Классификация отклонений в развитии поведения ребенка

Классификация отклонений в развитии поведения ребенка thumbnail

Множество нарушений у человека затрудняет их классификацию. Существуют различные классификации, также основания для этих классификаций. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

· причины нарушений;

· виды нарушений с конкретизацией их характера;

· последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

По характеру нарушений различают следующие категории лиц:

1) глухие;

2) слабослышащие;

3) позднооглохшие;

4) незрячие;

5) слабовидящие;

6) лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

7) лица с нарушением эмоционально-волевой сферы;

8) лица с нарушением интеллекта;

9) лица с задержкой психического развития (трудно-обучаемые);

10) лица с тяжелым нарушением речи;

11) лица со сложными недостатками развития.

Есть более обобщенная классификация. В ее основе – группировка вышеуказанных категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

1) телесные (соматические) нарушения;

2) сенсорные нарушения (слух, зрение);

3) нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

По причинам возникновения нарушений различают:

1) врожденное нарушение развития;

2) несчастный случай, стихийное бедствие;

3) дорожно-транспортное происшествие;

4) экологию; болезнь и др.

Знание происхождения нарушений, времени и особенность их возникновения предоставляют педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы реабилитации.

Наиболее распространенной является классификация отклонений в развитии и поведении детей Б.П. Бузанова и В.А. Лапшина. В соответствии с ней выделяются

1) Дети с нарушением слуха и зрения:

· с недостатками слуха (глухие (неслышащие) дети и слабослышащие (тугоухие) дети;

· со стойкими дефектами зрения (слепые (незрячие) дети и слабовидящие дети);

2) Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития:

· умственно отсталые (олигофрения, деменция);

· интеллектуально недоразвитые (идиотия, имбецильность, дебильность);

· с задержкой психического развития (конституционного, сомагенного, психогенного происхождения и церебрастенического характера);

3) дети с тяжелыми нарушениями речи:

· нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, риполалия, дизартрия, алалия, афазия);

· нарушения письменной речи (дислексия, десерафия);

4) Дети с нарушением опорно-двигательной системы (ДЦП).

5) Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.);

6) Дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.

Существует система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений, которая создана с целью осуществления обучения, воспитания, лечения и реабилитации детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Выделяют следующие виды учреждений: дома ребенка, детские дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища. Т.Г. Никуленко дает более подробную типологию:

1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для неслышащих детей (I вид) решают задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

2. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

3. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для незрячих детей (III вид). В данных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное остаточное зрение.

4. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для слабовидящих детей (IV вид). Кардинальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Наличие выраженной речевой патологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.

6. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями.

7. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с задержкой психического развития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осуществляется в объеме восьмилетней массовой школы. Существует подготовительный (диагностический) класс.

8. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

9. Специальное учреждение – детский дом для слепоглухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области.

10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

11. Специальные группы при профессиональных училищах и техникумах для детей с умственной отсталостью, нарушениями в области отдельных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.

Источник

У детей с проблемами в развитии имеются физические и психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии.

В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.

Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время, в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединского, В.А. Лапшина и Б.П.Пузанова; О.Н. Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психичеcкого дизонтогенеза.

Читайте также:  Особенности развития ребенка с различной степенью умственной отсталости

Термином «дизонтогенез» обозначают различные формы нарушений онтогенеза, то есть развития индивида в отличие от развития вида (филогенез).

Характер дизонтогенеза зависит от определения психологических параметров:

n особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта – частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);

n времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития;

n взаимоотношения между первичным и вторичным дефектами. Первичные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов, органическое поражение мозга и т.д.) Вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития;

n межфункциональных взаимодействий. К ним относятся механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, которые играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Перечисленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский представил следующие варианты дизонтогенеза:

1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития – олигофрения.

2. Задержанное развитие. Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический).

3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах онтогенеза (после 2-3 лет). Характерная форма поврежденного развития – органическая деменция.

4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи и т.д.)

5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм.

6. Дисгармоническое развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоциональной сфере. Характерным проявлением являются психопатия и патологическое формирование личности.

Наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.

К первой группе относятся дети с недостатками слуха и зрения.

Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:

Глухие ( неслышащие) дети с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают:

n неслышащих без речи (ранооглохших);

n неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших)

У неслышащих детей понижение слуха от 75 –80 дБ;

Слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточночностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха от 20-75 дБ.

Всех детей с недостатками зрения делят на 2 группы:

Слепые (незрячие) дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением очковой коррекции);

Слабовидящие дети с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05-0,04 (с применением очков).

Ко второй группе относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталость стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах олигофрения и деменция.

Олигофрения – проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5 – 2 лет), и выделяются три степени недоразвития:

n идиотия – самая тяжелая степень;

n имбецильность –более легкая по сравнению с идиотией;

n дебильность – наиболее легкая степень.

Деменция (распад психики) на более поздних этапах (после 1,5 – 2лет). Деменция может быть выражена в двух формах: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).

В последние годы предпринимаются попытки провести более дифференцированную классификацию степеней интеллектуальной недостаточности, поэтому в основном пользуются классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с применением шифров, обозначающих степень интеллектуального нарушения:

317.00 – легкая степень умственной отсталости;

318.00 – умеренная умственная отсталость;

318.10 – выраженная умственная отсталость;

318.20 – глубокая умственная отсталость.

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) подразделяют на 4 группы:

n ЗПР конституционального происхождения или гармонический инфантилизм;

n ЗПР соматогенного происхождения;

n ЗПР психогенного происхождения;

n ЗПР церебрастенического происхождения.

К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты). Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы:

n нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия);

n нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной контингент этой группы – дети, страдающие детским церебральным параличем (ДЦП). ДЦП – заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.

К детям с комбинированным дефектом, то есть к пятой группе, относятся дети со смешанным (сложным) дефектом, например, умственно отсталые неслышащие; умственно отсталые слабовидящие; слепоглухонемые.

К шестой группе относятся дети с искаженным развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений.

Читайте также:  Центр развития ребенка г сургут

ЛИЦА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА.

Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психологическое становление. При нарушении слухового анализатора, в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т.д. порядка все более искажают и обделяют структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.

Как отечественная, так и зарубежная статистика показывают, что число детей с отсутствием или понижением органов слуха постоянно увеличивается. Повышается процент лиц с нарушениями слуха в группе населения после пятидесяти лет. Проведенные массовые исследования слуха в различных странах показали, что примерно 4-6% от всего населения имеет нарушение слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом около 2% населения имеет двухстороннюю значительно выраженную тугоухость и воспринимает разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а до 4% страдают выраженной односторонней тугоухостью.

В системе образования увеличивается количество детей, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии.

Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д. По своей причине тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. В числе причин значительное место занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.), и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Наиболее серьезно отражаются на слухе эти заболевания в тех случаях, когда они возникают в раннем возрасте.

При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при детских инфекциях слуховая инфекция может пострадать как в результате поражения среднего уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет, как правило, к более тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания среднего и наружного уха.

К числу сравнительно редко встречающихся причин нарушения слуха можно отнести поражения центральных отделов слуховогоанализатора, возникающее в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма). При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно понимания того, что человек слышит.

Специалисты обращают внимание на выраженную зависимость распространенности и причины различных видов тугоухости от принадлежности детей к той или иной возрастной группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. Среди последних главное место наряду с последствиями воспалительных заболеваний органов слуха занимает неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (например, широко распространенное в настоящее время среди молодежи использование наушников).

Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся так же дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха. Однако, процент наследственной передачи глухоты не настолько велик, как принято считать: по данным зарубежной статистики, почти 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушения слуха.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Инфоурок

Логопедия, Дефектология
›Презентации›Презентация: “Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков”

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков. Вы...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков. Вы

Описание слайда:

Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков. Выполнила: Мезинова Г.М. учитель-логопед МБОУ СОШ № 33 г.Томска 

2 слайд

Введение. У детей с проблемами в развитии имеются физические и(или) психичес

Описание слайда:

Введение. У детей с проблемами в развитии имеются физические и(или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонению в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь коррегироваться, а некоторые – компенсироваться. Раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.  В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский; В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов; О.Н. Усанова). Наиболее распространенной является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.

3 слайд

I группа – Дети с нарушениями слуха и зрения:    а) дети с недостатками слуха

Описание слайда:

I группа – Дети с нарушениями слуха и зрения:    а) дети с недостатками слуха: глухие; слабослышащие; б) дети со стойкими дефектами зрения: слепые; слабовидящие.   

4 слайд

II группа – умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Описание слайда:

II группа – умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.  Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция. Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5 –2 лет), деменция (распад психики) – на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5 – 2 лет). Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецильность (более легкая), дебильность – наиболее легкая степень.

Читайте также:  Центры развития ребенка в улан удэ

5 слайд

Дети с ЗПР подразделяются на 4 группы: ЗПР конституционного происхождения или

Описание слайда:

Дети с ЗПР подразделяются на 4 группы: ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм ( дети по росту и физической форме отстают от сверстников на 1,5-2 года; развита игровая деятельность, а учебно-познавательная деятельность не интересна; недостаточность произвольной регуляции деятельности и психических процессов – мышления, внимания, запоминания); ЗПР соматогенного происхождения (дети рождаются здоровыми, задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, влияющих на развитие мозговых функций: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии); ЗПР психогенного происхождения (нарушения развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условиями воспитания ребенка: безнадзорность, повышенная опека); ЗПР церебрастенического характера (обусловлена остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных травм и инфекций (до, после и во время родов); такие дети быстро утомляются, имеют слабую память, испытывают различные страхи и головную боль).

6 слайд

III группа – дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты)  Все виды речевых на

Описание слайда:

III группа – дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты)  Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы: а) нарушения устной речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия; б) нарушения письменной речи: дислексия, дисграфия. 

7 слайд

IV группа – дети с нарушениями опорно-двигательной системы (в основном это де

Описание слайда:

IV группа – дети с нарушениями опорно-двигательной системы (в основном это дети с ДЦП).  При детском церебральном параличе наблюдаются самые разнообразные двигательные нарушения. В максимальной степени поражаются мышечные структуры, в первую очередь выявляются нарушения координации движений. Нарушения двигательной активности формируются вследствие поражения структур мозга. Причем объем и локализация поражений головного мозга определяют характер, форму и тяжесть проявлений мышечных нарушений. Объем и конкретная область поражения мозга у человека с ДЦП определяет формы мышечной патологии, которые могут быть единичными или сочетанными. Основные мышечные нарушения при детском церебральном параличе представлены следующими вариантами: напряжение мышц; спастическое сокращение мышц; разнообразные движения непроизвольного характера; нарушения походки; ограниченная подвижность.

8 слайд

V группа – дети со смешанным (сложным) дефектом: умственно отсталые, неслышащ

Описание слайда:

V группа – дети со смешанным (сложным) дефектом: умственно отсталые, неслышащие или слабослышащие; умственно отсталыe слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т. д.)   Процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается ребенка со сложным дефектом. Сложный дефект — это не просто сумма двух (а иногда и более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Комбинированный дефект искажает психическое развитие в наибольшей степени, в результате снижены возможности к взаимодействию с внешним миром.

9 слайд

VI группа – дети с искаженным развитием: а) психопатией: стойкий дисгармониче

Описание слайда:

VI группа – дети с искаженным развитием: а) психопатией: стойкий дисгармонический склад психики; б) с патологией влечений.  Причинами отклонений в развитии могут быть: неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения. педагогически запущенные дети, которые характеризуются отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм поведения, недисциплинированностью. Диапазон поступков таких детей, подростков и старших школьников весьма велик: от устойчивых проявлений отдельных отрицательных качеств и черт (упрямства, недисциплинированности, грубости) до наличия явно асоциальных форм поведения типа правонарушений и даже преступлений.

10 слайд

Выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психическо

Описание слайда:

Выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и физического развития: эндогенные (генетические); экзогенные (факторы среды). К эндогенным причинам относятся: различные наследственные заболевания (синдром ДАУНА). Экзогенные причины: в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей; инфекционные болезни, интоксикация; недостаток питания матери во время беременности; резус-конфликт; травмы; обучение и т.п.); в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия – удушье плода); в постнатальный период (после рождения) тяжелые инфекционные заболевания в раннем периоде детства; различные травмы; интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и др); 

11 слайд

Выводы: Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможнос

Описание слайда:

Выводы: Закономерностью психического развития детей с ограниченными возможностями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимодействия с социальной средой. У этих категорий детей проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, включая технические средства, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения. Образовательные потребности могут реализовываться в специальных образовательных учреждениях, коррекционных кабинетах (пунктах), центрах реабилитации, классах в составах образовательных учреждений общего типа, созданных для обучения лиц, имеющих специальные образовательные потребности. 

12 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Классификация отклонений в развитии поведения ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1390622

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник