Классическая музыка и эмоциональное развитие ребенка

ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

                                «Музыка должна высекать огонь из души человека»

                                                                        Людвиг ван Бетховен

Педагоги мира ведут спор – какова роль музыки в жизни ребёнка. Музыка – предмет образования или воспитания. Позицию советской   педагогики в этом вопросе высказал композитор  Д.Кабалевский. В своём вступительном слове на Московской конференции Международного общества по  музыкальному воспитанию он сказал: « Главной задачей массового музыкального воспитания детей является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь мир детей, прежде всего на их  нравственность». «Обучить детей искусству очень трудно, – пишет  Д.Кабалевский в одной из своих статей о музыкальном воспитании, –  и основная трудность здесь заключается в том, что по- настоящему научить ребёнка чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь его этим искусством эмоционально».

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболевания сердечно – сосудистой  системы. Она влияет на интеллектуальное  развитие,         ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно изменить развитие: ускорить рост одних клеток и замедлить рост других. Но главное ею можно влиять на эмоциональное самосознание человека. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности плод и положительное её воздействие на человека в дальнейшем.

Влияние музыки на психоэмоциональное  развитие  ребёнка безгранично. Дети  обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Ребёнок на музыку реагирует по-особенному, более открыто, непосредственно. Музыка активизирует у малышей все виды восприятия: слуховые, зрительные, чувственные. Она может мотивировать и веселить, придавать сил и наполнять эмоциями. Музыка развивает пространственное восприятие, благотворно влияет на умение ребёнка писать и говорить, учит выражать свои мысли, причём не только речью, но и другими средствами – например, танцем, рисунком, на письме.

Успех музыкального развития детей зависит от методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности, но прежде всего от качества используемого репертуара, т.е. от содержания музыкального воспитания Важно использовать с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего – классика и народная музыка. Тот репертуар, который слышат дети, влияет на формирование отношений к музыке.  

Дети способны ощущать чувства композитора, поэтому ребёнка надо знакомить с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нём непосредственное восприятие, чувственность и открытость.

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку Баха, Вивальди, Моцарта, Шуберта – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную.

Вместе с восприятием развивается и память. Так же  классическая музыка способна восстановить рефлексы у новорожденного. Кроме того, её используют для лечения заикания у детей. Ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. Если грудной ребёнок постоянно слушает классическую музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как  она стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность, побуждает к общению.

Понимание ребёнка педагогом позволяет ему составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений. Часто выбирая из фонотеки произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит включить танец или марш.

Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребёнка, но её нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также отклонений в личностном развитии.

Бесспорно, дети должны слушать музыкальные произведения только в хорошем исполнении, будь то запись или живая музыка. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает эстетическое наслаждение, которое часто пробуждает дальнейший интерес к музыке, желание самому играть или петь. В хорошей музыке почти всегда есть позитивное настроение. Поэтому, чем устойчивее связь и взаимодействие детей с музыкой, тем успешнее будет их душевное развитие.

В мировой классике есть ряд композиторов, чья музыка необычайно «выпукла», образна, ярка. Многие зарубежные и отечественные композиторы – классики писали специально для детей. Можно уже в раннем и младшем возрасте использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.И.Чайковского, Э.Грига, А.Гречанинова, Шумана, Майкопара. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей. Например, «Детская симфония» Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, симфоническая сказка  «Петя и волк» С.Прокофьева.

Психологи и взрослым советуют чаще слушать классиков и , тогда, музыка станет гармоничной частью нашей жизни, наполнив её  новыми красками и эмоциями.           

Подготовила муз.руководитель ВВК Черникова И.Б.

по материалам Интернет-ресурсов

Источник

Классическая музыка и эмоциональное развитие детей 

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней – 
Не спугнуть бы нам его!

Музыка начинается там, где кончаются слова, она служит источником радости и вдохновения, облагораживает людей. В жизнь ребёнка музыка входит буквально со дня его рождения, он живо реагирует на окружающие звуки. Раннее приобщение к музыке создаёт необходимые предпосылки для дальнейшего всестороннего развития личности.

Музыкальное образование в России 19-го века в качестве обязательного компонента входило в общую систему воспитания. Пению обучали во всех учебных заведениях. В гимназиях к нему добавлялся предмет «Музыка», предполагавший знакомство учащихся с музыкальным инструментом; музыка становилась для них частью духовной жизни. В 20-м столетии, в послереволюционные годы задача музыкального просвещения и воспитания приобретает особую актуальность. Концерты-лекции, концерты-беседы становятся с того времени одной из основных форм приобщения публики к интересу и пониманию сложной классической музыки. В 60-70-х годах 20-го века получили известность светоконцерты.

В настоящее время педагогика переживает интересный период своего развития: разрабатываются новые оригинальные методики, появляются новые программы. Музыкальные школы и школы искусств включены в общий процесс воспитания детей и являются теперь учреждениями дополнительного образования. На фоне прогрессивных изменений в обществе развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития. Развитие техники, компьютеризация, нестабильное социально-экономическое состояние в России вызывают недооценку и даже иногда пренебрежение вопросами эмоциональной жизни, что ведёт к нарушению основных принципов гармоничного воспитания детей, к их эстетической бесчувственности. Росту интеллектуального уровня и рационализации жизни детей должны сопутствовать развитие, углубление и обогащение эмоциональной сферы. Только согласованное единство в функционировании этих двух систем (эмоциональной и интеллектуальной) может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Читайте также:  Форма 112 история развития ребенка медицинская карта скачать бесплатно

Формирование «умных» эмоций, коррекцию недостатков эмоциональной сферы я рассматриваю в качестве одной из важных приоритетных задач воспитания. Думаю, что музыкальная эстетика должна научить ощущать звуковые формы, чтобы ребёнок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться, от души смеяться. Мы, взрослые, окружаем его любовью и красотой.

Неиссякаемым источником такой красоты является классическая музыка. Классическая музыка расширяет представление детей о чувствах, воспитывает способность к сопереживанию и в жизни. «Эмоции искусства» – суть умные эмоции. В этом их отличие от обыденных эмоций. Обыденные эмоции носят ярко выраженный либо отрицательный, либо положительный характер. Художественные эмоции всегда положительны, даже если они близки к наиболее отрицательным эмоциям. Самая глубокая печаль вызывает у слушателей положительные эмоции, но особого рода. Ярким примером может служить трагедия в искусстве. Музыка – вид искусства, который воздействует на человека посредством образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. Дети могут воспринимать музыку не только эмоционально, но и осознанно.

Одна из центральных позиций Д.Кабалевского о доступности детям младшего возраста серьёзной музыки связана с обращением к музыкальной классике. Система Д.Кабалевского является значительным вкладом в теорию музыкального воспитания; важно добиться того, чтобы ребёнок не только слушал музыку, но и слышал её, не только воспринимал, но и сопереживал её содержание и настроение. Нет ни одного композитора, который не подарил бы детям часть своего сердца, частицу своей души.

Музыкальные шедевры, такие как «Времена года» А.Вивальди, произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Д.Шостаковича формируют у детей эталон красоты. Восприимчивость прекрасного не только обогащает ребёнка и регулирует его эмоции, но и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д.Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе».

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И этому помогает музыка. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно сделает Вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках,»-отмечал Д.Д.Шостакович. Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она очень многому учит нас, так же как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. В области человеческих чувств есть неуловимые нюансы, что только музыка может выразить их возвышенную чистую красоту.

В Конвенции по Правам Ребёнка говорится о гуманизации воспитания: ориентация на ребёнка, уважительное отношение к нему, как к неповторимой личности. Педагог-гуманист К.Ушинский говорил, что для развития личности надо создать обстановку эмоционального благополучия, комфорта. Актуальна проблема эмоционального самочувствия ребёнка в семье, что является важнейшим условием развития личности. Музыкальное развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний, самым существенным образом влияет на познавательные процессы и поведение. Состояние эмоциональной среды существенным образом определяет темп и качество психического развития. Таким образом, всё развитие ребёнка происходит в контексте эмоций. Именно поэтому современные воспитательно-образовательные программы большое внимание уделяют развитию эмоциональной среды ребёнка. Девизом программы «Детство» являются слова: «Чувствовать-познавать-творить». На первое место поставлено умение чувствовать, то есть проявлять и распознавать эмоции.

В настоящее время в нашей стране, к сожалению, падает уровень общей культуры. Немаловажную роль в духовном возрождении человека должна сыграть классическая музыка. Тем она и бесценна, что несёт идеи гуманизма, благородства, пронизана пафосом борьбы добра со злом. Формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры — актуальная задача сегодняшнего дня, тем более, что в Программе «Наша новая школа» одним из подпунктов стоит «Одарённые дети». Каждый ребёнок талантлив, но талантлив по-своему. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.  

Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство. Музыкальное воспитание — не воспитание музыканта, а воспитание, прежде всего, человека. Дети – большие фантазёры. Развитие их фантазии и творчества является целью работы преподавателя ДМШ. Классика в переводе с греческого означает – образцовый.

Важно, чтобы в детстве у человека оказался «золотой ключик» в волшебный мир красоты, несущий душе светлые, благородные чувства. Главной задачей считаю зажечь в детях искру любви к классической музыке, сделать её близкой им на всю жизнь.

Чем больше людей потянется к большой музыке, тем глубже она будет проникать в их повседневную жизнь, тем радостнее будет нам, педагогам, сознавать полезность своей работы. Пусть же не все учащиеся музыкальных школ в будущем станут профессиональными музыкантами, а только любителями, но занятия музыкой всё равно оставят глубокий отпечаток на всю жизнь: это творческие натуры, они становятся более чуткими к окружающему миру, более тонко воспринимают всё прекрасное.

Источник

Структурное подразделение детский сад общеразвивающего вида      “Буратино” государственного бюджетного общеобразовательного      учреждения Самарско й области средней общеобразовательной школы №2

с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский

                                        Доклад на тему:

«Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»

                                                          Музыкальный руководитель: Фадеева О.Н.

Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /

                  Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично». Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов.  Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может  в жизни быть успешным человеком.  Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.

Читайте также:  Сюжетные картинки для развития речи ребенка 3 лет

         Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим         собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.

         Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит развитие эмоционального мира ребенка, либо искажает этот процесс. В настоящее время существует большое количество программ для развития эмоционального интеллекта взрослых. Однако эта проблема наиболее актуальна для дошкольного возраста.

            Музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в направлении совершенства. Именно она даёт то, что не может дать ничто иное. Ведь уже установлено, что эмоциональное влияние музыки втрое большее, чем от литературы, и в пять раз большее, чем от изобразительного искусства, а ум стимулируется даже пассивным представлением музыки. Музыка стимулирует все биологические функции человека и в большей степени, чем другая деятельность, воспитывает чувства, формирует эстетический вкус. 

              Музыка – самое действенное средство в природе для воспитания любви людей, а также побуждения выполнять полезную и хорошую работу. Под действием музыки воспитывается сердечность, чувствительность, благородство, достижение красоты. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Только правильно услышав интонации речи другого человека, различные её нюансы, можно правильно оценить душевное состояние партнёра по общению, его хорошие или плохие намерения. Музыка влияет на духовную жизнь ребёнка и помогает распространять добро и красоту. 

     Одна из важнейших воспитательных задач музыки – пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, а положительные мысли – положительные действия. Музыка – это возбудитель хорошего настроения и наилучший успокоитель, снимающий нервное напряжение. Учёными установлено, что искусство влияет на разных уровнях: на физиологическом (замечаем изменения в сердце, дыхании), на психологическом (внимание, эмоции, понимание, мышление), на социальном и духовном плане. Музыка быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души. Ведь ребёнок реагирует на окружающий мир в первую очередь через эмоции. Значит, музыка – это пища для сильных эмоциональных потребностей. Наука психология доказала, что музыка очень значима тем, что взращивает духовные силы маленьких детей – интеллект, благородство, эстетические чувства.

          В последнее время я работаю над проблемой развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. На моих музыкальных занятиях музыка является одним из источников воспитания благородных чувств. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, под влиянием которых ребёнок может испытать глубокие эмоциональные переживания. 

       Классика (от лат. classikus – «образцовый») – образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества.

Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка. Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности.

Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом (а иногда и последующем) прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, нерасчлененностью впечатлений. Малоподготовленный слушатель, в том числе дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации.

                 Например, ритмичный «Марш деревянных солдатиков», из «Детского альбома» П. И. Чайковского, вызывает у детей радость, хорошее настроение, эмоциональный подъем, а пьеса «Болезнь куклы», из того же альбома, заставляет грустить, переживать, жалеть. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребенок остается равнодушным к музыкальному произведению. Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Занятие по слушанию музыки должно быть построено таким образом, чтобы дети могли услышать данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить его восприятие. Глубина восприятия музыки на первой стадии зависит от разных причин: привлекательности для детей музыкального произведения, их общего развития и индивидуальных особенностей. Задача педагога здесь – помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.

                   Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. На второй стадии целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному и осмысленному. Педагоги могут предложить детям найти ответ на вопрос: «С помощью каких средств выразительности композитор передает содержание произведения?» Дети отмечают контрастность музыкальных образов (ласковое, мягкое или торжественное, энергичное звучание музыки), различают простейшую структуру произведения (запев песни и припев, две или три части инструментального произведения, тембровое звучание музыкальных инструментов: фортепиано, баян, скрипка, флейта, кларнет и т. д.). Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим удовольствием. Все это закладывает предпосылки для дальнейшего формирования музыкального вкуса.

Читайте также:  Центр развития ребенка 165 иваново

               Третья стадия – это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально – слуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая уже знакомое произведение, ребенок по – своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характеризующие тяжело ступающего медведя, хитрую лису, подвижных зайцев и т. д.

           Восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее, – это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на слушателя, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. У детей формируются навык слушания музыки (сосредоточенно от начала до конца, в полной тишине), умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию. Если с детства ребенок растет в “немузыкальной” среде, у него может сформироваться негативное отношение к “серьезной” музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию. В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений.

              Дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы – Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма – Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков XIX века – М. И. Глинки, П.1 И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов XX века – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и др.

Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка, на его эмоциональный интеллект. Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Подснежник» (апрель), «Белые ночи» (май), «Баркарола» (июнь), «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», «Океан-море синее» – вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.). Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.). Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т.д.). Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников – способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Для восприятия детям доступна музыка, выражающая настроение, например, веселое («Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Полька» М. И. Глинки), грустное («Первая утрата» Р. Шумана, «Жалоба» А. Т. Гречанинова).

            Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
            Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

Источник