Класс особый ребенок развитие речи

Класс особый ребенок развитие речи thumbnail

Развитие речи учащихся классов «Особого ребенка», как фактор совершенствования личности ребенка.

Развитие речи тесно связано с нарушением интеллекта детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Степень развития речи чаще всего соответствует степени общего психического состояния детей. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматической, поэтому работа по развитию речи ведется последовательно-параллельно на протяжении всех лет обучения. Общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средством общения. Вся коррекционно-образовательная работа с детьми должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он должен говорить?).

Первостепенной задачей учителя является необходимость организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, интерес к предметному миру и человеку ( прежде всего к сверстнику), сформировать у ребенка предметные  и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности.

Необходимо создавать условия для возникновения речевой активности и использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни. Нужно формировать и расширять словарный запас, поддерживать стремление к общению, учить задавать вопросы, строить фразовую речь, формировать представления о микро-социальном окружении. Целью совместной образовательной деятельности, исходя из современных  подходов в образовании данной категории детей, является формирование навыков самостоятельного общения, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого.

Актуальность этой темы трудно переоценить, так как нарушение речи

у данной категории детей носит системный характер, распространяется  на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выходит слабость коммуникативной функции, которая рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности.

Речь практически не вступает и в процесс познавательной деятельности младших школьников. Поэтому и общеразвивающая, и логопедическая работа направлена на обучение детей коммуникативным действиям в неразрывном единстве с формированием у них средств невербального и вербального общения, обогащением лексического словаря и совершенствованием грамматического строя речи, побуждением детей к речевой самостоятельности.

  На начальном этапе коррекционной работы особое внимание уделяется обучению детей игре, которое происходит в совместной деятельности детей и взрослых ( учитель-логопед, учитель-психолог, учитель по физической культуре и другие взрослые). Элементы игры включаются в структуру групповых и индивидуальных занятий, в общеобразовательную деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов взаимодействия детей и взрослых. Они активно используются во время режимных моментов, в ходе самостоятельной  деятельности детей.

 На первой ступени предпочтение отдается следующим дидактическим играм: играм с природным материалом (с песком, с водой), с дидактическими игрушками. На этой ступени дети начинают осваивать простейшие настольно-печатные игры. Много внимания уделяется и подвижным играм, не перегруженным  сложными  речевыми инструкциями, используются предметные и ролевые игры, а затем театрализованные игры, являющиеся на  первом этапе простейшими вариантами режиссерских игр и игр-драматизаций. Сюжетами таких игр являются песенки и потешки, сказки.

   Уроки развития речи, включающие в себя занятия по ознакомлению с окружающим,  специальные логопедические занятия, направлены на расширение у детей представлений об окружающем мире и умений пользоваться речью. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции, формируют умение общаться со взрослыми, с детьми. Для того чтобы повысить речевую активность, нужно ставить детей в ситуации, когда речь необходима, включать речь в игру. Одновременно учитель ведет работу по расширению и уточнению словарного запаса учащихся, основанную на изучении предметов и явлений окружающего мира. Главное требование при этом – максимально возможная наглядность. Если речь идет о рыбах, то надо принести в класс живых рыбок в аквариуме, если о животных – объемные муляжи и т. д. Сначала происходит знакомство с натуральным объектом, выясняется из каких частей он состоит, а после производят сопоставление с его изображением на картинке. Сопоставление разных объектов, нахождение сходных признаков и  различий исключительно полезны для развития и речи, и мышления детей, для обогащения их представлений, развития восприятия и памяти.

У большинства учащихся начальных классов «Особого ребенка» фразовая речь почти полностью отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Активный словарь этих детей находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные  слова, небольшое количество  обще-употребляемых  слов, структура и звуковой состав которых нарушены. Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. Из пяти учащихся 2 «ОР» класса трое не владеют речью, двое имеют серьезные речевые нарушения.

Вся речевая работа с данной категорией детей должна осуществляться согласованно, единым комплексом, – в классе, группе продленного дня,  родителями в семье. Только в этом случае она будет наиболее эффективна.  

За первый учебный год у детей значительно активизируется и обогащается речь, расширяется словарный запас и представления об окружающем, появляются слова-обобщения, элементарная фразовая речь. Ко второму году обучения дети становятся более контактны, лучше чувствуют себя в коллективе класса, повышается самостоятельность и организованность,  можно отметить положительные сдвиги  во владении навыками самообслуживания, в ориентировке. Поскольку первый год обучения является наиболее сложен в плане организации и проведении коррекционной работы, большое место на первом году обучения отводится пропедевтической работе, начиная со второго класса, обучение может идти более интенсивно.

Первостепенной задачей учителя является необходимость организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, интерес к предметному миру и человеку  (прежде всего к сверстнику), сформировать у ребенка предметные  и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бойков Д. И.,  Бойкова С.В. Как учить детей общаться – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2004.

2. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: ИЦ «Академия», 2003.

3.  Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

4.   Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.        

Источник

                                 Конспект открытого занятия

                по предмету «Развитие речи и окружающий мир»

                                в 8 «г» классе «Особый ребенок»

                                               ТЕМА

                                     «Приметы осени»

Тема: «Приметы осени»

Тип урока: Закрепление знаний.

Цель урока: Закрепить представления у учащихся о характерных приметах осени.

Задачи:

Образовательные:

-формировать у учащихся представление об окружающем мире;

-закреплять названия осенних месяцев;

-закреплять знания о характерных признаках осени;

-продолжать закреплять умение использовать средства альтернативной коммуникации ( пиктограммы, жесты, картинки);

Коррекционно – развивающие:

-развивать наблюдательность, любознательность;

-развивать зрительное восприятие;

-развивать связную речь, речевой слух, мышление, память;      

-расширять словарный запас;

Воспитательные:

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

-воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость;

-совершенствовать навыки общения;

Оборудование:  натуральные – овощи, фрукты, пиктограммы, три корзины, картина «Лето», «Осень», слайд-шоу.

 Предварительная работа:

-Экскурсия в осенний парк, наблюдение за изменениями в природе.

-Рисунки, аппликации.

-Составление осеннего букета из осенних листьев.

-Рассматривание пейзажных картин «Осень».

               Ход урока

  1. Организационный момент

Воспитатель: Сегодня день недели – вторник. Это второй день недели.

Учащиеся показывают день недели в таблице.

Мы начинаем урок «окружающий мир». Учитель показывает пиктограмму «окружающий мир» (каждый учащийся показывает и называет пиктограмму «окружающий мир»).

Сегодня по счету это второй урок. Дети показывают цифру 2.

Учитель привлекает внимание учащихся к доске, где висят картины с изображением разных времен года.

Воспитатель: Сегодня мы будем вспоминать все признаки осени. (с помощью педагога или самостоятельно дети показывают на доске картинки с изображением осени).

Какие осенние месяцы вы знаете? Первый месяц  «Cентябрь», второй месяц «Октябрь», третий месяц «Ноябрь».

Учащиеся вешают таблички с названием осенних месяцев к картине «Осень».

 2.Сообщение темы занятия «Приметы осени».

                        Рассказ воспитателя  об осени.

 Наступила осень. Небо покрыто тучами, из них часто идет дождь. В лесу вырастают грибы,  в садах и огородах поспевают  овощи и фрукты. Листья на деревьях разноцветные: желтые, красные. Ветер срывает листья, они кружатся и падают на землю.

(  С помощью педагога или самостоятельно учащиеся по пиктограммам составляют рассказ учителя).

Педагог просит показать на картинке, где растут фрукты: яблоки, груши? В саду, на дереве.

Где растут овощи: помидоры, огурцы морковь? В огороде на грядке.

(С помощью педагога учащиеся показывают, где растут фрукты и овощи и собирают урожай).

Чтение стихотворения  «О дарах Осени».

Осень в гости к нам пришла                                                                      И подарки принесла                                                                                      Яблоки душистые,                                                                                       Репку золотистую,                                                                                        Кабачки пузатые,                                                                                     И морковку сладкую.                                                                               Помидоры красные,                                                                                       Огурцы зеленые.                                                                                     Огород и сад в порядке,                                                                                   Ты земля еще рожай,                                                                                          Мы собрали … (урожай)

 (При чтении стихотворения воспитатель показывает детям овощи и фрукты).

В корзинке овощи и фрукты. Педагог просит овощи положить в одну корзину, а фрукты в другую корзину.

3.Физминутка

Дети разбирают разноцветные кусочки легкой ткани и двигаются под музыку.

Мы осенние листики,

Мы осенние листики. (вращать кистями)

Мы на ветках  сидели, (медленно поднять руки  вверх, затем плавно отпустить)                                                                                                       Ветер дунул – мы сорвались, (стряхнуть руками)                                        Мы летели, мы летели.                                                                                 И на землю тихо сели. (сесть на корточки)                                              Ветер снова набежал,                                                                                         И листочки все поднял. ( вращаемся вокруг себя)                                               Закружились, полетели, ( вращаемся вокруг себя)                                                И на землю снова сели.(сесть на корточки).

4. Закрепление темы. Детям на парты раздаются осенние листья: березы, клена, дуба. Педагог называет листья каждого дерева. Учащиеся  выходят к доске, закрепляют его под тем деревом, на котором эти листья росли. После выполнения всего задания, воспитатель подводит  итог:  Это – береза. На ней росли березовые листья. Это – клен. На нем росли кленовые листья. Это – дуб. На нем росли дубовые листья.

Давайте вспомним, а какие приметы осени мы ещё знаем.

Птицы улетают в теплые края.

Солнце светит все реже и реже.

Небо закрыто тучами.        

Дует сильный, холодный ветер и листья с деревьев опали.

Часто идут дожди.

Давайте вспомним какой бывает дождь? Проливной и мелкий.

(Ученики вместе с учителем пальчиками стучат по столу, как стучит проливной дождь, и мелкий дождь).

Лужи покрываются льдом.

(Педагог показывает слайд-шоу).

5.Итог урока.

Воспитатель:  Ребята,  вам понравилось занятие? «Да».

О каком времени года мы сегодня говорили? «Об Осени».

(Воспитатель отмечает у каждого ребенка его положительные моменты в работе на уроке).

 Занятие окончено. Молодцы!

Источник

Календарно- тематическое планирование по развитию речи (класс «Особый ребенок» 4 год обучения)

п/п

Тема урока

Дата

Требования к результату

Виды контроля

знать

уметь

I четверть – ч.

1

Наблюдения за сезонными изменениями в природе летом и осенью. Экскурсия.

01.09. Урок знаний

Приметы ранней осени

Дополнять высказывания товарищей

Экскур-

сия

2

Название осенних, зимних, весенних месяцев.

08.09.

Название осенних месяцев.

Отвечать на вопросы

Вопросы

3

Осень. Труд людей летом и осенью.

15.09.

Осенние и летние и месяцы

Отвечать на вопросы

4

Овощи: свекла.

22.09.

Названия овощей, вид корня свеклы.

Сравнивать предметы

5

Ягоды: крыжовник, смородина.

29.09.

Названия ягод

Составлять описание по вопросам

6

Сад и фрукты.

06.10.

Название и различие фруктов

Устанавливать общие и отличительные свойства

7

Растения: деревья, кусты, травы.

13.10.

Отличительные признаки растений.

Устанавливать общие и отличительные свойства

8

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

20.10.

Название и различие бахчевых культур

Сравнивать предметы

9

Цветы (роза, георгин). Название, распознавание.

27.10.

Название цветов: роза, георгин.

Устанавливать общие и отличительные свойства

II четверть – 8ч.

10

Деревья (клен). Название. Распознавание.

10.11.

Названия растений

Устанавливать общие и отличительные свойства

11

Сезонные явления в природе: ноябрь.

17.11.

Приметы поздней осени

Связно высказываться по плану

12

Экскурсия. Сбор листьев и классификация их по величине, форме.

24.11.

Виды транспорта

Устанавливать общие и отличительные свойства

Экскур

сия

13

Правила дорожного движения.

01.12.

Правила дорожного движения

Соблюдать правила

14

Сезонные изменения в природе: начало зимы.

08.12.

Приметы ранней зимы

Называть признаки начала зимы

Экскур-

сия

15

Комнатные растения (алоэ). Название, распознавание.

15.12.

Название растения: алоэ.

Определять алоэ по внешним признакам

16

Сезонная одежда: зимняя одежда и обувь.

22.12.

Сезонную одежду

Одеваться по погоде

17

Зимние забавы детей.

29.12.

Зимние игры. Правила ТБ во время игр

Участвовать в беседе

Экскур-

сия

III четверть – 9ч.

18

Сезонные изменения в природе в зимнее время. Зимние месяцы.

12.01.

Зимние месяцы

Называть и характеризовать предметы и явления

Вопросы

19

Экскурсия.

Зимующие птицы. Воробей.

19.01.

Зимующих птиц

Сравнивать и классифицировать

Экскур-

сия

20

Перелетные птицы. Скворец.

26.01.

Перелетных птиц

Различать птиц

21

Человек и природа: помощь зимующим птицам.

02.02.

Как беречь природу

Ухаживать за птицами

22

Домашние животные: свинья.

09.02.

Внешний вид, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Различать домашних животных.

23

Сезонные изменения в природе зимой.

16.02.

Признаки зимы

Называть зимние месяцы

24

Труд жителей города и села зимой.

01.03.

Труд человека зимой

Дополнять высказывания одноклассников

25

Дикие животные нашего края. Лиса, волк.

15.03.

Привычки, распорядок животного

Рассказывать о животных

26

Признаки весны. Весенние месяцы.

22.03.

Названия весенних месяцев

Отвечать на вопросы

IV четверть – 8 ч.

26

Наблюдения за распусканием почек в природе, на ветках, находящихся в классе.

05.04.

Что такое почка

Отвечать на вопросы

27

Экскурсия .Сезонные изменения весной.

12.04.

Признаки весны

Связно высказываться по плану

Экскур-

сия

28

Насекомые (муравей, муха, божья коровка).

19.04.

Названия насекомых

Различать насекомых

29

Практическая работа: посев семян свеклы в ящик.

26.04.

Как правильно сажать семена свеклы

Отвечать на вопросы

30

Разнообразие животного мира. Охрана животных

03.05.

Названия животных

Различать

животных

31

День здоровья.

10.05.

Что такое экология.

Охранять окружающую среду

32

Весенние работы на огороде. Экскурсия.

17.05.

Весенние работы

Поливать растения на клумбе

Экскурсия

33

Человек. Охрана здоровья.

24.05.

Части тела человека

Ухаживать за собой

РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета ______________Е.В.Будаева

ГКОУ РО школы-интерната VIII вида ___________________2015 г.

от__________2015 года №_______

Председатель МС

__________________Л.В.Евсеева

Министерство общего и профессионального образования РО

государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Новошахтинска

Директор ГКОУ РО

школы- интерната VIII вида

г. Новошахтинска

Приказ от ___________№________

__________________Л. В. Евсеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

класс «Особый ребенок» 4 год обучения

на 2015-2016 учебный год

Учитель Николаева Н.А.

Пояснительная записка

к рабочей программе по развитию речи для класса «Особый ребёнок» 4 год обучения

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.

  2. Приказ МинОбрНауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования » № 1015 от 30.08.2013года.

  3. ФГОС НОО

  4. Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»

№ 24/4.1.- 4851/м от 08.08.2014г.

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

  2. Положение о рабочей программе педагога ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г. Новошахтинска.

  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

  4. Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

  5. Письмо министерства образования и науки РФ от 11.04.2008. №АФ 150/06«О создании условия для получения образования детьми с ограниченными .возможностями здоровья»

Развитие речи является одним из важных общеобразовательных предметов. Процесс обучения развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также воспитанием культуры поведения и бережного отношения к растительному и животному миру.

Для детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития), т.е. для детей с ограниченными возможностями здоровья будут созданы условия для получения образования. Благодаря инклюзии у обучающихся с ТМНР и аутистов появились условия для социальной адаптации – обучаться вместе с другими детьми.

Цель: формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Задачи:

  1. формировать умения употреблять слова в соответствии с ситуацией, задавать вопросы, развивать речь;

  2. формировать умения образовывать слова на базе однокоренных слов, составлять словосочетания;

  3. расширять и обогащать представления о непосредственно окружающем мире;

  4. готовить обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.

По учебному плану на изучение предметной области «Развитие речи» отводится 33 часов в год (1 ч в неделю).

Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, поэтому необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Умственно отсталые обучающиеся будут назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Занятия по развитию речи по возможности будут проводиться в форме игр.

Занятия по развитию речи будут способствовать осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.

На уроках по развитию речи дети познакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей. Обучающиеся познакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, научатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

На экскурсиях обучающиеся увидят предметы и явления в естественной обстановке.

Каждый урок-экскурсия завершится сбором материала для оформления коллекций, и гербариев. Этот природный материал можно будет использовать на уроках ручного труда, рисования и на других уроках.

Практические работы помогут закрепить определённые умения и навыки. Для развития различных органов чувств полезно лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино, диафильмов, видеофильмов.

Экскурсии, наблюдения, практические работы будут развивать речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей, а так же способствовать развитию коррекции личности школьника.

Национальный региональный компонент (НРК) указывается в разделе: примечания.

Возможные результаты образования обучающихся

Возможные предметные результаты:

– Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения

адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

– Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

– Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности,

полезных ископаемых).

– Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

– Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

– Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

– Интерес к объектам живой природы.

– Расширение представлений о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.).

– Заботливое и бережное отношение к растениям и животным, умение ухаживать за ними.

– Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

– Элементарные представления о течении времени.

– Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

– Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

– Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

– Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

– Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант D) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Средства мониторинга и оценки результатов обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации будут оценивать уровень сформированности действий/операций и представлений, внесенных в СИОП (специальную индивидуальную образовательную программу). Например: «выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет» (или «пассивно участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью»: физической частичной или существенной, по словесной инструкции, по образцу; представление: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично», «сформировано».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в виде характеристики. На основе этой характеристики составляется СИОП на следующий учебный период.

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИОП, самостоятельно, либо со значи-

тельной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции. Оценка результатов выполнения СИОП по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.

Система оценки результатов должна включать целостную характеристику выполнения обучающимся специальной индивидуальной

образовательной программы, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:

– что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,

– что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,

– насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

– необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;

– в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);

– формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными для различных детей, разрабатываться индивидуально,

разрабатываться в тесной связи с практической деятельностью детей;

– способы выявления умений и представлений детей с умственной отсталостью могут носить как традиционный характер, так и быть представлены в другой форме, в том числе в виде некоторых практических заданий;

– в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым);

– при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым);

– выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;

– выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки специальной индивидуальной образовательной программы, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИОП, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

Оценка результатов выполнения СИОП по каждой внесенной в нее задаче позволяет составить подробную характеристику развития ребёнка, а их анализ также оценить динамику развития его жизненной компетенции.

Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка предлагается использовать метод экспертной группы (на междисциплинар-

ной основе). Она должна объединить представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ поведения ребёнка и динамики его развития в повседневной жизни. Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» Программно-методический материал под редакцией И.М.Бгажноковой, г. Москва,

2007 г.

  1. «Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта» , г. Санкт- Петербург, Образование, 1996 г.

  2. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей», Москва. 1983 г. А.Р.Маллер.

  3. Программа «Организация обучения детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием» сборник, составители – Богданова И.Ю., Шкарупа О.П., Безрякова О.Н. , г. Ростов-на–Дону 2011 г.

  4. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида: учеб.для студ.дефектол.фак.педвузов. – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 320с. – (Коррекционная педагогика).

  5. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

6. Д. Худенко, Д.И. Барышникова Планирование уроков развития речи. 3 класс.

7. Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова Ознакомление с окружающим миром.

  1. Телевизор настенный «PHILIPS»;

  2. Цифровой спутниковый ресивер «DRE 5000»

  3. Электронные демонстрационные пособия.

  4. Дидактическое пособие «Времена года»

  5. Муляжи «Фрукты», «Овощи».

Источник