Комбинированные нарушения в развитии ребенка

Комбинированные нарушения в развитии ребенка thumbnail

Согласно положению
Л. С. Выготского, наличие дефекта какого-то
одного анализатора или интеллектуального
нарушения вызывает не только изолированное
выпадение одной функции, но и приводит
к ряду взаимосвязанных отклонений, в
результате чего складывается целостная
картина атипичного,
своеобразного
развития
.
Сложность структуры аномального развития
заключается в наличии первичного
дефекта
,
обусловленного биологическими факторами,
и вторичных
отклонений
,
сформировавшихся как следствие
первичного. К сложным формам детского
развития относят сочетание двух или
более психофизических нарушений (зрения,
слуха, речи, умственного развития) у
одного ребенка. В качестве синонимов
термина «сложные
нарушения»

в литературе используются и другие
термины, равнозначные ему: «сложный
дефект»,

«сложные
аномалии развития», «сочетанные
нарушения», «комбинированные нарушения»,
«комплексные нарушения»

и все более утверждающиеся в последнее
время – «
сложная структура нарушения»
.
Повышенное внимание к этой категории
детей в последние годы можно объяснить
дальнейшим расширением дифференцированного
подхода к обучению и воспитанию аномальных
детей, а также тенденций к количественному
увеличению этой категории детей.

В зависимости от
структуры нарушения дети с сочетанными
нарушениями разделяют на три основных
группы.

В первую входят
дети с двумя выраженными
психофизическими нарушениями
,
каждое из которых может вызвать аномалию
развития: слепоглухие дети, умственно
отсталые глухие, слабослышащие с
задержкой психического развития
(первичной).

Во вторую – имеющие
одно
существенное психофизическое нарушение

(ведущее) и сопутствующее ему другое
нарушение
,
выраженное в
слабой степени,

но заметно отягощающее ход развития:
умственно отсталые дети с небольшим
снижением слуха. В таких случаях говорят
об «осложненном» дефекте.

В третью группу
входят дети с так называемыми множественными
нарушениями
,
когда имеется 3 или более нарушений
(первичных), выраженных в разной степени
и приводящих к значительным отклонениям
в развитии ребенка: умственно отсталые
слабовидящие глухие дети. К множественным
дефектам, в частности, можно отнести и
сочетание у одного ребенка целого ряда
небольших нарушений, которые имеют
отрицательный кумулятивный эффект,
например при сочетании небольших
нарушений моторики, зрения, слуха у
ребенка может иметь место выраженное
недоразвитие речи.

Полагают, что
дети со сложными нарушениями развития
– это редкая, статистически малозначимая
категория аномальных детей. Между тем,
согласно данным исследований и наблюдениям
опытных дефектологов- практиков, эти
дети составляют в среднем до 40% контингента
специальных образовательных учреждениях.

Процесс
обучения значительно усложняется, когда
дело касается ребенка со сложным
дефектом. Сложный дефект- это не просто
сумма двух (или более) дефектов; он
является качественно своеобразным и
имеет свою структуру, отличную от
составляющих сложный дефект аномалий.

Причины комплексных
нарушений в развитии

Для ранней
диагностики комплексного нарушения
очень важны знания о причинах, которые
могут привести к поражению сразу
нескольких функций организма. Комплексное
нарушение развития может быть вызвано
одной или несколькими причинами, разными
или одинаковыми по происхождению.

Можно рассматривать
несколько вариантов этиологически
сложного нарушения:

– один дефект имеет
генетическое, а второй экзогенное
происхождение и наоборот (например,
ребенок наследует выраженную близорукость
по линии матери, а нарушение двигательной
сферы приобрел в результате родовой
травмы);

– оба дефекта
обусловлены обусловлены разными
генетическими факторами, действующими
независимо друг от друга (например,
нарушение слуха наследуется по линии
отца, а нарушение зрения по линии матери);

– каждый дефект
обусловлен разными экзогенными факторами,
действующими независимо (например,
ребенок приобрел нарушения слуха в
результате перенесенной скарлатины, а
нарушение движений наступило от травмы
позвоночника);

– оба нарушения
представляют собой разные проявления
одного и того же наследственного
синдрома;

– два дефекта
возникли в результате действия одного
и того же экзогенного фактора.

Наиболее изучены
последние два варианта причин сложных
нарушений, когда одно заболевание
(наследственное или зкзогенное) может
стать причиной сложного или даже
множественного нарушения развития у
ребенка.

Например: Дети
с нарушением слуха и снижением интеллекта

Особенности
развития детей со снижением слуха и
интеллекта.

