Когнитивное развитие ребенка пиаже выготский
К наиболее изученным областям возрастной психологии относится сфера познания, в первую очередь познания на ранних стадиях развития ребенка. На протяжении последних 40 лет в сфере исследований когнитивного развития доминировали теории и идеи швейцарского психолога Жана Пиаже (Dasen, 1972, 1975, 1977; Dasen & Jahoda, 1986; Piaget, 1954, 1972; Zigler & Oilman, 1998).
Для Пиаже когнитивное развитие представляет собой динамический процесс, результаты которого зависят от способности индивида адаптировать свое мышление к потребностям и требованиям, определяемым изменениями окружающей среды. Без сомнения, теория Пиаже и тысячи исследований, проведенных под ее влиянием, внесли значительный вклад в наше понимание этой важной темы (обширный список обзоров исследований, проведенных в русле теорий Пиаже, можно найти в работе Г. В. Гардинера — Н. W. Gardiner, 1994). Данные им описания периодов сенсомоторных, конкретных и формальных операций стали неотъемлемой частью нашего психологического лексикона. Как отмечают Гардинер и соавторы (H. W. Gardiner etal., 1998),
Как бы мы ни относились к теории Пиаже, она продолжает оказывать значительное влияние на современные исследования и практику и <…> — с переменным успехом — применялась при изучении когнитивного развития во многих культурах во всем мире (р. 83).
Обзор наиболее известных работ, посвященных критике теории Пиаже и защите ее положений, вы найдете в статье Лоуренсо и Мачадо (Lourenco & Machado, 1996).
Поскольку Пиаже рассматривал когнитивное развитие как достижение личности, на которое частично оказывают влияние внешние факторы, он не уделял особого внимания социальному или культурному контексту. Эти моменты оказались в центре внимания другого первопроходца в области исследований когнитивного развития, советского психолога Льва Семеновича Выготского.
Работы Выготского (Vygotsky, 1978, 1986), как и работы Пиаже, долгие годы были недоступны многим психологам из-за языкового барьера, поскольку Выготский писал на своем родном языке и успел сделать не так много, скончавшись в довольно молодом возрасте. Тем не менее его идея о том, что когнитивное развитие представляет собой результат взаимодействия культурных и исторических факторов, имеет очень большое значение. Он предполагал, что процесс развития включает три основные составляющие: использование языка, роль культуры и зона ближайшего развития ребенка (Kozulin, 1990). Зона ближайшего развития, или различие между тем, чего ребенок может достичь самостоятельно, и тем, чего позволяет добиться его потенциальный уровень когнитивного развития при постороннем содействии или руководстве, и представляет собой ключевое понятие в представлениях Выготского о важнейшей роли социального влияния в развитии когнитивных способностей ребенка (Vygotsky, 1978).
Одни авторы утверждают, что зона ближайшего развития не определена должным образом и не поддается адекватной оценке (Paris & Cross, 1988), в то время как другие полагают, что какие-то моменты теории были утрачены или неправильно истолкованы при переводе, и в результате представление о них остается неполным (Nicolopoulou, 1993). И все же теория Выготского — это важный вклад в исследование развития в кросс-культурном аспекте и привлекает все более пристальное внимание специалистов по возрастной психологии (Rieber, 1998).
Posted in Психология и культура
Источник
Как я могу убедиться в том, что мой ребёнок учится развивать определённые когнитивные способности в соответствии со своим возрастом? Как устроено детское мышление? И каковы основные этапы когнитивного развития ребенка? Нормально ли, что мой ребёнок совершает ошибки в речи или процессах мышления? Теория Пиаже подробно объясняет различные этапы в развитии детей. Эта статья психологаCogniFIt (“КогниФит”)Эвы Родригес Вейц поможет вам познакомиться с этой научной теорией и выяснить, развивается ли ваш ребёнок по возрасту. Давайте вместе разрешим все ваши сомнения!
Теория Пиаже: этапы развития у детей
Жан Пиаже – это один из самых известных в истории психологов. Он получил признание в научном кругу прежде всего за его открытия в области детской психологии и развития интеллекта у детей. Пиаже посвятил свою жизнь исследованию различных стадий роста, чтобы понять, как развиваются детские способности в определённых моделях обучения, мышления и когнитивного развития. В данной статье описывается теория Пиаже и предлагается объяснение различных этапов развития ребёнка.
Ваш ребёнок беспокоен и с лёгкостью отвлекается? Проверьте, существует ли риск наличия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё с помощью нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ!
Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей
С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определённые стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребёнка по сравнению с другим.
Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление» в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.
На протяжении детского возраста у ребёнка идёт процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребёнка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определённые когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».
Что такое теория Пиаже? Жан Пиаже (швейцарский психолог и биолог) выполнил многочисленные исследования в области развития детей, разделив детский возраст на этапы, которые он назвал: стадии развития. Теория Пиаже предполагает разделение процесса когнитивного развития ребенка на стадии, в зависимости от его возраста.
Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребёнок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учётом приблизительного возраста.
В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?
Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идёт о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребёнку будет проще научиться определённому навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас всё еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.
Этапы когнитивного развития ребенка согласно теории Пиаже
Пиаже предложил четыре стадии развития детей в зависимости от возраста. Эти стадии были распределены следующим образом: первая стадия – сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет), вторая стадия – предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет), третья стадия – период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет), четвёртая стадия – период формальных операций (дети и подростки, начиная с 11 лет, примерно до 19 лет). Далее мы подробно рассмотрим эти стадии.
1 стадия развития ребёнка: сенсомоторный период (дети в возрасте от 0 до 2 лет)
Этот этап развития ребёнка характеризуется пониманием окружающего мира через действия посредством координации чувственного (сенсорного) опыта с физическими действиями. В этот период наблюдается значительный прогресс развития врождённых рефлексов.
- Как известно, дети в этом возрасте отдают предпочтение стимулам яркого цвета, с эффектами блеска, контраста, движения…
- Кроме того, дети, выстраивая свои поведенческие схемы, пытаются повторить действия и для этого используют своё тело. Например, создать шум, ударяя игрушку, выбросить некий объект, потянуть одеяло, чтобы завладеть объектом, который находится на нём и т.д. В этом возрасте дети повторяют случайные события, экспериментируя со своим телом.
- Первый контакт ребенка с речью: самые первые контакты с речью отмечаются у ребёнка, когда он находится в утробе матери. На протяжении всех месяцев беременности он «прислушивается» и знакомится с голосом родителей. Исследования показывают, что в первые дни жизни малыши предпочитают звук человеческого голоса любому другому звуку. Это удивительно, насколько ребенок быстро привыкает к речи. Уже с момента рождения он имеет уникальную способность различать звуки речи. Психологи-исследователи из Casper y Spence также продемонстрировали, что детей особенно привлекает речь их матерей, которую они распознают быстрее, чем речь незнакомых людей.
- Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 0 до 2-х лет? Когда малыш рождается, его любимым средством коммуникации является плач, потому что он пока ещё не может воспроизводить другие звуки (физически к этому не готов). В течение первых нескольких месяцев он начинает использовать пре-лингвистические жесты, такие, как улыбки и слезы, которые он изначально будет использовать спонтанным образом. С течением временем это станет преднамеренным, когда он научится использовать их как средства общения. Так или иначе, в зависимости от того, плачет малыш или улыбается, родители могут интерпретировать его эмоции и состояние. В такой форме реализуется его первая спонтанная коммуникация. Примерно в шестимесячном возрасте ребёнок начинает формировать первые слоги из гласных и согласных. Например, в этот период мы можем услышать, как он произносит: «бабаба». Первые единичные слова малыши, как правило, начинают произносить в возрасте около 12 месяцев.
2 стадия развития ребёнка: предоперационный период (дети в возрасте от 2 до 7 лет)
Это вторая стадия развития детей согласно теории Пиаже. Начиная с 3-х лет, в жизни малыша происходят важные изменения. Он начинает проходить первые образовательные программы вне дома, участвовать в учебном процессе. И это представляет собой очень важный социальный компонент.
- Ребёнок начинает строить социальные отношения с другими людьми, особенно в кругу своих сверстников. Это имеет особое значение, поскольку до этого периода, его социальные отношения развивались только в кругу семьи.
- Какие средства коммуникации используют дети в возрасте от 2 до 7 лет?Несмотря на то, что в возрасте от 3 до 7 лет словарный запас ребёнка стремительно увеличивается, детям в этот период, как правило, свойственно «эгоцентрическое мышление». Это означает, что ребёнок оценивает все происходящее в соответствии с его индивидуальным жизненным опытом. В результате чего его мышление в этот период является статическим, интуитивным и часто лишенным логики. Поэтому, дети в возрасте до 6 лет могут совершать ошибки как в момент интерпретации событий, так и в момент выражения своего мнения о происходящем.
- В этот период детям свойственно говорить о себе в третьем лице, так как у них пока еще нет чётко определенного понятия «Я», которое отделяет их от остального мира.
- Дети в возрасте от 2 до 7 лет проявляют сильное любопытство и стремление к знаниям. Поэтому они так часто задают своим родителям вопросы, которые начинаются со слова «почему», в отношении самых разных объектов и явлений окружающего мира.
- На этом этапе дети имеют обыкновение приписывать человеческие чувства или мысли неодушевленным объектам. Этот феномен известен в науке как анимизм.
Как проявляется «эгоцентрическое мышление» согласно теории Пиаже? Почему дети на этой стадии развития не способны мысленно поставить себя на место других людей? Это может быть связано с положениями «теории разума», которая объясняет способность человека проникнуть в сознание другого человека, угадать его мысли, то есть, способность поставить себя на место другого. Дети развивают эту когнитивную способность только в возрасте 4-5 лет. Вот почему ребенок более младшего возраста считает, что «другие люди видят происходящее и думают таким же образом, как это делает он сам». Эта теория помогает объяснить, почему дети до 5 лет не умеют обманывать или иронично шутить.
Каждое из этих ограничений пре-логической стадии будет преодолено ребёнком после того, как в возрасте 6-7 лет он перейдёт на следующий этап когнитивного развития. Это позволит ему объединить и систематизировать весь ранее накопленный опыт. Данный процесс продлится примерно до 14-15 лет.
3 стадия развития ребенка: период конкретных операций (дети в возрасте от 7 до 11 лет)
В этом предпоследнем периоде теории Пиаже дети начинают использовать логическое мышление в определённых ситуациях. В этот период они могут выполнять задачи более сложного уровня, успешно используя логические и математические операции. Тем не менее, несмотря на то, что они совершают значительный прорыв в отношении предыдущего периода, на данной стадии когнитивного развития они могут применять логику пока еще с определёнными ограничениями: здесь и сейчас, что на данном этапе им кажется намного легче. Они все ещё не используют абстрактное мышление. То есть, в этом возрасте детям стоит большого труда применять имеющиеся знания в отношении новой, пока еще неизвестной или недостаточно изученной темы.
4 стадия развития ребенка: период формальных операций (дети и подростки с 11 лет)
- Этот последний период характеризуется применением логического мышления при любых обстоятельствах, в том числе когда требуется мыслить абстрактно.
- Новизна этой стадии в отношении развития интеллекта ребёнка, по мнению Пиаже, заключается в том, что дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах и явлениях.
- Начиная с этой стадии, ребёнок воспринимает процесс обучения и полученные знания как единое целое, а не в виде списка конкретных тем, как это было на предыдущем этапе.
Этапы развития ребенка по теории Пиаже
Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?
- Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребёнок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
- В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребёнка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
- Наконец, если у ребёнка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребёнку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребёнок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
- Помните, что трехлетний ребёнок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «своё собственное окошко». Поэтому постарайтесь понять, что они пока ещё не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.
Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает, и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.
Источник
Ж. Пиаже и Л.С. Выготский посвятили свои жизни изучению того, как человеческие существа достигают способности конструировать и обмениваться теоретическими представлениями о мире и друг о друге. Каждый предложил эпистемологию, признающую развивающуюся природу этих теоретических построений.
Подобное различие, когда один мыслитель подчеркивает роль внутренних, логических процессов, а другой выделяет роль культуры, не могло не привести к серьезному расхождению их подходов к умственному развитию.
Разум, согласно Ж.Пиаже, может быть описан как организованная группа логических операций, промежуточных между миром как таковым и нашим знанием о мире. Логические операции сознания, берущие начало в интериоризации действия, образуют логическую систему, широта и мощь которой растет по мере отстранения от непосредственного действия. Согласно Ж.Пиаже, знание мира создается, а не открывается.
Умственное развитие — это «продвижение» ребенка от простых к более сложным системам логических операций, это процесс, осуществляемый посредством интериоризации действия и трансформации его в мысль. Появляется возможность развития формальных операций, в которых сама мысль становится собственным объектом и соответственно может быть транслирована в пропозиции сознания. Мышление на уровне конкретных операций требует понимания идентичности объекта в ходе трансформаций его внешнего вида либо в ходе действий, которые мы над ним осуществляем. Неясно, является ли осознанность условием перехода на более высокий уровень или же сопутствует ему.
Хотя для Л.С.Выготского, как и для Ж.Пиаже, разум выступает посредником между внешним миром и индивидуальным опытом, Л.С.Выготский никогда не рассматривал разум как воплощение логической системы. Разум, скорее, включает процессы, наполняющие опыт значением, смыслом. Обретение смысла требует не только языка, но и схватывания культурного контекста, в котором используется язык. Умственное развитие состоит в оформлении высших, культурно наполненных символических структур, каждая из которых может совмещаться либо даже заменять собою ранее существовавшую. Как орудия сознания, они не созревают исключительно посредством эндогенных принципов роста. Они не только усваиваются из инструментария культуры и ее языка, но и зависят от продолжающегося социального взаимодействия. Символические орудия культуры посредством социального взаимодействия осуществляют переход «извне» во «внутреннее» содержание мысли.
Для Л.С.Выготского умственные процессы в первую очередь проявляются во взаимодействии с другими людьми. Результаты такого взаимодействия затем интериоризируются и включаются в поток мысли. Поскольку социальное взаимодействие принципиально определяется речью, постольку в течение детской мысли интериоризируются значения и смыслы, порожденные в речевом обмене, который сам по себе выступает продуктом более широкой культурно-исторической системы. Зона ближайшего развития (ЗБР) является центральным пунктом теории Л.С.Выготского. Говоря предельно упрощенно, ЗБР представляет собой разрыв между тем, что человек способен сделать сам, без посторонней помощи, и тем, что он способен сделать с помощью намеков и подсказок более сведущего человека.
Таким образом, если Ж.Пиаже сосредоточился на инвариантном порядке умственного развития, то Л.С.Выготский, со своей стороны, сосредоточился на том, как другие люди обеспечивают присвоение культуры, что делает возможным процесс развития. Однако ни тот, ни другой не игнорировали иную альтернативу (это касается убеждения Л.С.Выготского, что умственное развитие движется от овладения конкретными понятиями к высшей ступени овладения абстракциями, а также убеждения Ж.Пиаже, что достижение пропозициональной стадии требует культурной поддержки.
Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления, заключается в эгоцентризме детского мышления. Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точек зрения между аутистической мыслью, и направленным разумным мышлением. Направленная мысль, или сознательная, т.е. она преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает. Аутистическая мысль подсознательна, т.е. цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Как таковая она не может быть выражена непосредственно речью, она выявляется непосредственно в образах. Первая форма мышления социальна. Она по мере развития всё больше и больше подчиняется законам опыта и чистой логики. Мысль же аутическая индивидуальна и подчиняется сумме специальных законов.
Корни эгоцентризма Пиаже видит в двух обстоятельствах:
o вслед за психоанализом, в асоциальности ребёнка
o в своеобразном характере его практической деятельности.
Эгоцентрический характер мысли настолько необходимо внутренне связан с самой психологической природой ребёнка, что он проявляется всегда закономерно, неизбежно, устойчиво, независимо от детского опыта. Основное положение: аутизм является первичной ступенью, над которой надстраиваются все дальнейшие ступни в развитии мышления.
Особенности эгоцентрической речи:
o не направлена на собеседника
o не выполняет коммуникативной ф-ции
o ничего не меняет в деятельности
o фрагментарна и предикативна
Для оценки динамики изменения эгоц речи ввел понятие коэффицент эгоц речи = отношению количества эгоц выск ребенка к общему числу высказываний.Пик в 4-5 лет, потом сниж, но никогда не достиг нуля.
Пиаже:
1). Эгоцентризм, принуждение, сотрудничество – таковы 3 направления, между которыми
беспрестанно колеблется развивающееся мышление ребёнка
2). Биологическое – изначальное, первичное, заключенное в самом ребёнке. Социальное действует посредством принуждения как внешняя, чуждая по отношению к ребёнку сила, вытесняющая биологическое.
3). Реализм мышления, анимизм и артифициализм являются тремя доминирующими чертами детского мировоззрения.
4). Существует не только эгоцентризм, но и логический эгоцентризм – логические и онтологические категории ребёнка эволюционируют параллельно.
5) Речь – прямое выражение мышления.
Выготский:
1). Аутистич мышление не может быть исходнй стадией в развитии мышления ребенка
2) недостаточный учет Пиаже предметной практической деятельности в развитии мышления.
3) Эгоцетрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.
4). Связь между фактом эгоцентрической речи и вытекающим из этого факта признанием эгоцентрического характера детского мышления не выдерживает экспериментальной критики.
5). Эгоцентрическая речь – есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней.
6). Пиаже недостаточно принимает во внимание значение социальной ситуации. Говорит ли ребёнок более эгоцентрически или социально – зависит не только от его возраста, но и от условий, в которых он находится.
Коэф эгоц речи резко падал в ситуации когда ребенок видел ,что его не понимают сверстники.
При затруднениях – всплеск эгоц речи. Эгоц речь – переход от коммуникативной речи к планирующей.
Главное отличие Пиаже и Выг: У Пиаже эгоц речь выражает особую познавательную позицию ребенка, А у Выг – этап интериоризации речи. Процесс развития детского мышления у Пиаже идет от аутизма, от миражного воображения, от логики сновидений к социализированной речи и логическому мышлению, переваливая в своем критическом пункте через эгоцентрическую речь, у Выготского процесс идет обратным путем: от социальной речи ребенка через эгоцентрическую речь к его внутренней речи и мышлению.
В итоге в совр психологии разделили эти позиции: эгоц речт и речь для себя (РДС). Отличия:
o эгоц речь отражает умственный эгоц ребенка, РДС явл переходной формой от внешн к внутр способу мышл
o эгоц речь не зависит от условий, РДС зависит от трудностей(коэф возр)
o эгоц отмирает с возрастом, РДС сохр вплоть до зрелого возр
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 205; Нарушение авторских прав
Источник