Комаровский о раннем развитии ребенка

Комаровский о раннем развитии ребенка thumbnail

Жизнь вокруг все больше напоминает езду на велосипеде: пока крутишь педали – едешь. Стоит только остановиться – упадешь. Чтобы успеть, неважно что, нужно крутиться все быстрее и все успевать. Чтобы добиться чего-то в жизни уже мало закончить один институт, стать кандидатом наук и получить тепленькое место работы. Нынче в моде – быть успешным. А это значит – знать несколько языков (одним английским уже давно никого не удивишь, это даже не специальность, а приложение к специальности), нужно все время повышать свой профессиональный уровень, обязательно заниматься хоть каким спортом и быть всесторонне развитой личностью. В общем, все должно быть строго по Чехову.

Каждый родитель, без сомнения, желает своему ребенку самого лучшего. Он хочет, чтобы его малыш вырос в умного, красивого и обеспеченного человека. Можно, конечно, преподнести все это своему отпрыску на блюдечке с голубой каемочкой в виде наследства, акций, готового бизнеса и прочего. Но гораздо разумнее научить ребенка достигать желаемого самому. Помните, как в известной притче, старик-мудрец не стал ловить мальчику рыбу, чтобы тот насытился, но позволил ему быть рядом и учиться ловить самому.

И чтобы успеть научить своего ребенка всему, что ему может понадобиться в жизни, родители еще до рождения своего малыша уже начинают его образовывать. Будущие мамы посещают курсы, где помимо подготовки непосредственно к родам занимаются и интеллектуальным развитием ребеночка. Очень забавно и трогательно наблюдать со стороны, как пузатые без пяти минут мамы под музыку гремят погремушками около живота с разных сторон и в разном темпе, прикладывают к нему разноцветные листы бумаги, поют, отбивают ритм на животе и занимаются прочей ерундой. Не знаю, способствует ли это рождению гениев, но настроение от таких занятий обязательно повышается, что тоже имеет большое значение.
Сразу после рождения родители посещают со своими детишками школы по танцам, пению и другие всевозможные курсы раннего развития детей.

Нет однозначных статистических данных по поводу того, способствуют ли целенаправленные занятия развитию выдающихся способностей у ребенка. Как правило, дети, с которыми активно и целенаправленно занимаются по какой-либо системе, так же как и их обычные сверстники начинают ходить, говорить, пользоваться горшком. Конечно, ребенка можно научить читать, считать и в три – четыре года. Однако в следующие пару-тройку лет этому обучаются все дети в школе.

Однако ответственные родители все время испытываю беспокойство и зуд, глядя на сверстников своих детей. Эта девочка уже третий год занимается фигурным катанием и пением, мальчик – гимнастикой, рисованием и чем-то еще, этого водят в группу Монтессори чуть не с рождения, тот уже на лыжах горных катается, та английским языком занимается пять раз в неделю. В некоторые спортивные секции детей записывают, едва они появятся на свет. И вот одним родителям их внутренний голос начинает навязчиво бубнить, что они, наверное, плохие мать и отец, раз не развивают ребенка, не вкладываю в него знания и умения, не водят его из секции в секцию, из кружка в кружок. Что другие дети уже так много знают и умеют и прочее и т.д. и т.п.

Другие родители наоборот, считают, что главное – здоровье, а все языки, рисование и спортивные школы спокойно могут и подождать. И не надо ребенка перегружать – у него должно быть детство с играми, а не занятия по расписанию, и самое нужное в детском возрасте – это сон, гулянье на свежем воздухе и правильное питание.

Как обычно, у каждого пути развития ребенка есть свои плюсы и минусы, но вот где их больше или меньше? Дает ли реально пользу ребенку раннее развитие или наоборот отвращает ребенка от дальнейшего обучения. Вспомним семью Никитиных – их дети не захотели пойти по стопам своих родителей в этом вопросе.
Курсов образования и развития детей рынок предлагает очень много, и все они переполнены. Но качество преподавания на них сильно разнится, а цену за них назначают чаще всего высокую. Цена при этом не всегда соответствует качеству, да еще и непонятно, нужно ли это в принципе. А на этот вопрос каждый родитель ищет ответ самостоятельно, поскольку только он и никто другой несет ответственность за своего маленького ребенка.

Морозова Елена Ивановна – детский психолог, кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО. За работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф награждена Наградным крестом «Защитнику отечества» II степени:
Во-первых, давайте разберемся, что считать ранним развитием и чему и как надо учить. Это очень существенные моменты.
Есть такие случаи в моей практике, когда начинают учить уже в полтора года – нанимают репетитора, учат английскому языку, еще чему-то. Помимо этого приходит гувернантка и тоже проводит с ребенком специальную подготовку к занятиям, т.е. делание уроков. Хоть они и стараются обучать в игровой форме, но это все же недопустимо.
В полтора года ребенок обязательно надо развивать, но это ни в коем случае не должно быть обучением даже дошкольного типа, а тем более школьного занятиями с учителями.
Очень хорошо, если ребенок вместе с мамой посещает различные группы, где можно попеть песенки, почитать потешки, где есть богатая игровая среда, т.е. множество различных игрушек, предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений.
В Швеции, например, очень интересен опыт лекотек, которые мама посещает с ребенком и где можно просто поиграть, а специалист покажет и подскажет как лучше это сделать. Полезны, к примеру, те же группы Монтессори. Вообще полезны все группы развития, где ребенок имеет возможность пропустить через себя много информации, усвоить новое, обогатить свой чувственный опыт и удовлетворить свою любознателььность. При этом самое главное – чтобы развитие проходило в интересной для него игровой форме.
Очень мне понравился пример такого «ненавязчивого» развития в Израиле. Вот выходит бабушка с ребенком на прогулку, мимо пролетает бабочка и бабушка малышу рассказывает о бабочке в доступной для него форме, вовлекает его в какую-нибудь игру на тему бабочки и т.д. Это и есть развитие.
А когда ребенка пытаются в год-полтора научить различать буквы, цвета и еще спрашивают с него правильные ответы – это совершенно неприемлемо для ребенка

Венгер Александр Леонидович – детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» и кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). За работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф награжден Наградным крестом «Защитнику отечества» II степени:
Я против раннего обучения детей чтению, письму и прочим «школьным» предметам. В дошкольном возрасте должны решаться гораздо более важные задачи. Намного полезнее в этом возрасте развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование и другие «дошкольные» виды деятельности.
Я также против раннего начала школьного обучения. Российские школы плохо приспособлены даже для семилеток, и они совсем не подходят для детей шести лет. Нашим законодательством определено, что ребенок может поступать в школу с шести с половиной, с семи или с восьми лет, по усмотрению родителей. Я рекомендую родителям не отдавать детей в школу раньше семи лет, за исключением, может быть, редких случаев, когда ребенок опережает свой возраст по уровню личностного и эмоционального развития. Но хочу подчеркнуть, что именно личностного и эмоционального, а не интеллектуального. А интеллектуально развитые дети, как правило, напротив – отстают от своих сверстников в эмоциональном и личностном плане.

Источник PsyNavigator

опубликовано 11/12/2009 12:18
обновлено 17/02/2014
— Педагогика и психология

Источник

люблю Комаровского, поддерживаю во всем

ОтветитьНравится 

missOLLIочень разумный мужик) настоящий врач)

ОтветитьНравится 

Как раз таки на развивашки детей водят не потому что не знают чем занять ребенка и не потому что нет времени на ребнка, а для того чтобы реебенок учился адаптироваться в обществе, общался со сверстниками и это смена обстановки! Дома ммы очень много с дочкой занимаемся, и рисуемм и леепим и танцует и играем, балуемся… Но она сама хочет туда ходить, я считаю так что самое главное чтобы у ребенка был интерес и желание, заствлять нее в коем случае нельзя! Тут ммногие против домана высказываются, а нам он нравится, дочка самма несет карточки и говорит давай играть, и мы играем с карточками, она много слов знает уже)))

ОтветитьНравится 

Вот соглашусь с комментарием Дарьи выше. Сына водила с 1,5 на развивашки только с целью социализации. Но зато когда мы в 2 попали на интерактивный спектакль мой был спокоен и открыт для восприятия, а сын соседки ошалел от такого количества детей в одной комнате))) и больше бегал чем смотрел и участвовал. Хотя мальчик он усидчивый, не то что мой шило в попе)

ОтветитьНравится 

я уже год вожу ребенка на разивающие занятия. меня интересует прежде всего вопрос социализации и адаптации в данном мероприятии. еще у нее воспитывается понятие авторитета не только моего, но и преподавателя, она учится менять деятельность и это за пределами того, что она взаимодействует с детишками своего возраста. ничего плохого в этом не вижу. как и в том, чтобы не скупать все материалы, которые мы там используем. мне интересно самой почерпнуть что-то новое из того, как наша педагог общается с детьми. я не сочинила бы те песни, под которые мы там танцуем, не узнала бы те стишки, которые там выучили, сама. при этом я работаю, но всегда хожу с ребенком на эти занятия вместе.

а форд от мерседеса и дуб от клена это такой же выбор родителей, какую дифференцию им преподнести ребенку важнее. практичную или романтичную. я готова пожертвовать и машинами и кленами лишь бы мой ребенок различал все оттенки красного.

ОтветитьНравится 

Дарьяя ничего не имею против занятий с детьми) я педагог)

наверное, я не работаю пока и поэтому не вижу смысла ее водить куда-то. да и средств лишних на это нет.

через год она пойдет в обычный садик

ОтветитьНравится 

Дарьяупор на социализацию — это отлично. многие мамочки хотят совсем другого: чтобы ребенок существенно отличался от сверстников в плане каких-то знаний или способностей.

ОтветитьНравится 

не надо ставить себя выше других. никто не лучше и не хуже, мы просто все разные.

ОтветитьНравится 

Его еще кто то слушает и читает?

ОтветитьНравится 

Екатеринанаша массажистка %) она была очень удивлена моим отрицательным отзывам о нем.

ОтветитьНравится 

Деградируем чтоли… Как мамки наши без курсов нас воспитали ума не пиложу)))

ОтветитьНравится 

Tanyaв ясли отдавали) да и в школу можно было с пустой головой придти, всех брали. моя одноклассница пошла в 1 класс, не умея читать и писать

ОтветитьНравится 

Забирают у детей детство(((

ОтветитьНравится 

Tanyaага, как минимум пару лет: в школу теперь берут с 6,5+подготовишки

ОтветитьНравится 

А в год табличку умножения не учат, а то как без нее?

ОтветитьНравится 

Tanyaпоклонники домана говорят, что их дети в 6 мес уже «читают»)

ОтветитьНравится 

Надо пожаловаться в общество защиты детей на них))))

ОтветитьНравится 

а еще он рекомендует приучать кроху к соске, с чем я категорически несогласна. И ввод прикорма с 1 зубом, при сравнивании с волками — тоже не понравилось как-то.

не прониклась я его лекциями и книгами как-то…

ОтветитьНравится 

Ириная фильтрую информацию) могу из 40 минут вынести одну фразу

ОтветитьНравится 

ИринаПро зубы он имеет в виду, что с 2 месяцев не нужно вводить прикорм. Что прикорм вводится тогда, когда появилось чем жевать.

ОтветитьНравится 

обычно эта фраза настолько логична, что давно дошел до нее сам. 🙂

ОтветитьНравится 

то есть если нет зубов до года- то сиди, малыш, на смеське, если молочка у мамы не?

ОтветитьНравится 

Иринатам около десятка признаков: и прибавка веса, и пищевой интерес, и умение сидеть, и учащение кормлений. не только зубки)

ОтветитьНравится 

ИринаНе утрируйте. Он и о норме появления зубов говорит лояльно. И о прикорме. И о молоке и его отсутсвии. И о прикорме, когда больше нечего жрать тоже.

ОтветитьНравится 

ИринаЕстественно не одним зубом ограничивается:-)

ОтветитьНравится 

ну вообще, в группы раннего развития водят, когда: — у родителей нет времени (желания) с дитем заниматься, — если у родителей не хватает фантазии (ума) на занятия с детьми.

ОтветитьНравится 

Катеринасогласна полностью) я пока на работу не выйду, буду сидеть и сама заниматься)

ОтветитьНравится 

Современные родители издерганы: если они не развивают рано, то они плохие родители в глазах окружающих.

ОтветитьНравится 

Нина Артовичэто да. к саду это должен уметь, к 1 классу то. да и муссируется всячески раннее развитие и опережение. но я не поддаюсь) только программу садика прочитала

ОтветитьНравится 

вот поверьте. В реальной жизни ооочень важно отличать форд от мерседеса)))

ОтветитьНравится 

Риночкамой племянник в 3 года выучил все марки по значкам) ему уже 13, а я до сих пор помню факсваген и аудию))) это не то, чтобы жизненно важно, просто деткам это интересно)

ОтветитьНравится 

Источник

Я не могу похвастаться тем, что за почти три Алисиных года я прочитала абсолютно все книги о детской психологии и развитии. Но их было немало с поправкой, что это всё же первые три года, когда то времени нет, то кризис какой-нибудь, то кормление по требованию, то веки не разомкнуть даже спичками.

Вообще детскую психологию я открыла для себя на каком-то месяце беременности и ушла в неё с головой, потому что это оказалось невероятно интересным даже не относительно будущего ребенка, а относительно самой себя. Нет лучшего способа разобраться в себе, своих тараканах, удачах и неудачах, чем чтение подобных книг. Потому что, как ни крути, а ноги самых основных и противных человеческих тараканов растут именно оттуда – из детства.

Книг о детях сейчас великое множество, психологов ещё больше, но лично для себя я выделила только четыре книги, которые считаю обязательным к прочтению каждым, кто мечтает вырастить своего ребенка если не абсолютно счастливым, то, как минимум, не травмированным. Ну и чтобы ребенок этот не сваливался с соплями от юго-восточного ветра 1 м/с.

Эти четыре книги – единственные, которые, после прочтения в электронном виде, я сразу же купила в бумажном варианте и сразу в нескольких экземплярах, чтобы раздать всем бабушкам и дедушкам. И чтобы они обязательно остались у меня на полке и дождались, пока Алиса родит мне внуков.

Итак, рассказываю о них в том порядке, в котором, на мой взгляд, их лучше читать (за исключением последнего пункта):

1. Первая книга – «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» Петрановской Л.В.

Прочитав эту книгу, вы почувствуете себя очень наполненным и уверенным родителем. Прочитав её, вы многое поймете про себя. Она объясняет, успокаивает, и иногда даже «берёт на ручки». После её прочтения, орущий трёхлетка не кажется сумасшедшим монстром с ужасным коварным планом, а подросток – придурком в узких джинсах. Ну вдруг кому-то так казалось. В ней вы также найдете очень ценную информацию про раннее развитие, детские сады и школы. Очень правильная подача. Очень лёгкое и интересное чтение. Эта книга обязательна к прочтению в период с 1 месяца и до, минимум, 16-ти лет. Читать и перечитывать! И, моё субъективное мнение, как-то изловчиться и прочитать впервые её (если вы сейчас планируете или беременны) именно в первый-второй месяц ребенка, а не до рождения. До рождения не тот эффект и многое будет непонятно. А потом, по мере взросления, перечитывать! Если не всю, то главы. Лучшей терапии для мамы и папы (!) не придумаешь.

2. Вторая книга – неожиданный для меня А. Курпатов «Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка».

Неожиданная, потому что я помню, что когда-то где-то он вёл какую-то передачу с психологическим уклоном и на этом всё. То есть ничего поразившего меня не помню. Но книгу я проглотила за один день, и следом за мной её проглотил муж. Она почти о том же, о чём Петрановская, но другими словами, с другими примерами, в общем другая. Более научная, если так можно выразиться. И просто невероятно полезная для понимания себя, если остались к себе какие-то вопросы. Читать и перечитывать обязательно! Но не скатываться в обвинение своих родителей, предъявляя им неправильное детство и обвиняя во всех своих бедах. Потому что они тоже когда-то были чьими-то детьми и Курпатов тогда еще не родился, а сын Спока еще не покончил жизнь самоубийством. То есть размышлять, делать выводы, работать над собой и не повторять ошибок.

3. Третья книга в представлении не нуждается. Это Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?».

Останавливаться на ней подробно не буду, потому что рассказано и пересказано о ней уже тысячу раз. Просто читайте и всё. Но! Не надо делать это во время беременности, да и в первый год тоже. Потому что это неактуально, а на фоне недосыпов и других впечатлений запоминается в итоге только фамилия автора и то, не с первого раза. И, опять же, эта книга требует возвращения к себе и перечитывания, не потому что ужасно интересная, а потому что ребенок растет и меняется, а, соответственно, должен меняться подход к нему, так как на одном ку-ку далеко не уедешь.

4. Ну и та-дам! Куда же без Комаровского? Без Комаровского нынче некуда.

Почему-то в век потрясающей доступности любой информации, правильную информацию многие мамы не находят вообще. Я сейчас про здоровье и медицину. Отсюда появляются какие-то невероятные способы лечения с оптовой закупкой в нескольких аптеках и дети летом в шерстяных шапках. Так вот Комаровский – это такая палочка-выручалочка. И вроде как не сомнительная ссылка в интернетике, а целая бумажная книга. Много книг! Те, кто искать не могут, не хотят или не умеют, читайте хотя бы Комаровского и обязательно начните со «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». И непременно подарите бабушкам. А те, кто и читать никак не может, смотрите видео. Плохих советов, касательно здоровья, я от него пока не слышала. Читать нужно начинать в беременность!

Этот список – костяк. Маленькая выжимка из всего, что сейчас издаётся. Но, на мой взгляд, это маст-хев. Можно не прочитать Корчака, но прочитать Петрановскую надо обязательно. В этих книгах самое глобальное и важное о детях. Самые сливки, основа и скелет. Есть еще куча нюансов, особенностей и трудностей, которые более подробно раскрываются у этих же авторов или многих других. Всё остальное можно читать по желанию и необходимости, но эти книги обязательно должны быть на вашей полке.

Источник

«Ребенка надо развивать», — уверены мамы и папы, выбирая очередной сортер, пирамидку, кинетический песок… И это на самом деле верно: с помощью развивающих игрушек дети открывают для себя новое. Известный педиатр Евгений Комаровский перечислил развивающие игрушки для детей первого года жизни:

Зеркало, особенно, если это составная часть более сложной конструкции;

мобили — особые устройства, которые вешаются над головой ребенка и имеют несколько свисающих деталей различной формы, цвета, размера — детали эти прыгают, вращаются, издают звуки, светятся и т. д.;

пирамидки, пазлы, кубики — все, что надо определенным образом взять и куда-то в определенном порядке положить, — это просто прекрасно для развития. В этом аспекте мячик и ведро — идеальная развивающая комбинация: увидеть, как мячик катится и отскакивает, добраться до него, взять двумя руками и положить в ведро.

Однако доктор отметил два существенных условия, при котором развивающие игрушку действительно принесут малышу пользу:

Каждому возрасту соответствуют разные развивающие игрушки — в зависимости от того, что (какие формы двигательной активности, какие свойства предметов, какие варианты социальных взаимодействий) развивается именно сейчас.

Самой эффективной развивающей игрушкой для ребенка любого возраста (но чем младше, тем эффективность выше) будет заинтересованный, любящий, не жалеющий личного времени взрослый человек. Мама (или папа) приятна на ощупь или колючий, движется или замирает, издает звуки или молчит, вкусно или по-разному пахнет, является источником еды и может использовать в процессе общения с малышом различные упомянутые выше предметы. ⠀

Эффективность любой игрушки многократно возрастает, когда взрослые демонстрируют детям ее развивающие возможности.

Родители-пользователи Сети поделились наблюдениями и практическим опытом, какие игры или игрушки интересны малышам. И это не всегда то, что куплено в магазине…

Мои дети с удовольствием играют с кастрюлями и ложками.

Пакет и коробка – лучшие развивающие игрушки по мнению моих детей.

Фасоль цветная, горох целый и половинка, а если совсем для радости, то добавить пшено. Никогда не забуду, сколько радости и эмоций было в первый раз, а особенно когда разрешила все высыпать на ковёр, ходить ножками и подбрасывать.

Разной формы макароны – ракушки и спиралька. А если ещё и цветные – вообще праздник. Мы ещё в баночки от пюре разные крупы насыпали и показывали как тарахтит – лучшие всяких погремушек, а если есть небольшая банка от чая жестяная – туда фасоль или орех в скорлупе положить – супер.

У нас любимыми игрушками первого года стали крышечки от детского питания и макароны???? очень здорово помогали занять дочку, пока готовила.

А какие развивающие игры (игрушки) нравятся вашему крохе?

Читайте также:

  • Редко болеть – это плохо? Доктор Комаровский вносит ясность
  • Доктор Комаровский объяснил, почему дети беспокойно спят по ночам
  • Доктор Комаровский рассказал об опасных компонентах в средствах по уходу
Все фото: Depositphotos

Источник