Кевля ф и семья и развитие личности ребенка
Семейные отношения и их формирование на развитие личности ребёнка.
Семья для ребенка – это есть ближайший круг общения, ведь именно в семье формируется его психика, отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей, конечно многопланово. Родители часто думают, что если они любят своих детей, проводят с ними время, общаются и правильно воспитывают, то обеспечивают им оптимальное развитие. Конечно – это верно. Однако более фундаментальную основу в формировании личностного развития ребенка закладывают не только их методы воспитания, но и то, кто они есть как личности. Личностные качества, взрослых собственное поведение и отношение – это и есть основные факторы, которые влияют на формирование самоощущения ребенка.
Влияние родителей на развитие личности ребенка очень велико. В семьях с прочным, теплым контактом, уважительным отношением к детям у них формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др.
Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Под влиянием опыта общения с взрослыми, у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками ребёнок впервые осознает, что нужно учитывать не только собственную точку зрения, но и чужую. Именно с выстроенной системой взаимоотношений ребенка со взрослыми и начинается ориентация ребенка на других, так как он сам нуждается в признании окружающих людей.
Как пишет Т. А. Флоренская “Внутренний мир ребенка”, – это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечная, его семья.
Семья-это целостный организм. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя! “
Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые они либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для них людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом.
Первым учителем и воспитателем в этом процессе является для ребенка мама. Именно она создает атмосферу взаимопомощи и поддержки или отторжения, придавая эмоциональную окраску всем вещам, который окружают ребёнка. И если у матери не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью. Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает поздно; ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.
Нельзя научить ребенка поступать правильно без моральной оценки собственных поступков. Но нравственное развитие происходит правильно лишь тогда, когда взрослые принимают во внимание возрастные возможности детей. Уже в раннем детстве ребенок способен усваивать элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года малыш способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности; симпатии, привязанности, уважения ко всем членам семьи, к сверстникам. Если его правильно воспитывают, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких.
Семья формирует у ребенка базовые смысловые понятия. Такие как:
-отношения к себе;
-стиль отношения с другими людьми;
-жизненный смысл;
-нравственные ценности, представления о том, что такое хорошо и что такое плохо;
-стремления, идеалы;
-представление о себе как о мужчине или о женщине;
-чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.
Испокон веков воспитание послушного и доброго ребенка связывалось с многочисленными примерами из жизни разных семей и даже разных народов: мальчики лепят свой характер со взрослых мужчин. И в «нежном» возрасте самый близкий и понятный для них мужчина — отец.
Семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное “Я”. Безусловная любовь к ребенку – та почва, на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.
Чтобы понять, какое влияние вы оказываете на вашего ребенка, в первую очередь важно понять, как вы относитесь к самому себе, какую ношу самокритики вы несете и те позитивные чувства о самом себе, которые перетекают из вас в вашего ребенка при ежедневном взаимодействии с ним.
Список используемой литературы:
1. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: Наука о душе.
2. .Селиверстов В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. – М. Владос, 2009. – 358 с.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2006. – 176с.
4. Кевля Ф.И. Семья и развитие личности ребенка. Семья в России. Москва 1997. 2. с. 78-88.
5. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.
Источник
Дисциплина: Психология
Тип работы: Курсовая
Тема: Семья и развитие личности ребенка
61
Курсовая работа
Тема:
Семья и развитие личности ребенка
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ 5
Современные подходы к понятию личности 5
Основные этапы формирования личности 5
Фактор семьи в развитии личности ребенка 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ
СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 18
2.1. Методология исследования влияния фактора семьи на
формирование личности ребенка 18
2.2. Определение зависимости между психологической
атмосферой в семье и развитием личности ребенка 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 40
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 44
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 45
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 46
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 47
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 48
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Актуальность работы. Вопрос воспитания личности в семье является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Поэтому от правильной постановки этого вопроса зависит многое, зависит судьба как отдельного человека, так и всего человечества.
Ввиду того, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания личности, необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы.
Для решения указанного вопроса необходимо сказать о традиционных ошибках семейного воспитания, их последствиях и способов борьбы с ними (ошибками). Указанные действия составят задачи данной работы.
Гипотеза: развитие личности ребенка находится в непосредственной зависимости от характера отношения к нему родителей, от психологической атмосферы того семейного коллектива, в котором он воспитывается.
Цель работы: специфицировать значение многофакторного характера влияния семьи на развитие личности ребенка.
Объект работы: школьники 6-го класса (30 человек испытуемых).
Предмет работы: развитие личностных качеств школьников под воздействием негативных или позитивных влияний со стороны семьи как одного из главных институтов воспитания личности.
Степень разработки. В той или иной степени проблема семейного фактора в формирования личностного начала ребенка затрагивалась в монографиях и публикациях следующих авторов: Н. А. Воробьевой, С. И. Голода, И. Е. Калабихиной, Ф. И. Кевли, Б. Спока, В. Я. Титаренко, Д. Фримена, Э. Г. Эйдемиплера и В. Юстицкиса.
Структура работы состоит из введения, двух глав и 5 подглав, заключения и шести методических приложений.
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ
Современные подходы к понятию личности
В настоящее время нет однозначного ответа на вопрос, что такое личность. Чаще всего личность определяют в совокупности социальных, приобретенных качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки1.
Особенности личности сказываются на характере и протекании психических процессов. Направленность личности, ее интересы, установки, придают всем психическим процессам четкий избирательный характер. Особенности личности проявляются и в том, как она отражает окружающий мир. На протекание психических процессов и возникновение психических свойств и состояний личности отчетливо влияют темпераментные особенности личности, или ее типологические особенности высшей нервной деятельности. Они проявляются в поведении, образе действий человека, в особенностях протекания его эмоционально-волевых процессов2. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека выступают в едином сплаве с приобретенными в процессе жизни чертами, образуя своеобразный внутренний облик, или характер человека.
Основные этапы формирования личности
С каждым типом теорий связано свое представление о развитии личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него защитных механизмов и согласованных с его “Сверх-Я” способов удовлетворения потребностей3. Теория черт основывает свое представление о развитии на том, что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их зарождения, преобразования и стабилизации как подчиняющийся иным, небиологическим, законам. Теория социального научения представляет процесс развития личности сквозь призму формирования определенных способов межличностного общения людей. Гуманистическая и другие феноменологические теории трактуют его как становление “Я”. Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической определенности стадий, которые в своем личностном развитии проходит человек до конца своих дней. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов (кризисов), на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми4.
В период 2- 3-х лет происходит становление первых отношений между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. В этот период начинается личностная социализация ребенка, происходит становление его самосознания. Он узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”. Затем дети-трехлетки начинают сравнивать себя с другими людьми, что способствует формированию определенной самооценки, появляется выраженное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым взрослыми людьми. Далее у детей формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний.
Примерно в 3-хлетнем возрасте появляется и некоторая потребность в самостоятельности. Свое право на независимое поведение дети начинают активно отстаивать после инициативного заявления “я-сам”, когда кто-либо из взрослых пытается им помочь в чем-то против их воли5.
В целом достижения ребенка к трем годам кажутся весьма значительными. По данным некоторых исследователей, к этому возрасту у ребенка можно заметить проявление внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, способностей к различным видам деятельности социальных потребностей в общении, достижении успеха, лидировании, а также проявление воли. Однако ребенку предстоит пройти еще огромный жизненный путь прежде, чем он станет настоящей личностью.
В течение дошкольного периода (от 3-х до 6-ти лет) дети все лучше начинают понимать себя и то, какое место принадлежит им в конкретном социальном окружении. Они узнают, чего от них ждут члены их семьи и соседи, а именно что значит вести себя хорошо или плохо для таких, как они, мальчиков и девочек. Они научаются справляться со своими чувствами социально одобряемыми способами; усваивают нормы, правила и культурные смыслы своего общества и развивают свою Я-концепцию, которая может сохраняться на протяжении всей жизни6.
Развивать свои двигательные, когнитивные и речевые навыки детям помогает игра, происходящая в непринужденной атмосфере. Играя, дети познают мир и овладевают важными социальными навыками. Игра может принимать различные формы, от игры-возни до игры со словами. Все виды игр помогают детям освоить социально одобряемые модели и нормы поведения, научиться сопереживать и отличать вымысел от реальности. Игра является для детей прекрасной возможностью поэкспериментировать с реальность, значениями слов и непосредственным опытом. Кроме того, игра удовлетворяет многие потребности ребенка потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир и поэкспериментировать в безопасной ситуации.
Среднее детство время, когда дети совершенствуют свои двигательные способности и становятся более независимыми.
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность.
В младшем школьном возрасте самостоятельный контроль ребенком собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели.
Самостоятельность младших школьников сочетается с их зависимостью от взрослых. При этом очень важно, чтобы сочетание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.
С поступлением ребенка в школу происходят и изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Изменяются темы общения, в него не входят темы, связанные с игрой. Кроме того, у детей ІІІ-ІV классов отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. В младшем школьном возрасте сильнее начинает проявляться их индивидуальность. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка; у большинства детей к ІІІ-ІV классам обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности7.
Подростковый возраст называют трудным. Действительно, этому возрасту свойственна крайняя неуравновешенность, резкость, быстрая смена настроений, он труден для окружающих своей чрезвычайной противоречивостью.
В подростковом и юношеском возрасте человек пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внешними и внутренними ценностями. Подрастающее поколение очень чутко реагирует на окружающее общество его ценности, экономические и политические противоречия, неписанные правила.
Психические особенности подростка отличаются от психических особенностей и процессов как детей, так и взрослых. Характерные черты подростков пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов, сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутствием системы в приобретении знаний. Свои умственные качества подростки обычно направляют на те виды деятельности, которые их больше интересуют.
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечания о внешности подростка или при попытке “ущемить” его самостоятельность, часто кажутся взрослым неадекватными8.
Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Также для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств личности: самоуверенность часто сменяется неуверенностью в себе, потребность в общении желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, а мечтательность и романтичность с цинизмом. В результате с подростками трудно и в школе, и дома. Подростковый возраст напряженное время становления личности, время активной социализации, когда идет процесс вхождения во взрослую жизнь, усвоение нравственных норм и ценностей, полезных навыков и знаний9.
Фактор семьи в развитии личности ребенка
Социализация это всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы: семьи, общины, рода. Социализация включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей и ожиданий конкретной социальной группы. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям обрести душевный комфорт и чувствовать себя полноправными членами общества или какой-то культурной группы внутри этого общества.
То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт10.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию11.
Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения (супругами, братьями, сестрами, дедушками, бабушками). Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное затормаживается.
Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.
С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь12.
В. М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн.
Получаемые в ходе диагностики типические портреты личности отличаются от предложенных вариантов в зарубежной и отечественной психологической литературе.
Виды отношений
Типы личности
конформный
доминирующий
сензитивный
инфантильный
тревожный
интровертированный
1.Отношение родителей к…
Забрать файл
Похожие материалы:
Источник