Количественно качественные изменения в процессе развития ребенка

Количественно качественные изменения в процессе развития ребенка thumbnail

Количественные и качественные изменения человеческой психики

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.

Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до нескольких лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых “постоянно действующих” факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка. ее места в системе человеческих социальных отношений. достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития. Возрастные изменения психологии и поведения этого типа называются эволюционными, поскольку они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями.

Важными аспектами в изучении развития психики были соотношение качественных и количественных параметров этого процесса, анализ возможностей революционного и эволюционного путей становления психического.

Говоря о развитии человеческой психики, прежде всего следует указать на непрерывность этого процесса. Непрерывно увеличиваются одни и уменьшаются другие признаки человеческого существа (физические, физиологические, психические и т.д.).

Кроме того, постоянно происходят “перерыва непрерывности”, то есть качественные изменения, появление одних и исчезновение других качеств (признаков, свойств), обусловленные количественными изменениями. Скажем, физически растет организм человека, изменяются размеры отдельных органов, вес тела, сила мышц, быстрота движений (количественные изменения), однако преобразования зародышевой клетки на человеческое существо или процесс созревания организма уже относится к качественным изменениям.

Качественные изменения происходят и в функционировании нервной системы, выражаясь, в частности, в переходе от безусловно-рефлекторного осуществления ее регуляционных функций к регулированию на основе условных рефлексов, языка, в изменении соотношений первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека и тому подобное.

Непрерывно происходят количественные изменения в психическом развитии. Это, в частности, увеличение (уменьшение) с возрастом создаваемых ассоциаций, выработанных навыков, представлений о мире, пассивного и активного словарного запаса, объема внимания, восприятия, памяти, скорости реакций и тому подобное.

Следует иметь в виду, что развитие психических функций проходит неравномерно: “волнами” развиваются психомоторика, речи, интеллектуальные умения (А. Гезелл) ускорение развития одних функций сопровождается замедлением развития других и наоборот (Б.Г. Ананьев).

В то же время на всех этапах развития человеческой психики происходят и качественные изменения. Остановимся в этой связи следующее. Вследствие взаимодействия младенца с окружающим социальной и природной средой диффузная активность превращается в действия, которые регулируются образами объектов, что, в свою очередь, ведет к обогащению чувственного познания мира. Позже действий ребенка состоят разные виды ее предметной деятельности (игра, учения и т.д.), и детерминируют дальнейшее развитие психических процессов.

Развитие произвольности запоминания и воспроизведения постепенно делает эти процессы особыми действиями (мнемоническими, репродуктивными), вызывая появление способности не только воспроизводить образы ранее воспринятых объектов, но и превращать их, формировать представление о ситуации, которых не было в непосредственном опыте. Впоследствии этот процесс приобретает относительную самостоятельность, способствуя проектированию целей и хода деятельности.

Зарождающееся (через восприятие и манипулирования предметами) в конце стадии раннего детства наглядно-действенное мышление с помощью речи становится наглядно-образным. превращается в умственное действие, осуществляемую сначала вслух, а затем и «про себя». Далее происходят переходы к конкретно-понятийного мышления и к его абстрактной формы и др.

Врожденные элементарные безусловно-рефлекторные эмоции (удовольствие, неудовольствие, гнев и т.д.), связанные с органическими потребностями человека, дополняются условно-рефлекторными эмоциями, которые возникли в результате становления вторичных, специфически человеческих потребностей.

Источник

Лекции.Орг

Количественно качественные изменения в процессе развития ребенка
Устал с поисками информации? Мы тебе поможем!

Каждая группа приходит на зачет в свое время.

Каждый студент приносит с собой:

Все домашние задания с указанием темы, по которой они подготовлены.

Реферат, исправленный и дополненный в соответствии с замечаниями (с оценкой О.А.Афанасьевой на титульном листе).

Самостоятельно подготовленный учебник по психологии(если он был своевременно сдан).

Зачетную книжку.

Читайте также:  Критические и стабильные периоды в психическом развитии ребенка

Ручку.

Знания материала курса (вголове).

Особенности физического развития в разные возрастные периоды.

1. Младенчество (0-2) Формирование двигательных навыков (начиная с головы)

2. Ран. детство (3-6) Развитие тонкой моторики

3. Сред. детство (7-11)

4. Подр. возраст и юность (12-20) Вторичные половые признаки, перестройка организма и продолжение развития. Ускорение набора роста и веса.

5. Ран. взрослость (20-40) Пик физ. развития. характеризуется наивысшим уровнем мышечной силы, быстроты реакции, ловкости, выносливости.

