Кевля ф и семья и развитие личности ребенка семья в россии

Семейные отношения и их формирование на развитие личности ребёнка.

       Семья для ребенка – это есть ближайший круг общения, ведь именно в семье формируется его психика, отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей, конечно  многопланово. Родители  часто думают, что если они  любят  своих детей, проводят с ними время, общаются и правильно воспитывают, то обеспечивают им оптимальное развитие.  Конечно – это  верно. Однако более фундаментальную основу в формировании  личностного развития ребенка закладывают не только их методы воспитания, но и то, кто они  есть как личности.  Личностные качества, взрослых  собственное поведение и отношение – это  и есть основные факторы,  которые влияют  на формирование самоощущения ребенка.

Влияние родителей на развитие  личности ребенка очень велико. В семьях с прочным, теплым контактом, уважительным отношением к детям у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Под влиянием опыта общения с взрослыми, у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками ребёнок  впервые осознает, что нужно учитывать не только  собственную точку зрения,  но и чужую.  Именно с выстроенной  системой взаимоотношений ребенка со взрослыми и начинается ориентация ребенка на других,  так как он сам нуждается в признании окружающих людей.

Как пишет  Т. А. Флоренская “Внутренний мир ребенка”, – это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечная, его семья.

 Семья-это целостный организм. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя! “

Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У  родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые они  либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для них людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом.

Первым учителем и воспитателем в этом процессе является для ребенка мама. Именно она создает атмосферу взаимопомощи и поддержки или отторжения, придавая эмоциональную окраску всем вещам,  который окружают ребёнка.  И если у матери не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью.  Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает поздно; ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.

Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности; симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.

Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. Такие как:

-отношения к себе;

-стиль отношения с другими людьми;

-жизненный смысл;

-нравственные ценности, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо;

-стремления, идеалы;

-представление о себе как о мужчине или о женщине;

-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Испокон веков воспитание послушного и доброго ребенка связывалось с многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в «нежном» возрасте самый близкий и понятный для них мужчина — отец.

Семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное “Я”. Безусловная любовь к ребенку – та почва, на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Чтобы понять, какое влияние вы оказываете на вашего ребенка, в первую очередь важно понять, как вы относитесь к самому себе, какую ношу самокритики вы несете и те позитивные чувства о самом себе, которые перетекают из вас в вашего ребенка при ежедневном взаимодействии с ним.

Список используемой литературы:

1.     Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе.

2.     .Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. – М. Владос, 2009. – 358 с.

Читайте также:  Екатеринбург школа развития для ребенка 5 лет

3.     Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2006. – 176с.

4.     Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка. Семья в России. Москва 1997. 2. с. 78-88.

5.     Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.

Источник

Карнаухова Наталья Юрьевна

Учитель математики МБОУ «Солянская средняя общеобразовательная школа»

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, ЕГО БЛАГОПОЛУЧИЕ.

Известно, что “проблемные”, “трудные”, “непослушные”, “всевозможные” дети, так же как дети с “комплексами”, “забитые”, “несчастные”- всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности-дисгармонии личности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи.

Иногда семья – благополучная, бес проблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?

“Внутренний мир ребенка”,- пишет Т.А. Флоренская (Ι)-это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечная, его семья. И как отмечает священник Валентин Марков, “…ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья-это целостный организм. И проблема молодого росточка – это, в первую очередь, проблема почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя! “

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. В семьях с прочным, теплым контактом, уважительным отношением к детям у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.

В атмосфере любви и близости общение ребенка с родителями становится эмоционально насыщенным, удовлетворяются его потребности в положительных эмоциях, в которых он нуждается с момента рождения. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. У ребенка развиваются природные способности, независимость, формируются положительные эмоциональные установки к окружению, доверие, которое стимулирует стремление к кооперации, сотрудничеству, творчеству, он высоко активен, имеет взаимодополняющие образы отца и матери, позволяющие сделать правильный брачный выбор и воспроизвести адекватные родительские отношения своей семье.

Первым учителем и воспитателем в этом процессе является для ребенка мать. Именно она создает атмосферу взаимопомощи и поддержки или отторжения и отвержения, придавая эмоциональную окраску всем окружающим ребенка вещам. И если у матери не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью – ведь известно, свято место пусто не бывает! Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает поздно; ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.

Однако для нормального воспитания, а значит, и развития личности ребенка в семье, необходимо наличие обоих родителей. Мать и отец существенно дополняют друг друга при воспитании детей. С возрастом детей увеличивается степень влияния на них отцовского воспитания. Его социальный статус очень важен для чувства уверенности и стабильности психики ребенка. Для гармоничного развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт общения с обоими родителями через адекватные модели материнского и отцовского поведения, исключение из воспитательной ситуации мужчины ограничивает раскрытие индивидуальных возможностей ребенка, снижает адаптационные способности, ведет к нарушению гармонической структуры личности. Из- за дефицита мужского авторитета образ мужчины формируется обедненным и неадекватным, что приводит впоследствии к упрощенности в межличностных отношениях.

В литературе часто встречается мнение о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей и их невысокой способности строить конструктивно межличностное взаимодействие. Опросив старшеклассников своей школы из полных и неполных семей , я выяснила, что дети из неполных семей чаще пользуются советами своих друзей и подруг, 30% детей из неполных семей отвергают все возможные варианты советчиков и принимают важные для себя решения самостоятельно. У детей из неполных семей наблюдается высокий уровень тревожности. У подростков наблюдается тревога по причине финансовых трудностей семьи (в неполной- 39%, в полной- 22% ), беспокойство за здоровье родных ( 46% и 35% )сравнение полных и неполных семей с детьми-подростками свидетельствует, что школьники из неполных семей чаще характеризуются низкой успеваемостью, ориентированы на учебу в СУЗах ( в неполной-32%, полной-30% ), чем на поступление в ВУЗ ( в неполной-0%, полной-38% )

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что ситуация не полной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка, как показали результаты исследования , у 11 % детей нашей школы из неполных семей чаще возникают нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера. В то же время холодная, конфликтная атмосфера полной семьи не может быть признана, благоприятной для развития ребенка – слишком важна для него эмоциональная связь с родителями.

Читайте также:  Развитие ребенка на 3 месяце жизни что должен уметь ребенок

Такие семьи относятся к числу неблагополучных. В ходе (методика Р. Жиля.5) исследования в нашей школе выявлено 7 семей группы риска. Полученные результаты показывают наличие определенных проблем: у детей занижена социальная адекватность поведения, в ряде случаев дети демонстрируют повышенный уровень агрессии, любознательность напротив на недостаточном уровне. Иногда можно наблюдать стремление к уединению. В качестве возможных причин, повлекшим за собой возрастание этих черт является то, что:

-ребенок не чувствует себя в семье;

-дети растут в условиях нехватки ласки; боятся наказания;

-в семье – неблагоприятная обстановка;

-установлена закономерность: дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются, плохо подготовлены к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значительно чаще, чем браки заключенные выходцами из гармоничных семей.

Таким образом, все эти моменты формируют духовно-душевно телесную гармонию( или дисгармонию ) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой вырастают практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья?

Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

-отношения к себе;

-стиль отношения с другими людьми;

-представление о себе как о мужчине или о женщине;

-нравственные ценности, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо;

-жизненный смысл;

-стремления, идеалы;

-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Испокон веков воспитание послушного и доброго ребенка связывалось с родительским примером. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: ” Мать, праведная – ограда каменная”; ” Отец сына не на худо учит” и т.д.

Таким образом, семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное “Я”. Безусловная любовь к ребенку – та почва, на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Список используемой литературы:

  1. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе.

  2. Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. Иваново 2005 г

  3. Калабухина И.Е. Неполные семьи: проблемы и перспективы. Семья в России. Москва 1995. 1-2. с. 166-175.

  4. Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка. Семья в России. Москва 1997. 2. с. 78-88.

  5. Каменева Т.А., Степашов Н.С. Дети в неполных семьях как обьект социальной помощи. Курск 2001.

  6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.

Источник

 
 



Обновление
12.05.2009
3170 назв.

 

  • Армандо Р., Веселкова Е.А. Вот Я. – Новосибирск: СибАГС и др., 1998. – 71 с.: ил.
  • Ачильдиева Е.Ф. Городская многодетная семья // Социол. исслед. – 1990. – N 9. – С.72-79. – Библиогр.: с.78-79.
  • Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодетная семья в современной России // Семья в России. – 1994. – N 2. – С.102-117.
  • Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. – М.: Смысл, 2000. – 146 с.: ил. – (Психодиагност. моногр.; 3).
  • Бреева Е.Б. Политика, дети и рынок // СоцИс: Соц. исслед. – 1993. – N 2. – С.26-33.
  • Вдовина М.В. Новые формы и методы работы с многодетными семьями в Мордовии (на примере службы семьи, материнства и детства Ленинского р-на г.Саранска) // Гуманит. науки и образование: проблемы и перспективы. – Саранск, 1997. – С.314-317.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – 3-е изд. испр. и доп. – М.: ЧеРо; Сфера, 2001. – 240 с.: ил.
  • Гусарова Г.И. Практика реализации приоритетного права проживания и воспитания детей в семье как основы социального здоровья общества // Проблемы и перспективы соц.-экон. развития Самарской обл. – Самара, 1997. – Т.1, секц. 1-5. – С.332-338.
  • Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // СоцИс: Соц. исслед. – 1995. – N 6. – С.130-140.
  • Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. – Владикавказ, 1994. – 113 с. – Библиогр.: с.89-94.
  • Ермоченкова С.П., Лакомова Н.В. Досуг подростка как проблема семейного воспитания // Тенденции развития современной семьи. – М., 1992. – С.104-113.
  • Зонов А.В. Семья и образование: проблема социализации подрастающего поколения // Проблемы развития науч. и культурно-образоват. потенциала в Сибири. – Новосибирск, 2000. – Вып.1. – С.308-313.
  • Ивачевская В.Н., Кутарева Н. Однодетная и двухдетная семья: проблемы семейного воспитания // Молодая семья и реализация активной социальной политики в регионе. – Свердловск, 1990. – С.111-118.
  • Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: Семейное воспитание // Вопр. психологии. – 1992. – N 1/2. – С.14-21.
  • Катаева-Венгер А.А. Трудный возраст: подростки сегодня: Пособие для учителей и родителей. – М.: Шк. Пресса, 2002. – 111 с. – (Б-ка журн. “Воспитание школьников”; Вып.25).
  • Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. – 1997. – N 2. – С.78-90.
  • Келлер А.В. Роль внутрисемейного общения в воспитании детей в немецких семьях Петербургской губ. в нач. ХХ в. // “Мир детства” в традиционной культуре народов СССР. – Л., 1991. – Ч.1. – С.44-51.
  • Кустова Ю.Г. Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. – СПб.: Петерб. востоковедение, 2000. – 159 с. – Библиогр.: с.134-140.
  • Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психол. журн. – 1992. – Т.13, N 6. – С.35-42.
  • Лучкина Л. Семьи с детьми в странах Центральной и Восточной Европы // Миров. экономика и междунар. отношения. – 1998. – N 11. – C.127-137.
  • Мазуркевич С.А. Энциклопедия заблуждений. Дети. – М.; Донецк: Эксмо; Скиф, 2002. – 387 с.: ил. – Библиогр.: с.372-376. – Предм. указ.: с.377-380.
  • Маликов Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи. – Оренбург, 2000. – 142 с.: ил. – Библиогр.: с.114-123.
  • Монастырская Л.В. Социокультурный потенциал семьи как средство позитивной социализации ребенка // II Державинские чтения. – Тамбов, 1996. – С.28.
  • Наш проблемный подросток: понять и договориться / Ангервакс А.Е., Баева И.А., Веретина О.Р., Грецов А.Г.; Под ред. Регуш Л.А. – СПб.: ИРГПУ им. Герцена; Союз, 2001. – 191 с.: табл.
  • Николин В.В. Сценарии формирования ученика / Омский гос. пед. ун-т. – Омск: ОмГПУ, 2000. – 170 с.: ил.
  • Общественное мнение о многодетной семье: Матер. Всесоюз. науч.-практ. конф. “Семейный детский дом: пробл. теории и практики” (Звенигород, 20-22 дек. 1990 г.) / Отв. ред. Ачильдиева Е.Ф.; АН СССР. Ин-т социол. – М., 1991. – 68 с.
  • Организация медико-социальной помощи детям / Альбицкий В.Ю., Ананьин С.А., Сорокин А.В. и др. // Здравоохранение Рос. Федерации. – 1993. – N 7. – С.10-11.
  • Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей // Семья в России. – 1997. – N 2. – С.90-102.
  • Пчелинцева Н.Д. Социализация детей и подростков в современной сельской азербайджанской семье // Расы и народы. – М., 2001. – N 26. – С.233-247.
  • Рахимов Р.Р. Дети: путь просветления: (К проблеме традиционной этнопедагогики таджиков) // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. – СПб., 1998. – С.148-230.
  • Ревякина Н.В. Итальянские гуманисты XV века о роли семьи в воспитании детей // Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи Средневековья и начала Нового времени. – М., 1990. – С.74-85. – Библиогр.: с.85.
  • Ржаницына Л., Сергеева Г. Кто и как может помочь семье и детям // Человек и труд. – 1993. – N 8. – С.45-49.
  • Салимова Л. Воспитание девочек в башкирской народной педагогике // Соотечественник. – Уфа, 2001. – N 7. – С.68-78.
  • Сем Т.Ю. Особенности социализации детей у оленекских эвенков // “Мир детства” в традиционной культуре народов СССР. – Л., 1991. – Ч.1. – С.68-77.
  • Силласте Г.Г. Социальная адаптация семей с онкологически больными детьми // СоцИс: Соц. исслед. – 1997. – N 1. – С.56-64.
  • Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокульт. аспекты / Федерал. служба занятости России. Поволж. фил. Рос. учеб. центра. – Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1996. – 191 с.: схем. – Рез. на англ. яз. – Библиогр.: с.169-182.
  • Соловьева Л.Т. Грузия. Этнография детства / Ин-т этнол. и антропол. им. Миклухо-Маклая РАН. – М., 1995. – 129 с.
  • Сывороткина Н.М. Современное состояние института семьи как один из факторов социализации личности ребенка // Гуманит. науки и образование: проблемы и перспективы. – Саранск, 1997. – С.312-314.
  • Чепмен Г., Кэмпбелл Р. Пять путей к сердцу ребенка / Пер. с англ. Будиной Н. – СПб.: Библия для всех, 2000. – 267 с. – Пер. изд.: The five love languages of children / Chapman G., Campbell R.
  • Чернова О.В. Социальные проблемы семьи и духовная культура ребенка // Духовная и светская культура как фактор социал. развития региона. – Кемерово, 1996. – С.315-318.
  • Этнография детства: Сб. фольклор. и этногр. материалов / Рос. фонд культуры и др.; Сост. Науменко Г.М. – М.: Беловодье, 1998. – 390 с.: нот. – Библиогр.: с.385-386.
  • Ясная Л.В. Соотношение семейных ролей мужчин и женщин: Влияние на социализацию детей // Проблемы родительства и планирования семьи. – М., 1992. – С.123-134.



Документ изменен: Wed Feb 27 14:32:20 2019. Размер: 14,701 bytes.
Посещение N 2764 с 22.03.2004

Читайте также:  Центр развития ребенка на новочеремушкинской

Источник