Одним из
первых были изучены дети с нарушением
интеллекта и слуха. Сложность изучения
этой группы детей заключается в том,
что отсутствие или снижение слуха
вторично вызывает снижение интеллекта
по типу олигофрении. Специально
организованное исследования и практика
обучения и воспитания умственно отсталых
детей с нарушением слуха обусловлено
как наследственными, так и экзогенными
факторами. Методики, разработанные в
результате изучения этих детей, позволили
выделить дифференциально-диагностические
критерии, по которым стало возможно
отличать слабослышащего с нормальным
интеллектом и тем самым обогатить методы
дифференциальной диагностики. Дети с
нарушенным слухом и сниженным интеллектом
были посвящены работы Л.И. Тиграновой,
М.Ф.Титовой, Л.С. Томошюнене, М.С Певзнер,
Г.П. Бертынь, Н.Ю. Донской и других ученых.

Описывая
детей, отнесенных к этой категории
комплексного нарушения, исследователи
отмечали сложность диагностики. Особую
трудность вызывают дифференциально-диагностическое
отграничение вторичного специфического
недоразвития интеллекта при снижении
слуха. В отличие от детей, при нарушении
слуха имеющий сохранный интеллект, в
рассматриваемой категории у детей
обнаруживается ярко выраженная
инертность, плохая переключаемость с
одного вида деятельности на другие,
неумение использовать оказываемую
помощь, некритичность поведения и низкий
уровень самоконтороля. Выявляется
значительное отставание в речевом
развитие: крайне ограничен словарь,
фразовая речь находится в зачаточном
состоянии.

Читайте также:  Занятия с ребенком для развития речи спб

Ограниченность
представлений об окружающем мире,
незрелость интересов, бедность эмоций
оказываются факторами, которые
обусловливают темп и качество развития
умственно отсталых глухих.

Изучение
особенностей мыслительной деятельности
умственно отсталых детей с нарушением
слуха выявляют их затруднение в понимании
учебных задач. Беспомощность проявляется
в повторяющихся манипуляциях с предметами,
заменяющих поиск способа решения, в
хаотичности действия ребенка. Дети с
большим трудом включаются в учебную
деятельность, для них характерна крайне
малая восприимчивость к помощи педагога;
ориентировка в задании достигается
после продолжительного и многократного
объяснения его цели и содержания.

Особые трудности
наблюдаются при выполнении заданий по
конструированию, по заполнению недостающей
части в сюжетной картинке. Дети не умеют
выделять существенные признаки предметов,
при этом отвлекаются на несущественные,
что особенно четко проявляется, например,
при сравнении разных объектов. У детей
не сформировано умение осмыслить
расположение фигур в пространстве, они
не могут удержать в памяти целостный
образ рассматриваемого предмета.

Анализ познавательной
деятельности детей данной категории
показывает, что сочетание двух первичных
дефектов обуславливает склонность к
стереотипам. Наблюдения показывают
крайнюю пассивность в пользовании
словесной речью при формировании
потребности в этом.

При обследовании
неуспевающих слабослышащих школьников
была выявлена и описана группа умственно
отсталых детей. Их следует обучать в
специальных классах школы для слабослышащих
или работать с ними по индивидуальной
программе. Эти исследования явились
психологическим обоснованием принципа
дифференцированного обучения слабослышащих
с нарушениями интеллекта и не имеющих
таких нарушений.

В настоящее время
в большинстве школ 1, 2 вида, где обучение
осуществляется по программам специальной
общеобразовательной школы для глухих
детей, действуют такие вспомогательные
классы. Основной задачей обучения
умственно отсталых глухих и слабослышащих
является их подготовка к общественно
полезному труду, формирования у них
умения организовывать и осуществлять
доступную им трудовую деятельность.

Программа обучения
в специальных классах построена на базе
программ школы для глухих и ориентирована
также на аналогичную программу
вспомогательной школы. Специфика работы
с неслышащими детьми, имеющими
интеллектуальные нарушения, прослеживается
уже на начальной ступени образования.
Систематическим учебным занятиям
предшествует пропедевтический период,
в процессе которого решаются определенные
важные задачи, имеющие значение для
всей дальнейшей работы: выявляется
степень подготовленности детей к
выполнению программных требований, а
также их потенциальные возможности. В
процессе педагогических наблюдений
учитель выясняет уровень знаний и умений
каждого ребенка, в том числе его речевое
развитие, индивидуальные особенности
и на основе полученных сведений намечает
пути дифференцированного подхода.

В течение девяти
лет с нарушениями слуха и интеллекта
изучают элементарные основы математики,
языка, естественных наук, изобразительного
искусства, проходят занятия по физкультуре,
ритмике, трудовому и предметно-практическому
обучению. Ведется также работа по
развитию у них слухового восприятия и
формированию устной речи.

Обучение школьников,
имеющих сочетание нарушения слуха и
интеллекта, строится на основе общих
закономерностей усвоения знаний с
учетом особенностей развития детей
данной категории.

За последние годы
в дошкольных образовательных учреждениях
компенсирующего вида для слабослышащих
детей увеличилось число воспитанников
с комплексными нарушениями развития.
Как показывает практика, эти дети не
справляются с содержанием программы
по обучению слабослышащих детей и
поэтому нуждаются в особой организации
и изменении содержания, форм и методов
воспитательно-образовательной работы,
которая должны быть адекватна их
возможностям.

Авторский коллектив
в составе Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко,
О.П.Гаврилушкиной, Л.В. Дмитриевой,
Н.Д.Соколовой, В.М. Шаговой разработал
«Программу воспитания и обучения
слабослышащих дошкольников со сложными
(комплексными) нарушениями развития».
Содержание программы имеет значительные
отличия, обусловленные особенностями
психического развития детей данной
группы, которые касаются ограничения
объема материала, снижения требований
к его усвоению.

Образование
умственно отсталых детей, имеющих
нарушения слуха, организуется в условиях
специально организованной в условиях
специально организованной
учебно-воспитательной среды с учетом
особенностей их развития и своеобразия
комплексного нарушения.

Например: Система
коррекционно-педагогической помощи
детям с комплексными нарушениями в
развитии

Коррекционно-педагогическая
помощь детям с комплексными нарушениями
развития ориентирована на разрешение
их индивидуальных и социальных нужд,
что требует упорядочивания форм и
функциональных систем.

В основе построения
системы педагогической помощи детям с
комплексными нарушениями развития
лежит принцип гуманизма, который означает
веру в потенциальные возможности
ребенка, признание человека высшей
жизненной ценностью. Все направления
коррекционно-педагогической помощи
дети должны способствовать развитию
ребенка, максимальному безболезненному
вхождению в социальную жизнь.

Коррекционно-педагогическая
помощь таким детям ориентирована на
социализацию. Рассматривая этот подход
в общем виде, можно сказать, что охватывает
проблему взаимодействия личности и
общества в аспекте социального
формирования личности и ее саморазвития.

Важным для успешности
коррекционного взаимодействия является
принцип целостности, который предполагает
единство диагностики и коррекции.

К числу важнейших
положений организации коррекционно-педагогической
работы относится принцип комплексного
воздействия. Использование данного
принципа обеспечивает принятие в
отношении каждого ребенка, имеющее
сложное нарушение, объективных решений
на основе данных комплексной диагностики
и учета ее результатов всеми участниками
учебно-коррекционно-воспитательного
взаимодействия. Скоординированное
взаимодействии специалистов разного
профиля осуществляется в рамках следующих
постоянно действующих динамических
модулей.

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года девочка тест

Участники системы
коррекционной работы с детьми:

– педагог-дефектолог
(логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,
тифлопедагог);

– воспитатель;

– социальный
педагог;

– семья;

– врачи (психоневролог,
врач-лоринголог, ЛФК, офтальмолог и др.)
Модуль I:
Комплексно-диагностический. Данный
этап рассматривается как организационная
и содержательно-деятельная единая
система, в которую вовлечены разные
специалисты, а так же семья. Основной
его целью являются реализация комплексного
подхода к изучению личности ребенка,
имеющего сложное нарушение, и первая
ступень разработки индивидуального
маршрута развития.

Модуль II:
Коррекционно-диагностический.

Задачей данного
модуля является выявление особенностей
развития детей с комплексными нарушениями,
что определяет перспективу построения
коррекционно-педагогической работы.

В ходе динамического
наблюдения за детьми в коррекционно-развивающемся
процессе определяется:

– состояние
мотивационной сферы и навыков;

– индивидуальные
особенности деятельности ребенка;

– уровень общения
с взрослыми и другими детьми в процессе
деятельности.

Наблюдение за
ребенком в процессе обучения, в режимных
моментах и в свободной деятельности
позволяет составить полное представление
о характере и содержании ведущей
деятельности позволяет составить полное
представление о характере и содержании
ведущей деятельности, ее особенностях.

Важным условием
является систематичность наблюдений,
исчерпывающее и четкое фиксирование
полученных данных. При динамическом
психолого-педагогическом изучении
ребенка отмечаются его работоспособность,
внимание, степень утомления, выявляются
так же негативные, которые при первичном
обследовании могли оказаться скрытыми
и проявились только в ходе педагогической
работы. Итогом реализации установок
модуля II
является принятие коллегиальных решений
в отношении каждого ребенка на основе
результатов комплексной диагностики
и психолого-педагогического изучения
ребенка в коррекционно-развивающем
процессе начальной ступени, а именно:
уточняются группа, класс, где должен
учиться ребенок, определяются положения
построения коррекционной педагогической
работы. Модуль
III:
Коррекционно-педагогический. Этот
модуль представляет собой организованный
целенаправленный коррекционно-педагогический
процесс, в котором осуществляется
взаимодействие педагогов, психологов,
родителей и детей. Составной и неотъемлемой
частью педагогического процесса является
коррекционно-педагогическая деятельность.
Среди основных задач этого этапа можно
выделить следующее: уточнение и постановка
целей педагогической работы, проектирование
вариантов оптимальных условий для
воспитания и обучения детей, реализация
на практике коррекционно-педагогического
взаимодействия специалистов с детьми.
Конечный результат задач всего
коррекционно-педагогического процесса
– усвоение ребенком умений, знаний и
навыков и применение их в самостоятельной
жизни .

Таким образом,
задачи психологии
детей со сложными нарушениями в развитии
заключаются:

– в описании общих
и специфических закономерностей их
развития;

– разработке методов
их диагностического изучения;

– в психологическом
обосновании, содержании и методов их
обучения и воспитания;

– в изучении
особенностей социально- психологической
адаптации этой группы детей в обществе.

Список использованной литературы

1.Дети с комплексными нарушениями в
развитии: педагогическая помощь: учебное
пособие для студентов высших учебных
заведений/М.В. Жигорева.- М.:Академия,
2006.- 240с

2.Специальная педагогика /Учебн. пособие
для студентов высших учебных
заведений/Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.
Белякова и др.; //Под редакцией
Н.М.Назаровой.- 2-ое изд., стереотип.- М.:
Академия, 2004.- 400 с.

3.Основы дефектологии: Лапшин В.А., Пузанов
Б.П.- М.: Просвещение, 1991.- 143 с.

4.Основы специальной психологии: /
Л.В.Кузнецов, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева
и др.; //Под ред. Л.В.Кузнецовой .- М.:
Академия, 2002.- 480 с.

5.Основы коррекционной педагогики:
Учебное пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева,
Н.В. Ялпаева //Под. ред. В.А.Сластенина.-
М.:Академия, 2004.- 280с.

6. Основы дефектологии. – Спб.: Издательство
«Лань»,2003.-412с.

7.Понятийно- терминологический словарь
логопеда /под редакцией Селиверстова
В.И. .- М.: Академический Проект, 2004.- 480 с.

Самостоятельная
работа студентов

1.Составьте
краткий план-конспект по данному вопросу.

2.Подготовьте
краткую биографическую справку о
жизнедеятельности Л.С. Выготского.

3. Выпишите основные
понятия из раздела и дайте их определение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Статья:

Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин “аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).

К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.п. В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные сложности. Практически же, этот термин (как ранее термин ”аномальные дети”) применяется для обозначения категории детей, нуждающихся, вследствие психофизических нарушений, в специальных условиях обучения и воспитания. (см. также ”Дети с особыми образовательными потребностями»).

В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.

Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года до года и трех

Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.

Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. (Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а “моральная дефективность” – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)

Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к “выпадениям” ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно- исторического опыта. Называя такие выпадения “социальными вывихами”, Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти “обходные пути”, обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.

В тех случаях, когда система образования ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими “обходными путями”, органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития.

Одно органическое нарушение может вызвать комплекс “социальных вывихов”, и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к “социальным вывихам” следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии. Например, нарушение слуха порождает проблемы развития соответствующих возрасту форм общения, нескорригированность этих проблем вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечет за собой нарушение всех линий культурного развития ребенка, всех высших психических функций.

Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в медикаментозном лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего “обходные пути” для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной нейросенсорной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.

Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л.С. Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики. От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.

Для определения стратегия и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от возможных разнообразных сочетаний множественных (двух и более) различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (например, нарушение слуха и зрения, слуха и интеллекта, слуха и опорно-двигательного аппарата т.д.).

Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но еще не достаточно отражена в ее терминологическом аппарате. На современном этапе термин “нарушения в психофизическом развитии” используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребенку термин “ребенок с нарушением зрения” специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определенный комплекс особенностей психического развития ребенка с нарушением зрения, характерных для определенной системы его воспитания и обучения.

Задачей развития понятийного аппарата современной дефектологии является создание терминологии, позволяющей в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник