Коменский о взаимосвязи интеллектуального развития ребенка и его поведения

Коменский о взаимосвязи интеллектуального развития ребенка и его поведения thumbnail

Страница 2

Педагог, философ, славянский ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что ученики с острым умом и стремлениями к знаниям, но необузданные и упрямые, которых в школе считают безнадежными, и ученики тупые, с извращенной и злобной натурой, которые с трудом поддаются педагогическому воздействию, – все они имеют право на обучение, Я.А. Коменский глубоко был убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка ни существовала.

Медико-клиническая линия характеристики отклонений в умственном развитии ребенка представлена исследованиями врачей-психиатров. Французский врач Филипп Пинель (1745-1826) дает классификацию душевных болезней, на основе которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психоза. Он выделяет и две клинические формы слабоумия: врожденную и приобретенную.

Медицинскую линию изучения природы и сущности слабоумия продолжил Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840), ученик и последователь Ф. Пинеля. Он ввел в оборот понятия “имбецилизм”, “идиотия”, “умственная отсталость”. Он создал симптоматическую классификацию умственно отсталых детей, определив в качестве ведущего показателя состояние речи слабоумных. После его изучения слабоумие стало самостоятельной психиатрической, а затем и психолого-педагогической областью исследования.

Вторая половина XIX и начало XX в. ознаменовались тем, что наряду с клиническим изучением глубоких форм умственной отсталости стали обращать внимание и на легкие формы слабоумия. С расширением сети школьного образования все острее вставала проблема неуспеваемости учащихся с отклонениями в умственном развитии, так как они не справлялись с программами народных школ. Учеников отчисляли из школы, они оказывались на улице, пополняли ряды антисоциальных элементов. Поэтому изучение слабоумных детей рассматривается не только как медицинская, но и как социальная проблема, как средство предупреждения социальной запущенности молодежи.

Вопросами изучения этиологии и анатомо-физиологической сущности слабоумия детей на рубеже веков занимаются В. Айрленд, Б. Морель, Д. Бурневиль, Э. Крепелин, Ж. Демор и др. Наибольший вклад в разработку проблем слабоумия в этом направлении внес немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926), который объединил все формы слабоумия в одну группу под общим названием “задержка психического развития”, ввел термин “олигофрения” (греч. малоумие) для обозначения группы врожденных болезненных состояний.

Бельгийский психиатр Жан Демор (1867-1941) впервые отграничивает причины умственного отставания по патологическим признакам нарушения развития организма ребенка от причин внешних (социально-педагогических), зависящих от условий воспитания ребенка. По этиологии он разделяет отсталых детей на детей медицински и педагогически отсталых. К медицински отсталым он относит тех, чье отставание в развитии связано с патологическими факторами (проявившимися в утробном периоде или раннем детстве). К педагогически отсталым относит тех, кто в раннем детстве не получил должного воспитания в семье, кто перенес какие-либо болезни в раннем возрасте или стал жертвой плохих методов воспитания в школе.

Педагогический подход в деле помощи детям с недостатками в развитии и поведении, в деле обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии интеллекта формируется в конце XVIII – начале XIX в. За его реализацию выступают как педагоги, так и врачи, общественные деятели.

Первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях принадлежат Иоганну Генриху Песталоцци (1746-1827), известному швейцарскому педагогу. В 1774 г. в швейцарском городе Нейгофе он организовал приют для детей, который назвал “Учреждение для бедных”. Им были обоснованы принципы работы с “тупоумными”: посильность в обучении, использование дидактических материалов, сочетание умственного и физического труда, соединение обучения с производительным трудом.

Сторонником медико-педагогического подхода в обучении и воспитании умственно отсталых детей выступил известный французский психиатр Жан Итар (1775-1838), который с помощью методов, основанных на развитии чувств (физиологическое обучение), попытался из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать человека. Итару не удалось добиться желаемых результатов, но он определил путь развития глубоко умственно отсталых детей – развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем посетить:

Стили руководства.

Одной из наиболее изученных вопросов в сфере руководства и лидерства является проблема стиля управления. Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк …

Понятие гендера в психологии

Мировоззренческие сдвиги в европейском сознании, произошедшие в эпоху Возрождения, изменили взгляд на роль тела в жизни человека. Оно стало считаться единственной реальной, объективно существующей характеристикой индивида – в противополож …

Специфика социально-педагогической работы в
современных условиях с МНГ

Социально-педагогическая деятельность с группами различной направленности может реализовываться по нескольким направлениям:
· использование потенциала существующих просоциальных групп с целью решения задач педагогизации социальной среды, …

Источник

Ян Амо́с Ко́менский — чеш­ский педа­гог-гума­нист, писа­тель, обще­ствен­ный дея­тель, епи­скоп Чеш­скоб­рат­ской церкви, осно­во­по­лож­ник науч­ной педа­го­гики, систе­ма­ти­за­тор и попу­ля­ри­за­тор классно-уроч­ной системы.

Читайте также:  Программа развития ребенка с овз в доу

Он родился в семье члена общины Чеш­ских бра­тьев, полу­чил пер­во­на­чаль­ное обра­зо­ва­ние в брат­ской школе, в 1608-10 учился в латин­ской школе, затем в Хер­борн­ской ака­де­мии, Гей­дель­берг­ском уни­вер­си­тете, где при­сту­пил к созда­нию свое­об­раз­ной энцик­ло­пе­дии — «Театр всех вещей» (1614–27) и начал работу над пол­ным сло­ва­рём чеш­ского языка («Сокро­вищ­ница чеш­ского языка», 1612–56). В 1614 Комен­ский — учи­тель брат­ской школы в Прше­рове. В 1618–21 жил в Фуль­неке, изу­чал труды гума­ни­стов эпохи Воз­рож­де­ния — Т. Кам­па­неллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Комен­ский при­сту­пил к созда­нию труда по дидак­тике на чеш­ском языке. В связи с гоне­ни­ями со сто­роны като­ли­ков Комен­ский эми­гри­ро­вал в Польшу (г. Лешно). Здесь он пре­по­да­вал в гим­на­зии, закон­чил свою «Дидак­тику» на чеш­ском языке (1632), а затем пере­ра­бо­тал её и пере­вёл на латин­ский язык, назвав «Вели­кой дидак­ти­кой», под­го­то­вил несколько учеб­ни­ков: «Откры­тая дверь к язы­кам» (1631), «Аст­ро­но­мия» (1632), «Физика» (1633), напи­сал пер­вое в исто­рии руко­вод­ство для семей­ного вос­пи­та­ния — «Мате­рин­ская школа» (1632). Комен­ский уси­ленно зани­мался раз­ра­бот­кой идей пан­со­фии (обу­че­ние всех всему), кото­рые вызвали боль­шой инте­рес евро­пей­ских учёных.

В 40‑е гг. Комен­ский опуб­ли­ко­вал ряд учеб­ни­ков. В 1650  он был при­гла­шён для орга­ни­за­ции школ в Вен­грии, где попы­тался частично осу­ще­ствить свой замы­сел устрой­ства пан­со­фи­че­ской школы. Науч­ное обос­но­ва­ние её прин­ци­пов, учеб­ный план, рас­по­ря­док дня были изло­жены Комен­ским в сочи­не­нии «Пан­со­фи­че­ская школа» (1651).

Стре­мясь ожи­вить пре­по­да­ва­ние и про­бу­дить в детях инте­рес к зна­ниям, Комен­ский при­ме­нил метод дра­ма­ти­за­ции учеб­ного мате­ри­ала и на основе «Откры­той двери к язы­кам» напи­сал ряд пьес, соста­вив­ших книгу «Школа-игра» (1656). В Вен­грии Комен­ский закон­чил пер­вый в исто­рии иллю­стри­ро­ван­ный учеб­ник «Мир чув­ствен­ных вещей в кар­тин­ках» (1658), в кото­ром рисунки явля­лись орга­ни­че­ской частью учеб­ных тек­стов. Один из таких тек­стов мы пред­ла­гаем нашим чита­те­лям. Несмотря на то, что он напи­сал почти 400 лет назад, эти пра­вила акту­альны и для совре­мен­ных роди­те­лей и педагогов.

1. Не только хижина

Люди при­учают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к вер­хо­вой езде и к пере­возке тяже­стей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя при­спо­со­бить для дру­гих. Чело­век — более высо­кое созда­ние, чем все эти живот­ные, — дол­жен быть при­ве­дён к самым высо­ким целям, чтобы сво­ими доб­ро­де­те­лями как можно более соот­вет­ство­вать Богу, образ кото­рого он носит. Тело, конечно, как взя­тое из земли, есть земля, при­над­ле­жит земле и снова должно обра­титься в землю. А душа, кото­рую вдох­нул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, под­няться к Богу.

Поэтому роди­тели недо­ста­точно испол­няют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, гово­рить, укра­шаться одеж­дами, ибо всё это слу­жит только для тела, кото­рое не есть чело­век, а слу­жит хижи­ной для чело­века. Хозяин этой хижины (разум­ная душа) оби­тает внутри; о нём и сле­дует забо­титься больше, чем о внеш­ней этой оболочке.

2. Трой­ная цель

Должна быть твёрдо уста­нов­лена тро­я­кая цель вос­пи­та­ния юношества:

1) Вера и благочестие.

2) Доб­рые нравы.

3) Зна­ние язы­ков и наук.

И всё это в том самом порядке, в кото­ром пред­ла­га­ется здесь, а не наобо­рот. Прежде всего, нужно при­учать детей к бла­го­че­стию, затем — к доб­рым нра­вам или доб­ро­де­те­лям, нако­нец — к более полез­ным нау­кам. Чем более, однако, они могут сде­лать успеха в этом послед­нем, тем лучше.

У кого в своём доме дети пре­да­ются этим трём упраж­не­ниям, у того — рай, где сеются, оро­ша­ются, зеле­неют и цве­тут небес­ные рас­те­ния; у того — храм Свя­того Духа, в кото­ром он создаёт и совер­шен­ствует сосуды мило­сер­дия, ору­дия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более бли­стали лучи его могу­ще­ства, муд­ро­сти и бла­го­сти; как счаст­ливы в таком раю родители!

3. Когда начи­нать воспитывать

Роди­тели не должны откла­ды­вать вос­пи­та­ние до обу­че­ния своих детей учи­те­лями и слу­жи­те­лями Церкви (так как невоз­можно уже вырос­шее кри­вое дерево сде­лать пря­мым и лес, повсюду усе­ян­ный тер­но­выми кустами, пре­вра­тить в ого­род). Они сами должны изу­чить спо­собы обра­ще­ния со сво­ими сокро­ви­щами, согласно с их цен­но­стью, чтобы под их соб­ствен­ным руко­вод­ством дети начи­нали воз­рас­тать в муд­ро­сти и любви у Бога и людей.

В пре­де­лах шести лет ребё­нок дол­жен знать:

(1) Что Бог суще­ствует, (2) везде при­сут­ствуя, взи­рает на всех нас; (3) тем, кто за Ним сле­дует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строп­ти­вых и без­нрав­ствен­ных нака­зы­вает смер­тью; (5) Его сле­дует бояться и все­гда при­зы­вать и любить как отца; (6) нужно испол­нять всё то, что Он пове­ле­вает; (7) если мы будем доб­рыми и чест­ными, Он при­мет нас на небо и пр.

В этих пре­де­лах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно дове­сти в бла­го­че­сти­вых упражнениях.

4. Когда начи­нать обучать

При­рода всех рож­да­ю­щихся существ такова, что они явля­ются гиб­кими и всего легче при­ни­мают форму, пока они в неж­ном воз­расте; окреп­нув, они не под­да­ются фор­ми­ро­ва­нию. Все это, оче­видно, в такой же мере — отно­сится и к самому чело­веку. У него мозг, вос­при­ни­мая попа­да­ю­щие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в дет­ском воз­расте вообще вла­жен и мягок и спо­со­бен вос­при­ни­мать все встре­ча­ю­щи­еся пред­меты; затем поне­многу он высы­хает и твер­деет, так что, по сви­де­тель­ству опыта, вещи запе­чат­ле­ва­ются и отоб­ра­жа­ются на нем с боль­шой трудностью.

Читайте также:  Ускоренное развитие ребенка до года

Отсюда извест­ное выра­же­ние Цице­рона: «Дети быстро схва­ты­вают бес­чис­лен­ное коли­че­ство пред­ме­тов». Таким обра­зом, и руки, и все осталь­ные члены только в дет­ские годы могут при­спо­соб­ляться к ремес­лам и рабо­там, пока мускулы еще гибки. Кто дол­жен стать хоро­шим пис­цом, худож­ни­ком, порт­ным, куз­не­цом, музы­кан­том и пр.,— дол­жен зани­маться этим с юных лет, когда вооб­ра­же­ние еще живое, а пальцы гибки, в про­тив­ном слу­чае он нико­гда не овла­деет своим предметом.

Точно так же и корни бла­го­че­стия сле­дует насаж­дать в сердце каж­дого с ран­них лет. В ком мы желаем гар­мо­ни­че­ски раз­вить изящ­ный нрав, над тем нужно рабо­тать в неж­ном возрасте.

Только то в чело­веке прочно и устой­чиво, что он впи­ты­вает в себя в юном возрасте.

5. О здо­ро­вом теле

Кто-то ска­зал, что должно молить богов о том, чтобы в здо­ро­вом теле был здо­ро­вый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и тру­диться, ибо Бог обе­щает бла­го­сло­ве­ние не празд­ным людям, а тру­до­лю­би­вым. Так как дети тру­диться ещё не могут и не умеют изли­вать мольбы к Богу, то за них должны это делать роди­тели, ста­ра­ясь питать и вос­пи­ты­вать (во славу Божию) тех, кого они про­из­вели на свет.

Но прежде всего, так как обу­чать детей можно только в том слу­чае, если они будут живы и здо­ровы (ведь с боль­ными и хилыми не достиг­нешь ника­кого успеха), то пер­вая забота роди­те­лей – обе­ре­гать здо­ро­вье детей.

6. Семья

Школа, вос­пи­та­тели, про­по­вед­ники могут лишь раз­вить и неко­то­рым обра­зом напра­вить вос­пи­та­ние детей в нуж­ное русло. Основ­ное умо­на­стро­е­ние лич­но­сти рож­да­ется в семье.

7. Укреп­лять интерес

Все роди­тели должны стре­миться к тому, чтобы у детей не было недо­статка в развлечениях.

Напри­мер, на пер­вом году настро­е­ние у них поды­ма­ется дви­же­нием колы­бели, дви­же­нием рук, пением, щел­ка­ньем тре­щотки, ноше­нием по двору или по саду, или даже поце­лу­ями, объ­я­ти­ями, лишь бы всё это про­ис­хо­дило осмот­ри­тельно. На вто­ром, тре­тьем, чет­вёр­том и т. д. году это про­ис­хо­дит бла­го­даря при­ят­ной с ними или между ними игре, бега­нию в раз­ные сто­роны, пре­сле­до­ва­нию, слу­ша­нию музыки и каким угодно при­ят­ным зре­ли­щам, рисо­ва­нию и т. д.

И чтобы ска­зать вкратце, ребёнку ни в каком слу­чае не нужно отка­зы­вать в том, что ему угодно и при­ятно; мало того, если к тому, что при­ятно для зре­ния, слуха и дру­гих чувств, будет заме­чен какой-либо инте­рес, то это будет укреп­лять тело и дух. Не сле­дует допус­кать только того, что про­тивно бла­го­че­стию и доб­рым нравам.

8. Дети должны быть заняты

Дети охотно все­гда чем-нибудь зани­ма­ются, так как их живая кровь не может оста­ваться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не сле­дует этому мешать, но нужно при­ни­мать меры к тому, чтобы все­гда у них было что делать. Пусть они будут теми мура­вьями, кото­рые все­гда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, скла­ды­вают, пере­кла­ды­вают; нужно только помо­гать детям, чтобы всё, что про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дило разумно, и, играя с ними, ука­зы­вать им даже формы всех игр (ведь зани­маться серьёз­ным они ещё не могут).

9. Научить ребёнка молчать

Пока дети ещё учатся гово­рить, им нужно предо­ста­вить сво­боду гово­рить и воз­можно больше лепе­тать. Но после того как они научи­лись гово­рить, будет весьма полез­ным научить их также мол­чать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми ста­ту­ями, а разум­ными созда­ни­ями. Нача­лом вели­кой муд­ро­сти явля­ется воз­мож­ность разумно поль­зо­ваться молчанием.

Мол­ча­ние никому, конечно, не повре­дило, но весьма мно­гим повре­дило то, что они гово­рили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и дру­гое — гово­рить и мол­чать — явля­ется осно­вой и укра­ше­нием всего нашего раз­го­вора на всю жизнь, то они должны быть соеди­ня­емы нераз­дельно, чтобы сразу мы при­об­ре­тали себе воз­мож­ность поль­зо­ваться тем и другим.

Итак, роди­тели должны при­учать детей к мол­ча­нию во время молитвы и бого­слу­же­ния (как дома, так и в церкви); ника­кое бега­нье, крик, шум не должны быть ими поз­во­ля­емы в это время. Также должны они научиться молча выслу­ши­вать какие-либо при­ка­за­ния отца или матери.

Дру­гой сто­ро­ной мол­ча­ния будет обду­ман­ная речь, чтобы, прежде чем гово­рить или отве­чать на вопросы, дети поду­мали, что и как им разумно ска­зать. Ибо гово­рить всё, что под­вер­нётся на язык, глупо, и не под­хо­дит это тем, из кого мы желаем сде­лать разум­ные суще­ства. Однако, как я все­гда под­чёр­ки­ваю, — насколько поз­во­ляет воз­раст, на это разум­ные роди­тели должны обра­щать серьёз­ное внимание.

Читайте также:  Основы экологического развития личности ребенка дошкольного возраста

10. Обра­зо­ва­ние для всех

В школы сле­дует отда­вать не только бога­тых или знат­ных, но и всех вообще: знат­ных и незнат­ных, бога­тых и бед­ных, маль­чи­ков и дево­чек во всех горо­дах и местеч­ках, сёлах и деревнях.

Потому что всех должно обра­зо­вы­вать по образу Божьему.

Все люди, кото­рые только роди­лись, про­изо­шли на свет с одной и той же глав­ной целью: быть людьми, т. е. разум­ными суще­ствами, вла­ды­ками тва­рей, ярким подо­бием сво­его Творца. Сле­до­ва­тельно, всех нужно вести к тому, чтобы они, над­ле­жа­щим обра­зом впи­тав в себя зна­ния, доб­ро­де­тель и рели­гию, могли с поль­зой пройти насто­я­щую жизнь и достойно под­го­то­виться к будущей.

У Бога нет лице­при­я­тия — не раз сви­де­тель­ствует Он об этом сам. А если мы поз­во­лим раз­ви­вать свой ум только неко­то­рым, исклю­чив осталь­ных, то будем неспра­вед­ливы не только по отно­ше­нию к тем, кто обла­дает той же самой при­ро­дой, но и по отно­ше­нию к самому Богу, Кото­рый хочет, чтобы все, на ком Он начер­тал свой образ, Его позна­вали, любили и восхваляли.

Это, несо­мненно, будет про­ис­хо­дить тем пла­мен­нее, чем больше будет раз­го­раться свет зна­ния. Мы любим именно настолько, насколько познаём.

11. Раз­ви­вать имеющееся

Как это ясно, когда семя, поса­жен­ное в землю, внизу пус­кает малень­кие корни, а выше даёт ростки, из кото­рых впо­след­ствии по врож­дён­ной силе раз­ви­ва­ются ветви и сучья; послед­ние покры­ва­ются листьями, укра­ша­ются цве­тами и пло­дами. Сле­до­ва­тельно, нет необ­хо­ди­мо­сти что-либо при­вно­сить чело­веку извне, но необ­хо­димо раз­ви­вать, выяс­нять то, что он имеет зало­жен­ным в себе самом, в заро­дыше, ука­зы­вая зна­че­ние всего существующего.

12. Самый дей­стви­тель­ный путь

Нет на земле ника­кого более дей­стви­тель­ного пути для исправ­ле­ния чело­ве­че­ской испор­чен­но­сти, чем пра­виль­ное вос­пи­та­ние юношества.

13. Кого учить?

