Коллектив как фактор развития ребенка

Коллектив как фактор развития ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль коллектива в развитии личности

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, от структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. В то же время активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через коллектив ребенок входит в жизнь общества. Профессор Б.Т. Лихачев в связи с этим раскрывает роль коллектива в развитии личности школьника в следующих аспектах.

Экономический аспект. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Социальный аспект. Коллектив развивает в детях такие социальные качества как стремление к справедливости и согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи и др.

Нравственный аспект. Сущность открытых доброжелательных отношений в коллективе помогает школьникам осознать общественную мораль как ответственность за свои слова и действия друг перед другом, перед самими собой, коллективом и обществом.

Культурно-эстетический аспект. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, содержательному обмену духовными ценностями, повышению эстетического уровня отношений, эстетической организации всей жизни и деятельности.

Юридический аспект. Правовое просвещение, соединенное с практическим освоением детьми в коллективе прав и обязанностей, является важным фактором формирования и укрепления их правосознания.

Психологический аспект. Каждый ребенок испытывает потребность в коллективном общении, психологической совместимости с другими детьми в деловом и дружеском общении, поддержке со стороны коллектива в инициативе и творческих начинаниях.

Организационный аспект. Дети интуитивно стремятся к организации, которая ставит их в деловые отношения руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи.

Педагогический аспект. Коллектив оказывает воспитательное воздействие как всех составляющих его детей, так и на каждого ребенка в отдельности.

Индивидуально-личностный аспект. Психическое развитие, становление духовного мира ребенка требуют периодического уединения, обособления. Поэтому в воспитательном коллективе дети должны иметь возможность временного обособления.

Названные выше аспекты представляют коллектив как человеческую общность, образующую определенную систему отношений и являющуюся ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности.

Психологические процессы, протекающие в малой группе:

• Образование и развитие

• Сплочение

• Руководство и лидерство

• Принятие решений

• Групповое давление

• Конфликт

Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессиона­лами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассив­но должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, ини­циативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2319; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Источник

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Светлана Колосова
Коллектив как фактор развития и воспитания детей дошкольного возраста

Слайд №1 Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему: «Коллектив, как фактор развития и воспитания детей дошкольного возраста».

Актуальность и выбор темы исследования определяются следующими факторами: во-первых, для ребенка коллектив был и остается важнейшим фактором воспитания, он нуждается в нем, это среда, где можно удовлетворить, в первую очередь, потребности в общении, совместной деятельности.

Слайд №2 Цель проведенного исследования – выявление и описание форм и способов развития коллектива. Объектом нашего исследования стал детский коллектив. Предметом исследования – формы и способы развития коллектива.

Слайд № 3 Мною были поставлены задачи,а именно:

1. Изучение проблемы развития детского коллектива в психолого-педагогических исследованиях.

2. Раскрытие структуры, сущности и функций коллектива.

3. Выявление и описание практических рекомендаций по развитию детского коллектива

Наша работа носит теоретический характер и состоит из двух теоретических глав.

Слад №4. Обращусь к первой главе, где мы рассмотрели Теоретические основы развития детского коллектива. В данной главе мы проанализировали такие вопросы,как: «Сущность и характеристика коллектива», «Стадии развития коллектива», «Социометрическую структуру дошкольного коллектива»

Слайд №5. В целом, рассматривая «Теоретические основы развития детского коллектива» мы выявили,что: Коллективимеет ряд характерных черт:

Назову лишь некоторые из них:

1. Включение дошкольников в разнообразные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий.

2. Формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива.

3. Появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе.

4. Организация действенной работы органов самоуправления и так далее.

Слайд № 6 Воспитательная значимость коллектива обусловлена его воспитательными функциями.Выделяют три группы функций:

Организационные функции – включение воспитанников в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в детском саду и вне его.

Воспитательные функции – формирование нравственности воспитанников, их отношения к миру и к себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера.

Стимулирующие функции – создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в самовоспитании у детей, корректировка их поведения.

Слайд № 7 Исследователь Л. И Новикова выделяет следующие функции коллектива.

Регулятивная функция коллектива. Она заключается в развитии педагогических требований к членам коллектива, содержанию и способам реализации деятельности. Здесь важны вера в возможность нравственного самосовершенствования ребенка, авансирование личности, доброжелательная оценка, ориентация на создание успеха.

Формирующая функция коллектива. Данная функция предполагает становление и развитие моральных норм, оценочных суждений, ценностных ориентаций (ситуация сопереживания, свободы выбора, творчества).

Корректирующая функция коллектива. Она применяется по отношению к нарушителям установленным в коллективе нравственных норм.

В итоге можно утверждать, что детский коллектив может влиять на каждого ребенка непосредственно или косвенно. Непосредственное влияние часто бывает связано с конкретной ситуацией и предоставляет ребенку выполнять ту или иную роль. Косвенное воспитательное влияние реализуется через создание в группе общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального благоприятного климата.

Слайд №8 В своей работе я также выявила и описала стадии развития коллектива. По методике Макаренко А. С. группа проходит три этапа развития.

Первая стадия – это становление коллектива, где отношения детей определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. На второй стадии усиливается влияние актива. Третья стадия характеризуют расцвет коллектива.

Л. Н. Лутошкин рассматривает несколько иначе развитие коллектива, предлагая эмоциональную классификацию уровней развития коллектива, состоящую из пяти этапов,а именно: “Песчаная россыпь”, «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». Данная методика рассматривает развитие коллектива от формального объединения до высокоразвитого коллектива. Эта методика помогает на современном этапе выявить, насколько развит и сплочен групповой коллектив в детском саду.

Слайд №9 Понять взаимоотношения в коллективе нам помогает социометрическая структура детского коллектива. В своей работе мы выявили, что каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту – положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в детском коллективе.

Педагогу необходимо планировать некоторую динамику социометрических отношений, позволяющую каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться вырабатывать различные стратегии поведения в социальной жизни.

Для того, чтобы каждому ребенку комфортно жилось в коллективе, педагогу необходимо знать различные способы и методы по формированию сплоченного коллектива, поэтому во второй главе мы подобрали и описали самые важные и нужные из них.

В первую очередь, мы описали, как должен педагог формировать детский коллектив, используя для этого определенную методику.

Слайд №10 Перед воспитателем, который хочет сформировать коллектив, стоят четыре задачи.

1. Организация и сплочение в каждой группе.

В актив следует подбирать не только хорошо

успевающих дошкольников, но, главным образом, дошкольников, имеющих

организаторские способности и проявляющих интерес к общественной

деятельности. На базе актива воспитатель начинает добиваться сплочения всей группы, используя для этой цели увлекательную и в то же время общественно полезную деятельность.

2. Придание коллективу дошкольников идейной направленности, развитие

в нем критики и самокритики, формирование высокой требовательности к

себе и товарищам.

3. Превращение дошкольных коллективов в естественную и необходимую часть

общешкольного коллектива. Дошкольники должны руководствоваться в своих

стремлениях сознанием того, что они – члены дошкольного коллектива в той же степени, в какой они являются членами своего группового коллектива.

4. Формирование у коллектива дошкольников такта, умение применять правильные формы воздействия на своих товарищей, включая и

индивидуальный подход к ним.

Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие,как:

– специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива;

– деловые игры, главная цель которых – выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию;

– организация и проведение общественных мероприятий и т. д.

Формирование коллектива будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления с учетом той стадии развития, на которой он находится.

Слайд № 11 Формируя коллектив, каждый педагог должен знать те рекомендации, которые дают психологи, и которые мы поместили в своей работе,например:

– “Внимательно наблюдать за отношениями в детском коллективе”.

“Важно опираться на лидеров”.

“Не надо влюблять воспитанников в себя”.

“Выяснять причины детских слез”.

“Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность”.

“Культивировать терпимость, уважение к различным культурам, верованиям, национальностям”.

«Особую работу следует вести с “отвергнутыми” детьми».

Слайд №12 В целом же можно сделать вывод, что, управляя развитием коллектива, педагогу необходимо внимательно следить и обеспечивать появление и рождение “новообразований” в организации деятельности, в общении, в коллективных отношениях, в общественном мнении традиций, ценностей, перспектив и идеалов, в самооценке каждого члена коллектива. Только появление совокупности названных новообразований дает основание судить о действительном его развитии и подъеме на более высокую ступень.

Важно помнить и о том, что главным источником формирующего, созидающего воздействия коллектива на личность является многогранная активность воспитанников в жизненно важной для них деятельности на самостоятельной, творческой и самодеятельной основе, участие в подлинно человеческих взаимоотношениях.

Источник