Классификация отклонений в развитии ребенка усанова

Классификация отклонений в развитии ребенка усанова thumbnail

В настоящее время единых принципов классификации нарушений развития в детском возрасте не существует. В пособии рассмотрим ряд наиболее популярных классификаций, представленных в специальной психолого-педагогической литературе (М. А. Власова и М. С. Певзнер, В. В. Лебединский, О. Н. Усанова, В. Л. Лапшин и Б. П. Пузанов, Е. А. Стребелева).

Одну из первых научных классификаций нарушений развития предложил Л. С. Выготский. Он отмечал, что «всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание. Соответственно этому следует различать три основных типа дефекта: повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота, слепоглухота), повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки) и недостаток или повреждение центральной нервной системы (слабоумие)»[1].

В работе М. А. Власовой и М. С. Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» выделяются следующие группы проблемных детей:

  • 1. Дети с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, функции опорно-двигательного аппарата и сенсомоторики).
  • 2. Дети с задержкой психического развития.
  • 3. Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями.
  • 4. Дети с психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональные нарушения поведения).
  • 5. Умственно отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии).
  • 6. Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия и др.).

В. В. Лебединский классифицирует нарушения в развитии, опираясь на исследования проблемы психического дизонтогенеза (Нарушения психического развития у детей. М., 1985). Он отмечает, что характер дизонтогенеза зависит от ряда психологических параметров: особенностей функциональной локализации нарушения (частный или общий дефект); времени поражения (чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития); взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом; межфункциональные взаимодействия (механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии).

В основе классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В. В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Кан- нер) об основных направлениях качественно несводимых друг к другу нарушений психического развития человека:

  • • ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;
  • • дисфункция созревания, которая связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;
  • • поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;
  • • асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

Классификация видов психического дизонтогенеза.

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания:

  • — общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести);
  • — задержанное развитие (задержка психического развития, обусловленная замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы).

Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:

  • — поврежденное развитие (органическая деменция, связанная с наследственными заболеваниями, внутриутробными, родовыми и послеродовыми инфекциями, интоксикациями и травмами центральной нервной системы);
  • — дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений:

  • — искаженное развитие (сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, например, ранний детский аутизм);
  • — дисгармоническое развитие (врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере; например, психопатия).

В последние годы все больше появляется детей с так называемыми сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем, имеющие одновременно первичные нарушения интеллектуального развития по типу умственной отсталости или задержки развития и т. п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития».

О. Н. Усанова предлагает следующее деление на группы (Дети с проблемами психического развития. М., 1995):

1) дети с отклонениями развития в связи с органическими нарушениями;

  • 2) дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью;
  • 3) дети с отклонениями в развитии на почве психических деприваций.

В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов в своих работах предлагают следующую

классификацию детей с нарушенной развития (Основы дефектологии. — М., 1990):

  • 1) дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
  • 2) дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);
  • 3) дети с нарушениями речи;
  • 4) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • 5) дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
  • 6) дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.

Коллектив исследователей под руководством Е. А. Стребелевой к основным категориям нарушенного и отклоняющегося развития относят следующие: нарушения интеллекта, задержку психического развития у детей, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоциональные расстройства, тяжелые множественные нарушения (Специальная дошкольная педагогика. М., 2002).

Источник

В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (М. А. Власова и М. С. Певзнер, 1967; В. В. Лебединский, 1985; В. А. Лапшин и Б. П. Пузанов, 1990;

О. Н. Усанова, 1995). Нет единых критериев классификации нарушений в развитии организма человека.

Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с нарушениями в развитии:

  • 1) с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сен- сомоторики);
  • 2) задержкой психического развития;
  • 3) астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;
  • 4) психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональными нарушениями поведения);
  • 5) умственно отсталые (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);
  • 6) с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрении, эпилепсии, истерии и др.).

Эта классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе Т. А. Власовой и М. С. Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (1967).

Имеется и другая классификация детей с нарушениями в развитии, обусловленными:

  • 1) органическими нарушениями;
  • 2) функциональной незрелостью;
  • 3) психической депривацией (О. Н. Усанова, 1995).

Большой интерес представляют исследования В. В. Лебединского (1985), который дифференцировал следующие варианты психического дизонтогенеза.

  • 1. Общее стойкое недоразвитие. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития — олигофрения.
  • 2. Задержанное развитие. Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический) .
  • 3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития — наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг оказывается на более поздних этапах онтогенеза (после 2—3 лет). Характерная модель поврежденного развития — органическая деменция.
  • 4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).
  • 5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении количества контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.
  • 6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития — психопатия и патологическое формирование личности.

Наиболее пригодной для практической деятельности является классификация, предложенная В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым (1990).

1. Дети с нарушениями слуха и зрения.

Детей с нарушениями слуха делят на две группы:

  • глухие (неслышащие) дети — с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают: а) неслышащих без речи (рано оглохших); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (поздно оглохших). У неслышащих детей понижение слуха составляет 75—80 дБ;
  • слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но возможностью самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха составляет 20—75 дБ.

Детей с нарушениями зрения тоже делят на две группы:

  • слепые (незрячие) дети — с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 ед. на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков);
  • слабовидящие дети — с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05—0,4 ед. (с применением очков).
  • 2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрении и деменции.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5—2 лет), деменция (распад психики) — на более поздних (после 1,5—2 лет). Деменция может иметь две формы: резидуальную (остаточную) и прогредиентную (прогрессирующую).

Различают три степени интеллектуального недоразвития: идиотию (самая тяжелая степень), имбецильность (средняя и более легкая по сравнению с идиотией), дебильность — наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) дифференцируют на четыре категории: дети с ЗПР конституционного происхождения (гармонический инфантилизм); соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрасте- нического характера.

  • 3. Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты). Все виды речевых нарушений подразделяются на две группы: 1) нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание (логоневроз), дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
  • 4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Основной контингент этой категории — дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП — заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.
  • 5. Дети со смешанным (сложным) дефектом. Например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухие и т. п.
  • 5. Дети с искаженным развитием психопатией (стойким дисгармоническим складом психики) и патологией влечений. Основой этого типа дизонтогенеза являются врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания. Иногда эти отклонения называют нарушениями эмоционально-волевой сферы.
  • 1. Дайте определения понятий «аномалия», «нарушенное развитие», «физический и психический недостатки».
  • 2. Перечислите причины врожденных и приобретенных нарушений в развитии человека.
  • 3. Дайте определения понятиям специальной (коррекционной) педагогики.
  • 4. Проанализируйте классификации нарушений в развитии человека.
  • 5. Охарактеризуйте основные группы детей с нарушениями в развитии.
  • 1. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов. — Москва, 1994.
  • 2. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва, 2019.
  • 3. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва, 1967.
  • 4. Власова, Т А. Дети с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва, 1973.
  • 5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под редакцией В. А. Сластенина. — Москва, 1999.
  • 6. Коррекционная педагогика : учебное пособие / под редакцией Б. П. Пузанова — Москва, 1998.
  • 7. Лапшин, В. А. Основы дефектологии: учебное пособие / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. — Москва, 1990.
  • 8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. — Москва, 1985.
  • 9. Специальная психология. В 2 томах : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; под редакцией В. И. Лубов- ского. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2016.
  • 10. Специальная педагогика : учебное пособие / под редакцией Н. М. Назаровой. — Москва, 2000.

И.Усанова, О. Н. Дети с проблемами психического развития / О. Н. Усанова. — Москва, 1995.

Источник

Министерство образования и науки Украины

Житомирский государственный университет имени Ивана Франко

КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Выполнил:

 студент 5 курса

факультета физического воспитания и спорта

Самотес Дмитрий.

2012 год.

Оглавление:

1. Введение.

2. Психологические параметры дизонтогенеза – различных форм нарушений развития индивида.

3. Варианты дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

4. Классификация Б.П. Пузанова и В.А.Лапшина.

5. Причины нарушений физического и психического развития.

Введение.

У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклоне­ниям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь корригироваться, а некоторые – ком­пенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Психолого-педагогическая коррекция развития и поведения детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если опре­делен характер нарушения нормального развития ребенка. В на­стоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в разви­тии (В.В. Лебединский; В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов; О.Н.Усанова). Большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза.

Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

2. Психологические параметры дизонтогенеза –

Различных форм нарушений развития индивида.

Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических параметров:

особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта – частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторов системы) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития;

взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.). Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития;

межфункциональных взаимодействий. К ним относятся механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Варианты дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза:

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития.

Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития – олигофрения.

2. Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным тем­пом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных эта­пах. Варианты задержанного развития: конституционный, сомато­генный, психогенный, церебральный (церебрально-органический).

3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного разви­тия наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет). Характерная модель поврежденного развития – органическая деменция.

4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нару­шениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).

5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.

6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития – психопатия и патологическое формирование личности.

Классификация Б.П. Пузанова и В.А.Лапшина.

Наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б.П. Пузанова и В.А.Лапшина.

К первой группе относятся дети с нарушениями слуха и зрения . Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:

– глухие (неслышащие) дети – с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают:

а) неслышащих без речи (ранооглохших);

б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших). У неслышащих детей понижение слуха от 75-80 дБ;

– слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха от 20-75 дБ.

Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на 2 группы:

– слепые (незрячие) дети – с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков);

– слабовидящие дети – с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,4 (с применением очков).

Ко второй группе относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), деменция (распад психики) – на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет). Деменция может быть выражена в двух вариантах: резидуалъная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).

Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецилъностъ (более легкая по сравнению с идиотией), дебилъностъ – наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией

Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения:

317.00 -легкая степень умственной отсталости;
318.00 – умеренная умственная отсталость;
318.10 – выраженная умственная отсталость;
318.20 – глубокая умственная отсталость.

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяют на 4 группы:

ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм;
ЗПР соматогенного происхождения;
ЗПР психогенного происхождения;
ЗПР церебрастенического характера.

К третьей группе относятся дети стяжелыми нарушениями речи (логопаты).

Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы:

– нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);
– нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы.

Основной контингент этой категории – дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП).

ДЦП – заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

К детям с комбинированным дефектом, т.е. к пятой группе, относятся дети со смешанным (сложным)дефектом, например:
а) умственно отсталые неслышащие или слабослышащие;
б) умственно отсталые слабовидящие или незрячие;
в) слепоглухонемые и т.п.

К шестой группе относятся дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.

Источник