Коммуникативная сфера развития ребенка с овз
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ “ГИМНАЗИЯ №1637”
111401, г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д.12А тел.(495) 672-02-35
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Подготовила: учитель-логопед
Плахова Т.Н.
Москва
2016
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.
Проблема развития коммуникативных качеств дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Дети стали меньше общаться со сверстниками и со взрослыми, все больше времени проводят у экранов компьютеров и планшетов.
Поэтому в первую очередь мы, педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого качества.
Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются чем-то врожденным, их можно и нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ.
Итак, что же это за качества:
– желание вступать в контакт с окружающими, пользоваться правильной речью для выражения своих мыслей
– знание норм и правил, которым необходимо следовать в процессе общения с окружающими
– умение организовывать общение и слушать собеседника
– умение эмоционально сопереживать, разрешать конфликтные ситуации
Все эти качества должны развиваться комплексно, чтобы в итоге дети могли гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества.
Направления социально-коммуникативного развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2.6.)
«…Социально-коммуникативное развитие направлено на
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
– формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
… ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты» (4.6.).
Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют физические и (или) психические недостатки, препятствующие их нормальному развитию.
Особенности коммуникации детей с ОВЗ:
– снижение потребности в общении, большинство детей с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми;
– речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;
– нежелание вступать в контакт;
– трудности понимания обращенной речи;
– часто ребенок не знает, как подойти попросить, что сказать (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);
– замена обращения к другим за помощью многократным повторением «безадресного» сообщения о своей потребности;
– трудности в употреблении невербальных средств общения – выразительных движений, мимики, жестов;
– при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);
– некоторые дети неактивны в ходе диалога со взрослым, ограничиваются невербальным или односложным ответом;
– другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.
Как развивать коммуникативные качества детей?
Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми:
1) в игровой деятельности (дидактические, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры)
2) через беседы, обсуждения литературных произведений
3) в творческой деятельности
1) Словесные дидактические игры являются одним из важных средств формирования и развития диалогической речи. В ходе таких игр дети решают разнообразные мыслительные речевые задачи: описывают предмет, отгадывают по описанию, группируют предметы, учатся строить диалог с педагогом и друг с другом. В таких играх развиваются не только психические процессы, но и умение договариваться, умение бесконфликтно убеждать и доказывать свою точку зрения.
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно-ролевой игры являются следующие:
1. Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
2. Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
3. Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
4. Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
5. Учить рассуждать, аргументировать, выражать свои чувства.
6. Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.
7. Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
8. Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и с взрослыми.
9. Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
10. Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.
11. Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
12. Расширять общий кругозор детей
Театрализованные игры развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать им. Кроме того, такие игры позволяют ребенку решать свои проблемные ситуации от лица персонажа, помогают преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется и пополняется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться.
Любые игры соревновательного характера (например, эстафеты) учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми для достижения общей цели. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение.
2) Детей полезно приучать к слушанию сказок, рассказов из детских книг и обсуждению их содержания. Беседуя по материалам прочитанного, важно показать ребенку, что ситуации, которые описаны в книге, имеют место и в жизни детей. При этом взрослый должен высказать свое отношение к конфликтам и событиям, которые имели место в группе детей на занятиях.
Кроме того, сочинение сказок детьми по одной фразе (друг за другом) помогает научиться терпеливо слушать, не перебивая, улавливать сюжет, привносить новое и связно выражать свои мысли.
3) Развитию коммуникативных навыков также способствует и творческая деятельность (лепка, рисование, конструирование). В процессе такого рода деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. При этом педагог для ребенка становится партнером, готовым откликнуться на любую просьбу о поддержке и помощи.
Хорошо влияет на развитие коммуникативных качеств дошкольника или младшего школьника общение с людьми разного возраста. Это позволяет ему освоить параллельно несколько шаблонов поведения: уважительное отношение к взрослым, подражание старшим и забота о детях младшего возраста, ответственность за них. Все это служит основой для дальнейшего встраивания человека в любой коллектив и общество в целом.
Необходимо развивать как вербальные, так и невербальные средства общения. Детям со зрительной патологией важно научиться самостоятельно и правильно использовать мимику, жесты и интонацию с целью:
– в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;
– передавать адекватными речевыми и неречевыми средствами свое эмоциональное состояние.
Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Очень важно работу по развитию коммуникативных качеств детей с ОВЗ продолжать в семье. Родителям наравне с педагогами необходимо тренировать коммуникативные умения своего ребенка и готовить его к полноценному взаимодействию с коллективом младшей школы.
Список литературы:
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Зорина С.С. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения. Специальное образование, №4, 2010.
3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности / Современные проблемы науки и образования, №3, 2014.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Источник
Александра Назарук
Развитие коммуникативной сферы у детей с ОВЗ
Формирование коммуникативной компетенции в рамках логопедических занятий.
Последние десятилетия характеризуются тем, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих разные нарушения в интеллектуальной, эмоциональной, речевой сферах. У детей с ограниченными возможностями здоровья одним из ведущих нарушений- является несформированность, недоразвитие всех сторон речи. А полноценным средством общения речь является лишь тогда, когда сохранены все ее структурные компоненты. Данные нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребенка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию.
Для детей с ОВЗ характерен целый ряд особенностей коммуникативной сферы. (СЛАЙД 1)
Моя задача помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки, а это возможно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы. Ко мне на логопункт попадают дети разного возраста, с разными диагнозами (и с ТНР, с РАС, с ИН)
Но суть логопедического воздействия заключается для всех в одном: в направленном формировании коммуникативных умений и навыков. Одним из основных направлений работы становится формирование коммуникативной компетентности.
Традиционно в структуре коммуникативнойкомпетентности выделяют три компонента: мотивационно-личностный компонент,когнитивный, поведенческий. (СЛАЙД 2)
Все три компонента формируются в той или иной степени в рамках логопункта. Коррекционно-развивающая работа по формированию коммуникативной компетенции направлена на всестороннее развитие детей. (СЛАЙД 3)
В логопедической работе по преодолению речевых нарушений в рамках формирования педагогической компетенции выделяются несколько основных логопедических задач. (СЛАЙД 4)
Данные задачи реализовываются при помощи общепедагогических методов, а также основных логопедических технологий. (СЛАЙД 5)
Основные приемы работы отражены в буклете. Их применение позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным. В зависимости от поставленной на логопедическое занятие цели используются индивидуальные, парные, подгрупповые типы коммуникативных упражнений.
Также на занятиях создаются все условия для полноценного развития речи (СЛАЙД 6)
Неотъемлемым компонентом логопедической работы является работа с родителями и воспитателями. Где формируется заинтересовать родителей и коллег в успехах детей, организовывается с ними продуктивное взаимодействие, обучение необходимым методам и приемам. (СЛАЙД7)
Таким образом, проблема социально-коммуникативного развития ребенка остается одной из ведущих в процессе формирования личности. Логопед выступает как посредник в том, чтобы сформировать знания, умения и навыки, необходимые для коммуникации ребенка со взрослыми, детьми и самим собой.
Практическая часть.
Если по теоретической части вопросов нет, то перейдем к практической. Основные приемы работы с детьми с более простыми речевыми нарушениями отражены в буклете. В своей практической часте мне бы хотелось остановится на методике работы с неговорящими детьми, с детьми с интеллектуальной недостаточностью и с РАС. Я продемонстрирую использование коммуникативных игр и упражнений в разных моментах логопедического занятия.
Начнем с орг. момента. Орг. Момент позволяет привлечь внимание детей и настроить их на дальнейшее взаимодействие.
Орг. Момент. Используется при подгрупповой работе.
1.«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Приветствие друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
Неотъемлемой частью занятий с детьми с ОВЗ является логопедический массаж кистей рук. Массаж позволяет стимулировать речевую активность, развивать мелкую моторику, позволяет установить контакт с детьми, вызвать доверие, стимулирует проявление положительных эмоций. Я провожу массаж либо руками, либо опосредованным способом. Используя при этом массажные валики, ролики, шарики, природный и бросовый материал.
1.«Найти в сухом бассейне домашних животных, соотнести их с картинками и звуками изобразить их».
2.«Шарик,шарик ты колюч». Массаж кистей рук су-джок шариком. Когда я провожу массаж опосредованным способом, при помощи разных предметов, я всегда оречевляю свои действия. Тем самым стимулирую детей повторить сначала последний звук, затем последний слог и последнее слова из строчки четверостишья.
3. «Волшебный мешочек».Если ребенок понимает обращенную речь, прошу его достать определенный предмет. Если нет, то прошу достать такой же предмет, как у меня в руках. При этом когда ребенок достает предмет, я его описываю, тем самым обогощаю пассивный словарь детей.
Обязательным направлением работы с неговорящими детьми является стимуляция речевой активности и звукоподражания. Используются игры на подражание бытовым предметам, звукам животных. В этом нам помогают пособия такого плана, где звук соотносится с определенным образом или действием. Также детям нравятся игры, когда мы изучаем определенный звук при помощи эмоций. Девочка удивилась, у нее болит зуб и испугалась. Детям показываются картинки с разными эмоциями и соотносятся с определенным звуком. Дети должны изобразить эмоцию, повторить звук и соответствующую интонацию. Таким образом, мы развиваем невербальную сферу общения.
Так как дети быстро устают, на каждом занятии проводятся Физминутки. Я использую либо игры на релаксацию, либо логоритмические упражнения.
Цель релаксационных упражнений – снятие психо-эмоционального напряжения у ребенка, достигается это путем попеременного чередования напряжения и расслабления.
1. Игра СНЕГОВИК.
2. Игра скульптор (Индивидуально или в паре). Изобразить дерево.
3.Речь с движениями:
Мы хлопаем руками,
Мы топаем ногами.
Киваем головой.
Мы руки опускаем,
Мы руки поднимаем.
Мы руки подаем.
И бегаем бегом.
В заключении остановимся на подведении итогов занятия. Так как дети с тяжелыми нарушениями речи не могут рассказать, какое им задание понравилось и почему, чем запомнилось. То я использую систему знаков, прошу ребенка показать, какое настроение вызывает у него та или иная игра (грустное ли радостное). Также на своих занятиях я активно использую систему поощрения. В конце каждого занятия я хвалю ребенка и дарю ему медаль, значок отличника, улыбочку. Ребенок сам выбирает, какая ему нравится медаль, и наклеивает ее на одежду. Или использую кошелек поощрений. На первых занятиях при помощи техники оригами мы делаем кошелек, ребенок его разукрашивает. И складываем туда либо улыбочки, либо наклейки. Такое поощрение вызывает у детей массу положительных эмоций, формирует потребность в общении.
Таким образом, на логопедических занятиях создаются все условия для коррекции имеющихся недостатков, формируется база, необходимая для развития коммуникативной сферы у детей.
Источник
Развитие коммуникативной компетентности у детей с
ограниченными возможностями здоровья
Большакова Светлана Виталиевна, учитель ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»,
Васильева Ольга Анатольевна, воспитатель МБСКОУ «Усть-Абаканская СКШИ»
Дети младшего школьного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с взрослым, особенно если речь идет о детях с интеллектуальными нарушениями. В тоже время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является актуальной задачей воспитательно-образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность – целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Нарушенное развитие детей с ОВЗ имеет свои закономерности, характеризующие как отставание в развитии психики, так и компенсацию нарушений. У таких детей велики потенциальные возможности формирования психики. Основная задача – выявить у ребенка сохранные функции, базируясь на которых, можно корректировать ход его психического развития.
У данной категории детей недостаточное развитие эмоционально-выразительных средств осложняет овладение навыками коммуникативной деятельности. Дети не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими, испытывают серьезные трудности в общении, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Ниже представлены данные диагностического обследования коммуникативной сферы детей обучающихся в начальной школе.
Диаграмма 1
Коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:
– Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
-Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
-Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
-Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.
-Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
-Коррекция нежелательных черт характера и поведения.
Для развития коммуникативной компетентности создаю такие ситуации, в которых ученик мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ученику независимо от его способностей.
Поэтому в работе с детьми использую основные методы развития:
1. рассматривание рисунков и фотографий;
2. свободное и тематическое рисование;
3. упражнения подражательно – исполнительского и творческого характера;
4. психогимнастика (этюды, игры, упражнения);
5. игры с правилами:
-сюжетно – ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в
условиях влияния различной социальной среды и разнообразного круга
общения («Зазвонил телефон»);
-словесные, подвижные, музыкальные игры;
-творческие игры: игры – драматизации;
6. беседы.
Включаю в коррекционно – развивающие занятия разнообразные приемы, упражнения для совершенствования невербальных навыков общения. Дети учатся по особенностям выразительных движений и жестов, понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.
В процессе коррекционно – развивающей работы используют следующие виды упражнений:
– «Я – не Я!»;
– «Вылепить скульптуру»;
– «Наблюдатель»;
– «Неожиданный гость»;
– «Игра с облаком»;
– «Безмолвный разговор»;
– «Не озвученная беседа»;
– «Говорящие руки»;
– «В магазине зеркал».
Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.
В играх обучающиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. В игре всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными, так и невербальными средствами.
Итак, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным средством. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.
Таким образом, коммуникативная компетентность заключаются в развитии навыков и умений разностороннего общения, установления конструктивных связей и взаимоотношений с окружающими людьми. Развивая коммуникативную сферу у детей с ОВЗ, мы способствуем успешной социализации детей, развиваем навыки адекватного поведения и общения, как в семье, так и в социуме.
Список литературы:
1.Занков Л.В. Психология умственно-отсталого ребенка. М., 1939.
2.Стернина Т.З. Понимание эмоционального состояния другого человека детьми с умственной отсталостью//Дефектология, 1988, №3
3.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога//М. 1989.
Источник