Коффка о психическом развитии ребенка

Коффка о психическом развитии ребенка thumbnail

Курт Коффка (1886-1941) – немецко – американский психолог. Вместе с Максом Вертхеймером и Вольфгангом Келером считается одним из основателей гештальтпсихологии. Учился в Берлинском университете у Карла Штумпфу, в 1909 году получил степень доктора философии. Также в течение одного года учился в Эдинбургском университете в Шотландии. После окончания учебы работал во Франкфуртском университете, в 1911 году стал приват – доцентом в университете города Гисен, где вместе с Келером участвовал в экспериментах Вертгеймера, посвященных изучению восприятия движения. В 1918 году – профессор университета, проработал в котором до 1924 года.

С 1924 года посещал различные американские университеты, был профессором Корнеллского, Чикагского и Висконсинского университетов. В 1927 году занял должность профессора колледжа Смита в Нортхемптоне. С 1939 года – профессор Оксфордского университета. Вместе с Вертхеймером и Келером в 1921 году основал журнал «Psychologische Forschung» (Психологическое исследование). Главный труд Коффки – «Принципы гештальтпсихологии» (1935) [1, с. 289].

В работе «Основы психического развития» применил методы гештальтпсихологии для исследования психического развития ребенка. В этой работе он объединяет гештальтпсихологию и психологию развития ребенка. Особое место уделяется опыту и научение на ошибках. В целом, Коффка подчеркивал взаимодействие способностей и условий окружающей среды, опираясь на «теорию конвергенции» В. Штерна. Книга содержит много практических примеров, которые иллюстрируют развитие способностей детей к формированию и восприятию мыслей, мыслительные процессы.

Исследования развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка есть набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей является грустный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и личность, и волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомый. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета.

Сначала дети воспринимают окружающую только как окрашенное или неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное – как фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в окружающем дети выделяют уже несколько наборов «фигура – фон». Это неокрашенное – окрашенное теплое, неокрашенное – окрашенное холодное и т.д. Таким образом, единственный ранее гештальт превращается в несколько гештальтов, которые уже точно отражают цвет. Со временем и эти образы дробятся: ??в теплом выделяются желтый и красный цвета, а в холодном – зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребенок не начинает правильно воспринимать все цвета. Таким образом, Коффка приходит к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформульовуе один из законов восприятия, который был назван «трансдукция» Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а только их отношения.

Источник

В основе структурного подхода стоит принцип структурности. Этот принцип оказывается одинаково приложимым ко всему многообразию психологических явлений в животном мире, начиная с самых низших и кончая самыми высшими.

Положения исследования Коффки и их критика Выготским:
1) Принцип структурности: структура является изначальным феноменом, который стоит в начале всего развития. Далее все идет путем логического вывода, путем дальнейшего размножения структур. Структура изначальна, а ее движение Коффка объясняет как нарастание четкости, длительности, расчлененности структур.

По словам Выготского: «Таким образом, перед нами последовательная натуралистическая теория психологического развития ребенка, сознательно сливающая животное и человеческое, игно¬рирующая историческую природу развития человеческого сознания»

2) Коффка устанавливает, что уже исходный пункт детского психологического развития оказывается структурным. Уже младенец имеет налицо осмысленные восприятия. Мир в том виде, в каком он представляется самому маленькому ребенку, уже в какой-то мере гештальтирован (целен). Таким образом, структурность оказывается лежащей в самом начале детского развития.

Выготский: Если структура дана изначально в сознании младенца, если все возникающее в дальнейшем ходе развития оказывается не чем иным, как только новыми фактическими вариациями на изначально структурную тему, — это и означает, что в ходе раз¬вития не возникает ничего принципиально нового. (Выготский говорит, что Коффка стирает границы между историческим и биологическим, что, следовательно, означает отказ от признания новообразований.)

3) Как же ставит Коффка вопрос о развитии?
Коффка различает две основные формы развития: развитие как созревание и развитие как обучение. Эти две формы взаимозависимы, но никакого примера этой взаимозависимости Коффка не приводит. (Выготский обращает на это внимание и говорит, то у Коффки «мы встречаемся с дуалистическим подходом к детскому развитию», а обучение и развитие являются единым процессом, о чем и не упоминает Коффка.).

Читайте также:  Авторитетные психологи развитие личности ребенка

4) проблема игры: Коффка говорит, что для ребенка существуют два мира — мир взрослых и собственный мир ребенка. Тот факт, что ребенок может играть с куском дерева, и через некоторое время, может бросить его в огонь, объясняется тем, что этот кусок дерева входит в две различные структуры.
Выготский говорит, что «Трудно представить себе большее насилие над фактами, чем подобного рода теория детской игры».

Коффка: концепции самое развитие ребенка представляется у Коффки как механическое вытеснение миром взрослых детского мира. А обучение, ведущее к развитию, объясняется чисто интеллектуалистически.
Выготский: «Интеллектуальное действие шимпанзе для него — ключ ко всему обучению и развитию чело¬веческого ребенка.» (в общем, ему все это не нравится).

Вывод, который делает Выготский: Поэтому надо искать возникновение и развитие высших, специфических для человека, свойств сознания, и ту осмысленность человеческого сознания, которая возникает вместе со словом и понятием, через слово и через понятие, — иными словами, надо искать историческую концепцию детской психологии.

Источник

Функция детства, темп и ритм развития, наследственность и среда. Постановка проблемы сознания младенца. Формы поведения. Проблемы памяти, подражания, речи и мышления. Моторное обучение ходьбе. Развитие способности различения цветов. Игровой мир ребенка.

Подобные документы

  • Проблема взаимосвязи речи и мышления. Понятие о мышлении. Развитие мышления. Связь мышления и речи. Физиологические основы мышления и речи. Речь и её функции. Развитие речи. Теоретические проблемы возникновения речи. Взаимосвязь мышления и речи.

    курсовая работа, добавлен 22.12.2008

  • Условия и факторы психического развития ребенка; основы семейного воспитания. Проблема формирования индивидуальности и личности; эмоциональная сфера, ее развитие в период дошкольного детства. Формы и виды мышления; становление мыслительной деятельности.

    шпаргалка, добавлен 07.05.2011

  • Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.

    контрольная работа, добавлен 10.09.2010

  • Развитие речи и ее влияние на мышление. Этапы развития мышления ребенка. Основные понятия и принципы интеллектуального развития. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже, эгоцентризм детского мышления. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.

    контрольная работа, добавлен 06.09.2009

  • Особенности физического и психического развития детей раннего возраста: непроизвольность и ситуативность поведения, сенсорное восприятие окружающего. Развитие воображения, внимания памяти, мышления. Формирование обобщений в предметных действиях ребенка.

    контрольная работа, добавлен 08.09.2011

  • Понятие психического развития и основные подходы к решению данной проблемы. Развитие познавательных процессов как основных составляющих, обуславливающих успешность адаптации в школе. Внимание в младшем школьном возрасте. Особенности развития памяти.

    курсовая работа, добавлен 23.07.2014

  • Значение речи для развития детского мышления и всего психического формирования ребенка. Психологическое содержание сюжетно-ролевой игры дошкольника. Развитие у детей интеллектуальной функции языка. Формирование монологической и диалогической формы речи.

    дипломная работа, добавлен 15.02.2015

  • Особенности и характеристика развития мышления. Образное мышление и взаимосвязь форм мышления ребенка. Осмысление речи и развитие внимания в дошкольном возрасте. Развитие памяти и воображения, умственная не зрелость. Область познания ребёнка-дошкольника.

    курсовая работа, добавлен 25.03.2009

  • Основы и этапы развития речи у дошкольников. Особенности формирования и развития речи у детей с задержкой психического развития. Методические задачи воспитания звуковой культуры речи. Методы словарной работы. Формирование грамматического строя речи.

    курсовая работа, добавлен 15.10.2015

  • Теоретические основы изучения речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Речь и её функции: средство общения и мышления, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; носитель сознания, памяти и информации.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2014

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Обзор

Курт Коффка (1886-1941) – известный немецко-американский психолог.

Наряду с Максом Вертгеймером и Вольфгангом Келером считается одним из основателей гештальтпсихологии. Занимался практическими аспектами использования принципов гештальтпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Мышление рассматривал как преобразование структуры наглядной ситуации. В работе “Основы психического развития” (1921) Коффка применил методы гештальтпсихологии для исследования психического развития ребенка. В основу данной книги положено первое издание труда на русском языке, увидевшее свет в 1934 году, со вступительной статьей Л.С. Выготского, помогающей читателю войти в круг основных проблем гештальттеории и понять ее место среди развивавшихся в то время направлений психологии.
Книга рекомендуется психологам, философам, а также всем интересующимся проблемами познания окружающего мира и детской психологией.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве

6. Психическое и физическое развитие

Проблема развития в структурной психологии (Л.С. Выготский) Критическое исследование
Основы психического развития. Предисловие к первому изданию Предисловие к русскому изданию
Глава 1. Проблема. Методика
1. Идея развития в психологии
2. Предварительное определение задач психологии. Перенесение их в детскую психологию. Мать и дитя. Наблюдение психологических процессов и их внешних проявлений
3. Функциональные и описательные понятия. Три рода наблюдений. “Описательная” сторона поведения
4. Психология поведения. Критерии сознания
5. Критика поведенческой точки зрения. Описание внешнего поведения и его значение
для физиологической теории
6. Нервная система. Сознание
7. Разделение психологических методов
8. Методы детской психологии
9. Литература
Глава 2. Общие концепции и факты развития
1. Созревание и обучение
2. Функция детства
3. Параллели из истории развития
4. Темп и ритм развития
5. Наследственность и среда 

Глава 3. Исходный пункт развития. Поведение новорожденного и примитивные формы поведения

1. Общий обзор поведения. Физиологические коррелаты
2. Импульсивные движения
3. Схема рефлексов
4. Рефлексы новорожденного. Проблема движений глаз 5. Сосание. Общая характеристика инстинктивных движений
6. Инстинкты как рефлекторная цепь. Теория Торндайка
7. Дополнение к теории инстинктов.
Преодоление механико-виталистической альтернативы. Инстинкты и рефлексы
8. Инстинкты, рефлексы и врожденные формы поведения 9. Инстинкты новорожденного. Общие замечания
об инстинктах
10. Выразительные движения
11. Чувствительность новорожденного
12. Пластичность как врожденное свойство
13. Феномены новорожденного. К постановке проблемы сознания. Структурные феномены
Глава 4. Специальные факты психического развития.
Постановка проблемы. Проблема образования новых форм поведения
1. Четыре области человеческого развития

2. 2. О созревании и обучении. Две проблемы обучения: память и успешность

3. Принцип проб и ошибок. Опыты Торндайка
и механистическая теория обучения
4. Критика теории Торндайка. Даже в своих попытках животные не ведут себя бессмысленно
5. Сравнительные опыты Ругера над людьми
6. Разумное обучение животных. Опыты Келера
с шимпанзе
7. Критика опытов Келера
8. Теория ступеней Бюлера и принцип структурности
Глава 5. Специальные факты психологического развития.
Проблема памяти. Обучение ребенка
1. Память и ее первые проявления
2. Законы памяти
3. Моторное обучение: ходьба, ее созревание
и обучение
4. Продолжение. Хватание и осязание. Моторные структуры
5. Развитие способности различения цветов. Сенсорное обучение A. Речевые методы
B. Методы без прямого участия речи
6. Продолжение: пространственные факты
7. Сенсомоторное обучение. Навык и интеллектуальная деятельность C. Сенсомоторное обучение
8. Продолжение. Проблема подражания

9. Идеаторное обучение. Проблемы речи и мышления
10. Категория мышления. Субстанция и причинность
11. Продолжение. Числовые структуры
12. Развитие детского поведения
Глава 6. Ребенок и его мир
Список книг, на которые имеются ссылки в примечаниях
Примечания
Примечания к первой главе
Примечания ко второй главе
Примечания к третьей главе
Примечания к четвертой главе
Примечания к пятой главе
Примечания к шестой главе

Характеристики

Автор Коффка Курт
Издательство Академический Проект
Тип обложки Твердый переплет

Источник

Немецко-американский психолог.
Считается одним из основателей гештальт – психологии.

Курт Коффка родился 18 марта 1886 года в городе Берлин. Обучался в Берлинском университете у Карла Штумпфа. В 1909 году Коффка получил степень доктора философии. Попутно в течение одного года обучался в Эдингбургском университете в Шотландии.

     Окончив обучение Коффка работает во Франкфуртском университете. А в 1911 году стал приват-доцентом в университете города Гисен. Здесь, вместе с Келером участвовал в экспериментах Вертхеймера, посвященых изучению восприятия движения. В 1918 году становится профессором этого университета, а с 1927 года являлся профессором колледжа Смита в Нортхемптоне, США.

     Коффка провел большое число экспериментальных исследований, но известен в связи с систематическим применением принципов гештальтпсихологии к решению самого широкого круга проблем. В одной из своих главных работ «Развитие психики» применил точку зрения гештальт – психологии к вопросам детской психологии и доказал, что дети изначально воспринимают мир целостно и слабо дифференцируют объекты вокруг себя.

     Исследования развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории Коффки, показали, что у ребенка есть набор смутных и не очень адекватных образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей является грустный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и личность, и волосы, и характерные движения.

     Поэтому маленький ребенок одного-двух месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если поменяет прическу или сменит привычную одежду на совершенно незнакомый. Однако уже к концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета.

Читайте также:  Развитие ребенка 3 года распечатать задания

     Основные положения, выдвинутые при изучении восприятия, гештальтисты попытались перенести на мышление, доказывая, что мышление подчиняется общим законам образования форм или гештальтов. Из этой установки представителей гештальтпсихологии следовало, что мышление, как и восприятие, является пассивным процессом сочетания элементов зрительного поля в целостные гештальты. Живое существо, человек и высшие животные выступает лишь как носитель психических процессов, происходящих в его мозге, а не как реально действующий индивид.

     Вместе с Вертхеймером и Келером в 1921 году Коффка основал журнал «Психологическое исследование». В том же году опубликована его работа «Основы психического развития», где применил методы гештальт – психологии для исследования психического развития ребенка. Особое внимание в ней уделяется опыту и научению на ошибках. Свой главный труд «Принципы гештальт – психологии» Коффка опубликовал в 1935 году.

     Курт Коффка скончался 22 ноября 1941 года в Нортхемптоне, США.

Научные работы Курта Коффки

К анализу представлений и их закономерностей (Zur Analyse der Vorstellungen und ihrer Gesetze, 1912)

Основы психического развития (Die Grundlagen der psychischen Entwicklung, 1921)

Восприятие: введение в гештальт-теорию (Perception: An Introduction to the Gestalt Theory, 1922) – статья в «Psychological Bulletin», № 19.

Принципы гештальт-психологии (Principles of Gestalt Psychology, 1935).

22.11.1941

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

В основе структурного подхода стоит принцип структурности. Этот принцип оказывается одинаково приложимым ко всему многообразию психологических явлений в животном мире, начиная с самых низших и кончая самыми высшими.

Положения исследования Коффки и их критика Выготским:

1) Принцип структурности: структура является изначальным феноменом, который стоит в начале всего развития. Далее все идет путем логического вывода, путем дальнейшего размножения структур. Структура изначальна, а ее движение Коффка объясняет как нарастание четкости, длительности, расчлененности структур.

По словам Выготского: «Таким образом, перед нами последовательная натуралистическая теория психологического развития ребенка, сознательно сливающая животное и человеческое, игнорирующая историческую природу развития человеческого сознания»

2) Коффка устанавливает, что уже исходный пункт детского психологического развития оказывается структурным. Уже младенец имеет налицо осмысленные восприятия. Мир в том виде, в каком он представляется самому маленькому ребенку, уже в какой-то мере гештальтирован (целен). Таким образом, структурность оказывается лежащей в самом начале детского развития.

Выготский: Если структура дана изначально в сознании младенца, если все возникающее в дальнейшем ходе развития оказывается не чем иным, как только новыми фактическими вариациями на изначально структурную тему, — это и означает, что в ходе развития не возникает ничего принципиально нового. (Выготский говорит, что Коффка стирает границы между историческим и биологическим, что, следовательно, означает отказ от признания новообразований.)

3) Как же ставит Коффка вопрос о развитии?

Коффка различает две основные формы развития: развитие как созревание и развитие как обучение. Эти две формы взаимозависимы, но никакого примера этой взаимозависимости Коффка не приводит. (Выготский обращает на это внимание и говорит, то у Коффки «мы встречаемся с дуалистическим подходом к детскому развитию»,  а обучение и развитие являются единым процессом, о чем и не упоминает Коффка.).

4) проблема игры: Коффка говорит, что для ребенка существуют два мира — мир взрослых и собственный мир ребенка. Тот факт, что ребенок может играть с куском дерева, и через некоторое время, может бросить его в огонь, объясняется тем, что этот кусок дерева входит в две различные структуры.

Выготский говорит, что «Трудно представить себе большее насилие над фактами, чем подобного рода теория детской игры».

Коффка: концепции самое развитие ребенка представляется у Коффки как механическое вытеснение миром взрослых детского мира. А обучение, ведущее к развитию, объясняется чисто интеллектуалистически.

Выготский: «Интеллектуальное действие шимпанзе для него — ключ ко всему обучению и развитию человеческого ребенка.» (в общем, ему все это не нравится).

Вывод, который делает Выготский: Поэтому надо искать возникновение и развитие высших, специфических для человека, свойств сознания, и ту осмысленность человеческого сознания, которая возникает вместе со словом и понятием, через слово и через понятие, — иными словами, надо искать историческую концепцию детской психологии.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник