Когнитивное развитие ребенка в период подросткового возраста

Как я могу убедиться в том, что мой ребёнок учится развивать определённые когнитивные способности в соответствии со своим возрастом? Как устроено детское мышление? И каковы основные этапы когнитивного развития ребенка? Нормально ли, что мой ребёнок совершает ошибки в речи или процессах мышления? Теория Пиаже подробно объясняет различные этапы в развитии детей. Эта статья психологаCogniFIt (“КогниФит”)Эвы Родригес Вейц поможет вам познакомиться с этой научной теорией и выяснить, развивается ли ваш ребёнок по возрасту. Давайте вместе разрешим все ваши сомнения!

Теория Пиаже: этапы развития у детей

Жан Пиаже – это один из самых известных в истории психологов. Он получил признание в научном кругу прежде всего за его открытия в области детской психологии и развития интеллекта у детей. Пиаже посвятил свою жизнь исследованию различных стадий роста, чтобы понять, как развиваются детские способности в определённых моделях обучения, мышления и когнитивного развития. В данной статье описывается теория Пиаже и предлагается объяснение различных этапов развития ребёнка.

Ваш ребёнок беспокоен и с лёгкостью отвлекается? Проверьте, существует ли риск наличия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё с помощью нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ!

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определённые стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребёнка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление» в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребёнка идёт процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребёнка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определённые когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Что такое теория Пиаже? Жан Пиаже (швейцарский психолог и биолог) выполнил многочисленные исследования в области развития детей, разделив детский возраст на этапы, которые он назвал: стадии развития. Теория Пиаже предполагает разделение процесса когнитивного развития ребенка на стадии, в зависимости от его возраста.

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребёнок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учётом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идёт о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребёнку будет проще научиться определённому навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас всё еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Этапы когнитивного развития ребенка согласно теории Пиаже

Пиаже предложил четыре стадии развития детей в зависимости от возраста. Эти стадии были распределены следующим образом: первая стадия – сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет), вторая стадия – предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет), третья стадия – период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет), четвёртая стадия – период формальных операций (дети и подростки, начиная с 11 лет, примерно до 19 лет). Далее мы подробно рассмотрим эти стадии.

1 стадия развития ребёнка: сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет)

Этот этап развития ребёнка характеризуется пониманием окружающего мира через действия посредством координации чувственного (сенсорного) опыта с физическими действиями. В этот период наблюдается значительный прогресс развития врождённых рефлексов.

  • Как известно, дети в этом возрасте отдают предпочтение стимулам яркого цвета, с эффектами блеска, контраста, движения…
  • Кроме того, дети, выстраивая свои поведенческие схемы, пытаются повторить действия и для этого используют своё тело. Например, создать шум, ударяя игрушку, выбросить некий объект, потянуть одеяло, чтобы завладеть объектом, который находится на нём и т.д. В этом возрасте дети повторяют случайные события, экспериментируя со своим телом.
  • Первый контакт ребенка с речью: самые первые контакты с речью отмечаются у ребёнка, когда он находится в утробе матери. На протяжении всех месяцев беременности он «прислушивается» и знакомится с голосом родителей. Исследования показывают, что в первые дни жизни малыши предпочитают звук человеческого голоса любому другому звуку. Это удивительно, насколько ребенок быстро привыкает к речи. Уже с момента рождения он имеет уникальную способность различать звуки речи. Психологи-исследователи из Casper y Spence также продемонстрировали, что детей особенно привлекает речь их матерей, которую они распознают быстрее, чем речь незнакомых людей.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 0 до 2-х лет? Когда малыш рождается, его любимым средством коммуникации является плач, потому что он пока ещё не может воспроизводить другие звуки (физически к этому не готов). В течение первых нескольких месяцев он начинает использовать пре-лингвистические жесты, такие, как улыбки и слезы, которые он изначально будет использовать спонтанным образом. С течением временем это станет преднамеренным, когда он научится использовать их как средства общения. Так или иначе, в зависимости от того, плачет малыш или улыбается, родители могут интерпретировать его эмоции и состояние. В такой форме реализуется его первая спонтанная коммуникация. Примерно в шестимесячном возрасте ребёнок начинает формировать первые слоги из гласных и согласных. Например, в этот период мы можем услышать, как он произносит: «бабаба». Первые единичные слова малыши, как правило, начинают произносить в возрасте около 12 месяцев.

2 стадия развития ребёнка: предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет)

Это вторая стадия развития детей согласно теории Пиаже. Начиная с 3-х лет, в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает проходить первые образовательные программы вне дома, участвовать в учебном процессе. И это представляет собой очень важный социальный компонент.

  • Ребёнок начинает строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников. Это имеет особое значение, поскольку до этого периода, его социальные отношения развивались только в кругу семьи.
  • Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 2 до 7 лет?Несмотря на то, что в возрасте от 3 до 7 лет словарный запас ребёнка стремительно увеличивается, детям в этот период, как правило, свойственно «эгоцентрическое мышление». Это означает, что ребёнок оценивает все происходящее в соответствии с его индивидуальным жизненным опытом. В результате чего его мышление в этот период является статическим, интуитивным и часто лишенным логики. Поэтому, дети в возрасте до 6 лет могут совершать ошибки как в момент интерпретации событий, так и в момент выражения своего мнения о происходящем.
  • В этот период детям свойственно говорить о себе в третьем лице, так как у них пока еще нет чётко определенного понятия «Я», которое отделяет их от остального мира.
  • Дети в возрасте от 2 до 7 лет проявляют сильное любопытство и стремление к знаниям. Поэтому они так часто задают своим родителям вопросы, которые начинаются со слова «почему», в отношении самых разных объектов и явлений окружающего мира.
  • На этом этапе дети имеют обыкновение приписывать человеческие чувства или мысли неодушевленным объектам. Этот феномен известен в науке как анимизм.

Как проявляется «эгоцентрическое мышление» согласно теории Пиаже? Почему дети на этой стадии развития не способны мысленно поставить себя на место других людей? Это может быть связано с положениями «теории разума», которая объясняет способность человека проникнуть в сознание другого человека, угадать его мысли, то есть, способность поставить себя на место другого. Дети развивают эту когнитивную способность только в возрасте 4-5 лет. Вот почему ребенок более младшего возраста считает, что «другие люди видят происходящее и думают таким же образом, как это делает он сам». Эта теория помогает объяснить, почему дети до 5 лет не умеют обманывать или иронично шутить.

Каждое из этих ограничений пре-логической стадии будет преодолено ребёнком после того, как в возрасте 6-7 лет он перейдёт на следующий этап когнитивного развития. Это позволит ему объединить и систематизировать весь ранее накопленный опыт. Данный процесс продлится примерно до 14-15 лет.

Читайте также:  Центр развития ребенка в североморске

3 стадия развития ребенка: период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет)

В этом предпоследнем периоде теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определённых ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции. Тем не менее, несмотря на то, что они совершают значительный  прорыв в отношении предыдущего периода, на данной стадии когнитивного развития они могут применять логику пока еще с определёнными ограничениями: здесь и сейчас, что на данном этапе  им кажется намного легче. Они все ещё не используют абстрактное мышление. То есть, в этом возрасте детям стоит большого труда применять имеющиеся знания в отношении новой, пока еще неизвестной или недостаточно изученной темы.

4 стадия развития ребенка: период формальных операций (дети и подростки с 11 лет)

  • Этот последний период характеризуется применением логического мышления при любых обстоятельствах, в том числе когда требуется мыслить абстрактно.
  • Новизна этой стадии в отношении развития интеллекта ребёнка, по мнению Пиаже, заключается в том, что дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах и явлениях.
  • Начиная с этой стадии, ребёнок воспринимает процесс обучения и полученные знания как единое целое, а не в виде списка конкретных тем, как это было на предыдущем этапе.

Этапы развития ребенка по теории Пиаже

Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?

  • Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребёнок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
  • В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребёнка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
  • Наконец, если у ребёнка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребёнку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребёнок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
  • Помните, что трехлетний ребёнок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «своё собственное окошко». Поэтому постарайтесь понять, что они пока ещё не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.

Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает,  и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.

Источник

Èññëåäîâàíèå êîãíèòèâíûõ èçìåíåíèé â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ ïîäðîñòêà. Òåîðèÿ Æ. Ïèàæå. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ êîãíèòèâíûì êîìïîíåíòîì ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà. Èíôîðìàöèîííûé ïîäõîä ê êîãíèòèâíîìó ðàçâèòèþ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

Êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå

Êîãíèòèâíûå èçìåíåíèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Òåîðèÿ Æ. Ïèàæå

Èíôîðìàöèîííûé ïîäõîä ê êîãíèòèâíîìó ðàçâèòèþ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ êîãíèòèâíûì êîìïîíåíòîì ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà

Çàêëþ÷åíèå

Ëèòåðàòóðà

Ââåäåíèå

Êîãíèòèâíîñòü (ëàò. cognitio, «ïîçíàíèå, èçó÷åíèå, îñîçíàíèå») — ñïîñîáíîñòü ê óìñòâåííîìó âîñïðèÿòèþ è ïåðåðàáîòêå âíåøíåé èíôîðìàöèè.  ïñèõîëîãèè ýòî ïîíÿòèå ïðèìåíÿåòñÿ ïî îòíîøåíèþ ê ïñèõè÷åñêèì ïðîöåññàì ëè÷íîñòè è îñîáåííî ê òàê íàçûâàåìûì «ïñèõè÷åñêèì ñîñòîÿíèÿì» (óáåæäåíèÿì, æåëàíèÿì è íàìåðåíèÿì).

Òåðìèí «êîãíèòèâíîñòü» òàêæå èñïîëüçóåòñÿ â áîëåå øèðîêîì ñìûñëå, îáîçíà÷àÿ àêò ïîçíàíèÿ èëè ñàìî çíàíèå.  ýòîì êîíòåêñòå îí ìîæåò áûòü èíòåðïðåòèðîâàí â êóëüòóðíî-ñîöèàëüíîì ñìûñëå êàê îáîçíà÷àþùèé ïîÿâëåíèå è «ñòàíîâëåíèå» çíàíèÿ è êîíöåïöèé, ñâÿçàííûõ ñ ýòèì çíàíèåì, âûðàæàþùèõ ñåáÿ êàê â ìûñëè, òàê è â äåéñòâèè.

Êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå

Íà ïðîòÿæåíèè ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà ïðîäîëæàåòñÿ ðàçâèòèå ìûñëèòåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, à ñëåäîâàòåëüíî, è ðàñøèðåíèå ñîçíàíèÿ ïðîèñõîäÿùåãî, ãðàíèö âîîáðàæåíèÿ, äèàïàçîíà ñóæäåíèé è ïðîíèöàòåëüíîñòè. Ýòè âîçðîñøèå âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ ñïîñîáñòâóþò áûñòðîìó íàêîïëåíèþ çíàíèé, îòêðûâàþùèõ ïåðåä ïîäðîñòêàìè ðÿä âîïðîñîâ è ïðîáëåì, êîòîðûå ìîãóò îñëîæíèòü è îáîãàòèòü èõ æèçíü.

Читайте также:  Разработать рекомендации по двигательному развитию для каждого ребенка

Êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå â ýòîì âîçðàñòå õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàçâèòèåì àáñòðàêòíîãî ìûøëåíèÿ, ÷òî îêàçûâàåò âëèÿíèå íà øèðîòó è ñîäåðæàíèå ìûñëåé ïîäðîñòêà, à òàêæå íà åãî ñïîñîáíîñòü ê ìîðàëüíûì ðàññóæäåíèÿì.

Êîãíèòèâíûå èçìåíåíèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå

Ñîãëàñíî òåîðèè Ïèàæå, ïðèçíàêîì êîãíèòèâíûõ èçìåíåíèé ó ïîäðîñòêà ÿâëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèå ó íåãî àáñòðàêòíîãî ìûøëåíèÿ. Ïèàæå îïðåäåëèë àáñòðàêòíîå ìûøëåíèå ïîäðîñòêîâ êàê ìûøëåíèå íà óðîâíå ôîðìàëüíûõ îïåðàöèé. Îíî âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðàçìûøëåíèÿ î âîçìîæíîñòÿõ, à òàêæå ñðàâíåíèå ðåàëüíîñòè ñ òåìè ñîáûòèÿìè, êîòîðûå ìîãëè áû ïðîèçîéòè èëè íå ïðîèçîéòè.  òî âðåìÿ êàê äåòÿì ìëàäøåãî âîçðàñòà óäîáíåå èìåòü äåëî ñ êîíêðåòíûìè ýìïèðè÷åñêèìè ôàêòàìè, ïîäðîñòêè ïðîÿâëÿþò âñå áîëüøóþ ñêëîííîñòü îòíîñèòüñÿ êî âñåìó, êàê ê îäíîìó èç âàðèàíòîâ âîçìîæíîãî. Àáñòðàêòíîå ìûøëåíèå òðåáóåò ñïîñîáíîñòè ôîðìóëèðîâàòü, ïðîâåðÿòü è îöåíèâàòü ãèïîòåçû. Îíî ïðåäïîëàãàåò ìàíèïóëèðîâàíèå íå òîëüêî èçâåñòíûìè ýëåìåíòàìè, êîòîðûå ìîæíî ïðîâåðèòü, íî è âåùàìè, ïðîòèâîðå÷àùèìè ôàêòàì. Ó ïîäðîñòêîâ òàêæå âîçðàñòàåò ñïîñîáíîñòü ïëàíèðîâàòü è ïðåäâèäåòü.

êîãíèòèâíûé ìûøëåíèå ïîäðîñòîê ïñèõîëîãè÷åñêèé

Òåîðèÿ Æ. Ïèàæå

Îïèñûâàÿ êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà, Ïèàæå ìåíüøå âíèìàíèÿ óäåëÿë ïðîáëåìå ïîíèìàíèÿ äðóãèõ ëþäåé, êîíöåíòðèðóÿñü ãëàâíûì îáðàçîì íà ïðîöåññàõ ïîçíàíèÿ ôèçè÷åñêîé ðåàëüíîñòè.

Àíèìèçì – (îò ëàò. anima, animus — «äóøà» è «äóõ» ñîîòâåòñòâåííî) ìèðîâîççðåí÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ, â êîòîðîì ïðèçíàêîì îäóøåâëåííîñòè íàäåëÿþòñÿ ïðàêòè÷åñêè âñå îáúåêòû, íàõîäÿùèåñÿ â êàêîé ëèáî ñâÿçè ñ ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ .

Ðàçâèòèå èíòåëëåêòà ðàññìàòðèâàåòñÿ ïî àíàëîãèè ñ âèäîîáðàçîâàíèåì ÷åðåç åñòåñòâåííûé îòáîð, â ïðîöåññå êîòîðîãî íîâûå ôîðìû æèçíè âîçíèêàþò èç ðàíåå ñóùåñòâóþùèõ ïîä âëèÿíèåì âîçäåéñòâèÿ ñðåäû. Êëþ÷åâîé áèîëîãè÷åñêîé èäååé Ïèàæå ÿâëÿåòñÿ ïðåäñòàâëåíèå îá èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè êàê ýâîëþöèîííîì ïðîöåññå.

Àññèìèëÿöèÿ – (îò ëàò. assimilatio – ñëèÿíèå, óïîäîáëåíèå, óñâîåíèå) — êîíñòðóêò îïåðàöèîíàëüíîé êîíöåïöèè èíòåëëåêòà Æ.Ïèàæå , âûðàæàþùèé ñîáîé óñâîåíèå ìàòåðèàëà çà ñ÷åò åãî âêëþ÷åíèÿ â óæå ñóùåñòâóþùèå ñõåìû ïîâåäåíèÿ. Îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî àíàëîãèè ñ áèîëîãè÷åñêîé àññèìèëÿöèåé.  ëþáîì àêòå àäàïòàöèè àññèìèëÿöèÿ òåñíî ñâÿçàíà ñ àêêîìîäàöèåé. Íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà âñòðå÷à íîâîãî ïðåäìåòà ñ ñóùåñòâóþùåé ñõåìîé âåäåò ê èñêàæåíèþ ñâîéñòâ ïðåäìåòà è ê èçìåíåíèþ ñàìîé ñõåìû, ïðè ýòîì ìûñëü ïðèîáðåòàåò íåîáðàòèìûé õàðàêòåð. Ïðè óñòàíîâëåíèè ðàâíîâåñèÿ ìåæäó àññèìèëÿöèåé è àêêîìîäàöèåé âîçíèêàåò îáðàòèìîñòü ìûñëè è ñìåíà ýãîöåíòðè÷åñêîé ïîçèöèè íà îòíîñèòåëüíóþ.

Ðàâíîâåñèå äîñòèãàåòñÿ ÷åðåç àêêîìîäàöèþ, ïîñêîëüêó îðãàíèçì àäàïòèðóåòñÿ ê ñðåäå èëè óñâàèâàåò å¸ êîìïîíåíòû. Ïîíÿòèå ðàâíîâåñèÿ îñíîâûâàåòñÿ íà èäåå ïðèîáðåòåíèÿ åñòåñòâåííîãî áàëàíñà ìåæäó èíäèâèäîì è ìèðîì ïî àíàëîãèè ñ áàëàíñîì ñèë, êîòîðûé ïîääåðæèâàåò æèçíü â ïðèðîäå. Àêêîìîäàöèÿ – (îò ëàò. àññîmodatio ïðèñïîñîáëåíèå) — ïîíÿòèå, ðàçâèòîå â êîíöåïöèè èíòåëëåêòà Æ.Ïèàæå. Îáîçíà÷àåò ïðèñïîñîáëåíèå ñõåìû ïîâåäåíèÿ ê ñèòóàöèè çà ñ÷åò àêòèâíîñòè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ñóùåñòâóþùàÿ ñõåìà èçìåíÿåòñÿ. Àêêîìîäàöèÿ â ðàçâèòèè èíòåëëåêòà áûëà îïèñàíà ïî àíàëîãèè ñ áèîëîãè÷åñêîé àêêîìîäàöèåé, öåëüþ êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññ ïðèñïîñîáëåíèÿ ê ðàçíîîáðàçíûì òðåáîâàíèÿì îêðóæàþùåãî ìèðà. Àêêîìîäàöèÿ ñîîòíîñèìà ñ àññèìèëÿöèåé, â åäèíñòâå ñ êîòîðîé îíè îïèñûâàþò àêò ïðèñïîñîáëåíèÿ, àäàïòàöèè.

Ýïèãåíåòè÷åñêèé ëàíäøàôò Âåääèíãòîíà: ñóùåñòâóþò åñòåñòâåííûå ïóòè âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ è ÷òî îíè èçáèðàòåëüíî ÷óâñòâèòåëüíû ê âëèÿíèÿì ñðåäû.

Ðåïðåçåíòàöèÿ – (ëàò., repraesetatio, îò re, è praesetare ïðåäñòàâëÿòü) — ïðåäñòàâëåííîñòü, èçîáðàæåíèå, îòîáðàæåíèå îäíîãî â äðóãîì èëè íà äðóãîå, òî åñòü ðå÷ü èäåò î âíóòðåííèõ ñòðóêòóðàõ, ôîðìèðóþùèõñÿ â ïðîöåññå æèçíè ÷åëîâåêà, â êîòîðûõ ïðåäñòàâëåíà ñëîæèâøàÿñÿ ó íåãî êàðòèíà ìèðà, ñîöèóìà è ñàìîãî ñåáÿ. Ñïîñîáíîñòü ê ïðåäñòàâëåíèþ ïðåäìåòà ïðè îòñóòñòâèè âîçìîæíîñòè íåïîñðåäñòâåííîãî ìàíèïóëèðîâàíèÿ ñ íèì.

Ýãîöåíòðèçì – (îò ëàò. ego — «ÿ», centrum — «öåíòð êðóãà») — íåñïîñîáíîñòü èëè íåóìåíèå èíäèâèäà âñòàòü íà ÷óæóþ òî÷êó çðåíèÿ. Âîñïðèÿòèå ñâîåé òî÷êè çðåíèÿ êàê åäèíñòâåííîé ñóùåñòâóþùåé.

Îñíîâíûå ñòàäèè ðàçâèòèÿ:

· Ñåíñîìîòîðíàÿ

· Äîîïåðàöèîíàëüíàÿ

· Ñòàäèÿ êîíêðåòíûõ îïåðàöèé

· Ñòàäèÿ ôîðìàëüíûõ îïåðàöèé

Ïèàæå óòâåðæäàë, ÷òî äëÿ ìàëåíüêîãî ðåá¸íêà, îáúåêò åñòü «íå áîëåå ÷åì îáðàç», êîòîðîìó íåäîñòà¸ò ïîñòîÿíñòâà, ñóáñòàíöèîíàëüíîñòè è èäåíòè÷íîñòè. Ïîíÿòèå îá îáúåêòå – óáåæä¸ííîñòü, ÷òî îáúåêòû îáëàäàþò ïîñòîÿííûì ðàçìåðîì, ôîðìîé è èäåíòè÷íîñòüþ, ÷òî îíè ìàòåðèàëüíû è íåèçìåííû. Ñîãëàñíî Ïèàæå, ïîíÿòèå îá îáúåêòå ëåæèò â îñíîâå ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Îí íàçûâàë åãî «ïåðâûì èíâàðèàíòîì» ìûøëåíèÿ. Ïèàæå ðàçäåëÿë äîïóùåíèå, ÷òî íà ðàííèõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ «îñÿçàíèå îáó÷àåò çðåíèå». Îí ñ÷èòàë, ÷òî íîâîðîæäåííûé âèäèò äâóõìåðíûé ìèð è íå èìååò ïðåäñòàâëåíèÿ î ãëóáèíå.

Ãèáñîí ïðåäëàãàë ðàññìàòðèâàòü ïåðöåïöèþ êàê àêòèâíûé ïðîöåññ ïîèñêà èíôîðìàöèè, â êîòîðîì îäíî äîïóùåíèå íå ìåíåå âàæíî, ÷åì äðóãîå. Òàê, âèäåòü êàìåíü – çíà÷èò ïîëó÷èòü î íåì òàêîé æå îáúåì èíôîðìàöèè, êàê è â ñëó÷àå, êîãäà óäàðèøü ïî íåìó íîãîé.

Ðåáåíîê èìååò âîçìîæíîñòü âèäåòü ìèð åùå äî òîãî, êàê ó íåãî ïîÿâèòñÿ ñïîñîáíîñòü äåéñòâîâàòü â íåì.

Óìñòâåííûå îïåðàöèè, ïî Ïèàæå – èíòåðèîðèçîâàííûå ôîðìû òåõ äåéñòâèé, êîòîðûìè ðåá¸íîê óæå îâëàäåë â ïðàêòè÷åñêîé ôîðìå ïðè ñðàâíåíèè, êîìáèíèðîâàíèè è ðàçäåëåíèè ïðåäìåòîâ ôèçè÷åñêîãî ìèðà.

Ñåíñîìîòîðíûé ïåðèîä – îò ðîæäåíèÿ äî ïðèìåðíî 2-õ ëåò. Ðåáåíîê íà÷èíàåò ïîçíàâàòü ìèð â ðàìêàõ òîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè, êîòîðóþ îí ìîæåò îñóùåñòâèòü. Ïåðèîä çàêàí÷èâàåòñÿ ñ ïîÿâëåíèåì ìûøëåíèÿ è ðå÷è.

Ñîãëàñíî Ïèàæå, ïðè ýêñïåðèìåíòàõ ìëàäåíöû íå èùóò ñïðÿòàííûé îáúåêò, òàê êàê îíè íå ïîíèìàþò, ÷òî îí ïðîäîëæàåò ñóùåñòâîâàòü è ïîñëå ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ. À ïîñêîëüêó äîïóñêàåòñÿ íåïîñòîÿíñòâî îáúåêòà, òî ìëàäåíöó è èñêàòü íå÷åãî.

Äîîïåðàöèîíàëüíàÿ ñòàäèÿ – îò 2-õ äî ïðèìåðíî 7-ìè ëåò. Íàçâàíà òàê ïîòîìó, ÷òî, ñîãëàñíî Ïèàæå äîøêîëüíèêè åùå íå â ñîñòîÿíèè ìûñëèòü ÷èñòî ëîãè÷åñêè.

Äîîïåðàöèîíàëüíûé ïåðèîä – ýòî âðåìÿ, êîãäà ðåá¸íîê ïîñòåïåííî îâëàäåâàåò ñèñòåìàòè÷åñêèì, ëîãè÷åñêèì ìûøëåíèåì. Ñîãëàñíî Ïèàæå, çàäà÷åé äîîïåðàöèîíàëüíîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðåîáðàçîâàíèè ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ â ñèñòåìó óìñòâåííûõ, ìåíòàëüíûõ îïåðàöèé.

Ìûøëåíèå ìëàäøåãî øêîëüíèêà. Ìûøëåíèå ðåáåíêà â íà÷àëå îáó÷åíèÿ â øêîëå îòëè÷àåòñÿ ýãîöåíòðèçìîì, îñîáîé óìñòâåííîé ïîçèöèåé, îáóñëîâëåííîé îòñóòñòâèåì çíàíèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ ïðàâèëüíîãî ðåøåíèÿ îïðåäåëåííûõ ïðîáëåìíûõ ñèòóàöèé. Æ. Ïèàæå óñòàíîâèë, ÷òî ìûøëåíèå ðåáåíêà â 6-7 ëåò õàðàêòåðèçóåòñÿ “öåíòðàöèåé” èëè âîñïðèÿòèåì ìèðà âåùåé è èõ ñâîéñòâ ñ åäèíñòâåííî âîçìîæíîé äëÿ ðåáåíêà ðåàëüíî çàíèìàåìîé èì ïîçèöèè. Ðåáåíêó òðóäíî ïðåäñòàâèòü, ÷òî åãî âèäåíèå ìèðà íå ñîâïàäàåò ñ òåì, êàê âîñïðèíèìàþò ýòîò ìèð äðóãèå ëþäè. Òàê, åñëè ïîïðîñèòü ðåáåíêà ïîñìîòðåòü íà ìàêåò, íà êîòîðîì ïðåäñòàâëåíû òðè ãîðû ðàçëè÷íîé âûñîòû, çàñëîíÿþùèå äðóã äðóãà, à çàòåì ïðåäëîæèòü íàéòè ðèñóíîê, íà êîòîðîì ãîðû èçîáðàæåíû òàê, êàê èõ âèäèò ðåáåíîê, òî îí äîñòàòî÷íî ëåãêî ñïðàâëÿåòñÿ ñ ýòîé çàäà÷åé. Íî åñëè ïîïðîñèòü ðåáåíêà âûáðàòü ðèñóíîê, íà êîòîðîì èçîáðàæåíû ãîðû, òàê, êàê èõ âèäèò ÷åëîâåê, ñìîòðÿùèé ñ ïðîòèâîïîëîæíîé òî÷êè, òî ðåáåíîê âûáèðàåò ðèñóíîê, îòðàæàþùèé åãî ñîáñòâåííîå âèäåíèå.  ýòîì âîçðàñòå ðåáåíêó òðóäíî ïðåäñòàâèòü ñåáå, ÷òî ìîæåò áûòü äðóãàÿ òî÷êà çðåíèÿ, ÷òî ìîæíî âèäåòü ïî-ðàçíîìó.

Îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ ïîäðîñòêà.  ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ó ðåáåíêà ïðîäîëæàåò ðàçâèâàòüñÿ òåîðåòè÷åñêîå ìûøëåíèå. Ïðèîáðåòåííûå â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå îïåðàöèè ñòàíîâÿòñÿ ôîðìàëüíî-ëîãè÷åñêèìè îïåðàöèÿìè. Ïîäðîñòîê â ñîñòîÿíèè äîñòàòî÷íî ëåãêî àáñòðàãèðîâàòüñÿ îò êîíêðåòíîãî, íàãëÿäíîãî ìàòåðèàëà è ðàññóæäàòü â ÷èñòî ñëîâåñíîì ïëàíå. Íà îñíîâå îáùèõ ïîñûëîê îí óæå ìîæåò ñòðîèòü ãèïîòåçû, ïðîâåðÿòü èëè îïðîâåðãàòü èõ, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðèîðèòåòíîì ðàçâèòèè ó íåãî ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ.

Ãëàâíîé îñîáåííîñòüþ ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ ïîäðîñòêà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïîñòåïåííî îòäåëüíûå óìñòâåííûå îïåðàöèè, êîòîðûå îí ñîâåðøàåò, ïðåâðàùàþòñÿ â åäèíóþ öåëîñòíóþ ñòðóêòóðó.

Òàêèì îáðàçîì, îñíîâíûìè ñâîéñòâàìè ïîäðîñòêîâîãî ìûøëåíèÿ ÿâëÿþòñÿ:

ñïîñîáíîñòü ó÷èòûâàòü âñå êîìáèíàöèè ïåðåìåííûõ ïðè ïîèñêå ðåøåíèÿ ïðîáëåìû;

ñïîñîáíîñòü ïðåäïîëàãàòü, êàêîå âëèÿíèå îäíà ïåðåìåííàÿ îêàæåò íà äðóãóþ;

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка в раннем детстве

ñïîñîáíîñòü îáúåäèíÿòü è ðàçäåëÿòü ïåðåìåííûå ãèïîòåòèêî-äåäóêòèâíûì îáðàçîì («Åñëè åñòü X, òî ïðîèçîéäåò Y») .

Íå âñå ñïåöèàëèñòû ñîãëàøàþòñÿ ñ îïèñàííîé Ïèàæå êîíöåïöèåé ðåçêîãî êà÷åñòâåííîãî ñêà÷êà â êîãíèòèâíûõ ñïîñîáíîñòÿõ. Íåêîòîðûå ïñèõîëîãè ñ÷èòàþò, ÷òî ïåðåõîä ÿâëÿåòñÿ ãîðàçäî áîëåå ïîñòåïåííûì, ñ íåñêîëüêèìè âîçâðàòàìè îò ôîðìàëüíî-îïåðàöèîíàëüíîãî ìûøëåíèÿ ê áîëåå ðàííèì ñïîñîáàì ïîçíàíèÿ è îáðàòíî. Íàïðèìåð, Ä.Êèòèíã ñ÷èòàåò, ÷òî ãðàíèöû ìåæäó ìûøëåíèåì äåòåé, ïîäðîñòêîâ è âçðîñëûõ ÿâëÿþòñÿ èñêóññòâåííûìè. Îí ðàññìàòðèâàåò êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå êàê íåïðåðûâíûé ïðîöåññ è ïîëàãàåò, ÷òî äåòè ìîãóò îáëàäàòü ñïîñîáíîñòüþ ê ôîðìàëüíûì îïåðàöèÿì.

Âîçìîæíî, ÷òî ïîÿâëåíèå ýòèõ ñïîñîáíîñòåé ó ïîäðîñòêîâ ñâÿçàíî íå ñ íîâûì êîãíèòèâíûì îñíàùåíèåì, à ñ óëó÷øåíèåì ÿçûêîâûõ íàâûêîâ è íàêîïëåíèåì îïûòà âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ìèðîì.

Òàêèì îáðàçîì, êîãíèòèâíûé êîìïîíåíò ñàìîñîçíàíèÿ èìååò ñâîè îñîáåííîñòè â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, ò.å. åãî ñîñòàâëÿþùèå êà÷åñòâåííî èçìåíÿþòñÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ ìëàäøèì øêîëüíûì âîçðàñòîì.

Èíôîðìàöèîííûé ïîäõîä ê êîãíèòèâíîìó ðàçâèòèþ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå

Ñòîðîííèêè èíôîðìàöèîííîãî ïîäõîäà îñíîâíîå âíèìàíèå îáðàùàþò íà ñîâåðøåíñòâîâàíèå ó ïîäðîñòêîâ òåõ óìåíèé, êîòîðûå ïðèíÿòî íàçûâàòü ìåòàïîçíàíèåì. Ìåòàïîçíàíèå âêëþ÷àåò â ñåáÿ íåñêîëüêî óìåíèé, òàêèõ êàê ñïîñîáíîñòü ðàçìûøëÿòü î ìûñëÿõ, ôîðìèðîâàòü ñòðàòåãèè è ïëàíèðîâàòü.  ðåçóëüòàòå ïîÿâëåíèÿ ýòèõ íîâûõ êîãíèòèâíûõ óìåíèé ïîäðîñòêè ó÷àòñÿ àíàëèçèðîâàòü è ñîçíàòåëüíî èçìåíÿòü ïðîöåññû ñâîåãî ìûøëåíèÿ.

Ðîáåðò Ñòåðíáåðã ðàçäåëèë èíòåëëåêò íà 3 êîìïîíåíòà:

ìåòàêîìïîíåíòû – ïðîöåññû óïðàâëåíèÿ âûñøåãî ïîðÿäêà äëÿ ïëàíèðîâàíèÿ è ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé (íàïðèìåð, ñïîñîáíîñòü âûáèðàòü îïðåäåëåííóþ ñòðàòåãèþ çàïîìèíàíèÿ èëè îñóùåñòâëÿòü òåêóùèé êîíòðîëü íàä êà÷åñòâîì çàó÷èâàíèÿ íàèçóñòü ñïèñêà ýëåìåíòîâ – ìåòàïàìÿòü);

êîìïîíåíòû èñïîëíåíèÿ – ïðîöåññû, èñïîëüçóåìûå äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ðåøåíèÿ çàäà÷è (îòáîð è èçâëå÷åíèå ðåëåâàíòíîé èíôîðìàöèè èç ïàìÿòè);

êîìïîíåíòû ïðèîáðåòåíèÿ (ñîõðàíåíèÿ) çíàíèé – ïðîöåññû, èñïîëüçóåìûå ïðè óñâîåíèè íîâîé èíôîðìàöèè.

 ñóùíîñòè, «ìåòàêîìïîíåíòû ñëóæàò ìåõàíèçìîì ïîñòðîåíèÿ ñòðàòåãèè, ïðåâðàùàþùåé êîìïîíåíòû îñòàëüíûõ äâóõ òèïîâ â îðèåíòèðîâàííûå íà çàäà÷ó ïðîöåäóðû». Ýòè ïðîöåññû ðàçâèâàþòñÿ ïîñòåïåííî.

Êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå âêëþ÷àåò êàê íàêîïëåíèå çíàíèé, òàê è ðàçâèòèå êîìïîíåíòîâ îáðàáîòêè èíôîðìàöèè. Ýòè ïðîöåññû âçàèìîñâÿçàíû. Ðåøåíèå ïðîáëåì ïðîèñõîäèò ýôôåêòèâíåå, êîãäà ó ÷åëîâåêà èìååòñÿ áîëüøîé çàïàñ ñîîòâåòñòâóþùåé èíôîðìàöèè. Ó ëþäåé, âëàäåþùèõ áîëåå ýôôåêòèâíûìè ìåòîäàìè õðàíåíèÿ è èçâëå÷åíèÿ èíôîðìàöèè, ôîðìèðóþòñÿ áîëåå ïîëíûå áàçû çíàíèé.

Ïîäðîñòêè ðåøàþò ïðîáëåìû è ðàññóæäàþò áîëåå ýôôåêòèâíî, ÷åì äåòè ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Íî îíè òàêæå îáëàäàþò áîëåå øèðîêèì äèàïàçîíîì ñöåíàðèåâ èëè ñõåì, êîòîðûìè ìîãóò âîñïîëüçîâàòüñÿ. Äåòè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà òîæå ðàçðàáàòûâàþò ïðîñòûå ñöåíàðèè äëÿ ïîâñåäíåâíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïîäðîñòêè ðàçðàáàòûâàþò áîëåå ñëîæíûå ñöåíàðèè äëÿ îñîáûõ îáñòîÿòåëüñòâ èëè ïðîöåäóð. Êîãäà îíè ïûòàþòñÿ ðåøèòü ïðîáëåìó èëè ðàçîáðàòüñÿ â ñîöèàëüíîì ñîáûòèè, îíè ìîãóò ðàññóæäàòü î ñìûñëå ïîäîáíûõ âåùåé, çàèìñòâóÿ èíôîðìàöèþ èç ñâîèõ áîëåå ñëîæíûõ ñîöèàëüíûõ ñöåíàðèåâ. Ïîäðîñòêè èñïîëüçóþò ñâîè ðàçâèâàþùèåñÿ êîãíèòèâíûå óìåíèÿ â èíòåëëåêòóàëüíîì è ìîðàëüíîì ïîèñêå, êàñàþùåìñÿ èõ ñàìèõ, èõ ñåìåé è ìèðà.

Îáîáùàÿ âñå ñêàçàííîå âûøå, ïîïðîáóåì ïîäâåñòè èòîãè äàííîé ãëàâû. Ìû âûÿñíèëè, ÷òî òàêîå ñàìîñîçíàíèå, êàê îíî ôîðìèðóåòñÿ, êàêîâà åãî ñòðóêòóðà, à òàêæå îïðåäåëèëè, êàêèìè îñîáåííîñòÿìè îáëàäàåò êîãíèòèâíàÿ ñòîðîíà ñàìîñîçíàíèÿ äåòåé ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà, âûÿâèëè, ÷òî ýòè îòëè÷èÿ äîñòàòî÷íî ñóùåñòâåííû. Èìåííî â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ñàìîñîçíàíèå ôîðìèðóåòñÿ îêîí÷àòåëüíî, ò. ê. â ëè÷íîñòè ïîäðîñòêîâ åñòü âñå ïðåäïîñûëêè ê ýòîìó.

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ êîãíèòèâíûì êîìïîíåíòîì ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà

Ïðèñòóïàÿ ê èññëåäîâàíèþ ïðîöåññà ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè ïîäðîñòêà, ïñèõîëîã èñõîäèò èç òîãî, ÷òî ðåáåíîê ðîäèëñÿ â ñîöèàëüíîé ãðóïïå – ñåìüå, êîòîðàÿ íå òîëüêî äîëæíà îáåñïå÷èâàòü åãî îðãàíè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè, íî è ïåðåäàâàòü åìó âñå êóëüòóðíîå íàñëåäèå, àêêóìóëèðîâàííîå åþ íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ïîêîëåíèé.  òàêîé ñåìüå, ãäå ñóùåñòâóåò äåôèöèò ðîäèòåëüñêîé ëþáâè, äåòè íå ïîëó÷àþò íåîáõîäèìîãî ïîëîæèòåëüíîãî çàðÿäà, îò÷åãî ñòàíîâÿòñÿ ïàññèâíûìè è íåóâåðåííûìè, àãðåññèâíûìè è áåñïîêîéíûìè. Íåóäîâëåòâîðåííîñòü îòíîøåíèÿìè â ñåìüå îáû÷íî êîìïåíñèðóåòñÿ îòíîøåíèÿìè â íåôîðìàëüíîé ãðóïïå ñâåðñòíèêîâ, êîòîðàÿ ïîñòåïåííî ñòàíîâèòñÿ îñîáî çíà÷èìîé äëÿ ïîäðîñòêà â îñâîåíèè ñîöèàëüíîé æèçíè. Îí óñâàèâàåò íîðìû è öåííîñòè òàêîé ãðóïïû, çà÷àñòóþ àñîöèàëüíîãî õàðàêòåðà. Ýòî ñèëüíî ñêàçûâàåòñÿ è íà ñàìîñîçíàíèè ïîäðîñòêà, â ÷àñòíîñòè, íà åãî êîãíèòèâíîì êîìïîíåíòå.

Ïðåæäå ÷åì ïðèíèìàòü êàêèå-ëèáî ìåðû, íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ãëóáîêóþ äèàãíîñòèêó ðàññìàòðèâàåìîãî ôåíîìåíà. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ ïîäðîñòêàìè ñòðîèòñÿ, îïèðàÿñü íà ðåçóëüòàòû äèàãíîñòèêè. Ïîñëå äèàãíîñòèêè, ñðàâíåíèÿ ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ ñ íîðìîé è ñîñòàâëåíèÿ ïðîãðàììû ðàáîòû ñ êëèåíòîì ïðîâîäèòñÿ ñàìî êîíñóëüòèðîâàíèå.

Ïñèõîêîíñóëüòèðîâàíèå – ýòî ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïîìîùü êëèåíòó â ïîèñêàõ âûõîäà èç ïðîáëåìíîé ñèòóàöèè. Òàêóþ ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîìîùü ìîãóò îêàçûâàòü ïñèõîëîãè, ñîöèàëüíûå ðàáîòíèêè, ïåäàãîãè, âðà÷è, ïðîøåäøèå ñïåöèàëüíóþ ïîäãîòîâêó. Êëèåíò âîñïðèíèìàåòñÿ êîíñóëüòàíòîì êàê äååñïîñîáíûé ñóáúåêò, îòâåòñòâåííûé çà ðåøåíèå ñâîåé ïðîáëåìû. Ïðè ïñèõîêîíñóëüòèðîâàíèè ïñèõîëîã çàíèìàåò íåéòðàëüíóþ ïîçèöèþ. Ê çàäà÷àì êîíñóëüòàíòà îòíîñÿò:

ýìîöèîíàëüíàÿ ïîääåðæêà è âíèìàíèå ê ïåðåæèâàíèÿì êëèåíòà;

ðàñøèðåíèå ñîçíàíèÿ êëèåíòà;

èçìåíåíèå îòíîøåíèÿ ê ïðîáëåìå (îò òóïèêà ê âûáîðó ðåøåíèé);

ðàçâèòèå ðåàëèñòè÷íîñòè;

ïîâûøåíèå îòâåòñòâåííîñòè è äð.

Òåîðèÿ, êîòîðîé ïîëüçóåòñÿ ïñèõîëîã, çàäàåò îðãàíèçóþùèå ïðèíöèïû äëÿ êîíñóëüòèðîâàíèÿ. Ñàìîå âàæíîå âî âñåõ ðàçíîîáðàçíûõ ïîäõîäàõ ê òåîðèè è ïðàêòèêå êîíñóëüòèðîâàíèÿ – ýòî èíäèâèäóàëüíàÿ êóëüòóðíàÿ ýìïàòèÿ, íàáëþäàòåëüíîñòü ïñèõîòåðàïåâòà, åãî îöåíêà ëè÷íîñòè, ïðèìåíåíèå ìåòîäîâ ïîçèòèâíîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ. Îñíîâíàÿ ìåòîäîëîãè÷åñêàÿ ïîçèöèÿ ñîñòîèò â òîì, ÷òî ïðåäíàçíà÷åíèå ÷åëîâåêà æèòü è äåéñòâîâàòü, îïðåäåëÿÿ ñâîþ ñóäüáó, ñîñðåäîòî÷åíèå êîíòðîëÿ è ðåøåíèé íàõîäèòñÿ âíóòðè ñàìîãî ÷åëîâåêà, à íå â åãî îêðóæåíèè. Ïñèõîêîíñóëüòàíò äîëæåí ïîääåðæèâàòü ó êëèåíòà ñîñòîÿíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî çäîðîâüÿ, äàâàÿ ÷åëîâåêó âîçìîæíîñòü ñîïðèêàñàòüñÿ ñî ñâîèì âíóòðåííèì ìèðîì.

