Когнитивное развитие ребенка по валлону
Анри Валлон (1879—1962) — французский психолог,педагоги общественный деятель
А.Валлон исходил из биологических понятий анаболизма и катаболизма, которые, по его мнению, относятся не только к организму, но и к личности в целом. Анаболизм А.Валлон рассматривал как реакцию человека, направленную на изменение своего внутреннего состояния. Катаболизм – как реакцию, направленную вовне, на изменение окружающей среды. Развитие А.Валлон понимал как чередование анаболизма и катаболизма, повторяющееся на каждом новом витке развития, сопровождающемся образованием нового качества.
Анри Валлон
По А.Валлону, психика не может быть сведена к органике, но в то же время, и не может быть объяснена без неё. Чтобы объяснить, каким образом органическое становится психическим, А.Валлон рассматривает связь четырёх феноменов: эмоция, моторика, подражание, социум. А.Валлон подчёркивает, что социум абсолютно необходим для развития. Поэтому человеческий ребёнок – это существо социальное генетически, биологически. Социальная природа не насаждается путём внешних влияний, социальное уже включено в биологическое как абсолютная необходимость.
А.Валлон предлагает шесть стадий онтогенетического развития личности, начиная от внутриутробной жизни, и кончая стадией полового созревания и юношества. Переход от стадии к стадии происходит как качественная перестройка деятельности.
Основной движущей силой перехода ребенка на новые стадии Валлон считает его взаимодействие с усложняющимися социальными условиями его бытия. По мере перехода от стадии к стадии поведение растущего человека начинает все более зависеть от внутренних его диспозиций, психологических детерминант, опосредствующих воздействия социума. В процессе разных, все более усложняющихся форм деятельности активность ребенка, его психическая структура, «оснастка» обогащаются и развиваются. Изобильно возникающие психологические новообразования содержат в себе богатые предпосылки перехода ребенка на более высокие стадии развития. Однако предпосылки эти могут реализоваться лишь в том случае, когда ребенок переходит в более сложную систему социальных связей.
Концепция А. Валлона намечает стадии развития личности:
1) стадия внутриутробной жизни характеризуется полной зависимостью зародыша от организма матери;
2) стадия моторной импульсивности (от рождения до 6 мес) характеризуется потребностью ребенка в питании и двигательной активности, на основе которых вырабатываются элементарные условные рефлексы;
3) стадия эмоциональности (от 6 мес до 1 года) характеризуется установлением отношений с окружающими людьми и прежде всего с матерью, которая является основным стимулом к развитию;
4) сенсомоторная стадия (от 1 года до 3 лет) характеризуется интересом к внешнему миру, выходящему за пределы отношений с близкими взрослыми; этому в значительной степени способствуют хождение и речь;
5) стадия персонализма (от 3 до 5 лет) характеризуется кризисом 3 лет, возникновением чувства «Я», самостоятельностью в действиях, желанием быть в центре внимания;
6) стадия различения (от 6 до 11 лет) характеризуется расширением круга взаимоотношений, осознанием своего статуса притязаниями на признание, развитием умственных способностей;
7) стадия полового созревания и юношества характеризуется неуравновешенностью личности, внутренними противоречиями возникновением диаметрально противоположных чувств к окружающим, развиваются самоанализ и самооценка. Переход от стадии к стадии рассматривается не просто как результат количественных изменений, а как перестройка: деятельность, преобладающая на одной стадии, становится второстепенной или даже вовсе исчезает на следующей.
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие научные материалы.
Источник
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
В основе периодизации А. Валлона лежит связь социума и психики ребенка.
По мнению А.Валлона человеческий ребенок есть существо социальное генетически, биологически. Социальная природа человека не насаждается путем внешних влияний, социальное включено в биологию как абсолютная необходимость.
А. Валлон отмечает, что развитие когнитивных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностным развитием, причем эмоции в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального, и ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, так как именно эмоции объединяют ребенка с его социальным окружением. Хотя Валлон не признает единого ритма развития для всех детей, но все равно выделяет периоды, каждый из которых характеризуется своими признаками, особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми.
Последовательные стадии детства (по Валлону):
1. . Импульсивная стадия (до 6 месяцев) — стадия рефлексов, автоматически развивающихся в ответ на раздражения, а затем появление условных рефлексов.
2. Эмоциональная стадия(с 6 до 10 месяцев) — характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, отвращение, радость, и пр.), позволяющих ребенку устанавливать контакты с людьми, влиять на их поведение. Эмоции тесно связаны с движением; у маленького ребенка движения тела свидетельствуют о психической жизни, являются внешним выражением эмоций. Первые формы контакта ребенка со средой носят эмоциональный аффективный характер, ребенок полностью погружен в свои эмоции и поэтому он сливается с соответствующими ситуациями, которые вызывают эти реакции. Ребенок еще не способен воспринимать себя как существо, отличное от других людей.
3. Начало практического мышления(с 10 до 14 месяцев) — начинает узнавать звуки, слова, жесты, выражать свои желания жестами, словами.
4. Проективная стадия(с 14 месяцев до 3 лет) — развитие независимости ребенка, благодаря овладению ходьбой, речью; ребенок способен исследовать и воздействовать на объекты, названия которых он узнает одновременно с их свойствами. Происходит переход от действия к мысли и это становится возможным благодаря подражанию. Действия подражания, по образцу действия других людей, действия по социальной модели, которая усваивается, ассимилируется человеком, показывают связь социума и психики ребенка.
5. Персоналистская стадия(с 3 до 6 лет) включает три периода:
— период противопоставления (в 3 года) — ребенок начинает испытывать потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит ко многим конфликтам: ребенок противопоставляет себя другим, самоутверждает себя и при этом невольно оскорбляет окружающих людей, родителей, проявляет непослушание, негативизм. Этот кризис необходим в развитии ребенка. С этого момента, отмечает Валлон, ребенок начинает осознавать свою внутреннюю жизнь. Одновременно в когнитивном плане ребенок приобретает способность различать предметы по форме, цвету, размерам,
период нарциссизма (в 4 года) — ребенок проявляет усиленный интерес к самому себе, стремится выставить себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности (например,что он сильнее тока), упорствует в достижении своих желаний целей. В когнитивном плане восприятие становится более абстрактным, способен различать линии, графические обозначения;
период подражания (в 5 лет) — ребенок проявляет внимание к людям, к миру, испытывает привязанность к людям, поэтому воспитание ребенка в этот период «должно быть насыщено симпатией». Если в этом возрасте лишить ребенка привязанности к людям, то он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия, след которой сохраняется в течение всей жизни. В этот период ребенок подражает и усваивает роли, придумывает себе героя. На протяжении всей персоналистской стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом, он расшифровывает ситуации по какой-нибудь одной детали или по набору деталей, между которыми не способен установить причинно-следственные связи.
6. Учебная стадия(с 6 до 12 лет) — ребенок поворачивается к внешнему миру, осваивает знания о вещах, их свойствах, различной формы активности. Мышление становится более объективным, формируются умственные умения и операции.
7. На стадии полового созреваниявнимание подростка сосредоточивается на своей особе и своих потребностях, он узнает себя как средоточение различных возможностей, утверждает свою независимость и оригинальность. Таким образом, «заканчивается подготовка к жизни, которую составляет детство». В когнитивном плане развивается способность к рассуждениям и к связыванию абстрактных понятий.
Умственные способности человека достигают расцвета к 18 — 20 годам и до 60 лет существенно не снижаются. Различия между умственным потенциалом в старости и молодости выявляются, если учитывать скорость мыслительной реакции и уровень памяти. С возрастом снижается скорость мышления, ухудшается кратковременная память, скорость заучивания и приема информации, затрудняется процесс организации материала во время запоминания. Резкое ослабление умственной деятельности на блюдается у людей перед смертью. Нарушения познавательных процессов могут происходить в результате соматических и психических заболеваний.
Культурно-историческая теория развития ребенка
Л.С. Выготского.
Л.С Выготский определил область своего исследования как «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим – «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ). Он рассматривал сознаний как проблему структуры поведения».
Л.С Выготский впервые ввел исторический принцип в область детской психологии. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества.
По Л.С Выготскому движущая сила психического развития обучение. Он ввел в психологию понятие зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития. Определяемых с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С Выготский, « зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а цветами развития… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».
Л.С Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, а существо обладающее качественно отличной психикой.
3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Так сознание развивается в системном и смысловом строении.
4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми. Отличительный признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность и они формируются пожизненно. Образуются в результате овладения специальными орудиями средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.
Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты, по мнению Л.С Выготского, должны служить новообразования. Последовательность возрастных периодов должна в этой схеме определяться чередованием стабильных и критических периодов
Источник
Стадия (7) | Возраст | Характеристика |
Стадия | Н | |
Стадия (импульсивная) | От | Потребности |
Эмоциональная | От | В |
Сенсомоторная (проективная) | от | Она |
Стадия А) Б) В) | от 3 4 | Она |
Стадия Учебная | от | На |
Стадия | От | Она |
Периодизация развития личности по а. Валлону.
В основе периодизации
А. Валлона лежит связь социума и психики
ребенка.
По мнению А.Валлона
человеческий ребенок есть существо
социальное генетически, биологически.
Социальная природа человека не насаждается
путем внешних влияний, социальное
включено в биологию как абсолютная
необходимость.
А.
Валлон
отмечает, что развитие когнитивных
процессов тесно переплетено
с эмоциональным и личностным развитием,
причем эмоции
в генезисе психической жизни появляются
раньше всего
остального, и ребенок способен к
психической жизни только благодаря
эмоциям, так как именно эмоции объединяют
ребенка с
его социальным окружением. Хотя Валлон
не признает единого
ритма развития для всех детей, но все
равно выделяет периоды,
каждый из которых характеризуется
своими признаками,
особенностями взаимодействия ребенка
с другими людьми.
Последовательные
стадии детства (по Валлону):
1. Импульсивная
стадия(до
6 месяцев) — стадия рефлексов,
автоматически развивающихся в ответ
на раздражения, а затем
появление условных рефлексов.
2. Эмоциональная
стадия(с 6 до 10
месяцев) — характеризуется
накоплением репертуара эмоций (страх,
гнев, отвращение,
радость, и пр.), позволяющих ребенку
устанавливать контакты
с людьми, влиять на их поведение. Эмоции
тесно связаны с
движением; у маленького ребенка движения
тела свидетельствуют
о психической жизни, являются внешним
выражением эмоций. Первые формы контакта
ребенка со средой носят эмоциональный
аффективный характер, ребенок полностью
погружен
в свои эмоции и поэтому он сливается с
соответствующими ситуациями,
которые вызывают эти реакции. Ребенок
еще не способен
воспринимать себя как существо, отличное
от других людей.
3.
Начало
практического мышления(с 10 до 14
месяцев) — начинает
узнавать звуки, слова, жесты, выражать
свои желания жестами,
словами.
4. Проективная
стадия(с 14 месяцев
до 3 лет) — развитие независимости
ребенка, благодаря овладению ходьбой,
речью; ребенок
способен исследовать и воздействовать
на объекты, названия
которых он узнает одновременно с их
свойствами. Происходит
переход от действия к мысли и это
становится возможным благодаря
подражанию. Действия подражания, по
образцу действия
других людей, действия по социальной
модели, которая усваивается, ассимилируется
человеком, показывают связь социума и
психики ребенка.
5. Персоналистская
стадия(с
3 до 6 лет)
включает три периода:
— период
противопоставления(в 3 года) —
ребенок начинает испытывать потребность
утверждать и завоевывать свою
самостоятельность,
что приводит ко многим конфликтам:
ребенок противопоставляет
себя другим, самоутверждает себя и при
этом невольно оскорбляет окружающих
людей, родителей, проявляет
непослушание, негативизм. Этот кризис
необходим в
развитии ребенка. С этого момента,
отмечает Валлон, ребенок
начинает осознавать свою внутреннюю
жизнь. Одновременно
в когнитивном плане ребенок приобретает
способность различать
предметы по форме, цвету, размерам,
период нарциссизма(в 4 года) —
ребенок проявляет усиленный
интерес к самому себе, стремится выставить
себя в выгодном
свете, верит в свои сверхспособности
(например,что он
сильнее тока), упорствует в достижении
своих желаний целей.
В когнитивном плане восприятие становится
более абстрактным,
способен различать линии, графические
обозначения;
период подражания(в 5 лет) —
ребенок проявляет внимание к
людям, к миру, испытывает привязанность
к людям, поэтому
воспитание ребенка в этот период «должно
быть насыщено симпатией».
Если в этом возрасте лишить ребенка
привязанности к людям, то он может стать
жертвой страхов и тревожных переживаний
или у него наступит психическая атрофия,
след которой сохраняется в течение всей
жизни. В этот период
ребенок подражает и усваивает роли,
придумывает себе героя.
На протяжении всей персоналистской
стадии мышление
ребенка отмечено синкретизмом, он
расшифровывает ситуации по какой-нибудь
одной детали или по набору деталей,
между
которыми не способен установить
причинно-следственные
связи.
6.Учебная
стадия(с
6 до 12 лет) —
ребенок поворачивается к
внешнему миру, осваивает знания о вещах,
их свойствах, различной формы активности.
Мышление становится более объективным,
формируются умственные умения и операции.
7. На
стадии
полового созреваниявнимание
подростка сосредоточивается
на своей особе и своих потребностях, он
узнает себя
как сосредоточение различных возможностей,
утверждает свою
независимость и оригинальность. Таким
образом, «заканчивается
подготовка к жизни, которую составляет
детство». В когнитивном
плане развивается способность к
рассуждениям и к
связыванию абстрактных понятий.
Умственные
способности человека достигают расцвета
к 18 — 20 годам
и до 60
лет
существенно не снижаются. Различия
между умственным
потенциалом в старости и молодости
выявляются, если
учитывать скорость мыслительной реакции
и уровень памяти. С возрастом снижается
скорость мышления, ухудшается
кратковременная
память, скорость заучивания и приема
информации,
затрудняется процесс организации
материала во время запоминания. Резкое
ослабление умственной деятельности
наблюдается
у людей перед смертью. Нарушения
познавательных процессов могут
происходить в результате соматических
и психических
заболеваний.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник