Комаровский о развитии речи ребенка

Комаровский о развитии речи ребенка thumbnail

Авторы: Коваль Ирина

Еще недавно у вас была совершенно другая жизнь, центром которой были вы сами, ваши желания, ваши стремления, ваши потребности. Но произошло чудо — зародилась новая жизнь, и все закрутилось, завертелось, заработало, подчиняясь каким-то своим непостижимым законам. Новые ощущения, перестройка организма, гормоны, страхи, переживания, бесконечные анализы, врачи, лекарства, роддом, схватки, роды, и, наконец, долгожданная встреча — главное чудо жизни, новый центр вселенной: ваш малыш, посапывающий у вас на руках. Приятная усталость, неописуемый восторг и счастье, и кажется, самое тяжелое позади.

Но на самом деле все только начинается. Теперь ваша жизнь подчиняется потребностям, желаниям малыша — самого дорогого, самого любимого, самого желанного человечка, и пока еще самого непонятного для вас. Непонятный плач, непонятный насморк, непонятная температура, непонятный аппетит, непонятный сон — непонятно и пугает абсолютно все!

Однако полные хлопот дни и бессонные ночи, помощь и забота близких людей, а самое главное — ваша безграничная любовь творят чудеса. И вот уже ваше чадо становится самым родным, вы чувствуете каждый его вдох, слышите каждый его всхлип и знаете о нем абсолютно все — что ему надо, что ему хочется сейчас, что ему захочется через минуту. Советы умудренных бабушек, рекомендации врачей, информация из книг, журналов, Интернета помогают стать вам лучшим специалистом в области детского развития, самым лучшим именно для вашего малыша. И для вас очень важно знать, когда, что, и в каком объеме должен сделать ваш карапуз, чтобы расти здоровым, умным и счастливым ребенком.

С пристальным вниманием, под неусыпным контролем со стороны бабушек, дедушек, соседей и участкового педиатра, вы строго следите за тем, когда малыш поднял головку, когда повернулся на животик, когда сел, когда вылез у него первый зуб, когда он сделал свои первые шаги на пути в самостоятельную жизнь. Следите, чтобы вовремя помочь, не пропустить что-то серьезное… И это действительно правильно, потому что каждое достижение ребенка становится необходимой основой, базой для его дальнейших «подвигов». И задерживаться совершенно некогда! Только за один год маленький пищащий комочек превращается в смышленого непоседу с собственными интересами, потребностями и с неуемной жаждой к новым знаниям, умениям, открытиям.

И если с двигательным, физическим развитием более или менее все понятно и наглядно, то интеллектуальное, в частности речевое, развитие малыша на первом году жизни таит в себе много загадок, но имеет колоссальное значение для его счастливого будущего.

С чего начать

Малыш родился. Из такого родного, надежного, привычного, теплого родился в холодное, шумное, яркое, страшно непонятное. И самое главное сейчас — чтобы опять стало тепло, сытно, спокойно и пахло мамой. И малыш кричит. Сначала кричит, потому что страшно и неприятно, а потом — чтобы стало спокойно и сытно.

Проходят дни, недели, месяц. Мама рядом, практически всегда сухо и комфортно, и уже почти совсем не страшно. А вокруг, оказывается, столько всего интересного! Но пока мало что видно. Поэтому надо повернуться, посмотреть внимательней и прислушаться! Столько разных ощущений, образов и разных звуков, и самый приятный из них голос мамы, ведь это значит, что она рядом — со своими сухими пеленками, со своим теплом, со своим молоком, со своими объятиями, со своей любовью. Малыш, как губка, впитывает в себя все краски, все запахи, все звуки, все ощущения, которыми богат окружающий его мир. И это самый ценный багаж, который приобретает маленький человечек. Это фундамент для дома, для конструкции под названием «личность»!

Чем больше ощущений, чем разнообразнее они, тем быстрее малыш двигается дальше в своем развитии. На основе полученных впечатлений делаются первые выводы, формируются образы, понятия, проводятся первые классификации. И это огромный, колоссальный труд для малыша, на это тратится невероятное количество сил, энергии, потому что это самая главная его задача сейчас — познавать этот мир, чтобы приспособиться к нему, адаптироваться, выжить.

И самый первый, самый главный вывод, который делает малыш, — невозможно ничего узнать, невозможно привыкнуть к внешнему миру, невозможно выжить без взрослого, без человека, непосредственно ухаживающего за ним. Малыш выделяет этого человека из общего потока ощущений, запоминает его лицо, его голос и пытается идти на первые контакты. Первые улыбки, первые движения, первые звуки, адресованные определенному человеку, — вот начало начал, первый опыт общения. И если малыш получает все необходимое для себя от взрослого, если все его потребности удовлетворены, и он твердо уверен в завтрашнем дне, а всякие досадные ощущения вроде набухших десен или бурчащего животика не сильно отвлекают, тогда наступает время великих открытий.

