Коммуникативное развитие ребенка по фгт
Особенности внедрения ФГТ в рамках
социально-личностного развития дошкольников
Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирования основ уважительного отношения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям.
Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и людьми самостоятельными, обладающими определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти “себя” и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
Министерством образования и науки России утверждены и введены в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
В данном документе определены
Основные 4 направления развития ребенка – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.
Каждое из направлений включает в себя образовательные области.
Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.
Направления ФГТ через совокупность образовательных областей обеспечивают разносторонне развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей.
Внедрение ФГТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.
Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста.
В тексте ФГТ не употребляется слово занятие. Этот термин отсутствует, чтобы не спровоцировать понимание термина образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности в качестве учебной деятельности, основной формой которой в прежней дидактике являлось занятие.
Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.
Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Проект государственного стандарта дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения является социально-личностное развитие детей.
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
– трудовых навыков;
– знаний;
– норм, ценностей, традиций, правил;
– социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
В сфере социально-личностного развития основными образовательными областями являются:
- Социализация:
– освоение первоначальных представлений социального характера;
– включение детей в систему социальных отношений.
- Безопасность:
– формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
– формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
- Труд:
– формирование положительного отношения к труду.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей вам представлены на экране.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся те, которые вам представлены на экране.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя и конечно, родителей.
Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т.д.
Можно выделить несколько основных принципов организации процесса социального воспитания:
Таким образом, основной целью нашего дошкольного образовательного учреждения по социально-личностному развитию дошкольников является: способствование своевременному социальному развитию, формированию социальной компетентности дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста:
Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:
– сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
– перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
– систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;
– коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Более широкие возможности для социально-личностного развития детей представляет собой включение таких парциальных программ, как «Мы» Н.Н. Кондратьевой; «Я – ты – мы» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной; «Открой себя» Е.В. Рылеевой; «Я – Человек» С. А. Козловой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; «Росток» А.М. Страунинг, в Основную общеобразовательную программу дошкольного образовательного учреждения.
Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников
Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.
Только совместная всесторонняя работа всех педагогов ДОУ дает возможность обеспечить развитие детей во всех трех областях социально-личностного направления.
Продуктивная работа по всем трем направлениям социально-личностного развития (социализация, труд и безопасность) не возможна только в рамках детского сада, без помощи и сотрудничества с родителями воспитанников.
Основополагающей идеей, требующей своего развития в сфере дошкольного образования, является идея построения взаимодействия с семьей на основе гуманно-личностного подхода.
В связи с эти основными задачами взаимодействия детского сада с семьей в рамках социально-личностного развития детей являются:
Для того чтобы родители могли дать своим детям возможность почувствовать себя принятыми в этом мире, уверенными в себе, им самим необходимо разбираться в особенностях своих детей, знать их возрастные особенности, уметь успешно взаимодействовать с социумом и транслировать свой опыт детям; разбираться в новейших теориях воспитания и т.д.
Исходя из этого, основными формами взаимодействия с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников являются:
5. Характеристика воспитанника перед поступлением в школу
Все выше перечисленные мероприятия, конечно, главным образом направлены на становление и развитие ребенка. Работая с дошкольниками по приоритетному направлению – социально-личностному развитию, мы стремимся к тому, чтобы у будущего выпускника нашего учреждения были сформированы следующие личностные качества, знания, умения и навыки:
Таким образом, в своей работе педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения стремятся, чтобы у воспитанников был сформирован высокий уровень социально-личностного развития.
Формы работы с детьми по освоению образовательных областей
Формы работы с детьми по освоению
образовательной области «Безопасность»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Формы работы с детьми по освоению
образовательной области «Социализация»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Формы работы с детьми по освоению
образовательной области «Труд»
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Источник
Чупрова Анна Андреевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 18» г. Воркута
Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Единственная настоящая роскошь –это роскошь человеческого общения.
А. Сент-Экзюпери
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка-дошкольника связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.
Актуальность развития коммуникативных навыков возрастает в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры. Очень важно в период дошкольного детства уделять большое внимание развитию коммуникативных навыков у детей, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневного общения.
Значение сформированности коммуникативных навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности и нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является важнейшим направлением социально-личностного развития и необходимым условием успешной учебной деятельности.
Данный факт находит свое отражение в ФГОС дошкольного образования, определяющий обязательный минимум содержания основной образовательной программы, которая реализуется в каждом дошкольном учреждении. И одним из таких направлений является 5 слайд «Социально-коммуникативное развитие», которое направлено:
-на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Социально-коммуникативное развитие современного дошкольника – это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, усвоения «языка эмоций» – умения “читать” эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями.
Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми, а пребывание детей в дошкольном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников.
Коммуникативные навыки включают в себя следующие компоненты:
– коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
– способность к эмпатии(умение сопереживать, чувствовать другого);
– способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
– культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, использование невербальных средств общения).
Чтобы направить развитие коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений необходимо регулярно и последовательно обучать детей навыкам оптимального общения. Формирование таких навыков – это обучение умелой, а точнее искусной речи, проще говоря – это эффективное общение как практического характера «Я прошу о чем-то, и получаю то, что хочу», так и духовного плана «Я хочу разделить горе человека, утешить его, и мне это удается». Следует отметить, что эффективное общение предполагает конкретную речевую ситуацию, например: «Надо убедить взрослого купить игрушку».
Основной подход, рекомендованный в обучении такому общению, личностно-ориентированный, стремительно завоевывающий дошкольное образовательное пространство и учитывающий специфические особенности как группы в целом, так и особенности каждого ребенка. Создание атмосферы, ориентированной на индивидуальность ребенка, обеспечивается как через использование традиционных форм и методов работы с детьми, так и нетрадиционных форм речевого взаимодействия.
Ведущей формой работы по развитию речи и коммуникативных умений является образовательная ситуация – специально проектируемая воспитателем форма обучения, направленная на решение новой конкретной познавательной задачи.
Великолепным стимулом речевой активности детей старшего дошкольного являются:
– организация коллективного решения проблемных ситуаций, когда детям надо кого-то спасти, кому-то помочь, кому-то посоветовать;
– творческие игры и задания, такие как «Данетка» – в которой дети угадывают предмет, «Объяснялки» – детям предлагается составить цепочку-рассказ, как от яблони перейти к ложке, «Хорошо-плохо» (что весной хорошо, а что плохо);
– творческие задания «Салат сказок»- В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино…; В сказке перепутались страницы из разных сказок, а некоторые страницы потерялись;
– мозговой штурм: «Вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений; темы для мозгового штурма могут быть различны: «Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?», «Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита?», «Чем полезен, а чем вреден комар?», «Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?».
Организация работы с детьми по развитию коммуникативной сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с сюжетно-ролевой игрой, музыкально-ритмическими движениями, продуктивной деятельностью, подвижными играми и спортивными соревнованиями, дежурствами и коллективным трудом.
Формирование коммуникативных умений целесообразно в совместной взросло-детской деятельности как наиболее доступной модели внеситуативного общения, поэтому так важно в дошкольном учреждении создать сплоченную команду из воспитателей и узких специалистов: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, логопеда, психолога.
Особую значимость в формировании названных умений у дошкольников приобретает развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая формирование коммуникативных умений у детей в различных видах детской деятельности.
Развитие коммуникативных способностей дошкольников невозможно без взаимодействия и сотрудничества с родителями. При этом формы взаимодействия с родителями самые разнообразные: традиционные – родительские собрания-практикумы, беседы и консультации, оформление буклетов и папок-передвижек, так и нетрадиционные – тренинговые занятия «Словесные и дидактические упражнения», мастер-классы по теме «Я дарю тебе словечко», семейные гостиные и игротеки «Играем в сказку», «Поговори со мною мама», заседания клуба «Молодых родителей» по вопросам речевого развития дошкольников, совместные праздники и развлечения «В гостях у Буквоежки», «Путешествие в страну сказок», памятки для родителей «Факторы успешного речевого развития детей».
Безусловно, социально-коммуникативное развитие детей – очень сложный и длительный труд. Задачи формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста должны быть в центре внимания педагогов и родителей, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. И еще, общаясь с детьми, надо учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. В руководстве детской деятельности приемлем лишь демократический путь общения. Необходимо помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения, а основа обучения – разнообразная детская деятельность.
Источник