6. Сред. взрослость (40-60) Постепенное понижение показателей физ. состояния.

7. Позд. взрослость (60- «бесконечность и далее») После 60 скорость понижения возрастает.

Особенности сенсорного развития в разные возрастные периоды.

1. Младенчество (0-2) Быстрое развитие сенсорики.

2. Ран. детство (3-6) Пик развития сенсоров.

3. Сред. детство (7-11)

4. Подр. возраст и юность (12-20)

5. Ран. взрослость (20-40)

6. Сред. взрослость (40-60)

7. Позд. взрослость (60- «бесконечность и далее») Начало притупления сенсоров.

Память: определение, функции и основные виды.

ПАМЯТЬ (англ. memory)— запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта

Виды памяти

  1. Генетическая память.(Наследственная) Передается по наследству и обуславливается генотипом.
  2. Память приобретенная. (Прижизненная):

a) Двигательная память (танцы)

b) Образная память (зрительная память, обьекты)

c) Эмоциональная память (эмоционально окрашенные впечатления)

d) Символическая память:

· Словесная (запоминать дословно)

· Логическая (построение воспоминания по логической связи)

В соответствии с функциями памяти различают её основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание. Главный среди них запоминание, которое определяет прочность и длительность сохранения информации, полноту и точность её воспроизведения. Использование человеком приобретённого опыта осуществляется посредством восстановления из памяти ранее усвоенных знаний, умений и навыков.

1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная памятьсвязана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека. Образная памятьсвязана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними (см. Память музыкальная, Память слуховая, Память тактильная.)Образы памяти могут быть разной степени сложности: образами единичных предметов и обобщенными представлениями, в которых может закрепляться и определенное абстрактное содержание. Словесно-логическая память— память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях (см. Память словесно-логическая, Память эмоциональная).

2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную (см. Непроизвольное запоминание, Произвольное запоминание).

Формы памяти

  1. Мгновенная память. Представляет собой воспринятый органами чувств образ информации. (чувство)
  2. Кратковременная память. Является обобщенным образом воспринятой информации.(тонкости не переходящие в долговременную память)
  3. Долговременная память. Практически не ограниченное хранилище информации.

Непосредственная – запоминание так как все есть.

Опосредованная – запоминание через аналогии

Пример

Методика парных ассоциаций — методика исследования памяти человека, в которой после запоминания им списка пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т.п.) ему дается задание при последующем предъявлении каждого первого члена пары воспроизвести второй член.

Психология развития: количественные и качественные изменения психики.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Объект возрастной психологии – возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека. Разделами возрастной психологии являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией.

Психология развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка пмпк

Возрастная психология отмечает основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев, до нескольких лет для людей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых “постоянно действующих” факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психики и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные – оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, которое обозначается с помощью понятия “возраст”. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени – характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые, в основном, лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные нарушения, психоневрозы. Условия развития определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции.

Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2680 | Нарушение авторских прав |
| Изречения для студентов

Читайте также:  Задания для развития памяти ребенка 7 лет

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Возрастная психология отмечает количественные и качественные изменения, которые происходят в психике детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка (достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития). Факторы психического развития являются составляющей предмета возрастной психологии. Физическое развитие ребенка, совершенствование его познавательных процессов, личности и поведения нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизического совершенствования.

К факторам психического развития относятся также: движущие силы и условия психического развития, факторы педагогического влияния и законы психического развития человека.

Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются его причинами. Под движущими силами развития понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Наилучшие условия для развития с точки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют собственной мотивации деятельности ребенка и усиливают ее.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка.

Условия развития – это те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, формируя его динамику и определяя конечные результаты. От условий психологического развития ребенка зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития. Одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях, вероятно, будут психологически развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.

К числу факторов развития относятся также факторы педагогического влияния – совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей (все то же можно сказать о воспитании). Эти факторы могут способствовать или препятствовать развитию ребенка, ускорять или, напротив, замедлять этот процесс.

Законы психического развития определяют те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

Типы возрастных преобразований. Возрастные изменения психологии ребенка делятся на три типа: эволюционные, революционные и ситуационные. Эволюционные изменения связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Революционные изменения являются более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменении психики и поведения. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики ребенка явилось основанием для разделения детства на периоды возрастного развития. Ситуационные изменения связаны с влиянием конкретной социальной ситуации, организованного или неорганизованного обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях.

Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник