Когда начинать художественное развитие ребенка

В каком возрасте ребенку стоит начать заниматься в художественной студии, музыкальной школе или танцевальном коллективе? Как стимулировать развитие его творческих задатков и при этом не допустить эмоциональной и физической перегрузки? Какую поддержку малышу должны оказать родители, чтобы его желание учиться вокалу, постигать тонкости акварели или оттачивать танцевальные па не исчезло? Об этом рассказывает Екатерина Калачикова, руководитель Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы.

Всему свое время

Пожалуй, можно утверждать, что нижней возрастной границы для приобщения ребенка к искусству и начала занятий творчеством не существует. Ведь, к примеру, музыку дети начинают слышать еще в утробе матери. При этом доказано, что классические произведения положительно влияют их нервную систему. Но вот обучать игре на музыкальных инструментах детей стоит не раньше, чем в четыре-пять лет. 

Уже в первые год жизни ребенок начинает знакомиться с окружающим миром: на прогулках слышит новые звуки, дома изучает предметы через тактильные ощущения, играя с мамой и папой, учится различать человеческие эмоции и, даже еще не умея говорить, делает первые попытки общаться с окружающими. 

Большим подспорьем родителям малышей до года станут подходящие по возрасту развивающие игрушки. К примеру, ребенка, умеющего сидеть, можно приобщать к рисованию пальчиковыми красками, ближе к году – научить собирать цветовые пирамидки, а с 2-3 лет − лепить из пластилина и глины, создавать несложные аппликации и фигуры из кубиков. Все эти занятия не только знакомят малыша с миром цветов и красок, позволяют ему творить и создавать, но и задействуют мелкую моторику (о том, почему ее важно развивать и как это сделать, можно почитать здесь).

С 3-4 лет малыша можно начать водить на уроки хореографии, а богатое воображение, свойственное детям этого возраста, использовать для развития актерских способностей. 

Выходите вместе в свет

В приобщении к искусству и раскрытии творческого потенциала ребенка очень помогают посещения театра и концертов. На спектакли детей начинают приводить, как правило с 2,5–3 лет, но встречаются и более юные театралы – многое зависит от характера и усидчивости малыша. Важно помнить, что к выбору постановки родителям стоит относиться серьезно − она должна соответствовать возрасту ребенка и кругу его интересов.

Находясь в театре или на концерте, понаблюдайте за реакциями малыша на происходящее на сцене, а после попросите поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном. Спросите, что ему понравилось больше всего, а что не очень. Возможно, он расскажет, что самым красивым был танцевальный номер или в ответ станет напевать песенку главного героя спектакля, имитируя его интонации, – важно, что такие беседы с ребенком помогут вам выявить его предпочтения и даже творческие задатки. И чем более разноплановыми будут представления, на которые вы отправитесь вместе, тем точнее вы сможете определить склонности малыша. 

Создайте творческую среду 

Обустройте дома удобное место для детских творческих занятий, украсьте его игрушками и рисунками. Мастерите с ребенком поделки из подручных материалов, рисуйте, лепите, играйте, пойте и танцуйте вместе с ним. 

Во многих детских садах сейчас с детьми занимаются бальными и народными танцами, вокалом и рисованием. Если в вашем детском саду таких занятий нет, хороший вариант – посещение школы искусств или специализированной (хореографической, художественной и т.п.) школы, при которой работает подготовительное отделение для детей от 3-4 лет. 

Выбирая школу искусств, заранее сходите туда с ребенком на День открытых дверей, чтобы познакомиться с обстановкой, пообщаться с педагогами, родителями, детьми. Обязательно обратите внимание, насколько комфортно вашему сыну или дочке в этом учреждении, поскольку полноценное творчество возможно только в приятной атмосфере. 

Вдохновляйте, а не критикуйте 

По мере взросления увлечения юных творцов могут меняться. Если ребенку сначала понравилось рисование, а через год-полтора интерес к нему пропал, не стоит упрекать не состоявшегося художника за это. Лучше спросите, что еще он хотел бы попробовать. 

Еще одно правило – не критикуйте плоды творческого труда ребенка. Если хотите дать совет, сначала искренне похвалите и обозначьте успехи, а позже дружелюбно и деликатно отметьте, что можно улучшить. 

Главное – радость и созидание 

Задача взрослых – поддерживать малыша во всех его творческих начинаниях, прислушиваться к его желаниям и не подавлять индивидуальность. Мышление у детей более гибкое, чем у нас, они смотрят на мир иначе, у них нет такого количества барьеров, штампов и ограничений, как у взрослых. 

Помните, что смысл детского творчества не в том, чтобы научиться хорошо рисовать или петь. Дело не в погоне за результатами, поэтому не подгоняйте ребенка, не допускайте переутомления – это только снизит его интерес к продолжению занятий.

Не пытайтесь загнать порывы ребенка в свои рамки, дайте ему возможность уверенно проявлять себя, лишь аккуратно направляйте и старайтесь не забывать − навязывая собственное мнение, мы рискуем подавить любопытство и инициативность наших детей. 

Благодарим Департамент культуры города Москвы и библиотекарей столицы за предоставленные материалы и помощь в подготовке статьи.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Конечно, каждый родитель мечтает пробудить в крохе гения. Но путь к великим победам долгий и трудный. Требуется не только постоянные толчки, но и поддержка.

Как воспитать из ребёнка художника

Стоя в холле школы, услышала вопрос от родительницы к педагогу рисования: “Подскажите, как развить в ребёнке тягу к рисованию и слепить из него художника”. Учитель улыбнулся и сказал очень просто: “Лепить не нужно, но можно развивать художественные способности”.

Если малыш самостоятельно берёт в руки цветные карандаши или ручки каждый день, то это отличный знак того, что у него есть тяга к рисованию. На этот момент следует обратить внимание и при возможность отдать кроху на уроки рисования.

рисунок моей дочки в 4 года

Читайте также:  Семейные факторы влияющие на развитие ребенка

Детские рисунки — это непросто картинки!

От психологов можно часто услышать, что дошкольники через рисунок передают свои эмоции миру взрослых. Поэтому не следует мгновенно отдавать ребёнка на курсы юного художника, если приступы рисования у него случаются в заметными перерывами. Скорее всего это просто эмоциональная разгрузка. Но к таким рисункам следует относиться внимательно, изучая смысл и содержание. Обязательно спросите у ребёнка, что он изобразил.

У меня тоже был такой опыт, когда рисунок был способом рассказать о страхе. Вот эта пугающая картинка:

рисунок Мирославы (моя дочка) в 5 лет

Как вы думаете, о чём хотела рассказать моя дочка? Эту картинку она нарисовала в период болезни. У нас была кишечная инфекция, её всё беспокоила тошнота и рвота. Каждый такой приступ сопровождался слезами и дрожанием, она очень боялась. Болезнь сопровождалась высокой температурой, дочка говорила, что ей снятся плохие сны. Она изобразила свой страх! И как тут игнорировать детские рисунки?

Как развивать интерес к рисованию у детей?

А теперь вернёмся к теме, как же развить в ребёнке художественные способности? Если вы увидели, что ребёнок интересуется рисованием, то не упускайте момент.

Нужно поощрять тягу к этому увлечению и покупать различные художественные материалы. Пусть чадо рисует мелками, карандашами и красками. Ходите в магазин вместе с ребёнком, пусть он собственными глазами видит, как разнообразны привычные материалы для творчества.

рисунок моей дочке по сказке “3 медведя”, 5, 5 лет

Показывайте нестандартные способы рисования. Пусть ребёнок видит, что это творчество может быть более масштабным, чем простой рисунок на бумаге.

раскрашивание гипсовой фигуры

Ещё по мере возможности всегда берите с собой небольшой альбом и карандаши. Пусть ребёнок рисует, а не скучает, глядя по сторонам, или вообще “залипает” в гаджете.

Ещё полезно ходить с ребёнком на художественные выставки, пусть его фантазия развивается. Малыш должен видеть разнообразные техники создания рисунка. В этом помогут специальные пособия. Покупайте такие книги, они очень полезны на ранних стадиях освоения живописи.

Творческую фантазию ещё развивают книги, в которых используются яркие и необычные иллюстрации. Это могут быть современные произведения или какие-то журналы. Ребёнок должен смотреть, пытаться изобразить, перерисовать.

книга “Светлячки” от издательства МИФ

Отдавайте детей на кружки живописи. Там не только научат рисовать, но и есть возможность попасть малышу в нужную творческую среду. Участие в конкурсах очень помогает для совершенствования своих навыков.

Моя дочка пошла в школу рисования с 5 лет. Даже участвовали уже в конкурсе зимних рисунков, она заняла второе место по краю. Знаете, чувство соперничества прекрасно стимулирует, а когда видишь свои работы на мини-выставке, то даже ребёнок испытывает особое чувство восторга. Всегда можно периодически устраивать домашние выставки рисунков своего чада. Пусть родственники и друзья ребёнка знакомятся с творчеством вашего юного художника!

художественная мини-выставка с участием работы Мирославы

“Весёлые домики”, которые заняли 2 место

Все награды ребёнка ставьте на видное место. Он должен чувствовать вашу поддержку и гордость за любые успехи в области живописи. И при возможности рисуйте вместе с ребёнком. Общее дело — это так сплачивает!

Простое хобби может перерасти в настоящую профессию или побочный заработок. Или как минимум ребёнок будет рисовать для души, а это прекрасная разгрузка для нервной системы. Арт-терапия!

Источник

На чтение 12 мин.

Одним из важнейших элементов всестороннего развития личности является воображение и фантазия человека. Именно эти качества помогают приобрести опыт построения отношений с окружающими людьми, выражать свои индивидуальные черты характера и достигать высот в разных жизненных сферах. К сожалению, большинство родителей не учитывают это, что в будущем приводит к ограничению возможностей, которые открываются в жизни перед детьми.

Художественное развитие – один из самых важных аспектов формирования личности

Как выявить и сформировать творческие способности дошкольников?

Единственным методом, который безошибочно проявить все интересы и наклонности дошкольников  является игра. Но после того как выявлены интересы ребенка, необходимо создать правильные условия для поддержки ребенка в развитии этой заинтересованности, поработать вместе с ним над привитием желания заниматься любимым делом.

Совет родителям: предоставьте ребенку возможность развиваться, принимайте активное участие в этом процессе, но никогда не давите на ребенка, не заставляйте его заниматься прикладным искусством, если ребенок сам не изъявляет такого желания.

Обучение музыке надо начинать, когда ребенок сам этого хочет

Часто такая ошибка совершается, если родители желают развивать способности к музыке. Родители очень поспешно отдают ребенка в музыкальную школу, не привив ему интерес к занятию этим видом искусства.

Какими методами и средствами можно развить творческие способности дошкольников?

Начинать развитие творческих способностей детей целесообразно с самого раннего возраста. С этой целью можно использовать практически все, что окружает ребенка – разнообразные предметы, игры и ситуации общения. Основной целью творческого развития ребенка является умение придумать образ, с последующей его реализацией. Но гармоничное развитие должно происходить последовательно и методично.

Цели художественного развития

Совет: если вы играете с ребенком в развивающие игры, не доводите ситуацию до пресыщенности. Если вы почувствовали, что интерес к игре пропал, то ее лучше отложить.

Развивая творческие способности дошкольников, следует прибегнуть к наглядным, словесным и практичным методам развития. Наглядные методы предвидят рассматривание нарисованных или реальных картин. Словесные методы включают разные формы общения, истории, рассказы, сочинение сказок. Практические методы основаны на развивающих упражнениях, играх, создании и использовании разных моделей. Сочетание всех методов совместно поможет максимально развить интеллектуальные способности дошкольников.

Читайте также:  Конспект развития одного из коммуникативных умений ребенка

Работа с цветом – одно из средств художественного развития

Особое внимание следует уделять развитию художественно творческих способностей детей. Начинать работать над этим можно уже с годовалым малышом.

Именно в этом возрасте происходит изучение детьми предметов и их свойств. Надо позаботиться о том, чтобы ребенку на глаза попадали яркие карандаши, фломастеры, белая и цветная бумага, картон.

Начинать занятия можно с 1 года

В 2 годика дети знакомятся с окружающей средой, любят яркие цвета, проводят по бумаге линии и формы.

Начиная с трех лет, дети начинают рисовать каракули. Родителям следует обращать внимание на эти рисунки и стараться их расшифровать. Это поможет ребенку учиться связывать рисунок с образами. Необходимо предоставлять свободу малышу в его творениях, поддерживать и хвалить. Когда  ребенка проявиться заинтересованность рисованием, его можно отдавать в художественную школу.

Какова цель развития художественных способностей детей?

Среди всех видов одаренности, именно творческие способности проявляются раньше всех. Проявления художественно творческих способностей присутствуют во всех видах искусства, но наиболее актуальным является изотворчество. Причина этого состоит в том, что рисунки дошкольников могут храниться, экспонироваться и изучаться, свидетельствуя о присутствии художественных способностей у ребенка.

Художественные занятия учат образному мышлению. Аппликация из салфеток

С помощью воображения дети с признаками одаренности создают чувственные образы, которые помогают раскрыть внутренний смысл событий и явлений. С помощью цветовой гаммы дети выражают свое отношение к предмету: темный – значит плохой и страшный, а светлый – красивый, хороший, добрый. Именно выразительность цветовых решений и динамичность рисунков является отличительным признаком одаренности. Большинство дошкольников с признаками художественной одаренности располагают лист для рисования по вертикали.

Следует учитывать, что у изобразительной одаренности есть такое свойство как «возрастная талантливость». Объясняется это тем, что в определенный  момент все детки начинают рисовать, но потом эта способность в большинстве случаев исчезает. Поэтому очень важно вовремя заметить и поддержать развитие творческих способностей у ребенка.

Совет: не выбрасывайте рисунки ребенка. Именно они могут рассказать о его проблемах, ощущениях и эмоциях.

Детские рисунки выражают мысли и желания ребенка

Также по рисункам можно узнать об интересах, об отношении к окружающему миру, творческой активности и об уровне формирования технических умений и навыков вашего малыша.

Художественное воспитание дошкольников и развитие творческих способностей предвидит разные виды деятельности: лепка, графика, живопись, оригами. Целью таких творческих занятий является формирование образного мышления детей, развитие фантазии, выражение своих эмоций и чувств.

Ребенок, который еще плохо говорит, именно в творческой деятельности может выразить свои мысли, она также является хорошим помощником, который помогает справиться с переживаниями, улучшает эмоциональное развитие малыша.

Рисование у детей развитие воображение, внимание и усидчивость

Отличным результатом занятий художественным творчеством является успокаивание нервной системы, развитие усидчивости, терпения и выдержки.

Какова роль родителей в развитии творческого мышления у детей?

В 2-3 года у ребенка начинает развиваться фантазия и воображение. Именно благодаря воображению ребенок придумывает себе вымышленных героев, с которыми он дружит. Роль взрослого в игре придает ребенку уверенности в себе и силы. Для полноценного развития творческого воображения наиболее оптимальным вариантом будет, если родители будут играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры. Именно в таких играх ребенок может попробовать себя в разных ролях. Приготовьте вместе атрибуты к игре.

Совместные занятия очень сближают родителей и детей

Для полноценного развития мышления необходимо использовать предметы, которые помогут придумать и сделать что-то новенькое и необычное, осуществить какой-то эксперимент.

Кроме этого для этой цели подойдет головоломка, бинокль, магнит, мозаика, природный материал. Очень полезными будут наблюдения за животными на ферме, в зоопарке. Можно вместе сделать игрушки из лоскутков, ракушек, шишек, листочков. Неплохо будет сходить с ребенком в музей, аэропорт, поехать в деревню.

Ручной труд в детском саду ведется по специальным методикам

Волшебство нетрадиционных техник рисования

Уже в самом раннем возрасте малыши стараются отобразить свои впечатления об окружающем мире, используя изобразительное искусство. Порою отпадает необходимость в присутствии красок, кисточек и карандашей. Творческое развитие можно осуществить, используя свои пальчики, на запотевшем стекле можно рисовать ладошками, для рисунков на песке можно взять палочку вместо кисточки, также причудливые рисунки можно создать, используя мамину помаду или зубную пасту.

Рисование на ткани одна из нетрадиционных методик

Детей можно и нужно вводить в волшебный мир нетрадиционных техник рисования. Это очень увлекательное и завораживающее занятие для детей.

Необходимо использовать любую возможность для развития творчества нетрадиционными способами. С этой целью можно использовать множество ненужных вещей, которые есть в каждом доме. Интереснейшие картины можно создать с помощью зубной щетки, поролона, пробок, пенопласта, катушки ниток, свеч. На улице можно рисовать палочками, создать композицию с помощью шишек, листьев, камушков, пуха одуванчика или тополя.

Рисование с цветным песком – отличный способ развития мелкой моторики

Преимущество нетрадиционных способов развития детского творчества в том, что не существует четких правил и рамок. Слова «нельзя» или «неправильно» отсутствуют. Такой вид творчества приносить детям огромную радость и положительно сказывается на психологическом состоянии здоровья детей. Ребенок избавляется от внутренних страхов, становиться уверенней в себе и в своих силах. Дети учатся выражению своего замысла, также они знакомятся, как работать с разными материалами. При работе в нетрадиционных техниках у детей развивается образное мышление, мелкая моторика рук, воображение и фантазия. Такой вид творчества стимулирует находить новые творческие решения.

Объемная аппликация из бумаги

Правила для родителей по развитию художественных способностей ребенка

Для дошкольников рисование – это одно из самых обожаемых видов деятельности. Таким образом, ребенок может выразить свои мысли и переживания, происходит его полноценное творческое развитие. Но для того, чтобы в этом процессе не происходило ошибок родителям необходимо учитывать несколько правил.

  1. Правило первое. Не критикуйте и не высмеивайте ребенка. Если у него не получается что-то – помогите ему, подскажите как лучше сделать.
  2. Правило второе. Не делайте ограничения для ребенка в средствах для рисования. У вашего ребенка всегда должно быть много разного вида красок, мелков, фломастеров, карандашей. Пускай рисует, сколько захочет.
  3. Правило третье. Следите, чтобы занятие не затягивалось по времени. Нельзя чтобы ребенок уставал. Это способствует формированию плохого отношения к рисованию. Однако если ребенок весь увлечен творческим процессом – не перебивайте его, дайте доделать работу до конца.
Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения до года девочка таблица точная

Аппликация орешками – нетрадиционное творчество

Художественные упражнения для совместной деятельности родителей с детьми

  1. Создание новых оттенков цветов с помощью размывания акварели.
  2. Использование штрихов для закрашивания крупных деталей, использование при рисовании цветных карандашей.
  3. Использование пальчиковых красок во время творческой деятельности.
  4. Сотворение фона, с помощью нетрадиционных методик. Для этой цели   можно:
  • распылить с помощью зубной щетки акварель;
  • создать фактуру, используя соль;
  • украсить фон, используя штампы из подручных материалов (сырой картошки, картона);
  • создать фон с помощью мыльных пузырей (для этого мыло добавляется в гуашевые краски и выдуваются на лист).

Детский рисунок изонитью

Кроме этого, родители вместе с детьми могут освоить и другие интересные техники для творчества: коллаж, квиллинг, бумажная пластика, оригами, объемная аппликация, изонить.

Как создать условия для творчества ребенка?

Для создания условий с целью активного развития художественно-творческих способностей ребенка надо следовать некоторым требованиям:

  • создать обстановку для стимуляции творческой деятельности (в семье должна преобладать дружелюбная обстановка, ребенку должен быть предоставлен свободный доступ к максимально разнообразному изобразительному материалу);
  • силы должны использоваться по максимуму;
  • у ребенка должен быть выбор в том, какие способы деятельности использовать, продолжительность занятий, их частота и поочередность;
  • необходимо постоянно поддерживать ребенка, если что-то не получается, подбадривать, хвалить, стимулировать к творчеству.

Творческая обстановка дома

Организация детской творческой деятельности дома

Для художественной деятельности, как ни для какой иной существует необходимость в создании особой организации условий для занятий творчеством ребенком. Поэтому родителям очень важно создать отдельный уголок для ребенка и подобрать все необходимые средства рисования.

Детский набор для рисования

  1. Комната должна быть хорошо освещенной, свет должен попадать с левой стороны.
  2. Необходимо приобрести отдельный стол для творчества.
  3. Мебель должна соответствовать росту малыша.
  4. Желательно чтобы на столе было покрытие из клеенки.
  5. Бумага для творчества должна быть разного формата: альбомы для рисования и ватманы или обои. Именно такая бумага удобна в использовании: она не промокает и не коробится. Большой размер листов не стесняет движения рук ребенка.
  6. Для рисования необходимы гуашевые краски. Именно такие краски хороши для накладывания одного цвета на другой. В упаковке должно быть 6 или 12 баночек с цветными крышками и надписью «нетоксично».
  7. При покупке кисточек следует обратить внимание на номер, указанный на ручке. Чем тоньше кисточка, тем меньше номер. Для занятий творчеством необходимы толстые кисти (с 18 номера по 20). Для самых маленьких детей нужны специальные круглые кисти, с длинным ворсом.
  8. Емкость для промывания кисточки нужно выбирать устойчивую к падению и желательно, чтобы она была прозрачной.
  9. Также должны быть под рукой тряпочки изо льна для удаления лишней влаги.
  10. Также для изобразительной деятельности  необходимы карандаши. В коробке должно быть 6,12 или 24 карандаша. Следует обратить внимание на мягкость карандашей. Лучше всего подойдут мягкие карандашики – М, 2М, 3М.
  11. Очень необходимым является стакан для хранения карандашей. Необходимо приучать ребенка ставить карандаши на место назад в стакан.
  12. Дети очень любят рисовать восковыми мелками и карандашами. Они очень удобны в использовании, так как рисуют легко и мягко.
  13. Также стоит приобрести фломастеры. Детям нравится рисовать ими, так как они оставляют яркий привлекательный след на бумаге. Но существенными недостатками фломастеров можно указать то, что они не позволяют проводить эксперименты по смешиванию цветов и очень быстро высыхают, если не закрыть колпачок.
  14. Для занятий лепкой стоит приобрести пластилин в коробке с 6 или 12 кусочками.
  15. Отличным средством при обучении лепке считается глина.

Цветная глина – набор для лепки

Глина является природным пластичным материалом. По цветовой гамме она бывает желтовато-коричневая, красноватая, серовато-белая, зеленовато-голубая, бурая. Для того чтобы хранить глину необходимо в емкость налить немного воды, а сверху накрыть тканью. Также для занятий лепкой необходимо приобрести специальные пластиковые подставки или использовать для этой цели кусочки линолеума. Для того чтобы проверить готова ли глина к работе, ее необходимо размять с небольшим количеством воды, скатать в жгутик. Если она не трескается – можно приступать к работе.

Работа с глиной – лепка домика

Как оформлять детские работы и сделать из них презентацию?

    1. Прежде всего, обсудите с ребенком, какие работы ему больше всего по душе.
    2. Из белой плотной бумаги вырезается рамка. По размеру она должна быть чуть меньше рисунка. Затем необходимо наложить ее на рисунок.
  1. Картину необходимо повесить так, чтобы ребенку было удобно подойти к ней и рассматривать ее.
  2. Для хранения рисунков должна быть выделена отдельная полка.
  3. Не забывайте, перед тем как отправить рисунок на хранение подписать его, указав дату, возраст ребенка. Положите картинку в файл.
  4. Для фигурок, сделанных из глины и пластилина, тоже должно быть отведено специальное место.
  5. Если уже набралось много рисунков можно организовать выставку работ. На нее можно пригласить родных и близких и организовать настоящий праздник.
  6. Всячески поддерживайте ребенка. Не забывайте похвалить его при первой возможности. Это даст ему вдохновение для дальнейшей работы и будет способствовать развитию его художественно творческих способностей.

Источник