Карты индивидуального психологического развития ребенка доу

Карты индивидуального психологического развития ребенка доу thumbnail
Индивидуальная карта развития ребенка

Не все дети любят ходить в детский сад и начальную школу. В первую очередь, это связано с тем, что основа образовательного процесса ориентирована на среднестатистических детей, чье здоровье полностью соответствует возрасту. По этой причине некоторые воспитанники (ученики), имеющие отклонения в развитии, не могут раскрыться в окружающем их обществе. Решением этой проблемы стало введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который устанавливает новый подход к современной системе образования и позволяет применять всевозможные педагогические средства для успешного развития детей.

Главная задача воспитателей и учителей – создать приемлемую обстановку для самореализации каждого из обучающихся. Решением поставленной задачи является регулярное, полноценное заполнение индивидуальной карты развития ребенка по ФГОС, с помощью которой можно создать все условия для социализации и личностного формирования, а также для эмоционального, интеллектуального, общефизического и творческого развития личности.

Психологическое развитие ребенка

В дошкольном детстве (в возрасте от 3 до 7 лет) происходят активные психические изменения и формируются важнейшие личностные качества, от которых зависит вся дальнейшая общественная жизнь человека. Процесс развития происходит непрерывно, поэтому особое влияние на дошкольника оказывают как члены семьи, так и воспитатели в детском саду. На сегодняшний день в ДОУ практикуют составление и ведение электронных индивидуальных карт развития. Электронная карта индивидуального развития ребенка дошкольника по ФГОС позволяет родителям вносить свои корректировки в работу воспитателей, а также самостоятельно, в домашних условиях заниматься с ребенком тем, что он осваивает хуже всего.

Индивидуальная карта развития ребенка в ДОУ – это документ, содержащий всю информацию об успеваемости воспитанника и о его достижениях. Если дошкольник имеет психические отклонения, это также отмечается в индивидуальной карте развития ребенка ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Правила заполнения индивидуальной карты

Карта история развития ребенка имеет несколько разделов, заполнением которых занимаются ответственные воспитатели, медицинские работники и педагоги. Например, раздел “Физические изменения” заполняет инструктор по физической культуре, тот который непосредственно занимался с дошкольником на протяжении рассматриваемого промежутка времени, раздел “Психика” заполняет психолог, “Маршрут (ИОМ)” – воспитатели.

Примечание. ИОМ – Индивидуальный образовательный маршрут.

Заполненная карта индивидуального развития ребенка – документ, в котором расписаны данные дошкольника по определенным требованиям. В диагностические карты индивидуального развития ребенка обязательно включают следующие разделы: общие сведения, физические и психические изменения, образовательные достижения и успеваемость, предпосылки к творчеству, ИОМ, реализация ИОМ, уровень готовности к школьному обучению.

Общие сведения

Данные о воспитаннике и его семье – название образовательного учреждения, период обучения, номер группы, кто воспитатели (преподаватели), какие дополнительные занятия посещал воспитанник, а также его увлечения, интересы, достижения, сведения о родителях и о домашних условиях (где спит, играет, занимается, обеспечен ли всеми необходимыми развивающими игрушками и т.д).

Физические и психические изменения

Данные физического изменения дошкольника (рост, вес) заполняются ежегодно (в возрасте 2-3 лет, 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в начале или конце учебного года, также должны быть вписана группа здоровья, наличие/отсутствие острых и хронических заболеваний. При поступлении карта развития ребенка дошкольника заполняется частично, например, указывается степень адаптации к дошкольному учреждению.

При наличии уроков физкультуры и во время проведения спортивных соревнований (бег, прыжки, метание, гибкость, выносливость) учитываются не только с какой скоростью бежал ученик, но и как вел себя при этом. Например, при сдаче норматива “бег 30 м” отмечается результат забега, а также следил ребенок за дыханием или нет, отвлекался на окружающих ровесников или нет.

Основные диагностируемые параметры:

  • психические процессы (мыслительные и речевые, внимательность, память);
  • личностные качества (самооценка, темперамент);
  • степень общительности (со взрослыми, со сверстниками, а также статус в группе – лидер или агрессор).

Достижения и предпосылки

Достижениями воспитанника в детском саду можно назвать как его хорошую память, так и умение постоять за себя в группе. Чаще всего в индивидуальной карте прописаны не только области развития, но и подробно составлены их подразделы. Образец заполнения карты индивидуального развития ребенка:

Наименование области развития

Подразделы

Пример комментария воспитателя

1

Речевая

Объем словарного запаса, наличие связной разговорной речи, восприятие литературы

Может рассказать сюжет из сказки

2

Познавательная

Окружающий мир, ФЭМП, исследовательская деятельность

Знает окружающий социальный мир и мир природы, отличает куб от шара, отличает цвета, логически размышляет

3

Коммуникативная

Социализация, труд, ОБЖ

Соблюдает установленные правила, соблюдает чистоту на своем месте, хорошо контактирует с воспитателями и сверстниками

4

Творческая

Изобразительная и конструкторская деятельность, музыка

Владеет ножницами, соблюдает границы рисунка при раскрашивании, знает и называет музыкальные предметы

5

Физическая

Активность, подвижность

Развивается соответственно возрасту, может организовать подвижную игру

Важно! Заполненная в соответствии с ФГОС карта индивидуального развития ребенка, должна иметь подписи специалистов и даты заполнения в каждом из разделов.

Индивидуальный образовательный маршрут и его реализация

Карта учета индивидуального развития ребенка в обязательном порядке должна содержать подробный образовательный маршрут, результаты корректировки поведения, и рекомендации для дальнейшего школьного обучения.

Читайте также:  Развитие ребенка через русские традиции

Невозможно составить правильный маршрут при единичном общении с дошкольником. Для грамотного корректирования ИОМ важно определить временные промежутки для оценивания результатов и диагностирования выбранных воспитателями методик. Например, Карта индивидуального развития дошкольника впервые заполняется при зачислении малыша в детский сад, в возрасте 3-4 лет. Информация о том, как повел себя ребенок в первые дни посещения дошкольного учреждения записываются единожды. Следующие данные вносят после определенного промежутка времени, через неделю или месяц, где уже указываются первые достижения дошкольника и его слабые стороны. Например, если ребенок не умеет раскрашивать картинки – это его слабая сторона, и чтобы ее развить, ему необходимо уделять больше времени на эту деятельность. Составляется индивидуальный план занятий, в котором указывается, что воспитанник должен 2-3 раза в неделю заниматься с раскраской.

Для реализации индивидуального маршрута и для получения положительных результатов в карте должны быть установлены следующие параметры:

  1. Периодичность (ежедневно, один, два или три раза в неделю). Например, ежедневно проговаривать «Скажи, как называется», «Угадай и скажи, кто какие произносит звуки». Беседы по темам недели и закрепление пройденного материала, повторение в домашних условиях.
  2. Рекомендации и формы общения с дошкольником, например, для формирования статуса в группе отдавать ребенку лидирующие роли в играх.
  3. Результаты (описание положительной динамики или ее отсутствия).

Индивидуальная карта психологического развития ребенка, составленная по ФГОС, необходима для выявления и своевременного корректирования психоэмоционального состояния дошкольника. Они помогают воспитателям и учителям оказывать своевременную помощь детям, прогнозировать появление психических заболеваний и способствовать успешной адаптации к урокам в общеобразовательной школе.

Школьные индивидуальные карты развития

Индивидуальные карты развития ребенка в школе аналогичны картам ДОУ. Их назначение – резюмирование данных об учениках, полученных педагогами путем наблюдений, грамотного прогнозирования и составления плана школьной деятельности. В школе особое внимание уделяется следующим направлениям:

  • освоение основ школьной программы;
  • возрастные достижения;
  • социализация и отношения со старшими людьми (педагогами);
  • общая физическая подготовка;
  • склонность к творчеству.

Главное отличие школьных индивидуальных карт – упор на успеваемость учеников, их воспитание и социальное становление. Так как основы психики человека формируются в дошкольном детстве, во время обучения в школе педагоги могут только корректировать и направлять ученика, опираясь на ИОМ, но изменить его психические характеристики уже невозможно.

Образцы индивидуальных карт развития ребенка

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (младшая группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (средняя группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (старшая группа)»

Скачать «Образец Индивидуальная карта развития ребенка (подготовительная группа)»

Видео

006

Источник

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  КАРТА  РАЗВИТИЯ  РЕБЁНКА

____________________________________________________

Фамилия, имя ребенка

___________________________________________________________________________________

дата рождения

воспитанника муниципального дошкольного

образовательного учреждения

Дата поступления в ДОУ                                               __________________________________

Степень адаптации ребенка к условиям ДОУ              ( легкая,  средняя,  тяжёлая )

                                                                (нужное подчеркнуть)

Показатели развития

1-я Младшая

группа

20___-20___уч.г

2-я Младшая

группа

20___-20___уч.г

Средняя

группа

20___-20___уч.г

Старшая

группа

20___-20___уч.г

Подготовительная

группа

20___-20___уч.г

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Врач

  • Диагноз
  • Группа здоровья
  • Уровень физического развития
  • Физкультурная группа

Оценка результатов освоения программы дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие

  • Развитие игровой деятельности детей  
  • Развиваем ценностное отношение к труду
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
  • Дошкольник входит в мир социальных отношений

Познавательное развитие

  • Первые шаги в математику; исследуем и экспериментируем. Развитие сенсорной культуры
  • Формирование первичных представлений о социальном мире
  • Ребенок открывает мир природы

Речевое развитие

  • Развитие речи

Художественно-эстетическое развитие

  • Развитие продуктивной деятельности и детского творчества:

     Рисование

     Лепка

     Аппликация

     Конструирование

  • Художественная литература
  • Музыка

Физическое развитие

  • Физическая подготовленность
  • Двигательная деятельность
  • Становление у детей ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами

     УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ООП

Учитель – логопед

  • звукопроизношение
  •   грамматический  строй речи
  • словарный запас
  • связная  речь
  • фонематическое восприятие
  • слоговая структура  слова
  • дифференциация звуков

    УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Педагог – психолог

  • развитие внимания
  • развитие  восприятия
  • развитие мышления
  • развитие  памяти
  • развитие саморегуляции  поведения
  • развитие   тонкой   моторики

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

Готовность к школьному обучению

Педагог дополнительного образования

Социальный педагог

Дополнительное образование по направлениям:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Инструктор по лечебной физкультуре

Читайте также:  Влияние ходьбы на развитие ребенка

ВЫВОДЫ:

Заведующий _____________________________ /  _____________________________ /

Должность и подписи педагогов, принимавших участие в заполнении карты:

_______________________________________________________________________ / _____________________________/

_______________________________________________________________________ / _____________________________ /

_______________________________________________________________________ / _____________________________ /

_______________________________________________________________________ /  ____________________________ /

_______________________________________________________________________ / ____________________________ /

_______________________________________________________________________ / ____________________________ /

Воспитатель: ___________________________ / _____________________________ /

                          __________________________ / ______________________________/

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная карта развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.

Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных  особенностей воспитанника, уровня психического развития,  усвоения программного материала и как результат –  проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения. Индивидуальная карта развития заводится один раз при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого воспитанника на протяжении всего периода посещения детского сада воспитателями и специалистами, которые ведут образовательную и коррекционно-развивающую работу с ребенком. В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка. Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса  по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в детском саду. Для реализации основной цели психолого-педагогического сопровождения необходимо обеспечить информационный обмен, единое информационное пространство. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагогов с дошкольниками. На особом контроле воспитателей и специалистов должны быть дети, показавшие низкий и высокий уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Для работы с этими детьми логично выстраивать  индивидуальный  образовательный маршрут ребенка с целью коррекции выявленных в процессе педагогической диагностики недостатков или особых способностей ребёнка, требующих индивидуального подхода к их развитию.

Карта предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые ее заполняют в  начале и конце учебного года, используя для этого организованное наблюдение и специальные задания. Она служит общим ориентиром в достижении основных результатов в развитии детей вне зависимости от вида учреждения и используемых программ.

Педагогическая диагностика проводится методами наблюдения, игры или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

Кроме того, результаты всех детей заносятся в Сводную таблицу группы. Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития детей конкретной группы и разработать коррекционно-развивающие программы на группу в целом.

Для заполнения карты воспитателю не надо организовывать специальные ситуации. Предполагается, что у педагога уже сложился определенный образ ребенка и при оценивании он использует те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений. Если же воспитатель сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности. Предлагаемые формы для заполнения их воспитателем ориентированы на то, что в итоге в карте будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней. То есть, воспитатель сможет увидеть, соответствует ли развитие различных сфер инициативы конкретного дошкольника возрастному нормативу.

 Рекомендации для педагогов при заполнении карты развития ребенка:

1. Карта заполняется  при поступлении ребенка в детский сад и ведется до выпуска в школу.

2. В  заполнении карты  принимают участие все педагоги ДОУ.

3. Диагноз, группа здоровья, физкультурная группа, физическое развитие  указываются, согласно данных медицинской карты ребенка.

4. Оценка результатов освоения программы дошкольного образования указывается согласно принятой в ДОУ оценки диагностики

    (мониторинга) по 5-ти бальной шкале:

    1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

    2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

    З балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

    4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

    5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области.

Читайте также:  Норма и отклонения в развитии ребенка в педагогике

Критерии оценки уровня развития ребенка: высокий (В), средний (С), низкий (Н)

5. Средний показатель выводится  по итогам всех полученных данных.

Условные обозначения:

          н.г. – начало года

          к.г. – конец года

Источник

Психолого-педагогическая карта дошкольника

Ф.и. ребенка ____________________________________________________________________

Дата рождения ребенка: __________________________________________________________

Дата поступления в дошкольное учреждение _____________________________________

Возраст при поступлении в дошкольное учреждение _______________________________

Общие сведения о семье   ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Особенности развития ребенка в раннем возрасте 

Уровень речевого развития: _______________________________________________________

Заболевания, которые перенес ребенок в первые годы жизни ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдается у  специалистов: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Начата «_____» _______________________________ г.

Окончена «______» ____________________________ г.

Особенности адаптации в дошкольном учреждении: ________________________________

  • отношение к новой обстановке: как переносит  переход из медицинских учреждений в д/д, как контактирует с педагогами (охотно, неохотно, тяжело);
  • контактирует с детьми (охотно, неохотно, тяжело);
  • привыкает к режиму дня:  быстро или медленно;
  • болеет: часто,  редко

Уровень адаптации ребенка в новых условиях: _____________________________________

Дошкольник поступает в   _________________________________________________________

(школа, переведен в другое учреждение и т.п.)

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Дата заполнения: ________________________________________________

Примечание: воспитатели оценивают каждый параметр по 6-ти бальной системе

  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА О СЕБЕ

Называет имя, фамилию, адрес проживания, основные части тела и назначение их (голова, рука, нога, глаза, лицо, нос, живот, губы, уши, брови, ресницы, подбородок, шея, кисть, спина, колено, пятка стопа), любимые виды деятельности,  понимает половую принадлежность,  

  1. Не знает,  не реагирует, не понимает половой принадлежности,
  2. Реагирует на имя, называет 2-3 части тела, показывает отдельные  движения-действия,  которые выполняет, понимает слова «тетя», «дядя»,
  3. Воспроизводит имя вслед за взрослым, показывает 4-6 частей тела, называет 1-2 собственных занятий, различает пол взрослых людей, понимает слова «женщина», «мужчина», различает пол детей, понимает слова «мальчик», «девочка»,
  4. Самостоятельно называет имя, реагирует на  фамилию, отвечая на вопрос,  как его зовут, показывает 7-9 частей тела, называет 3-4 собственных занятий, знает и называет свою половую принадлежность,
  5. Самостоятельно называет имя и иногда фамилию, отвечая на вопрос,  как его зовут, показывает 10-13 частей тела, называет 5-6  собственных занятий, самостоятельно может рассказать о своей деятельности; знает свою половую принадлежность, называет ее, определяет половую принадлежность детей и взрослых, различия между ними  называет  с помощью взрослого.
  6. Самостоятельно называет имя и фамилию, отвечая на вопрос,  как его зовут, показывает 14-16 частей тела, самостоятельно может рассказать о своей деятельности; знает свою половую принадлежность, называет ее, соотносит понятия «мужчина- мальчик», «девочка-женщина», называет различия между ними.
  1. ИНИЦИАТИВА И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в игре, общении, трудовой деятельности
  1. Пассивен, безинициативен, проявляет безразличие,
  2. Иногда проявляет инициативу и самостоятельность после мотивационных бесед, но при непосредственном участии взрослых,
  3. Часто  проявляет инициативу и самостоятельность после мотивационных бесед, проводимых взрослыми, при наличии их психологической поддержки (рядом + поддержка),
  4. Проявляет инициативу и самостоятельность после мотивационных бесед, проводимыми взрослыми, но только в их присутствии (быть рядом),
  5. Охотно  проявляет инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности после «незаметных подсказок», полученных от взрослых,
  6. Сам легко и уверенно проявляет инициативу и самостоятельность в выборе игр, партнеров для игры или другого вида деятельности, не нуждаясь в поддержке со стороны взрослых.
  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
  1. Умение договариваться
  1. Сопротивляется налаживанию контакта
  2. Пассивен, проявляет безразличие в отношении предпринимаемых попытках наладить контакт,
  3. Проявляет недоверие при попытках взрослого наладить контакт, вступить во взаимодействие,
  4. Положительно реагирует на попытки взаимодействовать
  5. Откликается на предложение взаимодействовать
  6. Контакты с другими людьми налаживает всегда и в любых условиях

3.2  В игровой деятельности

  1. играет в одиночку, не замечая других
  2. играет в одиночку, но иногда наблюдает за другими детьми, играющими рядом,
  3.  играет в одиночку, но иногда обращается к сверстнику, играющему рядом,
  4.  Преимущественно играет в одиночку, но иногда включается на непродолжительное время в игру сверстников,
  5. Проявляет стремление к игре, может взаимодействовать в паре,
  6. Проявляет стремление к игре, может взаимодействовать в группе 3 и более человек

3.3.Учет  интересов и чувств других, умение сопереживать неудачам,    умение радоваться успехам других

  1. отказывается, не проявляет,
  2. проявляет …. при наличии