу детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.
Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы, я помогаю детям, используя следующие приемы стимулирования игры с целью развития социально-коммуникативных навыков:
1. Создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Например, для ознакомления с миром профессий, я создала альбом профессии наших родителей. С детьми мы рассматриваем его, обсуждаем что делают их папы и мамы на рабочем месте и др.
2. Побуждаю детей к развертыванию игры (обращаюсь к малышам: «Посмотрите, к медвежонку пришли гости, давайте поможем ему накрыть стол»; побуждаю детей к принятию роли и др.). В качестве непосредственных участников игры предлагаю детям образцы различных игровых действий (я кормлю, купаю куклу, привлекаю к игре малышей). Развиваю способности игрового общения – общения детей как носителей роли (диалоги между персонажами, договариваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявляя сочувствие и уважительное отношение к партнеру).
4. Организую совместные игры детей (предлагаю игры с разным • числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяю отдельные играющие группы общим сюжетом; организую совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).
6. Учу детей пользоваться предметами заместителями, помогаю подбирать и расширять их набор, четко использовать игровое оборудование.
Путем создания игровойситуации формирую навыки безопасного поведения в быту:
• «Помоги котёнку перейти дорогу»;
• «Мишка укололся: пожалеем мишку и научим, чего нельзя брать у мамы нож, ножницы, иголки»;
• «Зайчик обжёгся: вылечим лапку и расскажем, что нельзя трогать утюг» и т. д.
Мною в групповом помещении создан центр сюжетно-ролевых игр, где подобраны игры на формирование у детей раннего возраста (2-3 года) норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга, он представлен играми «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Строители» и др. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то. Именно сюжетно-ролевые игры дают возможность детям понять социально одобряемые модели поведения, усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу, способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни.
Например, предлагая поиграть в «Больницу» я создаю игровую ситуацию: «Ребята, слышите, кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей?»
Кукла сообщает, что она заболела.
Побуждаю детей выяснить: «Что болит у Маши? Как лечить и чем лечить. Обязательно проговариваю, что по утрам нужно обязательно делать зарядку, чтобы не болеть.
Таким образом, я формирую чуткое отношение к заболевшему, вызываю сочувствие к заболевшим игрушкам и желание помочь им, умение проявить заботу.
Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного социально-коммуникативного развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности, развивает чувство самоуверенности и делает малыша более контактным со сверстниками и взрослыми.Мы играем в такие игры как: «Лохатый пес», «У медведя во бору» и др. «Дракончик ловит свой хвост» – это отличная игра для детей, способствующая сплочению группы. Игра «Передай мяч». Цель — учить взаимодействовать со сверстниками. Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Света»). Также способствует развитию социально-коммуникативных навыков игра «Спаси птенца». Цель — воспитывать заботливое отношение к окружающим
Так как конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности, я использую и этот вид деятельности для формирования социально-коммуникативных навыков. В работе с детьми прежде всего стараюсь создать обстановку сочувствия,ожидания радостного и интересного: «У котика нет домика, ему холодно на улице», «Хотите помочь котику?», обязательно развиваю у детей желание помочь Котику или другому герою, помогаю объединять постройки по сюжету, обыгрывать их
Я организовываю конструктивные игры-взаимодействия, строительство башни из кубиков (Я первый кубик поставлю. А ты теперь следующий ставь на него. А теперь опять я… Бах! Упала башня. Давай снова строить, пирамидки и т. п. В дальнейшем это элементарное предметное взаимодействие можно усложнять и разнообразить, включая в него обмен не только одинаковыми, но и разнообразными действиями, сопровождая его рассказом (т. е. вводя и здесь сюжетный смысловой контекст,переводящим предметные действия в условный план:
– Помогу Ване погрузить кирпичики и отправим ее Коле (нагружаем кубики в грузовик и откатываем ее ребенку. Таким образом я воспитываю желание оказывать помощь друг другу,стараюсь поддерживать дружеские отношения; учу не мешать друг другу; воспитываю также бережное отношение к игрушкам, развиваю привычку убирать их на место.
Формирование социально-коммуникативного развития детей в группе невозможно без тесного сотрудничества с родителями. Моя цель – оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям с помощью примера нравственного, чуткого отношения к каждому ребёнку, поощряя сплочённость детского и взрослого коллектива.
Для повышения интереса родителей и участия их в делах группы использую следующие формы:
1. Фотоальбом
• «Моя семья»;
• дидактические альбомы «Дружба зверей»;
• «Дети дружат и играют вместе»
2.Традиционные:
• родительские собрания «Игра в младшем дошкольном возрасте»;
• «Знаете ли вы своего ребенка»
3.Информационно – просветительские:
•подбор консультационного материала в родительском уголке:
• «Сделайте вместе с детьми»
• «Играем дома»,
• «Игрушки учат говорить»,
• «Игра – важное средство воспитания детей» и др. ,
• выпуск буклетов и листовок,
Результатом совместной работы стало повышение уровня заинтересованности родителей, их активное участие в жизни группы. Они помогают нам подбирать музыкальное сопровождение к играм, изготовить или приобрести атрибуты, делятся идеями совместных встреч, дружат между собой.
Такая слаженная работа отражается и на формировании у детей необходимых качеств и свойств личности.
Список используемой литературы:
1. Зворыгина Е. В.Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.: ил. ;
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.Организация- сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2001.-96 с. ;
3. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М., ЛИНКА ПРЕСС, 2004-216 с. ;
4. Руководство играми детейв дошкольных учреждениях: (Из опыта работы) / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 1 12с. ;
5.Спецкурс: “Воспитание детей в игре”.
Источник
Уразымбетова Раушан Ислямкызы
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности
Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников, являющейся одним из компонентов государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра, поэтому тема «Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности» является актуальной.
Что же такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развитияребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить казахскую культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций.
Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя. В социальном развитии дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности.
Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Для налаживания диалогического общения в образовательном процессе используются настольно-печатные, дидактические игры.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому развитию.
В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью.
Играя, он учится общаться со сверстниками.
В младшем возрасте это обычные игры-ситуации, такие как «Кукла заболела», «Оденем куклу на прогулку», «Угостим кукол» и т. д.
В старшем дошкольном возрасте интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы.
Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело.
Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяет в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.
Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
К старшему дошкольному возрасту сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.
В образовательную деятельность практикуется включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей.
Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении.
В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
Особое внимание эмоциональному развитию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются.
Необходимым условием для социально-коммуникативного развития детей является организация развивающей предметно-пространственной среды.
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях, мы руководствуемся принципами, соответствующими ГОСТ ДО и предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Это насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
В группах оборудованы игровые центры для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации, пальчиковые и настольные театры, наглядно-дидактические пособия.
При создании условий мы стараемся, чтобы все игрушки, атрибуты, предметы интерьера были понятны детям, интересны, привлекательны и безопасны.
Очень важно, чтобы дети владели речью, легко могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т. д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче адаптироваться к условиям школьной жизни, и, следовательно, быть социально активной личностью, умеющей самореализоваться.
Еще педагог В. А.Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». И именно игра является верным помощником и для нас с вами, уважаемые коллеги, и для родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка.
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра – основная форма образовательной деятельности в условиях реализации программы ДО. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами.
Литература
1. Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2011. – № 6. – С. 60.
2. Чеснокова Е. Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. -№ 9. – С. 126.
3. Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010. – № 5. – С. 61.
Источник