Èçìåíÿÿ êîãíèòèâíûé àñïåêò ñàìîñîçíàíèÿ øêîëüíèêà, êîíñóëüòàíò äîëæåí ïîäáèðàòü ñðåäñòâà, ïîáóæäàþùèå ñàìîãî øêîëüíèêà ïîìåíÿòü ÷òî-òî â íóæíóþ ñòîðîíó. Íàïðèìåð, ÷òîáû ñòèìóëèðîâàòü îòñòàþùåãî ó÷åíèêà ê ó÷åíèþ, íåîáõîäèìî ñîçäàòü ñèòóàöèè æåëàíèÿ ïîëó÷åíèÿ çíàíèé íà ýòàïå âîñïðèÿòèÿ íîâîãî ìàòåðèàëà. Ýòî ìîãóò áûòü ñèòóàöèè ýìîöèîíàëüíî áëàãîïðèÿòíûå äëÿ âîñïðèÿòèÿ çíàíèé; ñèòóàöèè, ñâÿçàííûå ñ ðàñêðûòèåì ïðàêòè÷åñêîé è ïîçíàâàòåëüíîé çíà÷èìîñòè èçó÷àåìîãî ìàòåðèàëà; ñèòóàöèè, ñïîñîáñòâóþùèå îñîçíàíèþ íåäîñòàòî÷íîñòè ñâîèõ çíàíèé è óìåíèé, íåîáõîäèìîñòè ïðèîáðåòåíèÿ íîâûõ. Òàêèì îáðàçîì, ðàáîòà ïñèõîëîãà ïî èçìåíåíèþ ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà îñíîâûâàåòñÿ íà òåõ æå ïðèíöèïàõ, ÷òî è ëþáàÿ äðóãàÿ ðàáîòà êîíñóëüòàíòà, è çàêëþ÷àåòñÿ â íàõîæäåíèè ïóòåé ñòèìóëÿöèè æåëàíèÿ ðåáåíêà ìåíÿòüñÿ.

Çàêëþ÷åíèå

Ìû ðàññìîòðåëè îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ êîãíèòèâíîãî àñïåêòà ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêîâ, ñðàâíèëè åãî ñ ñàìîñîçíàíèåì ìëàäøåãî øêîëüíîãî è þíîøåñêîãî âîçðàñòà. Âñå èç ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ ìû âûïîëíèëè. Ãèïîòåçó ïîäòâåðäèëè.

Èòàê, ñàìîñîçíàíèå – ýòî ìíåíèå è ìûñëè ÷åëîâåêà î ñåáå, êîòîðûå ñôîðìèðîâàëèñü íà îñíîâå æèçíåííîãî îïûòà è îöåíîê äðóãèõ ëþäåé. Ê îñîáåííîñòÿì êîãíèòèâíîãî êîìïîíåíòà ñàìîñîçíàíèÿ ìû îòíåñëè: íàëè÷èå àáñòðàêòíîãî ìûøëåíèÿ (ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà îíî ðàçâèòî ïëîõî), ñïîñîáíîñòü àíàëèçèðîâàòü ëîãè÷åñêèå çàäà÷è, ðàññóæäàòü ïî àíàëîãèè, íîâîå ñîäåðæàíèå ñàìîîïèñàíèé (ïðîòèâîðå÷èâîñòü â íèõ) è äð.

Ïðè ïîìîùè ïñèõîêîíñóëüòèðîâàíèÿ ñïåöèàëèñò ìîæåò èçìåíèòü íåäîñòàòêè â ðàçâèòèè êîãíèòèâíîãî êîìïîíåíòà ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà, ÷òî áóäåò ñïîñîáñòâîâàòü åãî äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ. Ýòî íåîáõîäèìî, ò. ê. â ïðîòèâíîì ñëó÷àå ó ïîäðîñòêà ìîãóò âîçíèêíóòü ðàçëè÷íûå òðóäíîñòè, ñâÿçàííûå ñ ñàìîñîçíàíèåì.

Ëèòåðàòóðà

1. Áîæîâè÷ Ë.È. Ïðîáëåìû ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Ì.,1995. Ñ.232-234.

2. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé â 6 ò. Ò. 4. Ì., 1984. Ñ.40-219.

3. Äóáðîâèíà È.Â. Øêîëüíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñëóæáà. Ì., 1991. 93-98.

4. Êëå Ì. Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêà. Ì., 1991. Ñ.85-108..

5. Êðàéã Ã. Ïñèõîëîãèÿ ðàçâèòèÿ. ÑÏá, 2000. Ñ. 586-598.

6. Ïèàæå Æ. Ýâîëþöèÿ èíòåëëåêòà â ïîäðîñòêîâîì è þíîøåñêîì âîçðàñòå// Æàí Ïèàæå: òåîðèÿ, ýêñïåðèìåíòû, äèñêóññèè. Ì., 2001. Ñ. 232-242.

7. Ïðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ îáðàçîâàíèÿ/ Ïîä ðåä. È.Â.Äóáðîâèíîé. Ì., 1995. Ñ. 293-301, 318-325, 339-341.

8. Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêà / ïîä ðåä. À.À.Ðåàíà

9. Ðàéñ Ô. Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêîâîãî è þíîøåñêîãî âîçðàñòà. ÑÏá, 2000. Ñ.165-218, 483-514.

10. Ðåìøìèäò Õ. Ïîäðîñòêîâûé è þíîøåñêèé âîçðàñò: Ïðîáëåìû ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè. Ì., 1994. Ñ. 98-106.

11. Ýëüêîíèí Ä.Á. Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû. Ì., 1989. Ñ.265-267.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник