Коллектив среда для развития воспитания и развития ребенка

Коллектив среда для развития воспитания и развития ребенка thumbnail

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Читайте также:  Обучение ребенка с нарушениями развития

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Коллектив – группа детей, объединенная общей, социально – значимой целью, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, общением и взаимной ответсвенностью. Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие цели (имеющие общественно-ценный смысл) и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Признаки коллектива;

– наличие общественно значимых целей, сплоченность,

– благогприятный для развития группы и каждого нравственно – психологический климат,

– отношения ответственной зависимости,

– наличие органов самоуправлений и традиций.

Функции коллектива:

1.сфера жизнедеятельности личности_ значительную часть жизни человек проводит а рамках различных коллетивов.

2.сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации – только в системе коллективных отношений ребенок адекватно оценивает себя, проявляет свою индивидуальность, реализует свои возможности.

3. сфера общения – обеспечивает взаимопознание и взаимопонимание, передача и получение информации опыта, эмоционально – нравственных отношений, ценностей и оценок.

4. гарант защищенности и поддержки – товарищеское взаимопонимание, помощь, сочувствие, поддержка.

5. модель общества – освоение социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности.

6. носитель социально – нравственных норм и ценностей.

Типы детских коллективов:

1.По характеру деятельности:

– организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

– организованные на основе какого – то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т. п.); – организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

2. По возрастному составу:

– одновозрастные

– разновозрастные.

3. По структуре и характеру межличностных отношений:

– первичные– коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение;

– вторичные – состоящие из ряда первичных, отсутствие прямых межличностных контактов.

4. По социальному статусу:

– формальные имеющие юридически фиксированный статус и осуществляющие социально заданную деятельность;

– неформальные – добровольно объединяющиеся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.

Самоуправление – это реализация детьми определенных управленческих функций в рамках делегирования ими полномочий и ответственности.

Органы самоуправления:

собрание воспитанников – высший

актив – ядро коллектива

староста

временные коллективные органы – советы ,штабы

Идеи А.С. Макаренко:

1. Детский коллектив невозможен без детей и педагогов.

2. Первичный коллектив как основной инструмент воспитательного воздействия на ре­бенка.3. Принцип параллельного действия: педагог воздей­ствует на личность через коллектив; важно умение организовать здоровый коллектив. (Общественное мнение)

4. Система перспективных ли­ний (близких, средних и дальних): педагог должен увлечь коллектив и каждого воспитанника целью (перспективой), осу­ществление которой потребует приложения усилий, но принесет удовлетворение, радость достижения.

5. Закон развития (движения) коллектива: коллектив, достигший определен­ной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка в младенческом возрасте

6. Этапы развития детского коллектива по источнику предъявления требований и отношению к ним коллектива:

На I этапе воспитатель предъявляет требование коллективу в форме, не допускающей возражений.

На II этапе требование к личности предъявляется активом; актив должен получить реальные полномочия.

На III этапе требования исходят от коллектива в целом, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления.

На IV этапе требования предъявляются каждым воспитанником.

7. Закон педагогической целесообразности: обусловленность содержания жизни, деятельности и общения коллектива целями и задачами воспита­ния.

Идеи В.А. Сухомлинского:

1. Коллектив – средство нравственного и духовного развития ребенка.

2. В коллективе созда­ется единство общественного и индивидуального.

3. Целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стрем­лением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.

4. Духовное богатство личности как основа пол­ноценной, содержательной жизни коллектива и условие совер­шенствования внутри коллективных отношений.

5. Коллектив становится воспитывающей силой, если он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности.

6. Подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог.

7. Принципы организации воспитательной работы с детским коллективом:

– богатство взаимоотношений между членами коллектива, между данным коллективом и другими коллективами;

– поддержка самостоятельности и творческого самовыражения каждого ребенка;

– формирование дисциплины и ответственности каждого воспитанника перед собой и перед товарищами;

– создание и передача традиций.

Идеи современных авторов (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова):

1. Создание детского коллектива обусловлено необходимостью воспитания всех и развития каждого в отдельности.

2. Коллектив – единство общего, особенного и единичного; его развитие имеет общие закономерности, различны типы и индивидуальные особенности коллектива.

3. Коллектив – единство организационной структуры и психологической общности, объект и субъект воспитания.

4. Взаимодействие личности с коллективом – двусторонний процесс ее идентификации с коллективом и обособления в коллективе.

5. Коллектив способствует нивелировке личности и развитию ее индивидуальности.

6. Детский коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе.

7. Перспектива развития коллектива – коллектив общинного типа – разновозрастной, гуманизм отношений, равноправие членов, развитое самоуправление.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термин «коллектив» произошел от латинского collectives –собирательный. Он означает социальную группу, объединен­ную на основе общественно значимых целей, общих ценност­ных ориентации и совместной деятельности.

395

В реальной жизни существуют разные коллективы: учеб­ные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объеди­няющие несколько первичных коллективов (например, об­щешкольный коллектив).

Коллектив – это развивающаяся социальная система. В зави­симости от уровня развития различают складывающийся коллек­тив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совмест­ной деятельности, органами самоуправления (например, произ­водственный коллектив, бригада, цеховой коллектив и т.п.).

Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, ли­цей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

Средством осуществления этих ценностных ориентации становится детский коллектив как социальная общность, объе­диняющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится группа дет­ского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа или вуза и т. п.

Индивидуальность ребенка, подростка, юноши формиру­ется в результате последовательного включения в различаю­щиеся по уровню развития коллективы – общности, домини­рующие на разных возрастных ступенях.

Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школьный класс, подростка в новую социальную молодежную группу, аби­туриента в студенческий коллектив, всегда происходит освоение разнообразных нерм коллективной жизни, установление взаимо­действия и выделение индивидуальности в новой среде.

Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способности и стремления.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста

Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и цен-

396

ностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедея­тельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир куль­туры отношений, сотрудничества, сотворчества.

Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обо­гащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуаль­ный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя на другого, человек меняется сам. Воспитательно-развивающий эффект общения и сотрудничества детей в кол­лективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по мере своего общего развития, тем более возрастают возможности его положи­тельного влияния на других.

Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в кото­рых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

В детском коллективе в совместной деятельности осущест­вляются обмен информацией, согласование общих целей, вза­имный контроль и коррекция действий, развивается способ­ность понимать состояния и мотивы поступков других и соот­ветственно на них реагировать. В опыте коллективных отно­шений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

В непосредственном общении в коллективе ребенок при­обретает умение поставить себя на место другого, воспроизве­сти в своем сознании логику и мотивы его поведения, пере­жить общие чувства, понять смысл его поступков и действий. Через сопоставление с другими открывается возможность для осознания индивидом себя как субъекта деятельности, позна­ния и чувств. В этом сравнении себя через оценку других за­ложен механизм формирования самосознания человека, по­нимания своей индивидуальности.

397

В коллективе ребенок входит в широкую систему отноше­ний. Взаимодействие детей разворачивается на информаци­онном, деятельностном и эмоциональном уровне. Информа­ционный уровень предполагает взаимодействие детей в про­цессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирова­ния будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в раз­личных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка, выставка игрушек для малышей и т. п.), в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в кол­лективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия де­тей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

В детском коллективе, объединенном интересной содержа­тельной деятельностью, дружескими отношениями, перспек­тивами будущих совместных дел и переживаний, у детей фор­мируются чувство психологической защищенности, душевно­го комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений. Именно о таком коллективе час­то вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. (Воспоминания о бывшем школьном классе, студенческой группе, внешкольном коллективе и т. п.)

Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уваже­нию себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качест­ве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.

Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу -способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуально­сти и творческой самобытности каждой личности. Инициати­ва, творческая позиция личности, нарастание самостоятель-

398

ности и самоуправления детей, ценностное содержание их со­вместной деятельности являются индикаторами воспитатель­ного потенциала детского коллектива.

Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник