Коллектив и развитие личности ребенка с овз

Коллектив и развитие личности ребенка с овз thumbnail

Формирование классного коллектива как благоприятной основы для развития личности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и раскрытия их индивидуальных способностей.

А.И. Гурьева, г.Шадринск

        Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.

В педагогике коллектив рассматривается как важнейшее средство формирования и развития личности ребенка, средство, эффективное в руках педагога, который умело использует его в целях воспитания.

Роль детского коллектива в коррекционной школе, особенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые обучающиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что крайне важно для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Это, как указывал Л. С. Выготский, – является принципом построения высших психических функций и их становления.

В коррекционной школе это важнейшее направление воспитательной работы значительно осложнено, так как оно находится в прямой зависимости от специфики состава учащихся, что в свою очередь оказывает определяющее влияние на развитие коллектива, в том числе классного. В нашу школу приходят дети с различным социальным опытом: некоторые уже начинали обучение, но были переведены в СКОУ в связи с диагнозом, другие не посещали не только школу, но и детский сад, у третьих здесь обучаются старшие братья и сестры, и, соответственно, моральная поддержка им обеспечена. Весь этот разнородный по составу класс необходимо как можно скорее ввести в активную школьную жизнь, помочь безболезненно адаптироваться. Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Весьма характерным проявлением в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению и, в особенности, соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива. Особенно, признаки классного коллектива слабо выражены в младших классах. Социальные отношения у детей вначале имеют сугуболичностный характер, доминирует забота о собственном комфорте и сохранении себя (в силу недугов, переживаний и раздражении и т.д.).

Часто дети с ОВЗ трудно адаптируются к условиям среды, уклоняются от общения с людьми. У детей формируется пассивная жизненная позиция. На почве невротических и психопатических осложнений обостряется предчувствие возможных упрёков, насмешек, осуждающих взглядов, ребенок становится груб, озлоблен, упрям, плаксив, легко психически раним. По этой причине требования к коллективу (его организации): обеспечить детям щадящий нравственный и эмоциональный климат, где ничего не должно напоминать о недостатках, дефектах и т.д. И, наоборот; создавать моменты стимулирования детского оптимизма и психической активности: подчёркивание малейших успехов, положительной оценки усилий, направленных на достижение видимых положительных результатов. Важно, чтобы каждый в коллективе чувствовал себя свободно, равноправно, тянулся к общению, дружбе. Ребёнок не должен быть пассивным наблюдателем, его нужно включать в коллективную деятельность, что будет развивать в нём навыки творческого содружества и взаимопомощи, сопереживание успехов и неудач, дружбу, товарищество и другие ценные качества.

Свою деятельность по формированию классного коллектива условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой: I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы. II. Организация классного соуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые пришли в школу, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Работу по организации коллектива надо начинать с изучения каждого ребенка, с выявления его возможностей, недостатков, положительных качеств, направленности, его опыта в жизни коллектива.

Для того, чтобы укрепить взаимодействие детей, провожу групповые игры, с правилами, на сплочение, такие как:

  1. тактильные, на сближение и снятие телесного напряжения: «Путаница», «Прогулка слепых», «Лавата», «Носок-пятка», «Гусеница» и т.д.

  2. коммуникативные, на умение передавать мысли окружающим: «Комплименты», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Я хочу с тобой дружить», «Коробка с секретом» и т.д.

  3. социально – коммуникативные, на умение разрешать конфликты: «Тебя случайно толкнули», «Наступили на ногу в автобусе», «Обозвали», и т.д.

Часто учащиеся не всегда могут управлять своим поведением, у них не развито чувство  долга перед другими, нет и чувства ответственности за свои поступки.

Поэтому, на пути по формированию классного коллектива, провела работу по организации классного соуправления. Прошли выборы командира класса и его помощника. Распределены обязанности по секторам: учебный, спортивный, трудовой, санитарный, культмассовый и сектор дисциплины и порядка. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, возможностей, а это способствует развитию активности, инициативы и ответственности. Совместно был оформлен классный уголок, который привел ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.

В формировании коллектива учащихся коррекционной школы одним из важных фактором является правильная организация учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, окружающими детьми и взрослыми ребенок переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда ученик коррекционной школы судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения. Поэтому предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, но и те, кто значимо улучшили свои результаты. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учёба – это труд и основная обязанность. Учебный процесс корригирует основной дефект ребенка с нарушением интеллекта, обогащает его интеллект и создает необходимую предпосылку для активного и осмысленного участия в коллективе. По мере приобретения детьми определенных знаний и умений наиболее сильных учеников привлекаю к оказанию помощи слабоуспевающим (проверка записей в дневнике, выполнение письменных заданий, выученного стихотворения). Взаимопомощь имеет место и в других видах коллективной деятельности, например, при выполнении различных бытовых заданий, в общественно- полезном труде, спортивных соревнованиях.

Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеет их словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей со своими сверстниками и педагогами, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.

Одним из главных условий вовлечения ребенка, имеющего речевые нарушения, в активную деятельность, является его участие в работе коллектива, внимательное и терпеливое отношение к нему окружающих.

Ребята с удовольствием готовятся к каждому общешкольному мероприятию. Естественно желание самоутвердиться в коллективе может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности. Привлекаю всех детей, находя для каждого доступное ему дело. Через определённое время, они начинают осознавать, что от их общей деятельности по подготовке выступления и самого выступления, зависит в целом успех классного коллектива. Здесь наиболее естественным путем раскрываются потенциальные возможности детей, которые надо вовремя увидеть и поддержать, помочь им развиться. Любое проявление позитивного отношения ребенка к полезному занятию, желание участвовать в общем деле должны стимулироваться педагогом. Так с 1 класса дети участвуют в Дне инсценированной сказки, Фестивале творчества, в месячнике по гражданско-патриотическому воспитанию, Дне рождения школы, конкурсах поделок и т.д. Оказываю педагогическую помощь в деятельных усилиях ребенка такими словами: «Я тебе помогу… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь нужно сделать так …Попробуй еще…». У ребенка после таких слов появляется уверенность в выполнении отведенной ему роли. В своей работе использую самые разнообразные формы коллективных познавательных игр. Игра-путешествие, викторины, конкурсно-игровые программы, и т.д. Важно, чтобы игра отвечала таким требованиям: содействовала сплочению коллектива, имела познавательное значение, активизировала деятельность учащихся, обеспечивала мыслительную активность участников игры, создавала условия для детского творчества. Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Проходят в игровой форме классные часы на темы: «Планета друзей», «Манеры поведения», «Поговорим о вежливости», «О добросовестном отношении к труду», «О заботливом отношении к людям», «Не будь равнодушным» и т.д., акции «День мира», «День борьбы с терроризмом»

Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет

определить  уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя,  корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год.  Для проведения исследования были выбраны методики:
– Психологический комфорт в классе (метод социометрии по методике Дж. Морено);
– Определение индекса групповой сплоченности Сишора;

– Тесты и тренингы на сплочение коллектива.

Ученики 1-3 классов школы часто не понимают своего положения в коллективе, нечетко осознают отношения друг к другу, не могут сказать, почему одни ребята им нравятся, а другие нет. Одна часть школьников выбирает товарищей ситуативно (по месту жительства и т.д.), другая по их личностным качествам (веселый, честный, смелый). Отрицательным мотивом выбора учащихся часто становятся черты характера – драчливость, неряшливость, лживость.

Умственно отсталые дети держатся однажды сложившегося мнения и, если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, не могут без посторонней помощи поменять к нему отношение.

Поэтому, необходимо показывать положительные стороны личности каждого ребенка. Обратить внимание не только на то, что и как ребенок умеет делать, каковы исполнительские возможности, но и как он относится к делу. Все это со временем дает возможность включения трудных детей в общее дело, где они могут стать полезными участниками, вырасти в глазах товарищей, изменить общее отрицательное мнение о себе.

Из всего сказанного следует вывод, что наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности — этого главного фактора существования и развития коллектива. Преодоление указанной трудности является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе. Считаю, если , как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, то тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, сделаю его чуточку счастливее в этом мире.

Список использованных источников

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1994.

2. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии – Учебное пособие Лекция 7.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой –  М., 1994.

4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

5. Иванова М.Г., Портнова А.Г «Особенности взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе». //Сибирский психологический журнал. 2007. №25.

Источник

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное  учреждение

«Сахалинский политехнический центр № 5»

Тема:  В чем проявляются основные особенности

 формирования личности ребенка с ОВЗ.

Выполнила: Сидельникова Т.Д.

Горнозаводск 2017г

                        В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность».  «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», – социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.

Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.

Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни.

 Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей – инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:

-предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями, как в качественном  отношении, так и в темпах и в сроках развития;

-первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами,

-нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности.

В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка – в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении.

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. На первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности – учебной. В её структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.

Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.

Ограниченность средств общения (как речевых, так и не речевых) приводит к тому, что дети с ОВЗ становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к  слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их ещё более отверженными в среде сверстников.

У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние.

Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с  реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают, не готовы.  Отсюда большое значение  и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития  у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.

 Формирование опыта личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.

Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.

Источник