Чем пло­до­род­нее поле, тем обиль­нее оно про­из­во­дит тер­нов­ник и чер­то­по­лох. Так и выда­ю­щийся ум полон пустыми меч­та­ни­ями, если его не засе­ять семе­нами муд­ро­сти и доб­ро­де­те­лей. Как дей­ству­ю­щая мель­ница, если в нее не под­сы­пать зерна, т. е. мате­ри­ала для пере­ма­лы­ва­ния, сти­рает сама себя и, отры­вая от жер­но­вов куски и даже повре­ждая и раз­ры­вая отдель­ные части, бес­по­лезно с шумом и трес­ком пылит, так и подвиж­ный ум, лишен­ный серьез­ной работы, будет вообще напол­няться ничтож­ным, пустым и вред­ным содер­жа­нием и ста­нет при­чи­ной своей соб­ствен­ной гибели.

14. В школах

Во всех слу­чаях без исклю­че­ния нужно стре­миться к тому, чтобы в шко­лах, а отсюда бла­го­даря шко­лам и во всей жизни при посред­стве наук и искусств:

I. Раз­ви­ва­лись способности.

II. Совер­шен­ство­ва­лись языки.

III. Раз­ви­ва­лись бла­го­нра­вие и нравы в направ­ле­нии вся­кой бла­го­при­стой­но­сти согласно со всеми нрав­ствен­ными устоями.

IV. Бог искренно почитался.

15. Как про­буж­дать и под­дер­жи­вать в детях стрем­ле­ние к учению

Стрем­ле­ние к уче­нию про­буж­да­ется и под­дер­жи­ва­ется в детях роди­те­лями, учи­те­лями, шко­лой, самими учеб­ными пред­ме­тами; мето­дом обу­че­ния и школь­ным начальством.

Роди­те­лями.

Если роди­тели в при­сут­ствии детей с похва­лой отзы­ва­ются об уче­нии и об учё­ных людях или, побуж­дая детей к при­ле­жа­нию, обе­щают им кра­си­вые книги, кра­си­вую одежду или ещё что-либо при­ят­ное; если хва­лят учи­теля (осо­бенно того, кото­рому хотят пору­чить детей) как со сто­роны его учё­но­сти, так и гуман­ного отно­ше­ния к детям (ведь любовь и вос­хи­ще­ние явля­ются силь­ней­шим сред­ством, чтобы вызвать стрем­ле­ние к под­ра­жа­нию); нако­нец, если они ино­гда пошлют детей к учи­телю с пору­че­нием или малень­ким подар­ком и пр., то легко достиг­нут того, что дети искренно полю­бят и науку и самого учителя.

Учи­те­лями.

Если учи­теля будут при­вет­ливы и лас­ковы, не будут оттал­ки­вать от себя детей своим суро­вым обра­ще­нием, а будут при­вле­кать их своим оте­че­ским рас­по­ло­же­нием, обхож­де­нием и сло­вами; если учи­теля сове­туют науки, к кото­рым они при­сту­пают, со сто­роны их пре­вос­ход­ства, при­вле­ка­тель­но­сти и лёг­ко­сти; если более при­леж­ных уче­ни­ков будут время от вре­мени хва­лить (даже наде­ляя малы­шей ябло­ками, оре­хами, саха­ром и т.п.); если, при­гла­сив неко­то­рых уче­ни­ков к себе на дом, а также всем вме­сте, будут пока­зы­вать кар­тинки, изоб­ра­жа­ю­щие то, что им в своё время при­дётся изу­чать: опти­че­ские и гео­мет­ри­че­ские инстру­менты, гло­бусы и дру­гие подоб­ные вещи, кото­рые могут вызвать у них чув­ство вос­хи­ще­ния; если будут через них сно­ситься с роди­те­лями, – сло­вом, если учи­теля будут отно­ситься к уче­ни­кам с любо­вью, тогда они легко заво­юют их сердце так, что детям будет при­ят­нее пре­бы­вать в школе, чем дома.

16. Не перегружать

Учи­тель дол­жен учить не столько, сколько может, а сколько уче­ник может освоить.

17. Поря­док

Если ты при­смот­ришься к порядку, гос­под­ству­ю­щему в обще­ствен­ных и част­ных делах у хорошо обра­зо­ван­ного народа, там все идет как часы… У вар­ва­ров же все похоже на раз­вя­зан­ный сноп или песок без цемента.

Источник