Классификация нарушений в развитии ребенка

Классификация нарушений в развитии ребенка thumbnail

Вид нарушения

Характер нарушения (категории лиц с ОВЗ)

Причины возникновения нарушения

Структура дефекта

Основные признаки

Период воздействия на организм ребенка

происхождение

Общее психическое недоразвитие

Умственная отсталость

генетический, внутриутробный, родовой, раннее постнатальный

тотальность недоразвития мозга (лобно-теменных отделов головного мозга)

– поражения мозга инфекциями (перенесенными матерью во время беременности, особенно на ее ранних этапах (краснуха, свинка, корь и т. д.) хронические заболевания, как токсоплазмоз, сифилис),

интоксикациями (алкоголизмом, лекарственные препараты); радиоактивное и рентгеновское облучения на половые клетки родителей и сам плод;

эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода;

хронический недостаток кислорода (внутриутробная гипоксия)

родовая травма и асфиксия

– заболевания (менингит, менингоэнцефалит, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т. д). (инфекции первых 2— 3 лет жизни)

– черепно-мозговые травмы, редко — опухоли.

Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение – недоразвитие познавательной деятельности.

Недостаточность внимания (слабость его фиксации, сужение объема)

недостаточность памяти как в отношении запоминания, так и хранения и воспроизведения информации, моторика, элементарные эмоции

неустойчивость и регрессивные тенденции мышления

социальная депривация (изоляции в среде сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, вызывают невротические наслоения, еще более тормозящие контакты с окружающими)

Задержанное психическое развитие

генетический, внутриутробный, натальный и раннее постнатальный

органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже — генетического характера

поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций,

патология беременности и родов,

хронические заболевания, инфекции, интоксикации, травмы мозга; травмы нервной системы в первые годы жизни (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера

  1. повреждения мозговых систем
  2.  речевое развитие

задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нерезкие нарушения в интеллектуальной сфере; замедление   развития   интеллектуальной сферы. недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций

неполноценность пространственной ориентировки

дефицитарность памяти, ее различных видов

отставание мышления

Повышенная истощаемость внимания

Поврежденное психическое развитие

генетический, внутриутробные, родовые,  послеродовые

перенесенные инфекции, интоксикации, травмы нервной системы, наследственные дегенеративные, заболевания мозга

органическая деменция;

нарушения опорно-двигательного аппарата (парезы, параличи, судорожные припадки)

нарушения механической памяти, локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. д.,

Дефицитарное психическое развитие

нарушения зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие, позднооглохшие слабослышащие), речи, опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи)

родовые, генетические

слух: инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту; менингиты и менингоэнцефалиты, отиты.

зрение: инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами — гормональными, снотворными и т. д.). Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические инфекции, реже — менингиты и опухоли мозга.

нарушения зрения

слуха

речи,

опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи)

слух: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы

зрение: На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем при слепоте

Искаженное психическое развитие

ранний детский аутизм (РДА), шизофрения

генетическое,

органическое поражение мозга

первое — аутизм с аутистическими переживаниями, второе — однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств и третье — своеобразные нарушения речи.

Наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций.

болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям: тактильным, температурным, свету, звукам.

Дисгармоничное психическое развитие

психопатии

генетическое и экзогенно-органическое

нарушенное формирование корково-подкорковых связей

Д1 – диффузное органическое поражение коры больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза.

Д2 – недоразвитие ВПФ (высших форм мышления, памяти, внимания, специфическое нарушение речи, моторики, эмоционально-волевой сферы, социального опыта и социальной адаптации).

Д3 – недоразвитие познавательной деятельности (дефицит любознательности, замедленное, затрудненное усвоение нового, плохая обучаемость).

грубые расстройства в эмоционально-волевой сфере, речи, мышлении и деятельности, аномалия развития.

Дети со смешанным (сложным) дефектом

например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п.

Источник

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие подобных недостатков не предопределяет неправильного, с точки зрения социума, развития. Л.С. Выготским утверждалось, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый».

Читайте также:  Пятый месяц развития ребенка при беременности

Тем не менее, в специальной психологии к аномальным (от греч. anomalos – неправильный) относят детей, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Цель работы: исследовать классификации нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: нарушения детского развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушением психофизического развития, которые нуждаются в специальных обучающих и воспитывающих мероприятиях.

Классификация, предложенная авторами В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов, к основным категориям аномальных детей относит:

  • • Детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • • Детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • • Детей с нарушением речи (логопаты);
  • • Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • • Детей с умственной отсталостью;
  • • Детей с задержкой психического развития;
  • • Детей с нарушением поведения и общения;
  • • Детей с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемых, глухих или слепых дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеть в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Например, у детей с нарушениями речи и ЗПР. У других дефекты лишь сглаживаться, а в частных случаях только компенсироваться.

Т. А. Власовой и М.С. Певзнер предложены следующие категории:

  • 1) детей с отклонениями в развитии, которые вызваны органическими нарушениями ЦНС;
  • 2) детей с отклонениями в развитии, вызванные функциональной незрелостью ЦНС;
  • 3) детей с отклонениями, вызванные депривационными ситуациями.

Итак, как мы видим, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены лишь в единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются.

К примеру, Г.Н. Коберником и В.Н. Синевым выделяется похожая классификация. Они выделют следующие группы:

  • 1) детей со стойкими нарушениями слуховой функции (глухих, слабослышащих, позднооглохших);
  • 2) детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);
  • 3) детей со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;
  • 4) детей с тяжелыми речевыми нарушениями;
  • 5) детей с комплексными расстройствами;
  • 6) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • 7) детей с задержкой психического развития;
  • 8) детей с психопатическими формами поведения.

В таблице ниже представлены варианты психического дизонтогенеза, согласно В.В. Лебединского.

Классификация нарушений в развитии ребенка

Исходя из работ В.И. Лубовского «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» и А.Р. Лурия «Мозг и психика» допускается единство контролирующего пункта центральной управляющей системы, посылающей двигательные команды. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности (ВНД) влияют на способности к овладению социальным опытом, познание действительности. Биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Без сомнения слепота и глухота есть факторы биологические, но не социальные.

«Но все дело в том, – писал Л.С. Выготский, – что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями».

Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.

Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота – вторичный дефект.

Важная закономерность – соотношение первичного, вторичного и третичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский на основании исследований утверждал: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом».

Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики, к первичным дефектам относит частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей.

Первичный дефект – следствие таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатологов, психиатров, патопсихологов.

Проявление первичного дефекта происходит в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, при условии, что социальным окружением не компенсируются эти нарушеня, а напротив детерминируются отклонения личностного развития. Таким образом, дефектом, который препятствует нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозится усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Читайте также:  Роль воспитателя в развитии ребенка доу

Исходя из этого, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате первичного дефекта – органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения – отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), становящиеся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.

Третичные недостатки являются недосформированностью психических свойств личности умственно отсталого ребенка. Их проявление происходит в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Принципиальный момент: вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляют его, при отсутствии целенаправленной и систематизированной коррекционно-реабилитационной работе.

Согласно исследованиям Бгажноковой И.М. Бикметова Е.Ю., Сизоненко З.Л., Юлдашевой О.Н., Лебединской К.С., Лебединского В.В., большинство детей с ОВЗ в реферативных группах проявляют вторичные поведенческие нарушения, что в большинстве случаев определяется их эмоциональной неуравновешенностью, неумением контролировать и корректировать свое поведение в учебе и общении со сверстниками.

Поведенческие проявления включают в себя:

  • • внешне необоснованную агрессию,
  • • склонность к девиантному поведению, что может выражаться в пропуске уроков без уважительной причины,
  • • дезадаптацию к школе (начальная школа).

Дети не могут длительно сосредоточиться на выполнении определенного задания, быстро теряют интерес к нему, систематически отвлекаются на уроках, требуют постоянного внимания со стороны педагога в школе, родителя, психолога, наставника – педагога дополнительного образования – вне школы.

Опираясь на концепцию Л.С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта, и возможности для коррекции довольно перспективны.

Чтобы нейтрализовать проблему нужно гармонизировать детско-родительские отношения, в том числе посредством психологической разгрузки и снижения уровня эмоциональных переживаний, которые связаны с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.

Исходя из результативности лечебно-восстановительные эффекты проявляются через активацию центральных нервных механизмов, регулирующих вегетативные функции, психическую и двигательную активность, эмоции и поведение, т.е. через повышение неспецифической резистентности организма. Технология аудиовизуальной стимуляции позволяет контролировать психоэмоциональное состояние, не используя медикаменты, воздействие посторонних установок и внушений и формирования зависимости к ним.

Источник

В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (М. А. Власова и М. С. Певзнер, 1967; В. В. Лебединский, 1985; В. А. Лапшин и Б. П. Пузанов, 1990;

О. Н. Усанова, 1995). Нет единых критериев классификации нарушений в развитии организма человека.

Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с нарушениями в развитии:

  • 1) с сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, речи, функций опорно-двигательного аппарата и сен- сомоторики);
  • 2) задержкой психического развития;
  • 3) астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;
  • 4) психопатоподобными (психопатическими) формами поведения (эмоциональными нарушениями поведения);
  • 5) умственно отсталые (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);
  • 6) с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрении, эпилепсии, истерии и др.).

Эта классификация детей с отклонениями в развитии представлена в работе Т. А. Власовой и М. С. Певзнер «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (1967).

Имеется и другая классификация детей с нарушениями в развитии, обусловленными:

  • 1) органическими нарушениями;
  • 2) функциональной незрелостью;
  • 3) психической депривацией (О. Н. Усанова, 1995).

Большой интерес представляют исследования В. В. Лебединского (1985), который дифференцировал следующие варианты психического дизонтогенеза.

  • 1. Общее стойкое недоразвитие. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития — олигофрения.
  • 2. Задержанное развитие. Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: конституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально-органический) .
  • 3. Поврежденное развитие. В этиологии поврежденного развития — наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы, но патологическое воздействие на мозг оказывается на более поздних этапах онтогенеза (после 2—3 лет). Характерная модель поврежденного развития — органическая деменция.
  • 4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).
  • 5. Искаженное развитие. В данном случае наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении количества контактов, в «уходе» в свой внутренний мир.
  • 6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития — психопатия и патологическое формирование личности.

Наиболее пригодной для практической деятельности является классификация, предложенная В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым (1990).

Читайте также:  Плохое развитие мышц ног у ребенка

1. Дети с нарушениями слуха и зрения.

Детей с нарушениями слуха делят на две группы:

  • глухие (неслышащие) дети — с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса. Среди неслышащих детей различают: а) неслышащих без речи (рано оглохших); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (поздно оглохших). У неслышащих детей понижение слуха составляет 75—80 дБ;
  • слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но возможностью самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. У слабослышащих понижение слуха составляет 20—75 дБ.

Детей с нарушениями зрения тоже делят на две группы:

  • слепые (незрячие) дети — с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением (с максимальной остротой зрения 0,04 ед. на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков);
  • слабовидящие дети — с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0,05—0,4 ед. (с применением очков).
  • 2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития.

Умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрении и деменции.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5—2 лет), деменция (распад психики) — на более поздних (после 1,5—2 лет). Деменция может иметь две формы: резидуальную (остаточную) и прогредиентную (прогрессирующую).

Различают три степени интеллектуального недоразвития: идиотию (самая тяжелая степень), имбецильность (средняя и более легкая по сравнению с идиотией), дебильность — наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) дифференцируют на четыре категории: дети с ЗПР конституционного происхождения (гармонический инфантилизм); соматогенного происхождения; психогенного происхождения; церебрасте- нического характера.

  • 3. Дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты). Все виды речевых нарушений подразделяются на две группы: 1) нарушения устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание (логоневроз), дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия); нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).
  • 4. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Основной контингент этой категории — дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП — заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.
  • 5. Дети со смешанным (сложным) дефектом. Например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухие и т. п.
  • 5. Дети с искаженным развитием психопатией (стойким дисгармоническим складом психики) и патологией влечений. Основой этого типа дизонтогенеза являются врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильных условий воспитания. Иногда эти отклонения называют нарушениями эмоционально-волевой сферы.
  • 1. Дайте определения понятий «аномалия», «нарушенное развитие», «физический и психический недостатки».
  • 2. Перечислите причины врожденных и приобретенных нарушений в развитии человека.
  • 3. Дайте определения понятиям специальной (коррекционной) педагогики.
  • 4. Проанализируйте классификации нарушений в развитии человека.
  • 5. Охарактеризуйте основные группы детей с нарушениями в развитии.
  • 1. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов. — Москва, 1994.
  • 2. Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва, 2019.
  • 3. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва, 1967.
  • 4. Власова, Т А. Дети с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — Москва, 1973.
  • 5. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учебное пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под редакцией В. А. Сластенина. — Москва, 1999.
  • 6. Коррекционная педагогика : учебное пособие / под редакцией Б. П. Пузанова — Москва, 1998.
  • 7. Лапшин, В. А. Основы дефектологии: учебное пособие / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. — Москва, 1990.
  • 8. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей / В. В. Лебединский. — Москва, 1985.
  • 9. Специальная психология. В 2 томах : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [и др.] ; под редакцией В. И. Лубов- ского. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва, 2016.
  • 10. Специальная педагогика : учебное пособие / под редакцией Н. М. Назаровой. — Москва, 2000.

И.Усанова, О. Н. Дети с проблемами психического развития / О. Н. Усанова. — Москва, 1995.

Источник