Колесников гимнастика мозга или легкие способы развития ребенка скачать
Нетрадиционный метод коррекционно-развивающего обучения – гимнастика
Брейн Джим.
Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтель.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Известно , что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Американская гимнастика мозга Брейн Джим, направлена на активизацию различных отделов коры головного мозга (больших полушарий). Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей функции – интуиции, помогает сформулировать идею.
Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:
Левое полушарие | Правое полушарие |
|
|
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
На занятиях мы используем комплекс специальных «кинезиологических упражнений», которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны.
Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет:
– преодолеть трудности в обучении и усвоении нового материала;
– улучшить память, увеличить быстроту реакции;
– развить творческое воображение, смекалку и находчивость.
Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока:
БЛОК № 1. Движения средней линии .
Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.
БЛОК № 2. Упражнения на растяжение.
Упражнения на растяжения помогают телу принять такое положение, при котором оно стремиться вперед. Когда ребенок не может выразить то, что знает, упражнения на растяжение «оживляют его и вновь включают в работу.
БЛОК № 3. Энергетические упражнения.
Энергетические упражнения заставляют нейроны работать более эффективно.
БЛОК № 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные.
В зависимости от того, какие точки активизировать, упражнения приносят успокаивающий или ободряющий эффект. Они полезны, когда ребенок находится в состоянии волнения, нервного возбуждения или в негативном настроении.
Сочетая упражнения различных блоков, можно формировать гимнастические комплексы, в зависимости от поставленных целей:
улучшение мыслительной деятельности;
улучшение навыков чтения;
улучшение навыков письма;
развитие учебных навыков;
формирование внутреннего равновесия;
поддержание личной экологии.
Включение гимнастики для мозга в повседневную жизнь детей требует от взрослого создания специальной системы введения упражнений.
Этапы введения гимнастики Брейн Джим:
1-й этап – вводный. Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды». Это базовое упражнение, которое проводится перед занятием, не требует специальных навыков, ему просто предлагается выпить воды. При кажущейся простоте это упражнение достаточно эффективно. Вода позволяет быстро обогатить мозг кислородом. Ребенок получает установку: выпил воды – настроился на занятие со взрослым. К моменту начала коррекционно – развивающей работы ребенок уже имеет сформированный условный рефлекс настройки на учебную деятельность.
2-й этап. Особенностью этого этапа является включение 2-3 упражнений в организационный момент занятия. Взрослый предлагает наиболее простой способ выполнения упражнений. Эти упражнения выполняются ежедневно, пока техника выполнения не будет усвоена каждым ребенком. Время прохождения этапа – до 2 месяцев.
Включая гимнастику Брейн Джим в систему коррекционной работы, важно адаптировать ее под лексический материал изучаемой темы, а именно придать каждому движению смысловую наполняемость.
3-й этап. Как только все дети усвоят элементарный вариант выполнения базовых упражнений, взрослый подводит их к третьему этапу. Это этап перехода от простых движений к сложным. Кроме того, происходит и количественное изменение: взрослый доводит число выполняемых упражнений от 2-3 до 5-6. Длится третий этап на протяжении всего коррекционного процесса.
4-й этап. На этом этапе проходит интеграция упражнений гимнастики в самостоятельную деятельность дошкольников. Усвоив какой-либо элемент гимнастики, отработав его до автоматизма, ребенок непроизвольно начинает использовать его в повседневной жизни. Так, привыкнув под руководством педагога надавливать на «позитивные точки» в моменты волнения на занятии, ребенок переносит эти действия на схожие ситуации вне занятия.
Отмечено, что дети, которые выполняют гимнастику в течение года, переносят в самостоятельную деятельность такие несложные правила:
- чтобы что-то вспомнить, нужно потереть лоб или поднять глаза наверх;
- чтобы глаза отдохнули от чтения, рисования, нужно нарисовать в воздухе «ленивую восьмерку»;
- если у тебя плохое настроение, нужно соединить кончики пальцев, закрыть глаза и глубоко подышать.
Время перехода на четвертый этап индивидуально для каждого ребенка и зависит от его особенностей. Роль взрослого на этом этапе минимальна: это могут быть советы («Присядь и глубоко подыши» – если ребенок, например, рассержен) или демонстрация-подсказка действий (ребенок пытается что-то вспомнить, взрослый, ожидая его ответа, потирает свой лоб).
Список используемой литературы:
1.Алексей Колесников. «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка». Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
2.https://spb.samopoznanie.ru/school/imaton/brain-gymnastics/
Источник
Анна Колотилина
Овладение приемами гимнастики Брейн-Джим для повышения эффективности обучения
«Овладение приемами гимнастики Брейн-Джим
для повышения эффективности обучения»
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий –левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение.
Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.
Взгляните на эту таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите,насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:
Левое полушарие Правое полушарие
• логическое– аналитическое мышление
• анализ
• последовательное мышление
• Индуктивное мышление
• языковые способности
• с пособности к чтению и письму
• планирует будущее
• музыкальное образование
• математические способности • образное мышление
• пространственная ориентация
• интуиция
• Дедуктивное мышление
• чувство юмора
• ориентируется в настоящем
• воображение, фантазии и мечты
• художественное творчество
Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?
На занятиях мы используем комплекс специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисоном, который обнаружил огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Эти упражнения способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.
Ученый так же определил влияние некоторых упражнений на учебную деятельность людей.
Для удобства на занятии я разработала такие сигнальные карточки, на которых схемой изображено упражнение гимнастики мозга. Эти карточки позволяют детям быстрее ориентироваться, и самостоятельно обращаться к гимнастике в случае необходимости.
И в заключение маленький совет: Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Памятка
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Дети ненавидят читать, писать, учиться и любят целыми днями смотреть телевизор? С помощью гимнастики мозга у них появится энергия к учебе.
Далее предлагаются четыре типа упражнений в инструктивном изложении, т. е. так, как должны произносить инструкцию взрослые при индивидуальных или групповых занятиях с детьми.
1. Движения, пересекающие среднюю линию тела. Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.
Упражнение “Перекрестные шаги и прыжки”
(можно под музыку или пение)
Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь – левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.
Упражнение “Ленивые восьмерки”.
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности, теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
Упражнение “Двойной рисунок”.
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно.
Упражнение “Алфавит восьмерками”.
Выпишите буквы в ленивую восьмерку,размещая их следующим образом:
– симметричные, т. е. одинаковые, справа и слева в центр восьмерки,например: х, ф.
– асимметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки,например: а, э.
– асимметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки,например: р, т.
Упражнение “Слон”.
Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть. туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.
Упражнение “Вращение шеи”.
Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
Упражнение “Рокер” расслабляет бока после длительного сидения.
Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет.
Упражнение “Брюшное дыхание”, выполняется перед обедом для того, чтобы расслабиться и лучше переварить пищу.
Положите руку на брюшную область. Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.
Упражнение “Перекрестный шаг сидя”.
Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено – правый локоть.
Упражнение “Энергизатор” помогает расслабиться.
Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.
2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.
Упражнение “Сова”.
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
Упражнение “Активизация руки”.
Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.
Упражнение “Сгибание стопы ног”.
Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя.Повторите: правую ногу на левое колено.
Упражнение “Помпа икр ног”.
Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.
Упражнение “Гравитационное скольжение”.
Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз – выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки – вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).
Упражнение “Заземлитель”.
Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.
3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.
Упражнение “Кнопки мозга”, выполняется перед чтением.
Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.
Упражнение “Кнопки Земли”.
Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Вдохните “энергию” глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.
Упражнение “Кнопки баланса”.
Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. “Вдохните” энергию. Минутой позже надавите в ‘углублении за левым ухом и “выдохните” энергию.