Первая ступенька к речи

Это для нас, взрослых, уже все просто и ясно: мы произносим разные звуки, звуки складываются в слова, слова обозначают предметы, действия, явления из окружающего мира. А для ребенка это настоящее волшебство, открытие Америки. И открыть эту «Америку» малыш может для себя только сам, благодаря собственной активности, собственной деятельности. А первое, что умеет делать ребенок, — это плакать. В этом деле малыш со временем становится настоящим виртуозом, с помощью одного только плача он может не только заявить о своих чувствах, желаниях, своем отношении к происходящему вокруг, но и ловко манипулировать взрослыми. Проходит немного времени, и в плаче рождаются первые речевые звуки. Пока они имеют мало сходства с человеческой речью, но это новый, очень важный этап речевого развития, называемый гулением.

Читайте также:  Картинки стадии развития ребенка в утробе матери по неделям

Малыш открывает для себя удивительный мир звуков, с удовольствием играет, экспериментирует с ними, таким образом тренируя речевой аппарат, познает себя, свои возможности, окружающий мир. В это же время ребенок учится слушать, выделять звуки речи в общем потоке ощущений. А это основа для развития фонематических процессов, без которых речь просто невозможна. В этот важный период жизни малышу как никогда нужен взрослый, главный волшебник, пример для подражания, мощный стимул для говорения. Он помогает превратить звуки в слова, в песню, в любовь, в заботу.

И для улыбки взрослого малыш двигается к следующему открытию — оказывается, звуки можно соединять в слоги! Так начинается лепет. Сколько умиления у взрослых, сколько восторга у болтуна, а сколько пользы для речевого аппарата и психического развития в целом! Особенно когда это не монолог, а настоящий диалог: взрослый все повторяет за малышом, оформляя при этом беспорядочные слоги в слова. И все это с улыбкой, с хорошим настроением, с четкой артикуляцией. При этом не забывая про пассивный словарь (понимание слов, обозначающих предметы, людей из ближайшего окружения малыша), для чего много раз четко называя все, что малыш видит, с чем играет, в чем заинтересован.

Постоянные речевые «тренировки», богатая впечатлениями жизнь, активная поддержка взрослых, и вот он, долгожданный результат — первые полноценные слова, самые главные, самые важные в жизни: ПАПА, МАМА, ДАЙ! Но останавливаться никак нельзя! Впереди столько еще интересного, что нужно открыть, познать, покорить… Только вместе!

Условия для развития

Еще раз хочется подчеркнуть, что развитие речи малыша начинается с первых дней его жизни. Это довербальный этап речевого развития — еще далеко до первых слов, но малыш уже трудится изо всех сил: произносит первые звуки, слоги, слушает взрослых, общается….. Так закладываются основы фонематических процессов — ребенок учится слышать речевые звуки, слова, понимать названия окружающих предметов, явлений.

Поэтому для успешного речевого развития малыша на первом году жизни необходимы:

  • здоровый, сытый, сухой, выспавшийся, довольный жизнью ребенок;
  • здоровый, выспавшийся, довольный жизнью родитель;
  • непосредственное (без телевизоров, телефонов, грязной посуды), глаза в глаза эмоциональное общение взрослого и малыша;
  • окружающий мир (звуки, краски, ощущения — чем разнообразнее, тем лучше, главное, чтобы все было адекватным для малыша — не очень громким, не очень ярким, приятным и комфортным);
  • и самое главное — вера в себя, самого лучшего родителя, и вера в малыша, самого лучшего в мире.

опубликовано 25/12/2019 20:18
обновлено 25/12/2019
— Рост и развитие, Развитие речи

Источник

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Комаровский о развитии речи ребенка

Комаровский о развитии речи ребенка

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Комаровский о развитии речи ребенка

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

Читайте также:  Чем заниматься с годовалым ребенком для его развития

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Комаровский о развитии речи ребенка

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Комаровский о развитии речи ребенка

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Комаровский о развитии речи ребенка

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Комаровский о развитии речи ребенка

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Комаровский о развитии речи ребенка

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Комаровский о развитии речи ребенка

Комаровский о развитии речи ребенка

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Читайте также:  Постановка и развитие речи ребенка

Комаровский о развитии речи ребенка

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Комаровский о развитии речи ребенка

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Комаровский о развитии речи ребенка

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Комаровский о развитии речи ребенка

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Комаровский о развитии речи ребенка

Комаровский о развитии речи ребенка

Советы доктора

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.

Комаровский о развитии речи ребенка

Комаровский о развитии речи ребенка

Прогноз

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

Источник