Когнитивное развитие ребенка с аутизмом

Когнитивное развитие ребенка с аутизмом thumbnail

Психологическая наука и образование - №5 (52) / 2008 | Перейти к описанию

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2019

1 место —
направление «Психология»
2 место — направление «Народное
образование. Педагогика»

86 место
— общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 —
двухлетний импакт-фактор

 

Психологическая наука и образование
2008. Том. 13, № 5. С. 164–174
ISSN:
1814-2052 / 2311-7273 (online)

Прокофьев А.О.
кандидат психологических наук, Научно-образовательный центр нейро-когнитивных исследований (МЭГ-Центр), МГППУ, научный сотрудник, Москва, Россия

Чухутова Г.Л.
Психолог, ФГБУ «Сергиево-Посадский Детский Дом Слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты населения России, Сергиев Посад, Россия
e-mail: chukhutova@gmail.com

Грачев В.В.
кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук, Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей зрительного восприятия при аутизме. Испытуемыми были 26 мальчиков с синдромом детского аутизма и 24 типично развивающихся мальчика в возрасте 3–7 лет. Были использованы тесты зрительного восприятия и тест интеллекта Кауфманов. Установлено, что успешность выполнения зрительных тестов детьми дошкольного возраста зависит от уровня их когнитивного развития и общей способности к целостному зрительному восприятию. Лишь у части детей с аутизмом существует нарушение этой способности, не связанное с их возрастом или задержкой в когнитивном развитии. Выявленные нарушения целостного зрительного восприятия не характеризуют синдром детского аутизма в целом, но присущи части детей с этим нарушением развития.

… Вопросы о том, насколько характерны для синдрома аутизма нарушения зрительного восприятия и какие аномалии лежат в их основе, остаются дискуссионными. Одна из возможных причин имеющихся расхождений, отмечаемая в цитируемых работах, – это различия в возрасте испытуемых. Многочисленные исследования показывают зависимость наличия и степени многих когнитивных нарушений при аутизме от возраста [9]. В частности, связь с возрастом обнаружена для успешности выполнения тестов зрительного восприятия у детей с аутизмом школьного возраста [6; 7] и взрослых пациентов [4]. Нельзя исключить, что нарушения восприятия при аутизме на разных этапах развития могут принимать разные формы и определяться различными механизмами.

Принципиальное значение для понимания дизонтогенеза зрительного восприятия при аутизме могут иметь результаты исследований детей раннего возраста. К сожалению, такие работы единичны [14].

Другая вероятная причина расхождения результатов разных исследований заключается в следующем: аутизм часто сопровождается задержкой когнитивного развития, проявления которой затрудняют анализ результатов выполнения перцептивных тестов, особенно в дошкольном возрасте.

В о – п е р в ы х, неточное понимание инструкции детьми со сниженным интеллектом может привести к неадекватно заниженной оценке их перцептивных способностей. Так, показано, что даже взрослые люди с аутизмом не отличаются в оценке иллюзии Мюллера-Лаера от испытуемых без аутизма, если задание подразумевает невербальный ответ [18].

В о – в т о р ы х, задержка психического развития, свойственная большинству детей с синдромом аутизма в дошкольном возрасте, может быть сопряжена с обедненным зрительным опытом, скудными навыками концентрации зрительного внимания, etc. Эти факторы, безусловно, должны приводить к понижению успешности выполнения перцептивных тестов детьми с аутизмом. Например, известно, что у таких детей школьного возраста [11; 22] и у взрослых [4] успешность выполнения теста спрятанных фигур прямо зависит от интеллекта. Таким образом, при оценке перцептивных способностей детей с аутизмом, основанной на эффективности выполнения ими перцептивных тестов, необходимо одновременно учитывать как возраст, так и уровень когнитивного развития. Можно даже предположить, что в дошкольном возрасте влияние интеллекта будет сильнее, чем в старших возрастах.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей зрительного восприятия у детей 3–7 лет с синдромом детского аутизма Д. Мы предполагали, что у детей с ДА существуют нарушения зрительного восприятия, не связанные с задержкой в когнитивном развитии или возрастом детей. Для проверки этого предположения были использованы несколько тестов, оценивающих успешность опознания нарисованных объектов. Мы предполагали, что дети с ДА в целом будут хуже выполнять зрительные тесты, чем дети с типичным развитием ТР того же возраста или уровня когнитивного развития.

Методика

В исследовании приняли участие дети с синдромом детского аутизма в возрасте 3–7 лет (все мальчики), а также дети того же возраста и пола с типичным развитием (табл. 1). …

  1. Ахутина Т. В. et al. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Альбом. М.:
    Академия, 2003.
  2. Bar M. Visual objects in context // Journ. Nat Rev Neurosci, 2004. V. 5. № 8. P. 617–29.
  3. Behrmann M., et al. Seeing it differently: visual processing in autism // Journ. Trends Cogn Sci, 2006. V. 10. № 6. P. 258–64.
  4. Bolte S., et al. Gestalt perception and localglobal processing in high-functioning autism // Journ. J Autism Dev. Disord, 2007. V. 37. № 8. P. 1493–504.
  5. Dawson G., et al. Neural correlates of face and object recognition in young children with autism
    spectrum disorder, developmental delay, and typical development // Journ. Child Dev, 2002.
    V. 73. № 3. P. 700–17.
  6. Del Viva M. M., et al. Spatial and motion integration in children with autism // Journ. Vision Res, 2006. V. 46. № 8, 9. P. 1242–52.
  7. Edgin J. O., et al. Spatial cognition in autism spectrum disorders: superior, impaired, or just intact? // Journ. J Autism Dev Disord, 2005. V. 35. № 6. P. 729–45.
  8. Happe F., et al. The neuropsychology of autism // Journ. Brain, 1996. V. 119 (Pt 4). P. 1377–400.
  9. Happe F., et al. The weak coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // Journ. J Autism Dev Disord, 2006. V. 36. № 1. P. 5–25.
  10. Jolliffe T., et al. A test of central coherence theory: can adults with high-functioning autism or
    Asperger syndrome integrate fragments of an object? // Journ. Cognit Neuropsychiatry, 2001. V. 6. № 3. P. 193–216.
  11. Kaland N., et al. Disembedding performance in children and adolescents with Asperger syndrome or high-functioning autism // Journ. Autism, 2007. V. 11. № 1. P. 81–92.
  12. Kaufman A. C., et al. Kaufman assessment battery for children: administration and scoring manual. 1983, MN: American Guidance Service.
  13. Loveland K. A., et al. Fronto-limbic functioning in children and adolescents with and without
    autism // Journ. Neuropsychologia, 2008. V. 46. № 1. P. 49–62.
  14. Morgan B., et al. Weak central coherence, poor joint attention, and low verbal ability: independent deficits in early autism // Journ. Dev Psychol, 2003. V. 39. № 4. P. 646–56.
  15. Mottron L., et al. A study of perceptual analysis in a high-level autistic subject with exceptional graphic abilities // Journ. Brain Cogn, 1993. V. 23. № 2. P. 279–309.
  16. O’Riordan M., et al. Enhanced discrimination in autism // Journ. Q J Exp Psychol A, 2001. V. 54. № 4. P. 961–79.
  17. Papez J. W. A proposed mechanism of emotion. 1937 // Journ. J Neuropsychiatry Clin Neurosci, 1995. V. 7. № 1. P. 103–12.
  18. Ropar D., et al. Are individuals with autism and Asperger’s syndrome susceptible to visual
    illusions? // Journ. J Child Psychol Psychiatry, 1999. V. 40. № 8. P. 1283–93.
  19. Schopler E., et al. The childhood autism rating scale (CARS) for diagnostic screening and
    classification of autism // 1986, N.Y: Irvington Publishers. 63.
  20. Sewards T. V., et al. On the neural correlates of object recognition awareness: relationship to
    computational activities and activities mediating perceptual awareness // Journ. Conscious Cogn, 2002. V. 11. № 1. P. 51–77.
  21. Shah A., et al. An islet of ability in autistic children: a research note // Journ. J Child Psychol
    Psychiatry, 1983. V. 24. № 4. P. 613–20.
  22. South M., et al. The relationship between executive functioning, central coherence, and
    repetitive behaviors in the high-functioning autism spectrum // Journ. Autism, 2007. V. 11.
    № 5. P. 437–51.

 
Читайте также:  Музыкального развития личности ребенка в детском саду

Источник

Высказанные авторами предположения были подтверждены экспериментальными исследованиями. Для определения способности детей с аутизмом к распознаванию психических состояний других людей использовался тест Сэлли-Энн (Sally-Anne Test), направленный на исследование простейших процессов ментализации у детей. «В качестве реквизита используются две куклы по имени Сэлли и Энн. У Сэлли есть корзина, у Энн — коробка. Сэлли кладет шарик в корзину, накрывает ее и уходит из комнаты. Энн достает шарик из корзины и прячет в своей коробке. Сэлли возвращается с прогулки и хочет поиграть с шариком. Тестовый вопрос: где Сэлли будет искать шарик?

Большинство четырехлетних детей уверенно отвечает на этот вопрос: Сэлли будет искать шарик в корзине — там, куда она его положила. Даже умственно отсталые дети осознают, что Сэлли должна думать, будто шарик лежит там, где она его оставила. Как и нормальные дети, они отвечают, что Сэлли не знала о том, что Энн сделала с шариком, пока ее не было в комнате» [Мэш, Вольф, 2003, с. 344].

Авторы теории распознавания психических состояний подчеркивают, что здоровые дети способны приписывать другим людям различные психические состояния. Ребенок понимает, что человек может иметь ложное представление о ситуации. Ложное представление является психологическим, а не физическим состоянием, и выступает в роли фактора, позволяющего с большой долей вероятности как объяснять, так и предсказывать поведение людей: в данном случае — предсказать то, что Сэлли в поисках шарика заглянет в свою корзину. «Понимание сути ложных представлений естественным образом предполагает и понимание сути истинных представлений — соответствующих действительности предположений о том, что другой человек знает и чего он не знает; предположений о его намерениях и чувствах» [цит. по: Мэш, Вольф, 2003, с. 344].

Читайте также:  Характеристика психофизического развития ребенка 6 лет

Для большинства детей старше четырех лет, страдающих аутизмом, этот элементарный тестовый вопрос представляет значительные трудности. Как правило, они дают на него неправильный ответ. Они отвечают, что Сэлли будет искать шарик в коробке у Энн (где он действительно находится), несмотря на то, что они помнят, как Сэлли положила шарик в корзинку и что ее не было в комнате, когда Энн переложила его в коробку. Они в состоянии запомнить эту несложную последовательность событий, но не способны сделать на основе известных им фактов вывод, состоящий в том, что Сэлли должна иметь ложное представление относительно того, где находится шарик. Следовательно, они совершенно не учитывают того, что думает Сэлли, тем самым упуская из виду важное изменение, произошедшее в ситуации (то, что в прошлом являлось истинным представлением, перестало быть таковым). Поэтому они оказываются не в состоянии предсказать поведение Сэлли. Непонимание ими сути ложных представлений говорит и о непонимании ими других психических состояний. На основании этого делается вывод о том, что дети, страдающие аутизмом, неспособны к ментализации.

В обследовании Ф. Хаппе детей с аутизмом по тесту Сэлли-Энн было выявлено, что от 15 до 60% детей с аутизмом обнаруживают некоторые способности к ментализации [Нарре, 1995]. Этих аутичных детей отличает более осмысленное и общительное поведение, чем тех, кто не справился с тестом, а также более высокий уровень развития речевых и других коммуникативных навыков. Кроме того, они все же испытывают трудности при выполнении комплексных тестов, моделирующих более реальные жизненные ситуации.

Трудности распознавания психических состояний окружающих людей являются не единственной причиной нарушения восприятия у детей с аутизмом. Существенное влияние оказывает и общий дефицит когнитивных навыков, обусловленный трудностями многоуровневого планирования («high-order planning») и недостаточной регуляцией поведения. Как отмечает У. Фрит, при аутизме нарушается именно способность сводить разрозненную информацию в единую картину, связанную общим контекстом [Frith, 1992].

Особый интерес для анализа когнитивного развития детей с аутизмом представляет теория предвосхищающих перцептивных схем, предложенная американским  психологом У. Найссером.

Как подчеркивалось выше, у детей с аутизмом на первом году жизни наблюдается недоразвитие целого ряда поведенческих паттернов, характерных для здоровых младенцев: глазного контакта, мимической экспрессии, гуления, а также позднее развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Эти особенности позволяют сделать предположение об отсутствии у аутичных младенцев некоторых врожденных механизмов, которые должны обеспечивать стандартный репертуар поведенческих актов.

У. Найссер исходил из того, что в каждом воспринимающем организме должны существовать определенного рода структуры, позволяющие ему замечать одни аспекты среды больше, чем другие, или вообще что-либо замечать. Автор отмечал: «Я утверждаю, таким образом, что все мы располагаем схемами для физиогномического восприятия. Такие схемы не могут возникнуть из ничего, и трудно себе представить, что они могли бы сформироваться вне социального опыта. Вполне вероятно, что они даны нам от рождения. Подобно другим животным, мы рождаемся в какой-то мере готовыми к сбору экспрессивных сигналов, поступающих от других представителей нашего биологического вида. Младенцы от рождения готовы к восприятию улыбающегося или нахмуренного лица, ласковой интонации или отрывистых модуляций в качестве указаний на то, что сделают в ближайший момент значимые другие. (…) Некоторые виды патологий, в особенности детский аутизм, можно объяснить врожденной неадекватностью таких схем» [Найссер, 1981; с. 201].

Таким образом, отсутствие или недоразвитие таких схем может создавать определенные трудности в формировании социального опыта у детей, страдающих аутизмом.

Восприятие — это познавательный процесс, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Восприятие как целенаправленный процесс невозможно без формирования следующих перцептивных действий:

•   поиска объекта;

•   выделения наиболее характерных его признаков;

•  опознания объекта, то есть отнесения его к определенной категории вещей или явлений.

Дефицит когнитивных функций у детей с аутизмом– предыдущая | следующая -Восприятие аутиста

Читайте также:  Игры и упражнения для развития ребенка раннего возраста

оглавление

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

Источник

аутизм и речь ребенка

Может ли заговорить ребенок с аутизмом?

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) во многом отличаются друг от друга как по своим особенностям, так и по своим возможностям, поэтому американские логопеды, которые гораздо раньше, чем наши, стали заниматься с такими детьми, любят говорить: — Если ты встретил одного аутиста, ты на самом деле встретил только одного аутиста. Это значит, что изучив развитие одного ребенка с РАС, невозможно делать выводы о развитии других детей с этим диагнозом. Каждый такой ребенок уникален, какие-то методы помогают одним детям и совершенно бесполезны для других, кто-то из детей с аутизмом начинает говорить, а кто-то нет.

Несмотря на такие сложности, постоянно проводятся исследования, в которых ученые пытаются найти общее в этой разнородной группе детей. Лоурен Ловри, логопед Ханен-центра (Канада), проанализировала в своей статье результаты двух исследований детей с РАС. Авторы первой работы (Майо и др.) обследовали 119 детей с аутизмом. Они хотели узнать, есть ли какая-то связь между временем появления первых слов и дальнейшим развитием этих детей. Впервые детей обследовали в возрасте 16–30 месяцев, затем они были обследованы через два года. Дети, которые начали использовать отдельные слова в коммуникативных целях (кроме «мама» и «папа» — эти слова не считали) в возрасте 12, 18 и 24 месяца отличались по своему развитию от детей с аутизмом, у которых первые слова появились в 30 месяцев и позже. Поздно за говорившие дети отставали в уровне развития когнитивных навыков и в навыках социализации. Авторы делают такой вывод: 24 месяца — это критический срок для появления первых слов у ребенка с аутизмом, это момент, который предсказывает успешность дальнейшего развития ребенка с РАС.

Второе исследование (Пиклес и соавторы) проводилось в течение 17 лет. Развитие речи 192 детей с аутизмом исследовалось в возрасте 2, 3, 5, 9, 14 и 19 лет. Кроме речи оценивалось когнитивное и социальное развитие детей и учитывались все виды занятий, которые они посещали: все дети регулярно занимались с логопедом или специалистом по АВА-терапии. Отметим, что авторы этого исследования не ставили перед собой задачи выяснить, какой вид занятий лучше. Они просто использовали данные из отчетов специалистов, которые занимались с детьми. В итоге выявлено 7 разных типов языкового развития детей с РАС. В начале исследования у всех 192 детей была выраженная задержка в языковом развитии: в 2 года понимание ими языка соответствовало возрасту от 3 месяцев до 1 года 2 месяцев. Когда молодых людей с РАС обследовали в очередной раз в возрасте 19 лет, оказалось, что за 17 лет наблюдений у всех испытуемых был прогресс в речевом развитии, но не одинаковый. Из 192 детей с РАС 45% достигли среднего или высокого уровня языкового развития. Важно отметить, что прогресс в речевом развитии у них в основном происходил до 6 лет. Интересно, что у некоторых детей изначально было значительное отставание, но, тем не менее, они догоняли сверстников к 6 годам. Авторы исследования не знают, чем вызвана такая разница в языковом развитии до 6 лет. Возможно, это результат биологически запрограммированного развития языка или влияния занятий и окружения, которые помогали добиться улучшений. Несмотря на разнородность групп, было и общее: после 6 лет динамика языкового развития во всех группах уже не менялась, никаких неожиданных скачков в развитии не происходило.

Какие выводы?

Первый: стратегия «давайте подождем, вдруг заговорит сам» абсолютна неэффективна: кто-то заговорит, а кто-то нет. К сожалению, даже у нас в «Прогнозе» пока нет инструментов, которые бы предсказали точно будущий уровень владения речью у детей с РАС, но чем раньше будет организована комплексная помощь ребенку, тем выше шансы, что он достигнет возрастной нормы в плане языкового развития. После 6 лет начинать занятия с аутичным ребенком и надеяться на появление речи уже поздно: «окно» для развития языковой способности закрывается, сенситивный период заканчивается. Возможно, какой-то прогресс будет, но незначительный.

Второй вывод: для детей с РАС, которые начали пользоваться словами до 2 лет, дальнейший прогноз развития более благоприятный, чем для тех, которые заговорили позже.

Поэтому начинать заниматься с ребенком речью нужно не дожидаясь диагноза, а как только появились подозрения, что ребенок развивается как-то не так. Внимательные родители могут заметить признаки аутизма у младенца в возрасте всего нескольких месяцев. Подробнее об этом ЗДЕСЬ

Источник