Упражнение “Кнопки космоса”.
Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, “вдыхая” энергию вверх по позвоночному столбу.
Упражнение “Энергетическая зевота”.
Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.
Упражнение “Крюки”. Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение.
Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди – левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.
Список используемой литературы:
1. Алексей Колесников «Гимнастика мозга, или Легкие способы развития ребенка».Издательство: Центрполиграф, 2009 г.
2. https://spb. samopoznanie. ru/school/imaton/brain-gymnastics/
Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac112.htm
Источник
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учение требует от ребенка овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Мозг человека находится в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но не всё мышление и учение сосредоточено лишь в голове, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости.
Дело в том, что в процессе обучения задействованы не только память и сознание, но в первую очередь наши мышцы. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности. В нашем сознании откладывается информация о том, что мы получили навык не только через речь и запоминанию, но и благодаря работе мышц.
На сегодняшний день существует научная система, занимающаяся вопросами обучения через движение – «кинезиология». Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
«Пальчиковая гимнастика», является разделом кинезиологии и представляет собой систему быстрых, простых и занимательных физических движений, упражнений и приемов, которые направлены на улучшение мыслительной деятельности. Упражнения пальчиковой гимнастики дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить многие проблемы неуспешности в обучении. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для коррекции многих психических процессов, необходимых для успешного обучения ребенка.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев, подразделяются на два типа. Первый – fingerplay – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action rhume – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.
Цель программы: оптимизация деятельности полушарий мозга и тела для развития гармоничного опыта учения и творческой самореализации личности.
Задачи программы:
развитие межполушарного взаимодействия;
развитие моторики;
развитие памяти, внимания;
развитие речи;
развитие мышления;
координация целостного движения тела. Связь мозга и тела в принятии решений разного уровня.
Огромная польза и привлекательность пальчиковой гимнастики состоит в её простоте и практичности. Эти упражнения можно выполнять в любое время и в любом месте. Если делать эти упражнения с детьми всего 10-15 минут в день, можно значительно улучшить их возможности обучения, восприятия информации, памяти и стрессоустойчивочти.
Условия проведения программы:
точное выполнение движений и приёмов;
занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку;
занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия;
все упражнения необходимо выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Использование комплекса пальчиковой гимнастики даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния.
Продолжительность занятий зависит 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно.
Основная структура занятий:
Разминка
2. Массаж рук
Основная часть
Работа в прописях «Рисуем обеими руками»(М.В.Ткачева «Волшебный карандаш»)
Мониторинг эффективности Программы:
1. Гештальт-тест Бендер (исследование зрительно-моторной координации);
2.Тест П.Я.Кеэс (исследование уровня внимания учащихся);
3.Диагностический пакет Л.А.Ясюковой «Диагностика индивидуально-психологических особенностей учащихся».
Диагностическое исследование проводится в 2 этапа: в начале учебного года (первичный срез) и по окончании реализации Программы (контрольный срез). Эффективность Программы отслеживается путем сравнения результатов констатирующего (первичного) этапа диагностического исследования учащихся и контрольного (второго) этапа диагностики.
Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.
Пальчиковая гимнастика эффективна для всех, улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне, во всем, что касается действий, включающих сознание: передачу идей, творчество и исполнение в любой области искусства, музыку, спорт и танцы, повышенную работоспособность. Благодаря тому, что упражнения пальчиковой гимнастики снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Дата проведения
Тема, содержание занятия
Кол-во
часов
1
Сентябрь
Вводные занятия
(разминка комплекс 1, массаж рук, рисование в прописи ч.1)
5
2
Октябрь
Занятия 6- 10
(разминка комплекс 1, массаж рук, упражнение основной части, рисование в прописи ч.1)
5
3
Ноябрь
Занятия 11-14
(разминка комплекс 1, массаж рук, упражнение 1 основной части рисование в прописи ч.1)
4
4
Декабрь
Занятия 15-18
(разминка комплекс 1, массаж рук, упражнение 1-2 основной части рисование в прописи ч.1)
4
5
Январь
Занятия 19-22
(разминка комплекс 1, массаж рук, упражнение 1-3 основной части рисование в прописи ч.2)
4
6
Февраль
Занятия 23-25
(разминка комплекс 2, массаж рук, упражнение 1-4 основной части рисование в прописи ч.2)
3
7
Март
Занятия 26-28
(разминка комплекс 1- 2, массаж рук, упражнение 1-5 основной части рисование в прописи ч.2)
3
8
Апрель
Занятия 29-31
(разминка комплекс 1-2, массаж рук, упражнение 1-6 основной части рисование в прописи ч.2)
3
9
Май
Занятия 32-34
(разминка комплекс 1- 2, массаж рук, упражнение 1-7 основной части рисование в прописи ч.2)
3
ИТОГО
34 ч
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ.
1. РАЗМИНКА.
Комплекс №1
1. Сороконожка. Ладони лежат на столе. Затем, перебирая поочередно пальцами каждой руки, перемещаем ладони от начала парты к ее концу. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
3. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Комплекс №2
4. Перекрестные шаги. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
5. Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью донаоборот».
6. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
7.Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
2.
МАССАЖ РУК:
Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
Разотрите ладони (вверх-вниз).
Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.
3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ
1. Когнитивное упражнение “Японская машинка”.
Цель: развитие произвольного внимания, его сосредоточенности и переключаемости; развитие мнестических процессов, умения ориентироваться в изменяющихся условиях в ситуации ограниченности времени. Установление взаимопонимания между членами группы.
Учащиеся сидят в полукруге и рассчитываются по-порядку, начиная с любого края. Ведущему всегда присваивается номер “0”. Он может принимать участие в игре, но чаще всего только начинает и задаёт темп игры, а также контролирует правильность действий остальных учащихся.
Ладонями по коленям всеми участниками отбивается определённый ритм для начала в медленном темпе, удобном для всех. Например:
удар обеими ладонями по коленям;
удар правой ладонью;
удар левой ладонью;
повтор всего цикла.
Одновременно с первым ударом ведущий называет свой номер – “0” и номер игрока по своему желанию, который и будет продолжать игру дальше (при этом учащиеся должны отслеживать движение ходов от одного участника к другому взглядом). Например: “0 – 5”, следующий говорит: “5 – 8” и т.д. Участник, допустивший ошибку, выбывает из игры, его уже не могут называть остальные, оставшиеся в игре. Но он продолжает сидеть на своём месте и отстукивать ритм. Сложность в том, что остальным играющим приходится запоминать кто ещё в игре, а кого уже нет. Если назван игрок, выбывший из игры, то это т считается ошибкой. Ошибкой также считается: сбой темпа или ритма хлопков, неправильное название своего номера или номера партнёра, приглашение к игре, без сопровождения взглядом.
Усложнение: убыстрение темпа, смена ритма по ходу игры, изменение направления расчета участников, расчёт только нечётными номерами, буквами, названиями животных и т.д. Ведущий вправе как усложнять, так и упрощать условия игры.
2. Когнитивное упражнение “Небо синее”.
Цель: развитие быстроты мыслительных операций анализа и синтеза, памяти, активизация словаря.
Ведущий бросает мяч игроку и говорит любое существите6льное. Тот, кто поймал мяч, должен назвать любое прилагательное, подходящее по смыслу. Затем он, в свою очередь тоже называет существительное и бросает мяч следующему игроку.
Вариант: вместо прилагательного можно называть другое существительное- ассоциацию, которое возникло при осознании услышанного ранее слова.
3. Когнитивное упражнение “Буратино”.
Цель: развитие концентрации внимания, двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания вербальной программы.
Учащиеся стоят в одну линию, лицом к педагогу. Педагог озвучивает алгоритм движений, который учащиеся как можно быстрее должны осознать, запомнить и воспроизвести.
Инструкция: правая рука вверх + прыжок на левой ноге;
левая рука вверх + прыжок на правой ноге;
правая рука вверх + прыжок на правой ноге;
левая рука вверх + прыжок на левой ноге.
Цикл движений повторять до тех пор, пока у всех не получиться одновременно, правильно и быстро.
4. Релаксация “Волна”.
Цель: добиться согласованных действий от всех участников группы, учить соотносить свои действия с действиями окружающих, подстраиваться под них. Доброжелательно реагировать на промахи своих товарищей, получить положительные эмоции.
Под сопровождение спокойной музыки учащиеся, стоя в кругу, и, взявшись за руки, поочерёдно поднимают руки вверх т.о., чтобы движение рук было плавным, без заминок, разрывов и скачков, как – бегущая волна. “Волна” движется сначала вправо, затем влево.
5. Строители.
Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо строить (по 15 спичек или счетных палочек). Надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле.
Выполняя условия этой игры нужно переносить: –
а) пользуясь любыми пальцами обеих рук;
б) пользуясь большими пальцами левой руки;
в) только двумя пальцами – большим и мизинцем;
г) только указательным и средним пальцами;
д) только средним и безымянным пальцами;
е) только безымянным и мизинцем;
ж) двумя мизинцами обеих рук выложить две прямые из 4-ех палочек (спичек) – забор;
з) безымянным и мизинцем построить треугольник (крыши домов);
и) средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);
к) указательным и безымянным построить колодец.
Это упражнение можно давать на дом. Пусть вся семья играет.
Второй вариант игры со спичками.
Перед каждым участником игры на стол положены одна за другой 5 спичек. Играющий должен поднять пальцами двух рук: одну спичку двумя большими пальцами, другую – указательными, 3-ю, 4-ю, 5-ю – средними, безымянными и мизинцами, ни одной спички не выпуская из рук. Поднимать последовательно.
6. Игра Строим дом, Заколачиваем гвозди.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх – это молоток. В течение всего стиха (или песенки) молоток заколачивает гвозди – строим дом (движение сверху большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым. Согнутым труднее.)
Целый день тук да тук
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат-
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек.
(Готовые дома-руки,
сжатые в кулаки для девочек-белочек)
Этот дом для зайчиков.
Этот дом для мальчиков – зайчиков.
Вот какой хороший дом.
Как мы славно заживем.
Будем песни распевать
Веселиться и плясать.
(Далее хвалю домики, построенные детьми):
Этот дом для Светы
Он большой и светлый.
Здесь живет Алеша-
Мальчик он хороший.
В этом доме Маша-
Солнышко ты наше.
Этот дом для Марата,
Будет дом богатым.
Этот дом для Лады-
Там в жару прохлада.
Этот дом для Насти-
Будет в доме счастье.
Здесь живет Наташа-
Умница ты наша.
Домик для Артема
Солнечный, не темный.
В этом доме Коля-
Он отличник в школе.
Этот дом для Юли-
Вежливой чистюли.
Этот дом для Кати-
У Кати много платьев.
Этот – для Сережи,
Сережа – наш надежа.
Домик для Андрюши –
Много в нем игрушек.
Этот дом для Саши –
Саша – гордость наша.
Домик для Максима –
Очень он красивый /а Максим – он сильный/.
Интересна реакция детей на эти стихи, стихи про каждого! И при повторных проведениях этой игры очень стараются работать молотком, предвкушая счастливый конец, ласковый строки за хорошую работу. И долго не проходит улыбчивое настроение, лица становятся добрыми, размягченными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
Бачина О.В. Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами: практическое пособие для педагогов и родителей. – АРКТИ, 2006.-72с.
Пальчиковая гимнастика и развитие речи ребенка: методические рекомендации под рук. К.м.н. Самойловой С.В. – Саратов, 2001.- 134с.
Источник