Коммуникативная деятельность и личностное развитие ребенка
Виктория Руднева
Коммуникативно-личностное развитие дошкольников
Коммуникативно – личностное развитиедетей связано с двумя понятиями: общение и коммуникация.
Общение – это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения,являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения.
Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:
– коммуникативная сторона общения – состоит в обмене информацией между людьми;
– интерактивная сторона общения – заключается в организации взаимодействия между людьми;
– перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению.
Функции общения:
1) организация совместной деятельности людей, т. е. согласование и объединение усилий для достижения общего результата;
2) формирование и развитие межличностных отношений;
3) познание людьми друг друга.
Способность к общению включает в себя:
– желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
– умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
– знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
Все эти условия и критерии проявляются на всех возрастных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каждом возрасте общение имеет свою специфику.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка. В этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Коммуникация (англ. Communicate – сообщать, передавать)предполагает:
– осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
– обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира;
– побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата;
– передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения.
Коммуникация – это способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.
Коммуникация не только действие –это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Коммуникативнаядеятельность предполагает:
1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.
2. Освоение детьми разных видов деятельности.
3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор, компьютер и компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей!
Основными задачами психолого –педагогической работы являются:
– развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми возникает при познании предметного мира.
Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность.
Задачи педагога:
1) Помочь ребенку войти в предметный мир, научить ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах деятельности.
2) Воспитывать ценностное отношение к предметному миру. Научить использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры.
Ведущими формами педагогического взаимодействия должны стать ситуации образовательного характера и ситуации общения.
– разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов;
– беседы о прочитанной книжке;
– беседы пи рассматривании иллюстрации;
– обыгрывание игрушки;
– общение в ходе наблюдения за явлениями природы в группе и на прогулке.
Эти формы не только основные, но и единственные для развития речи детей младшего и среднего возраста. Пример игровых образовательных ситуаций («Учимся быть вежливыми», «Что рассказала книжка»). К практическим ситуациям можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. В старшем дошкольном возрасте значимыми становятся практические образовательные ситуации с включением игровых ситуаций. Детям предлагается стать корреспондентами, взять интервью и сделать телерепортажи.
Подобные образовательные ситуации направлены на стимулирование у детей желания задавать вопросы, пересказывать услышанное, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания.
Особое значение для развития коммуникативныхумений имеют продуктивные виды детской деятельности:
– трудовая; – конструктивная; – изобразительная,
которые открывают широкие возможности для развития сотрудничества, общения.
Результатом такого творческого сотрудничества со взрослым ребенок оказывается способным сделать самостоятельно маленькие открытия, добиться успеха, пережить радость и новое отношение к своим возможностям.
Принципы развития коммуникативных способностей:
– принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).
– разнообразие тематики и методов работы.
– максимальная активность детей.
– сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
– компетентность педагога.
– принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).
– принцип игровой подачи материала.
Виды мотиваций в игре:
– социальный – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку.
– содержательный – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми.
– прагматический – усиление внимания детей к тому или иному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
Необходимо создавать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности.
Не обрушивайте на ребенка лавину знаний –
под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность.
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
В. А. Сухомлинский
Источник
Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте.
Коммуникативная деятельность – один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.
Любая деятельность характеризуется определённой структурой. Её элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности, продукт или результат деятельности и средства её осуществления (действия и операции).
Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом деятельности общения является другой человек, партнёр по совместной деятельности.
Конкретным предметом деятельности общения служат те качества и свойства партнёра, которые проявляются при взаимодействии и становятся продуктами общения. Одновременно ребёнок познаёт и себя. Представление о себе также входит в продукт общения.
Под мотивом деятельности, понимается, согласно концепции , то, ради чего предпринимается деятельность. Это означает, что мотивом деятельности общения является партнёр по общению. Следовательно, для ребёнка мотивом деятельности общения является взрослый.
Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. Выделяются три основных категории мотивов общения:
1. Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребёнка появляются поводы для обращения к взрослому.
2. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.
3. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребёнка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.
Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько ещё более мелких единиц, или средств общения.
Выделяют три основные категории средств общения:
– экспрессивно-мимические,
– предметно-действенные,
– речевые.
Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому и получить от него.
В возрасте от рождения до семи лет выделяют четыре формы общения со взрослыми:
– ситуативно-личностное,
– ситуативно-деловое,
– внеситуативно-познавательное,
– внеситуативно-личностное.
Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) имеет у младенца “комплекс оживления” – сложное поведение, включающее в виде компонентов сосредоточение, взгляд в лицо взрослого человека, улыбку, двигательное оживление. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребёнка данного возраста. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относится к категории экспрессивно-мимических средств общения.
Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в “социальной” сфере, эти преобразования начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессоров у детей.
Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 2 года).
Главной особенностью этой формы коммуникации считается протекание общения на фоне практического взаимопонимания ребёнка и взрослого.
В это время помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать нужду ещё и в сотрудничестве взрослого. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Сочетание доброжелательности и сотрудничества – соучастие взрослого и характеризует сущность новой потребности ребёнка в общении.
Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные действия, позы.
Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству “теоретическому”.
Внеситуативно-познавательная форма общениялет) .Развёртывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному “теоретическому” сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.
Признаком этой формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях.
Потребность ребёнка в уважении со стороны взрослого обуславливает особую чувствительность детей трёх – пяти лет к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвалы.
Важнейшим средством коммуникации становится речь.
Значение этой формы общения детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их понимания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений.
Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослымилет) – служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в “чистом виде”.
Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми.
Ведущим мотивом на уровне этой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – это основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты.
Таким образом, переход от одной формы общения к другой осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестаёт соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, и обуславливает возникновение новой, более совершенной формы общения.
Источник
Ирина Субботина
Особенности развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Характеризуя современного ребенка, Д. И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию как объеднение и ограничение общения детей. Уже в младшем школьном возрасте у 25% детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Поэтому именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми. [4,с. 46]
Отметим, что согласно введенному стандарту дошкольного образования, предполагается выделение коммуникативно-личностной образовательной области. Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения. [1]
Способность ребенка к коммуникации является одним из критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Коммуникация выступает как форма открытого действия при воспитании детей дошкольного возраста, поэтому успешность плодотворного взаимодействия ребенка и взрослого будет зависеть от того, насколько хорошо развита коммуникативная деятельность дошкольника.
Обратимся к определению понятия коммуникативной деятельности. Коммуникативная деятельность, как отмечает М. И. Лисина, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. [2, с. 85]
Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин и др. ,коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
С точки зрения М. И. Лисиной, общение и коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия. Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнеров и создает для нее оптимальные возможности.Она имеет свои структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.
Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М. И. Лисиной, в несколько этапов. Прежде всего, это установление отношений ребенка с взрослым, где взрослый является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания. На следующем этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности. На третьем этапе между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности. На четвертом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации “знаемого” в “реально действующее”.
Последний этап в развитии коммуникативной деятельности, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению. [2, с. 102]
Как уже отмечалось, нормативные документы дошкольного образования ориентированы на развитие коммуникативной деятельности дошкольников. Выделим те социальные и психологические характеристики личности ребенка, на которые должны ориентироваться педагоги и психологи в процессе осуществления образовательного процесса. Итак, завершая этап дошкольного образования, ребёнок должен быть: инициативным и самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а также умение хорошо выражать свои мысли и желания. [3]
Стоит отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени образования. На наш взгляд, именно развитие коммуникативной деятельности, а также умение ребенка активно включаться в нее, является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Библиографический список
1. Дошколятам вернут детство//Интернет-ресурс: www.gazeta.ru/social/2013/06/14/5380213.shtmlДата обращения:12.11.2013
2. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении. – Питер; СПб. ; 2009.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Интернет-ресурс: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdfДата обращения:12.11.2013
4. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. №1. – C. 45-54
Источник