Количественно качественная оценка развития ребенка

Количественно качественная оценка развития ребенка thumbnail
Лекции.Орг

1 группа 1.Дети с опережением в развитии:
а) на один эпикризный срок – ускоренное развитие;
б) на 2 эпикризных срока – высокое развитие;
2. Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть выше на 2 эпикризных срока.
3. Дети с нормальным развитием
2 группа 1.Дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок:
а) 1 степень: задержка 2-3 показателей;
б) 2 степень: задержка 3-4 показателей;
в) 3 степень: задержка 5-7 показателей.
2.Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).
3 группа 1.Дети с задержкой на 2 эпикризных срока:
а) 1 степень: задержка 2-3 показателей;
б) 2 степень: задержка 3-4 показателей;
в) 3 степень: задержка 5-7 показателей.
2.Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).
4 группа 1.Дети с задержкой на 3 эпикризных срока:
а) 1 степень: задержка 2-3 показателей;
б) 2 степень: задержка 3-4 показателей.
2.Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).

При соответствии НПР ребенка возрасту или пре­вышении его выставляется I группа НПР. При отста­вании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок — II группа НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляется — III группа НПР и при отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока — IV группа НПР. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считает­ся 1 месяц, для ребенка второго года — квартал и для третьего — полугодие.

Важным индикатором ранних отклонений в здоро­вье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка, которое от­ражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрос­лыми, воспринимать обучение и др.).

Показатели поведения

1.Эмоциональное состояние (для детей 1-го года жизни) положительное, отрицательное, неустой­чивое, мало эмоциональное.

2.Настроение (для детей 2-6 лет):

■ бодрое, жизнерадостное — охотно контакти­рует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыба­ется, смеется, нет страхов;

■ спокойное — положительно относится к окру­жающим, менее эмоционален, активен;

■ раздражительное, возбужденное — плакси­вость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, возможны аф­фективные вспышки возбуждения, озлоблен­ность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты;

■ подавленное — вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать;

■ неустойчивое — может быть весел, смех быст­ро сменяется плачем, вступает в конфликты.

3.Засыпание — спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание).

4.Сон (дневной или/и ночной) — глубокий (неглу­бокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длитель­ный, с воздействиями.

5.Аппетит и пищевое поведение — хороший, неус­тойчивый, сниженный, избирательный, повы­шенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жаднос­тью, оставляет пищу.

6. Характер бодрствования — активный, малоактив­ный, пассивный.

7.Отрицательные привычки (автоматизмы, стерео­типы) — нет отрицательных привычек, сосет пу­стышку, палец, язык, губу, одежду, раскачива­ется, выдергивает (крутит) волосы, часто морга­ет, онанирует.

8.Взаимоотношения с детьми и взрослыми — кон­тактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, ини­циативен, деятелен, легко обучается, нелюбозна­телен, заторможен, подвижен, уравновешен, мед­лителен, легко утомляем, боязлив и др.

Оценка поведения:

■ без отклонений;

■ незначительные отклонения (группа внимания) — отклонения по одному показателю;

■ умеренные отклонения (группа риска) — откло­нения в поведении по двум-трем показателям;

■ выраженные отклонения (группа высокого рис­ка) — отклонения по четырем-пяти показателям;

■ значительные отклонения (диспансерная груп­па) — отклонения в поведении по шести и более показателям.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 1128 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

К.Л.Печорой разработана
количественно-качественная оценка
уровня развития детей. Выделены 4 группы
развития ( 4 группа составляет всего
лишь 1,25% детей)

К I
группе
относятся дети с нормальным
развитием, т.е. когда все показатели
соответствуют возрасту ребёнка, а также
дети с опережением в развитии.

Во II
группу
входят дети с задержкой в
развитии на один эпикризный срок (на
2-м году-3мес., на 3-м году – 6 мес.).

В III
группу
включаются дети с отставанием
в развитии на 2 эпикризных срока.

IV
группу
составляют дети с задержкой
развития на 3 эпикризных срока.

Наиболее полно все 4
группы представлены в таблице.

Качественно-количественная оценка психического развития детей 1 – 2 – 3 года жизни (по к.Л.Печоре

Распределение детей
по группам развития

Пограничные

состояния

Iгруппа

IIгруппа

IIIгруппа

IVгруппа

Дети с нормальным

развитием

Дети с опережением

в развитии:

а) на 2 эпикризных

срока (высокое

развитие);

б) на 1 эпикризный

срок ( ускоренное

развитие)

Дети с задержкой
развития на 1 эпикризный срок:

а)1 степень –

задержка 1-2

показателей;

б)2 степень-

задержка 3-4

показателей;

в) 3 степень –

задержка 5-6

показателей

Дети с задержкой
развития на 2 эпикризных срока:

а) 1 степень –

задержка 1-2

показателей;

б) 2 степень –

задержка 3-4

показателей;

в) 3 степень –

задержка 5-6

показателей.

Дети с задержкой
развития на 3 эпикризных срока;

Iстепень
– задержка

1-2 показателя;

IIстепень-
3-4

показателя;

IIIстепень
– 5-7

показателей.

Дети
с негармоничным опережением (часть
показателей выше на 1 эпикризный срок,
часть выше на 2 эпикризных срока)

Дети с
нетипичным, негармоничным развитием
(часть показателей выше, часть ниже
нормы на 1 эпикризный срок)

Дети с
нетипичным, негармоничным развитием
(часть показателей выше, часть ниже
нормы на 2 эпикризных срока)

Так, дети первой группы
развития нуждаются в обычных педагогических

назначениях на следующий
возрастной период.

Детям второй группы по
показателям, соответствующим норме,
дают обычные педагогические назначения,
по показателям, отражающим отставание
в развитии –

– индивидуальные
назначения.

Детям третьей и четвертой
группы развития нуждаются в консультации
и назначения специалистов: психоневролога,
дефектолога, логопеда.

Оценка нервно-психического развития школьников школьная зрелость

теста

Его выражение

Оценка ( в баллах )

1

2

3

1 тест

Срисовать 10 точек,
расстояние между ними 1 см.

1 балл – точное
воспроизведение образца. Нарисованы
точки, а не кружки. Соблюдается симметрия
фигуры по горизонтали и вертикаля.
Может быть любое уменьшение фигуры.
Увеличение возможно, но не более, чем
вдвое.

2 балла – незначительное
нарушение симметрии, 1 точка может
выходить за рамки столбца или строки.
Допустить изображение кружков вместо
точек.

3 балла – группа точек
грубо похожа на образец, нарушение
симметрии всей фигуры. Сохраняется
подобие пятиугольника, повергнутого
вверх или вниз вершиной. Возможно
меньшее или большее количество точек
(не менее 7, не более 20).

4 балла – точки
расположены кучно, но группа может
напоминать любую геометрическую
группу. Величина и количество точек
несущественна. Другие изображения,
например, линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

IIтест

Списать слова ОН ЕЛ
СУП печатными буквами в специальной
карточке 4х12, буквы должны быть высотой
1 см.

1 балл – фразу можно
прочитать, буквы больше 1 см, но не
более 2 см. Строчка отклонена вверх
или вниз не более, чем на 30%

2 бала – предложение
можно прочитать, буквы близки к образцу,
их стройность необязательна.

3 балла – можно прочитать
хотя бы 4 буквыю

4 балла – с образцом
схожи хотя бы 2 буквы, вся группа букв
имеет еще видимость письма.

5 баллов – каракули.

III

тест

Нарисовать человека,
у которого должны быть все части тела,
уши, волосы, на конечностях 5 пальцев.

1 балл – должны быть
голова, туловище, конечности, шея,
волосы,

рот, глаза, нос, уши,
на руках 5 пальцев, детали одежды.

2 балла – то же, зможно
отсутствие шеи, волос, 1 пальца руки,
но не должна отсутствовать какая –
либо часть лица.

3 балла – должна быть
голова, туловище, руки, ноги, которые
должны быть нарисованы двумя линиями.
Отсутствует шея, уши, волосы, одежда,
пальцы на руках, ступни.

  1. балла – примитивный
    рисунок головы с конечностями, каждая
    конечность (достаточно лишь одной
    пары) изображена одной линией.

  2. – баллов – каракули.

Каждый вышеперечисленный тест
(Керна-Ирасека) оценивается в 5 баллов:
1 балл – лучшая оценка, 5 – баллов –
худшая. Ребёнок должен набрать менее 9
балов; 3 – 5 баллов – зрелый по уровню
психомоторного развития, 6 – 7 баллов –
зреющий вариант А ( прогноз благоприятный),
6 – 9 баллов – зреющий вариант Б (прогноз
уровня благоприятный), 10 баллов –
незрелый.

IVтест

Должна быть правильной
динамика в массе и длине тела.

Vтест

Правильное прорезывание
зубов:

возраст

6 лет

5л.9мес.-6л.6мес.

6л. 6мес.

  1. лет

Пол

Отстаёт

Соответствует

опережает

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

0 – 1 зуб

0 –1

0 –1

0 – 2

0 –5

0 – 6

2- 4 зуба

2 – 4

2 – 6

3 – 8

5 – 10

6 -11

7 – 9 зубов

  1. – 12

  2. – 12

  3. – 10

7 – 12

11 – 12

VI

тест

Должен правильно
произносить 30 слов, в том числе шипящими
буквами.

VIIтест

Обязательное выполнение
минометрического теста. Ребёнок за 1
минуту должен вырезать внутренний
круг, точно на ¾ , а ¼ не по внутренней
линии.

Делается общее
заключение:

Готов к обучению в
школе
– зрелый вариант, зреющий
вариант А, с хорошим уровнем развития
психических процессов, успешно
усваивает программу детского сада,
хорошо осознавший переход к обучению
в школе;

Условно готовый к
обучению в школе –
зреющий вариант
Б, снижение оценкинервно-психических
процессов, приобретение удовлетворительных
оценок по видам деятельности;

Не готов к обучению
незрелый, имеющий неудовлетворительные
оценки по развитию мышления, внимания,
памяти, речи и освоению видов деятельности
в соответствии с программой.

Соседние файлы в папке педиатрия

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Применение методов оценки индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики

Согласно ФГОС ДО одной из задач дошкольного образования является обеспечение вариативности содержания образовательных программ и организационных форм с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников, коррекции нарушений развития детей и оказания им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы. При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Значимая роль в процессе проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов отводится логопедическому обследованию. Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.

Основная цель логопедического обследования состоит в следующем:

  • изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы с родителями и анализа документов;

  • выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;

  • выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

  • оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

  • определить степень овладения компонентами языковой системы.

Принципы логопедического обследования

принцип всесторонности и комплексности предполагает, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей, социального окружения. Для определения формы речевого нарушения учитель-логопед опирается на две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую;

онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе;

– логопедическое обследование обязательно базируется на принципе системности, реализация которого предполагает учет системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении;

– еще одним важным принципом логопедического обследования является принцип количественно-качественного анализа полученных данных. Количественная оценка позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике.

Алгоритм мониторинговой логопедической работы предполагает реализацию трех этапов работы:

1 этап. Диагностико-организационный (входная диагностика в первые две недели сентября).

Содержание:

  • стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты ДОУ, а также медицинские работники;

  • обмен диагностической информацией всех специалистов ДОУ;

  • обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения, составление индивидуальных маршрутов;

  • формирование информационной и мотивационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно-развивающей работы с детьми.

Результаты обследования фиксирую в речевой карте, оформляю в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей. Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

Результат 1-го этапа – проектирование коррекционно-образовательной работы (перспективное и календарное планирование и составление карт индивидуального развития).

2 этап. Оперативно-прогностический (рубежная диагностика в январе).

Содержание:

  • решение задач, заложенных в реализуемых программах;

  • мониторинг динамики познавательно-речевого развития.

Назначение этого этапа мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные диагностики позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом.

Результат 2-го этапа – определение позитивного эффекта в устранении отклонений в речевом развитии детей.

3 этап. Контрольно-диагностический (итоговая диагностика по результатам работы в учебном году – проводится в мае).

Содержание:

  • анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии;

  • оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

Результатом 3-го этапа является решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе)

Преимущество данной системы мониторинга в том, что предполагается комплексное изучение ребенка всеми специалистами и коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности.Для диагностики и развития детей использую компьютерную программу Е.В.Куциной «Играем, развиваемся, растём!», которая предназначена для качественно-количественной оценки уровня познавательного и речевого развития ребёнка (от 1 года до 7 лет), а также для составления индивидуального плана развития ребёнка с указанием конкретных практических рекомендаций в печатной форме.

Программа представляет собой базу данных и состоит из нескольких блоков.

1 блок. Заполнение общих сведений о ребёнке (ФИО, дата рождения, сведения о родителях, анамнез, заключения специалистов, особенности артикуляционного аппарата и раннего развития).

2 блок. Диагностика уровня познавательного и речевого развития ребёнка по оценочной шкале. Обследование происходит в форме выполнения ребёнком определённых упражнений, по итогам которых педагог (в программе) отмечает качество выполнения задания (из трёх вариантов выбирает наиболее подходящий). Уровень развития рассчитывается в зависимости от возраста в процентах (при нажатии кнопки «Расчёт») (если 100% – предполагаемая возрастная норма). Результаты диагностики (уровень развития ребёнка) выводится в печатной форме при нажатии кнопки «Отчёт». Качественно-количественная оценка уровня развития ребёнка по оценочной шкале позволяет отследить динамику коррекционной работы.

3 блок. После обследования ребёнка по оценочной шкале составляется план коррекционной работы для специалиста (если предполагаются индивидуальные занятия) и для родителей (если работа проводится в режиме консультации) путём выбора упражнений.

Игры в программе предлагаются с кратким описанием проведения и изготовления. Все рекомендации родителям выдаются в печатном варианте. Все игры в программе разработаны с учётом системно-комплексного подхода. Каждая игра (упражнение) имеет несколько уровней сложности и направлена на развитие всех психических процессов. Программа содержит описания более 150 игр для развития познавательной деятельности и речи детей раннего возраста. Затем составляется индивидуальный план коррекционной работы для специалиста, если предполагаются занятия, и для родителей, если работа проводится в режиме консультации, путём выбора упражнений. Все рекомендации родителям выдаются в печатном варианте.

Источник