Количественное развитие словаря у ребенка

Альбина Сильченко
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

В развитии словаря детей дошкольного возраставыделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

Количественный рост словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов, во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово – «я», затем следуют выражения «я хочу», «я буду», «я люблю».

В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

По данным Ф. И. Фрадкиной, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом,проходя при этом ряд промежуточных ступеней: первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни; вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни; третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года; четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.

После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.

Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами (исследование А. Богатыревой). Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).

Читайте также:  Наша история ребенок с отклонениями в развитии

В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии словадети часто прибегают к толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель – «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»; сиденье – «чтобы садиться» и т. д. И даже обобщающие слова, в звуковом образе которых закреплен общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных по степени обобщения (игрушки – играть, одежда – одевать, обувь – обувать).

Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь – «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница – «это тетенька на ракете летает».

Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам,которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).

У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Сначала дети неосознанно используют метафоры в своей речи. (Ребенок смотрит,как готовят пюре: «Почему картошку долбишь? Почему ты расталкиваешь картошку?Я видел: ты ее сейчас толкала!»). В старшем дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо воздушные шары!»)

Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими («красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей. Причем новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Источник

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10–12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3–3,5 тысяч.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка-дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность – предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного.

Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка. 

Читайте также:  Роль языка и общения в развитии ребенка

Еще одна особенность словаря дошкольника – это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Таким принципом, прежде всего, является опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности. В структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности (труд, игра, занятия, бытовая деятельность).

Следующим принципом является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

По мере развития познавательных возможностей детей все большее место в словарной работе занимает содержание, связанное с ознакомлением с жизнью людей, их трудом и отношениями.

С младшего возраста дошкольников начинают знакомить с трудом взрослых, и на этой основе вводится соответствующий словарь, обозначающий названия профессий, трудовых действий и операций, результатов труда.

С возрастом углубляется содержание знаний о труде, в соответствие с этим словарь пополняется названиями трудовых действий (повар режет, жарит, готовит обед, парикмахер стрижет, причесывает) и, что особенно важно, названиями результатов труда (постриг, вылечил, приготовил обед и т.п.).

В слове для детей объективируется и направленность труда – для кого предназначен результат труда, чем он ценен.

На четвертом году расширение словаря детей обеспечивается ознакомлением с новыми профессиями людей (воспитатель, музыкальный работник, заведующая детским садом, продавец, строитель) и их трудовыми операциями (воспитатель занимается с детьми, играет, читает им).

Кроме того, дошкольникам показывают отношения людей к технике, к труду и в труде, вводят соответствующий словарь: старательно, слаженно, дружно, умело, бережно и т.п.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками и т.д.).

При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:

1. Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойства предметов, поэтому воспитатель должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.

2. Формирование способов обследования требует точных указаний воспитателя к использованию обследовательского действия.

Таким образом, в своей конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает быть зависимой от чувственной ситуации.

Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

Источник

Галина Хлабыстина
Развитие словаря детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассмотрены задачи и содержание словарной работы, последовательность усвоения новых слов, приемов работы с дошкольниками над обогащением словаря.

Ключевые слова: пассивный словарь, активный словарь. словарная работа, задачи, содержание, приемы работы.

Обогащение лексического запаса является одним из существенных задач речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа над развитием речи детей, лексическим словарем начинается еще в детском саду. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах А. М. Богуш, Н. В. Гавриш, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшинои и др.

На сегодняшний день принято выделять четыре основные задачи словарной работы:

– Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми новых слов, которые раньше не знали, а также новых значений слов. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названий предметов, их признаков и свойств, действий, процессов и т. п.).

– Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете, они не всегда знают точное название предметов. Поэтому необходимо наполнение их конкретным содержанием.

– В-третьих, активизация словаря. Как известно, все усваиваемые словаделятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В пассивный словарь входят слова, которые дошкольники знают, но не употребляют в своей речи. Активный словарь включает слова, которые дети усвоили и употребляют в своей устной речи.

Читайте также:  Ребенок и музыка возможности музыкального развития маленького ребенка

– В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных, пониженного значения). Это особенно необходимо в условиях неблагоприятной речевой среды. Дети часто даже не понимают, что эти слова портят и загрязняют их язык. Следовательно, необходимо объяснять и учить дошкольников употреблять соответствующие литературные слова.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что сначала словарный запас ребенка должен обозначать элементы материальной, интеллектуальной и соционормативной культуры. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяют слова,обозначающие:

• бытовой словарь – названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, еды, помещений;

• природоведческий словарь – названия явлений неживой природы, растений, животных;

• обществоведческих словарь – родина, национальные праздники, труд людей и т. п. ;

• эмоционально-оценочная лексика – слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественную оценку предметов, синонимы, фразеологические сочетания и т. п. ;

слова, обозначающие время, пространство, количество.

В грамматическом отношении дети знакомятся со словами, которые относятся к самостоятельным и служебным частям речи (без введения терминов).

По мнению методистов, ребенок усваивает новое слово в определенной последовательности,а именно: а) ощущение отдельных свойств предмета; б) восприятия целостного образа; в) формирование представления о предмете, понятия; г) отражение понятия в слове [1, 162].

Дошкольники лучше усваивают значение нового слова путем показа натуральной предметной наглядности. Объяснение словапутем демонстрации необходимо осуществлять следующим образом:

а) показ натуральных предметов (волчок, шляпа, баклажан)

б) показ чучел, макетов, муляжей (тетерев, стриж, скворец)

в) показ рисунков, диапозитивов, слайдов (акула, окунь, рысь).

Дети пересматривают кинофильмы, посещают спектакли, смотрят передачи по телевидению, слушают радио, быстро запоминают новые слова, однако иногда недостаточно четко понимая их смысл. Педагог должен помочь разобраться в значении этих слов, перевести их в активный словарь ребенка. После введения новых слов их нужно закрепить. Е. И.Негневицкая рекомендует осуществлять закрепленные в определенной последовательности: узнавание слова, подбор его с наглядными подсказки, подбор слова без наглядной подсказки [2,63].

Закрепить новые слова можно в ходе игры. Например, игра “Запрещенные слова“.Дидактическая задача игры: учить детей произвольно и осознанно подбирать слова, подходящие по смыслу.Правило игры: составлять предложения, не используя “запрещенные слова“.Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос педагога предложением, не используя “запрещенные слова“. Выигрывает тот, кто составит большее количество предложений.Вопросы педагога могут быть такими:

– Что делает котенок? (Запрещенные слова: играет, мяукает).Вариант ответа: Котенок умывается лапкой, пьет молоко, ластится.

Ведущим принципом введения новых слов является группировка их по темам. К каждой общей теме педагог составляет тематический словарь на весь период обучения. Это позволяет включать слова в активную разговорную речь, строить диалог по соответствующей теме, составлять рассказ.

К указанным форм работы можно добавить еще такие,как: объяснение слова путем использования контекста, введение новых слов в предложения, подбор синонимов, антонимов, употребление форм слова в разных словосочетаниях, упражнения на создание новых слов с помощью суффиксов и префиксов.

Большую роль в обогащении словаря детей играет речь родителей, окружения, в детском саду – воспитателя, а потому речь воспитателя должна быть не только правильной по построению, но и богатой, содержательной, разнообразной по своему словарному составу.

С целью формирования навыков самостоятельного употребления детьми слов с переносным значением методисты рекомендуют внедрять упражнения на замену прямого значения слов синонимичными словами или выражениями, имеющих переносное значение, а также упражнения на самостоятельное составление предложений со словами в переносном смысле. Такие упражнения воспитывают у детей внимательное отношение к слову, развивают языковое чутье.

Работа над изучением многозначности слов предусматривает: а) осознание того, что слово может иметь не одно, а несколько значений; б) точность употребления многозначных слов в речи.

С этой целью можно рекомендовать следующую работу:

– Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ветер колышет травы шелковые; у нашей Тани шелковый платочек.

– Подбор близких по смыслу слов (синонимов) к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий;

– Подбор слов противоположных по значению (антонимов): радостное событие – печальное событие.

Среди приемов работы с дошкольниками над многозначными словамиметодисты называют эффективными следующие:

– построение предложения с многозначными словами;

– рисование по теме многозначного слова;

– нахождение многозначных слов в поговорках, загадках, пословицах и в литературных произведениях – сказках, рассказах;

– сочинение рассказов и сказок на тему многозначного слова [3, 21].

С целью расширения активного словаря детей педагог использует упражнения творческого характера,как: составить предложения, в которых определенное указанное слово было бы употреблено в разных значениях, описать предметы, названием которых является многозначное слово.

Таким образом, своевременное развитие словаря дошкольника – признак хорошо развитой речи, показатель высокого уровня умственного развития, один из важных факторов подготовки к обучению в школе.

Литература

1. Богуш А М. Обучение правильной речи в детском саду / А. М. Богуш. – К.: Рад. школа, 1990. – 212 c.

2. Негневицкая Е, Сохина Ф. Методика обучения русскому языку в национальном детском саду. / Негневицкая Е, Сохина Ф. – М.: Просвещение, 1995. – 144 c.

3. Струнина Е, Ушакова О. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого обращения дошкольников. / Струнина Е, Ушакова О. – М., 1995.

Источник