Карты обследования раннего развития ребенка
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
ФИО ребенка ____________________________________________________
Дата рождения____________________________________________________
Возраст на момент обследования ____________________________________
Оценка общего психического развития
1 Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый); сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).
2. Различение форм (шарик, кубик, кирпичик, крыша): сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).
3. Предметный гнозис (игрушки, мебель, одежда, посуда – всего 12 картинок): называет/показывает по слову знакомые предметы в количестве , использует/понимает обобщающие слова (вписать).
4. Мышление и способы деятельности:
• выбор по образцу — парные картинки (из 6 пар): самостоятельно выбирает, с помощью педагога, не выполнил задание (подчеркнуть);
• разрезные картинки из двух частей: самостоятельно выполнил, выполнил с помощью, не выполнил (подчеркнуть);
• пирамидка из 4 колец: самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);
• матрешка (двусоставная); самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);
• вкладыши (7 чашек): самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть).
5. Зрительно-эмоциональная память (одна игрушка и три одинаковых домика, 10 секунд закрыть): правильно указал домик с первого раза, правильно указал домик после повтора инструкции, не выполнил задание (подчеркнуть).
6. Произвольное внимание (6 рядов по 5 клеток, всего 30 клеток, в каждой нарисован предмет в свободном порядке — цветок и мишка Ребенка просят закрыть только цветы- или, только мишек)-, самостоятельно без ошибок выполнил, выполнил с ошибками, инструкцию не понял (подчеркнуть).
Вывод о психическом развитии: соответствует возрасту, наблюдаются признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту {подчеркнуть).
Оценка игровой деятельности
Действия с игрушкой: адекватные, неадекватные (подчеркнуть),
Игровые действия: манипуляции, процессуальные, элементы замысла, сюжетная игра, или отсутствуют (подчеркнуть).
Вывод о развитии игровой деятельности соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть)
Оценка двигательной сферы
Общая моторика (собрать двумя руками кубики): собирает двумя руками, собирает преимущественно одной рукой, не выполнил заданное (подчеркнуть).
Движения пальцев рук (повторить штрихи и круги): повторил самостоятельно, рисовал с помощью, рисовал что хотел без опоры на образец, отказался от выполнения задания (подчеркнуть).
Вывод о развитии двигательной сферы: соответствует возрасту есть признаки несоответствия: возрасту выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).
Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы
Контактность: быстрый контакт, поверхностный, с трудом, уходит от контакта, протест (подчеркнуть). Фон настроения: нормальный, несколько повышен/снижен, контрастирующий (подчеркнуть). Реакция на поощрение и наказание: адекватная, неадекватная, с повышением/понижением результативности работы, отсутствие реакции, агрессия на порицание, отказ от деятельности при порицании, дезорганизация деятельности (подчеркнуть).
Вывод о развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).
Оценка речевой сферы
Пассивный словарь: соответствует/не соответствует возрасту (подчеркнуть).
Логопедический диагноз____________________________________________
Особенности нервной системы
Функциональная асимметрия (подчеркнуть):
• предпочитаемая рука: правая, левая, нет предпочтения;
• нога: правая, левая, нет предпочтения;
• ухо: правое, левое, нет предпочтения;
• глаз: правый, левый, нет предпочтения.
Скоростные характеристики деятельности (подчеркнуть):
• возбудимость;
• медлительность;
• застреваемость;
• другое (вписать).
Примечание. Особенности поведения в ходе исследования (вписать),
Заключение
Психолого-педагогические показатели развития ребенка соответствуют возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выраженно не соответствуют возрасту (подчеркнуть).
Егор Д. Средний балл 1,3 — выраженное несоответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие вторично в силу первичной интеллектуально недостаточности.
Андрей К. Средний балл 2,4 — соответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие первично.
Источник
Юлия Васильева
Карта обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)
Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ
Диагностические карты обследования, составленные Васильевой Ю. В.,разделены на три блока: для детей с ОНР от 2 до 4 лет, для детей с ОНР от 4 до 7 лет, для детей с ЗПР от 3 до 7 лет.
Данные карты дают возможность проследить динамику развития неречевых и речевых психических функций ребенка на протяжении всего периода посещения логопедической группы или группы с ЗПР.
Задания в картах по каждому разделу соответствуют возрастной норме, поэтому легко отследить проблемы в развитии.
Карта обследования детей с ОНР от 2 до 4 лет
Образцы мониторинга как приложение к диагностическим картам для детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития в условиях ГБДОУ
Карта обследования ребенка
раннего и младшего дошкольного возраста
(от 2 – 4 лет)
(Составители: Ю. В. Васильева)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения, возраст ___
Национальность (отметить, если есть документ) ___
Домашний адрес ___
Из какого д/с поступил ___
(№ детского сада, район)
Дата поступления в речевую группу___
Решение медико-педагогической комиссии от ___
Протокол № ___ принят на срок ___
Диагноз медико-педагогической комиссии ___
___
___
Дата заполнения речевой карты ___ логопед ___
Решением РМПК от ___
Выпускается с ___ речью
в ___(тип школы, д/сада)
Ответственный за выпуск ___
Члены РМПК ___
(фамилии логопедов) ___
___
Анамнез
Мать ___
возраст при рождении ребенка
Отец ___
возраст при рождении ребенка
Наследственные заболевания ___
Наличие нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребенка ___
___
___
Данные о речевых нарушениях родителей и родственников ___
___
От какой беременности ребенок ___
Протекание беременности (токсикоз первой половины, второй половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)
___
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные___
___
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___
___
Когда закричал ребенок ___
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) ___
___
Вес и рост при рождении ___
Вскармливание (когда принесли кормить) ___
Как взял грудь ___
Как сосал ___
Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ___
Грудное вскармливание до ___
Когда выписались из роддома___
Если задержались, то почему ___
___
Раннее психомоторное развитие
Когда стал держать головку ___(в норме с 1,5 месяцев)
Когда стал сидеть ___ (в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить ___ (в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы ___ (в норме с 6-8 мес.)
К году зубов ___
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До 1-го года ___
___
___
После 1-го года ___
До 3-х лет ___
После 3-х лет ___
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)___
Раннее речевое развитие
Гуление ___
Лепет ___(в норме 4-8 месяцев)
Характер лепета ___
Первые слова с ___(в норме около 1-го года)
Первые фразы с ___(в норме от 1,5 – 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) ___
Использование жестов ___
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным, постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)___
___
Занимались ли с логопедом, с какого возраста___
Результаты логопедической работы ___
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдений за ребенком в процессе обследования.
2 года 3 года
Общительность
Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают. Легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм, доброжелателен – конфликтен, стремится к лидерству – подчиняется, альтруист, манипулятор, придерживается норм поведения – агрессивен; жалуется, что его обижают – что других обижают.
Особенности внимания
Устойчивое, неустойчивое Устойчивое, неустойчивое
Характер игровой деятельности
Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,
со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,
фантазирует – подражает, ладит – обижает,
играет по правилам – нет. Манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры. Играет один, со сверстниками, младшими – старшими,
со взрослыми. Играет интересно – примитивно, лидер – подчиненность – равенство,
фантазирует – подражает, ладит – обижает,
играет по правилам – нет.
Индивидуальные особенности
2. Состояние слухового внимания
2 года 3 года
Дифференциация звучащих игрушек (Покажи, какая игрушка звучала)
Бубен
Погремушка
Дудочка
Определение направления звука (звучащей игрушки)
Вверху
Внизу
Слева
Справа
3. Исследование зрительного восприятия
2 года 3 года
– Восприятие величины
(Не соотносит, соотносит,
обозначает словом):
большой – маленький;
– Восприятие цвета
(не соотносит, соотносит,
обозначает словом);
Красный
Синий
Желтый
Зеленый
Черный
Белый
– Восприятие формы:
Различение основных
геометрических фигур:
Подобрать картинку по образцу
Круг
Треугольник
квадрат
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
2 года 3 года
– Ориентировка в пространстве:
Вверху – внизу
Впереди – сзади
– Складывание разрезных
картинок (из 2-х – 3-х частей)
– Складывание фигур из палочек
по образцу (2 – 4 палочки)
5. Состояние общей моторики
2 года 3 года
Пройти по дорожке, нанесенной мелом по полу.
Перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см.
Медленно покружиться на месте.
Бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы.
Поймать брошенный мяч.
Подпрыгнуть на двух ногах на месте.
Выполнить наклоны вперед и в стороны.
Пробежать 3 – 4 раза между 2-мя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20 – 25 см друг от друга.
Перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу.
Пройти по положенному на пол шнуру.
Прыгнуть в длину с места.
Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).
Нормальная моторика;
нарушения моторики:
моторная напряженность,
скованность движений,
нескоординированность движений,
неловкость и др.
6. Состояние ручной моторики.
2 года 3 года
– «Покормить» куклу.
– Слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.
– Уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
– Расстегивать, застегивать пуговицы.
– Уметь держать карандаш.
– Рисовать горизонтальные и вертикальные линии.
– Рисовать круг, тело человека.
– Складывать крупную мозаику.
Объем движений Полный – неполный
Переключае-мость Своевременная
Замедленная
Отсутствует
Сопутствую-щие движения Есть
Нет
Наличие
леворукости Да
нет
II. Исследование фонетической стороны речи.
Воспроизведение звукоподражаний
2 года 3 года
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а.
Ребенок плачет: уа.
Поезд гудит: у-у-у.
Ослик кричит: иа.
Мышка пищит: пи-пи-пи.
Собака лает: ав-ав-ав.
Заблудились в лесу: ау.
Кошка мяукает: мяу.
Исследование звукослоговой структуры слов
2 года 3 года
Повторить за логопедом
(отраженно) слова, отметить максимальное количество слогов
правильно воспроизведенных слов.
Дом
Каша
Молоко
Состояние звукопроизношения
2 года 3 года
Гласные
Согласные:
П-б- м
В-ф
Т-д-н
К-г-х
Й
Свистящие
Шипящие
Аффрикаты
Л-л»
Р-р»
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
2 года 3 года
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
– Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
– Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.)
– Челюсти.
– Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
– Твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
– Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
– Язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).
Состояние речевой моторики
2 года 3 года
Мимические движения:
Поднять брови (удивиться)
Нахмурить брови (рассердиться)
Прищурить глаза
Надуть – втянуть щеки («Толстячок» – «Худышка»)
Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.
Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):
– Губы – «улыбка» – «трубочка»
– Язык –
«лопата»
«иголочка»
«качели»
«маятник»
– Мягкое нёбо – широко открыть рот и зевнуть.
1. Наличие или отсутствие
движений.
2. Тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный).
3. Темп движений (нормальный, быстрый, медленный).
4. Переключение от одного движения к другому.
5. Объем движений (полный, неполный).
6. Точность движений.
7. Длительность (способность удерживать губы, язык в заданном положении).
8. Замены движения.
9. Добавочные и лишние движения.
Состояние дыхательной и голосовой функции
2 года 3 года
Тип неречевого и речевого дыхания:
ключичное, грудное, диафрагмальное и др.
Объем речевого дыхания:
нормальный, недостаточный.
Частота речевого дыхания:
в норме, учащенное, замедленное
Продолжительность речевого дыхания:
в норме, укороченное.
Характеристика голоса:
Громкость:
нормальный, тихий, чрезмерно громкий.
Тембр голоса:
не нарушен,
наличие носового оттенка, хриплый и др.
Атака голоса:
мягкая, твердая
Модуляция голоса:
наличие или отсутствие монотонности.
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
2 года 3 года
Темп:
нормальный, быстрый, медленный.
Ритм:
нормальный, аритмия.
Паузация:
правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки.
Употребление основных видов интонации:
повествовательной, вопросительной, побудительной.
III. Исследование фонематической стороны речи
1. Показать на картинках предметы,называемые логопедом:
2 года 3 года
Стол – стул
Папа – баба
Точка – дочка
Косы – козы
Горка – корка
Миска – мишка
2. Показать собачку, когда она
зарычит: р-р-р
IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1.Пассивный словарь:
2 года 3 года
– Понимание конкретных существительных (показать по инструкции логопеда предметы,
– Понимание обобщающих слов
(с 3-х лет)
(выбрать
предметы или
картинки по
названным
темам). Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Мебель
Овощи
Фрукты
Дикие животные
Домашние животные
Транспорт
– Показать части
предметов Части тела: нос, рот, глаза, грудь, живот, руки, ноги
Части стула: спинка, сиденье, ножка
Части машины: руль, колеса, кабина
– Понимание действий: показать на картинках Девочка спит
Девочка играет
Девочка рисует
Девочка ест и т. д.
– Понимание действий: выполнить поручения по речевой инструкции «Дай куклу»
«Покорми куклу»
«Посади куклу»
и др.
2.Понимание форм единственного и множественного числа существительных:
2 года 3 года
Показать на картинках:
Чашка – чашки
Гриб – грибы
Кукла – куклы
Мяч – мячи
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за.
2 года 3 года
Положи мячик в коробку
Положи мячик на стол
Положи мячик под стол
Положи мячик за коробку
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
2 года 3 года
Показать на картинках:
Дом – домик
Ложка – ложечка
Мяч – мячик
Кукла – куколка
V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи
2 года 3 года
Есть речь или отсутствует, лепетная речь, однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение, фразовая речь.
2. Активный словарь.
2 года 3 года
– Назвать предметы, картинки по темам:
Игрушки
Посуда
Одежда
Обувь
Мебель
Овощи
Фрукты
Дикие животные
Домашние животные
Транспорт
– Глагольный словарь: назвать, что делает мальчик, по картинкам
Мальчик ест
Мальчик спит
Мальчик играет
Мальчик рисует
Мальчик пьет
Мальчик гуляет и т. д.
– Прилагательные: назвать по картинкам
Цвет
Величину
Вкус
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
2 года 3 года
– Употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
Стол – столы
Мяч – мячи
Кукла – куклы
Рука – руки
Шар – шары
Глаз – глаза
– Употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога: «Назови, что ты видишь на картинках» (предъявляются предметные картинки);
Мяч – «Вижу мяч»
Кукла –
Дом –
Собака –
– Употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? – Лисы.
Это сумка кого? – Мамы.
Это машинка кого? – Мальчика.
Это уши кого? – Зайца.
– Согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать цвет предметов):
Шар – красный
Карандаш – синий
Машина – красная
Чашка – синяя
– Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами):
На
В
Под
за
– Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам)
Стол – столик
Нос – …
Дом – …
Ложка – …
Кукла – …
Кровать – …
VI. Состояние связной речи
(обследуется при наличии фразовой речи)
2 года 3 года
Логопедическое заключение.
___
Дата ___ Логопед ___
Консультации врачей-специалистов
ЛОР:___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Невролог: ___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Психиатр ___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Педиатр ___
Начало уч. года Середина уч. года Конец уч. года
2 года
3 года
Дневник логопеда /начало учебного года/
Состояние неречевых психических функций ___
Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___
___
Состояние звукопроизношения ___
___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата___
___
Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___
___
___
Состояние дыхательной и голосовой функций ___
___
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
___
___
Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___
___
Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___
___
Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи
___
Состояние связной речи ___
___
Логопедическое заключение___
Дневник логопеда /середина учебного года/
Состояние неречевых психических функций ___
Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___
___
Состояние звукопроизношения ___
___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата___
___
Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___
___
___
Состояние дыхательной и голосовой функций ___
___
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
___
___
Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___
___
Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___
___
Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи
___
Состояние связной речи ___
___
Логопедическое заключение___
Дневник логопеда /конец учебного года/
Состояние неречевых психических функций ___
Состояние звуко-слоговой структуры слов (с 3-х лет) ___
___
Состояние звукопроизношения ___
___
___
Анатомическое строение артикуляционного аппарата___
___
Речевая моторика (мимическая, артикуляционная) ___
___
___
Состояние дыхательной и голосовой функций ___
___
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи)
___
___
Состояние фонематического восприятия (с 3-х лет)___
___
Состояние лексико-грамматического строя импрессивной речи ___
___
Состояние лексики и грамматического строя экспрессивной речи
___
Состояние связной речи ___
___
Логопедическое заключение___
Источник