Коммуникативное развитие ребенка как условие его социальной адаптации
Ирина Масакова
Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников как условие успешной социальной адаптации
Процесс социальной адаптации детей, их вхождение в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Дошкольное образовательное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.
Именно в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание общению воспитанников. Это одно из требований ФГОС ДО.
Среди задач педагогов в рамках социально-коммуникативного развития – развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками; становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Кроме того, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что к выпуску из детского сада Ребёнок научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Будет способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты
Уже в дошкольном детстве ребенок общается в группе, он учится договариваться, прислушиваться к мнению сверстников, отстаивать свое мнение, приходить к общему решению. Это способствует его успешной адаптации в детском саду. Если коммуникативные навыки и умения не сформированы, дети не могут договориться, начинают спорить и в результате ссорятся. Чтобы предотвратить их столкновения между детьми, воспитателю следует познакомить детей с правилами ведения спора и выхода из конфликтной ситуации
С целью анализа коммуникативных навыков воспитанников, их умения находить выход из конфликтных ситуаций была проведена диагностика по методике «Картинки» (Источник: Смирнова, О. Е., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с. (с. 17-21).Детям предлагались четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду изображающие следующие ситуации:
1. Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
2. Девочка сломала у другой девочки ее куклу.
3. Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
4. Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Картинки изображают взаимодействие детей со сверстниками, и на каждой из них есть обиженный, страдающий персонаж. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте этого обиженного персонажа. Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
Решая конфликтную ситуацию,обычно дети дают следующие варианты ответов:
1. Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, заплачу, пожалуюсь маме)
2. Агрессивное решение (побью, позову милиционера, дам по голове палкой и т. п.).
3. Вербальное решение (объясню, что так плохо, что так нельзя делать; попрошу его извиниться).
4. Продуктивное решение (подожду, пока другие доиграют; починю куклу и т. п.).
Как показала диагностика, при решении конфликтных ситуаций, дети чаще всего выбирают вариант ухода от конфликтной ситуации или агрессивное решение. Реже прибегают к вербальному и продуктивному решению.
Чтобы показать воспитанникам, как необходимо правильно выходить из конфликтной ситуации, а также познакомить детей с правилами ведения спора, мы разработали проект «Спор хороший и плохой».
Цель – развитие социально-коммуникативных навыков детей при разрешении спорных ситуаций
Если обратиться к Толковому словарю русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. Спорить (вести спор) – значит возражать, доказывая что-нибудь.
Проект состоял из 3-хэтапов: Подготовительный
1Изучение проблемы социально-коммуникативного развития.
2. Подбор литературы для
самообучения.
3Подбор материала для детей, родителей.
4 Проведение родительского собрания и консультаций для родителей
1. Изучение проблемы социально-коммуникативного развития.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Сегодня основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Педагогическая технология социально-личностного развитиядетей осуществляется поэтапно:
– сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;
– перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию;
– систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию;
– коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Умение убеждать, доказывать, аргументировать свою точку зрения – не это ли и есть важные методы при установлении социально-коммуникативных контактов между детьми, а в дальнейшем и с окружающим миром?
2. Подбор литературы для самообразования.
1. Ф. Мулько Развитие представлений о человеке в истории и культуре
2. Н. В. Алешина – Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью 2003 г.
3. Программа «Развитие эмоций и навыков общения у ребенка» А. В. Уханова 2010 г
4. Общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» 2011 г.
3. Подбор литературы для детей и родителей.
1. Н. М. Метенова «Родителям о детях», «Взрослым о детях»
2. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. -1990. №4.-с. 117-121.;
3. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с. ;
4. Лэндрет, Г. Л.Игровая терапия:искусство отношений: Пер. с англ. / Г. Л. Лэндрет. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.-361с.
5. Рассказы В. Осеевой, Пришвина, В. Бианки, стихи А. Барто.
6. С. Михалков Стихотворение «Бараны»
7. Эзоп сказка «Две козы».
8. К. Ушинский К. «Спор деревьев», «Спор животных»
9. Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
10. Белорусская народная сказка «Пшеничный колосок»
11. Русская народная сказка «Лиса и журавль»
4. Проведение родительского собрания и консультаций для родителей.
2 этап Организация проекта
На данном этапе в ходе организации практической деятельности детям объясняли, для чего нужен спор, какие есть пути решения спора, правила поведения в споре.
Игра-путешествие в страну драчунов.
Интервью с драчунами «Чем спор отличается от ссоры?»
Проблемная ситуация «Спор – это хорошо или плохо?»
Свободное общение: «Из-за чего возникает спор?»
Ситуативная беседа: «Для чего нужно уметь спорить?» «Зачем нужно уметь договариваться».
Знакомство с этикетными выражениями
«Давай подумаем вместе»;
«Я подумаю»;
«С тобой интересно было говорить, но я останусь при своем мнении»
Я думаю, что ты (не) прав.
Я (не) согласен с тобой.
Мне кажется, ты ошибаешься; извини.
Я не могу с тобой согласиться
Свободное творчество: «Придумай мерилку»
Д/и: «Что такое спор?», «Спор хороший и плохой»,
Просмотр мультфильмов: «Спор деревьев», «Спор животных» (по К. Ушинскому, «Бараны» (по С. Михалкову)
Чтение художественной литературы: Обсуждение того, как ведут себя герои в разных ситуациях, как они решают спор
Стихотворение «Решай споры словами, а не кулаками» («Играть с енотом не любили…»,
сказка Эзопа «Две козы». Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка», белорусская народная сказка «Пшеничный колосок», русская народная сказка «Лиса и журавль».
Д/и: «Продолжи предложение: «Мне не нравится, когда…», «Мирилки», «Волшебная извинялочка».
Интервьюирование: «Волшебный микрофон», «Выскажи свое мнение».
Игры и задания в парах и малых группах: «Нарисуй вдвоем» «Построй замок», «Выбираем наряд для принцессы».
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин игрушек»
Часик самоуправления (дети в роли воспитателя, мл воспитателя, заведующего, медсестры)
Разыгрывание ситуаций: «Докажи свою правоту» (дети употребляют в речи фразы: «Я думаю…», «Мне кажется…», «По-моему…»).
Решение проблемных ситуаций в парах и малых группах: «Кто прав и не прав», «Как бы ты поступил?».
Обсуждение пословиц: «В споре рождается истина», «Спорь да не вздорь», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Итогом творческой деятельности детей на данном этапе было следующее: изготовление Книжек-малышек «Мирилки непосед», Книга «Волшебные извинялочки» – небольшие четверостишия о том, какие ошибки нельзя допускать во время спора, была организована Выставка рисунков «Я твой друг, и ты мой друг!», ребята вместе с родителями сочинили сказки, в которых сказочные герои сумели друг с другом договориться и в конце концов помирились. Эти сказки мы оформили в Сборник сказок «Как сказочные герои разрешали спор».
В групповой комнате появился «Коврик примирения», где дети мирятся после ссоры, «Коврик злости» (снятие негативных эмоциональных состояний. Положите в уголке группы «коврик злости» (небольшой шероховатый коврик). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенный или потерял контроль над своими действиями, предложите ему отдать «злючку» коврику. Для этого ребенку надо разуться и вытирать ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться).
3этап Заключительный.
На заключительном этапе ребята инсценировали сказку «Заюшкина избушка» на новый лад, где дети смогли продемонстрировать, как сказочные герои смогли договориться друг с другом, избежав конфликта. В рамках деятельности инновационной площадки ребята тоже обогатили свой опыт. Они познакомились с профессиями оператора, режиссера, как с профессиями тесно связанными с профессией журналиста. Сами смогли попробовать себя в этих профессиях.
Таким образом, успешной социальной адаптации воспитанников в ДС способствует общение друг с другом, а если быть точнее умение решать конфликтные ситуации, находить выход из них.
Источник
Одна из первых социальных потребностей ребенка – это потребность в общении. Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга В психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Что касается умственно отсталых, то, по мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей
Понятие коммуникации в психологии связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», который в последние годы широко используется в методике развития речи и обучения русскому языку, объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности. Потребность в ней, по мнению большинства исследователей, генетически обусловлена, она подталкивает ребенка к общению, стимулирует овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование. Опыт показывает, что овладение техникой общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у глубоко умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты несколькими людьми. Таким образом, уже на пропедевтическом этапе, когда сформирована мотивация взаимодействия с педагогом, мы учим детей доступным технологиям общения.
На пропедевтическом этапе мы практически показываем детям необходимость вступления в коммуникацию для удовлетворения своих потребностей и желаний. Достижение этой основной цели возможно при решении ряда частных задач:
– обучить адекватной реакции на речевые обращения;
– учить использованию доступную знаковую систему (речь, жест, пиктограмма) в играх и в быту для сообщения о своем состоянии, просьбы и др.;
– воспитывать элементарные этикетные умения – выражения приветствия, прощания, благодарности;
– организовывать общение детей таким образом, чтобы оно положительно влияло на их эмоциональное состояние, было связано с приятными ощущениями и переживаниями.
Формирование коммуникативных умений органично включается во все виды деятельности: быт, игру, учение. Оно реализуется на материале игр и упражнений, предлагаемых другими направлениями коррекционной программы.
При работе с «безречевыми» детьми мы стараемся с максимальной точностью определить структуру дефекта и причины отсутствия речи. Это позволяет оценить перспективы речевого развития и правильно распределить акценты в формировании коммуникативных умений. Их общение, как самостоятельный акт или в ходе любой деятельности, всегда сопровождается четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого. Мы побуждаем ребят к использованию доступных речевых средств (звуков, слов и т.п.).В работе с Даниилом Б(мальчик тяжело идет на контакт, капризничает, если задание ему не нравится)К концу учебного года ребенок заходя в кабинет психолога по своему здоровается, кивая головой и издавая звук, прощается, реагирует на интонацию, радуется, если задание нравится.
Для детей, владеющих речью, мы создаем ситуации общения.. Реализуя программу по развитию коммуникативных умений, мы используем такие методы, как рассматривание рисунков и фотографий, свободное и тематическое рисование, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), этюды, игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные («Лисонька, где ты?», «Сова», «Воробышки и автомобиль»)., музыкальные, игры на расслабление различных групп мышц (рук, ног, туловища, лица, шеи): «Кулачки», «Олени», «Штанга», «Каждый спит», «Пружинки», «Загораем», «Кораблик», «Пчелка мешает спать», «Лицо загорает», «Солнышко и тучка».),
игры на развитие внимания («Что слышно?», «Слушай звуки»),
игры на преодоление двигательного автоматизма («Пожалуйста», «Запретный номер», «Запрещенное движение»),
игры на преодоление застенчивости. Формулы правильной речи и уверенного поведения («Лохматый пес», «Смелые мышки»). Коррекционная программа включает в себя 15 занятий , рассчитана на группу (3-5человек ) детей с глубокой умственной отсталостью. Длительность 20-30минут. Весь учебный год учащиеся 5 «Г» посещали уроки психологии, после проведения курса занятий на развитие коммуникативных умений мы заметили изменения в поведении ребят: они с удовольствием играли в подвижные игры, работая с картинками, могли определить эмоции радости, грусти, удивления и т.д., активно участвовали в школьных праздниках и даже играли роли.
Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции глубоко умственно отсталого ребенка.
Источник
Нина Мещанинова
Коммуникативные способности старших дошкольников как фактор социальной адаптации
Приходилось ли вам, когда–нибудь слышать, как дошкольник 5 – 7 лет обращается к взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается конфликт между детьми только лишь из – за того, что во время игры не смогли договориться друг с другом?
В последнее время беспокоят следующие факторы:
– многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками;
– дети все меньше пользуются словом, как средством общения;
– не могут поддержать и развить установившийся контакт;
– не умеют, по собственной инициативе, обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто – либо;
– не могут адекватно выразить свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологоического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, должны уметь слушать и слышать собеседника.
Существует несколько причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста: слабая социальная рефлексия (самооценка, низкий уровень речевого развития, неудовлетворенная потребность в общении, высокая тревожность и низкий социальный статус ребенка.
Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целеноправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, – это те, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя нелюбимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Такие дети имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчинятся контролю из вне (со стороны взрослых, но сами не умеют себя контролировать, свое поведение и речь. Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки у дошкольников, как умение жить в изменяющейся социальной среде. И умение это должно быть основано на этических нормах и правилах.
Для этого надо работать в трех направлениях:
– развитие диалогической речи;
– коммуникативности, как свойства личности;
– культуры общения и поведения.
Диалогическая речь выступает как основная форма полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Она необходима для поддержки социальных контактов, обмена информацией. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога.
С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том, как их поведение и словесные высказывания могут оказать влияние на других. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать собеседника, который не желает соглашаться с высказываемым мнением.
Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии – явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается, то последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный – такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.
Речевую агрессию в самом общем виде можно определить, как грубое, оскорбительное, обидное общение.
Необходимо различать агрессивное речевое поведение – ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т. п.) и агрессивность – как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.
Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Средние и старшие дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая, оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь и «выясняя отношения» на повышенных тонах.
Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей – по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч – он попадает в лужу. «Что, дурак что ли!» – презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос мамы «Разве можно так ругаться!»натыкается на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя!», «Что говоришь!», которым преимущественно ограничивается воспитатель, лишь усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную неэффективность подобного воздействия.
Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («Вечно ты!»; «Ты всегда!»).
Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию – протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло». По данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – посильная задача для цивилизованного человека, а для педагога, чья профессия предполагает повышенную ответственность за свои речевые поступки, – особенно необходимая.
Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно – грубое или повелительно – покровительственное отношение к детям,что проявляется в резких замечаниях: «Рисуешь как курица лапой!»;грубых требованиях: «Закрыли рты!»; унизительных обращениях к детям по фамилии,а иногда даже явных оскорблениях и угрозах: «Если ты такой – сякой не сделаешь то – то и то – то, то я тебя поставлю в угол!»
Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.
Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением детей в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности. Непониманию. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, педагог также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения и отсутствие профессионализма.
Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением.
Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова – способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.
– прямое порицание – самый известный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка.
– игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что воспитатель не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность.
– переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий.
– метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны личности ребенка, педагог в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания»).
Особую роли в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?
Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения,просьбы: форму вопроса (Стоит ли ругаться, употребление сослагательного наклонения (Хорошо бы нам., использование не очень сложного намека (Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь) – указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться.
Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование – разъяснение, для чего нам необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия.
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных.
Со стороны педагога возможны также косвенное информирование, намеки («Мне плохо, когда вы говорите такие слова»); использование приема «смены адресата» – проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора (Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то).
Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.
Как известно, без родителей и их активного участия невозможно развивать коммуникативные навыки детей. Существуют следующие формы работы,которые сближают родителей и педагогов это:
– консультации;
– анкетирование;
– совместные праздники.
Педагоги и родители должны помочь подрастающему поколению приобрести особые способности, помогающие жить в современном мире, наполненном стрессовыми ситуациями, научить налаживать контакты, помочь найти свое «я» в обществе.
Источник