Кляйн развитие одного ребенка в

Кляйн развитие одного ребенка в thumbnail

Мелани Кляйн — влиятельный британский психоаналитик еврейского происхождения, стоявшая у истоков детского психоанализа, игровой психоаналитической терапии и теории объектных отношений.

Биографический очерк

Родилась в еврейской семье, где было уже трое детей. Её отец, Мориц Райцес, состоял во втором браке и был на 15 лет старше своей жены. К моменту рождения Мелани ему было более 50 лет.

В детские годы особо близкие отношения сложились у Мелани со старшей сестрой Сидони. Однако Сидони умерла в возрасте 9 лет и маленькая Мелани тяжело переживала эту утрату. Через несколько лет умер брат Эммануэль, когда Мелани Кляйн исполнилось 18 лет, умер её отец, а спустя несколько лет после отца скончалась мать. Тяжелые утраты детских лет вызвали у Мелани глубокую депрессию, которая, по мнению хорошо знавших ее людей, с годами закрепилась в ее мироощущении и характере. Вообще характером Мелани Кляйн всю жизнь отличалась резким и неуживчивым, что невольно сужало круг ее последователей.

В 1903 году вышла замуж за инженера Артура Кляйна.

Несколько лет изучала в Венском университете искусство и историю, однако образование осталось незавершенным. Вместе с мужем покинула Вену и проживала с ним в Словакии и Силезии. В браке родилось трое детей, однако семейная жизнь сложилась неудачно. Тяжелый характер Мелани Кляйн помешал ей стать хорошей матерью. Любви взаимопонимания в отношениях с детьми у неё не было. Её дочь Мелитта, тоже ставшая психоаналитиком, порвала отношения с матерью и даже на похороны М. Кляйн не явилась.

«Долгие годы она не общалась с матерью. Когда Мелани в сентябре 1960 г. умерла, Мелитта, которая тоже была в Лондоне, не присутствовала на похоронах… В этот самый день Мелитта, оставаясь до конца непреклонной, читала в Лондоне лекцию в ярко-красных сапогах».

Старший сын М. Кляйн трагически погиб в горах, однако, по утверждению Мелитты, он покончил с собой, отчаявшись найти взаимопонимание с матерью.

С 1910 по 1919 годы М. Кляйн проживала с семьёй в Будапеште. В 1914 году, находясь в депрессивном состоянии, связанном с о смертью матери и рождением третьего ребёнка, М. Кляйн обратилась за помощью к психоаналитику Шандору Ференци. Пройдя у него психоаналитический курс, М. Кляйн проявляет интерес к психоанализу как таковому.

В 1917 году М. Кляйн начала собственную психоаналитическую практику с анализа собственного младшего сына, а затем пятилетнего мальчика, сына её знакомых.

В 1918 году участвовала в работе 5—го Международного психоаналитического конгресса, где познакомилась с З. Фрейдом.

В 1919 году выступила с докладом «Влияние сексуального просвещения и отказа от авторитета на интеллектуальное развитие ребёнка», основанном на наблюдениях за одним из собственных детей. В этом же году становится членом Венского психоаналитического общества.

В 1921 году, по приглашению Карла Абрахама, поступила на работу в Берлинский институт психоанализа, где продолжила свою исследовательскую и терапевтическую деятельность в области детского психоанализа.

В 1922 году разошлась с мужем. С 1924 по 1925 годы проходила личный анализ у Карла Абрахама, который был прерван в связи со смертью последнего.

В 1925 году, во время поездки в Лондон, М. Кляйн знакомится с президентом Британского психоаналитического общества Эрнестом Джонсом, который приглашает её осуществлять свою дальнейшую научную и терапевтическую деятельность в Англии.

В 1926 году М. Кляйн окончательно переезжает в Лондон, где продолжает активно развивать свои идеи, связанные с детским психоанализом и использованием техники игры с маленькими пациентами. Идеи М. Кляйн были критически восприняты Анной Фрейд. В результате длительных дискуссий между сторонниками М. Кляйн и А. Фрейд произошел раскол в Британском психоаналитическом обществе и образовались три группы психоаналитиков — кляйнинская, фрейдовская и независимая.

В 30-е годы идеи Кляйн нашли поддержку у некоторых психоаналитически ориентированных врачей. Некоторые из них, Дональд Винникотт и Дж. Болби, прошли у неё анализ.

После Второй мировой войны М. Кляйн в основном работала как обучающий аналитик и как супервизор, отказавшись от активной роли в жизни Британского психоаналитического общества.

22 сентября 1960 года после перенесенной операции Мелани Кляйн умерла от эмболии лёгочной артерии.

Научная деятельность

Наблюдения за играми собственных детей 2-3 лет привели её к выводу, что именно на этот возраст приходится формирование Эдипова комплекса.

В ходе изучения наиболее агрессивных импульсов маленьких пациентов (зависть, жадность, ненависть) Кляйн разработала технику работы с детьми, не утратившую актуальности и в наши дни. Аналогом свободных ассоциаций в детском психоанализе является игровая деятельность. Она также раскрыла основополагающее значение расщепления детского сознания в самом раннем возрасте на составляющие его основные понятия: «хороший» (англ. good) и «плохой».

Одна из наиболее важных идей Кляйн состоит в том, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Ребенок (или взрослый) будет агрессивно «расщеплять» мир, с тем чтобы отвергнуть то, что он ненавидит, и сохранить то, чего он желает. Постоянное желание ребенка — иметь рядом добрую и наполненную грудь и отвергать опустошенную, назойливую или безучастную грудь.

Таким образом, Кляйн постулировала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному, расщепляющему процессу противостоит другой, организующий процесс, который производит интеграцию и способствует целостности и любви. Кляйн заметила, что ребенок, проявляющий ненависть к своей матери (хотя бы в фантазиях), со временем попытается восполнить тот ущерб, который, по мнению ребенка, был им нанесен. Типичный пример этого — ребенок, предлагающий любимую игрушку в виде дара, с тем чтобы утешить маму, которой он причинил боль в своих фантазиях. Тем самым мама, которая в сознании ребенка была расщеплена, сольется в единый образ, объединяющий в себе хорошее и плохое. Полагала, что суперэго присуще структуре личности от рождения и что ребёнок в ходе своего развития проходит через параноидно-шизоидную позицию (связанную с деструктивными импульсами) и депрессивную позицию (контроль либидо). Оба термина получили широкое распространение в психоанализе.

Вела оживлённую полемику с Анной Фрейд по поводу пересмотра ряда положений учения её отца, в особенности касающихся проявлений агрессии в детском возрасте. Кляйновский психоанализ — единственная неофрейдистская школа (помимо лакановской), принимающая существование влечения к смерти.

Среди последователей Мелани Кляйн были такие психоаналитики, как Герберт Розенфельд, Уилфред Бион, Бетти Джозеф, Ханна Сигал, Дональд Мельцер, Рождер Мани-Керл.

Источник

Развитие одного ребенка, Мелани Кляйн

Авторы:

Мелани Кляйн

ISBN: 9785989041596

Год: 2014

Публикуемая работа объединяет в себе два доклада, прочитанных в Венгерском и Берлинском психоаналитических обществах в 1919 и 1921 годах соответственно.
Здесь описывается случай воспитания ребенка, который живо интересуется вопросами существования бога, происхождения человека, проявлений своего тела и т.д. И в первой и во второй частях показано как активно действует в ребенке механизм вытеснения. В первом случае, когда воспитание не сопровождается сексуальным просвещением, во втором – как механизм, имманентный детской душе. Оба сообщения насыщены примерами высказываний ребенка, его игр и действий. М.Кляйн внимательно относится к малейшим деталям того, как в ребенке развивается чувство реальности и обретается опыт взаимоотношений с окружающими. В конце работы она высказывает оптимистичные предположения о раннем аналитическом вмешательстве в воспитание. В целом данная публикация предваряет дальнейшие кляйнианские построения в области наблюдений за детьми, развития игровой техники и понимания детской души.
Представления Кляйн о ранних стадиях в развитии ребенка, ее опыт аналитического вмешательства в воспитание, выводы о прогрессивной роли просвещения в сексуальных вопросах являются важными основаниями в построении психоаналитической педагогики. Обо всём этом и не только в книге Развитие одного ребенка (Мелани Кляйн)

  • Эти книги могут быть Вам интересны

Кляйн развитие одного ребенка в

Кляйн развитие одного ребенка в

Кляйн развитие одного ребенка в

Кляйн развитие одного ребенка в

  • Рецензии (0)
  • Написать рецензию

Рецензий на «Развитие одного ребенка» пока нет. Уже прочитали? Напишите рецензию первым

  • Отзывы (0)
  • Оставить свой отзыв

Отзывов о «Развитие одного ребенка» пока нет. Оставьте отзыв первым

  • Цитаты (0)
  • Добавить цитату

Цитат из «Развитие одного ребенка» пока нет. Добавьте цитату первым

  • Где купить?

Книгу «Развитие одного ребенка» Мелани Кляйн можно приобрести или скачать:
в 2 магазинах по цене
от 264
до 552 руб.

  • Объявления
  • Разместить объявление

Предложений от участников по этой книге пока нет. Хотите обменяться, взять почитать или подарить? Добавьте объявление первым!

  • Читали (0)
  • Хотят прочесть (0)

Интересные посты

Кляйн развитие одного ребенка в

Новости книжного мира

Сегодня, 26 сентября, в истории

Ежегодно, начиная с 2001 года, 26 сентября отмечается Европейский день языков (European Day of…

Р Н К

2 дня 5 часов 16 минут назад

Кляйн развитие одного ребенка в

Кляйн развитие одного ребенка в

Интересная рецензия

Страшная антиутопия

Каждый писатель пишет про своё время. Даже если действие романа отстаёт от современности на пару…

Кляйн развитие одного ребенка в

Интересная рецензия

Семинары молодым

Осталось три книги в публицистическом году. И сентябрьская книга оказалась одной из лучших. Книга…

ALi

1 день 14 часов 21 минута назад

Источник