Карточки для развития ребенка аутиста
Что такое PECS
Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что они не могу говорить и выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?
Статья в тему: Основные правила для обучения аутичного ребенка
Таким детям нужны специальные дидактические материалы, без лишних деталей – карточки и визуальные расписания, при помощи которых ребенок сможет общаться с другими людьми.
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
Эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей (аутизм, тугоухость, ЗПР, ДЦП и т.д.), а зачастую, становятся необходимым средством общения в их взрослой жизни.
Работа с карточками PECS
Работу с карточками нужно вводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.
На первом этапе, как правило, педагоги советуют вводить первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой.
Освоение этих двух карточек значительно облегчит жизнь родителям и ребенку.
Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.
Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка.
Например: картинка с конфеткой. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи конфеты, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов.
Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.
Например: малыш любит кататься на качели. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», покатать ребенка и еще раз показать картинку.
Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.
Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание.
Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.
Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.
Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением.
Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.
Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.
Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом? ». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.
Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.
Например, случай из жизни семьи: когда семья собиралась в машине куда-то ехать, то девочка с аутизмом начинала капризничать и плакать. Она думала, что ее сейчас повезут к врачу, т.к. однажды такое было, а дети с РАС склонны запоминать негативные случаи. На самом же деле семья собиралась поехать в магазин или в парк. То есть, если бы девочка знала, что сев в автомобиль она поедет на прогулку, а не к врачу — она конечно бы не плакала.
Статья в тему: 6 вопросов о самостоятельности ребенка с аутизмом
С какого числа карточек PECS стоит начать?
У ребёнка, конечно же, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.
Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д.
Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.
Как сделать карточки PECS своими руками
Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображении более реалистичное и его лучше воспринять ребенку.
Также можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.
После распечатки карточки лучше заламинировать или заклеить скотчем. На обратной стороне приклеить липучки на клейкой основе, которые продаются в магазине для шитья.
Статья в тему: Наборы игр для детей с аутизмом
Заговорит когда-нибудь ребенок, если привыкнет так общаться?
Мечта каждого родителя – это чтобы всё-таки ребёнок смог словами выразить все свои потребности и общаться развернутыми и полными предложениями. Многие боятся, что если дети начнут пользоваться такими карточками, то они не заговорят. Это частое и очень большое заблуждение!
Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.
Здесь можно ознакомится методами лечения аутизма.
Источник
Информация носит справочный характер. Не занимайтесь самодиагностикой и самолечением. Обращайтесь ко врачу.
У некоторых детей наблюдаются отклонения в речевом развитии. Если малыш с трудом произносит слова или совсем не разговаривает, то необходимо с ним заниматься и обучать общению с людьми. В этом поможет использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек Pecs. С их помощью ребенок может стать замечательным коммуникатором, даже если он молчит.
Главное предназначение карточек Пекс – предоставить малышу возможность попросить или выразить то, чего он желает, когда он не может этого сказать словами, часто используются при работе с аутистами.
Особенности методологии
Карточки Пекс придуманы в конце 1980-х годов доктором Эндрю Бонди и его помощником. Они работали над программой по исправлению аутизма. Задачей проекта стало побуждение ребенка спонтанно начать общаться и взаимодействовать.
В основе методологии заложен принцип того, что мотив для коммуникации должен предшествовать наступлению речи. Начало программы – определить потенциальные стимулы для ребенка, то есть то, что он любит и желает.
Чтобы освоить Пекс, потребуются базисные умения:
- отработать хороший зрительный контакт, слова, жестовые символы «да», «нет»;
- стабильный навык обучаемости;
- повторение действий «сделай как я».
Малыша нужно научить повторять цикл из трех действий, когда они не произносятся. Обычно эта система предназначена для деток младше пяти лет. Обучение проводится в форме упражнений. Можно использовать как в домашних условиях, так и в специальных учреждениях.
Методика работы с Пекс
Для первых упражнений лучше всего использовать изображения чего-то любимого и родного. Это может быть дорогая игрушка, еда, хобби, мультики, сказочный персонаж. Эта картинка должна вызвать у ребенка желание заполучить то, чего нет в постоянном доступе.
Этапы обучения:
- Сначала ребенка необходимо научить брать картинку.
- На втором шаге малыша обучают отдавать карточку.
- Третий этап включает в себя обучение тому, чтобы ребенок начал распознавать предметы, которые нарисованы на пластинках. Ошибки, наступающие на этом шаге, заключены в неумении определить изображение.
- Затем ребенку нужно объяснить, как формировать предложения по типу «Я хочу игрушку (или что-то еще)», «Дай мне…».
- На пятом шаге малыша учат отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?».
- Заключительный этап подразумевает обучение ребенка различать предметы на пластинках, самостоятельно их называть и отвечать, когда его спрашивают.
Разновидности Pecs
Можно самостоятельно изготовить карточки, тогда родители разместят на них подобранные фотографии или картинки, чтобы малышу было удобнее распознавать изображения. Картинки нужно периодически обновлять, делать или покупать новые.
Разновидностей существует много. Для начала лучше приобретать систематизированные карточки по той или иной тематике. Это могут быть:
- дикие или домашние животные;
- зимняя одежда – варежки, шарф, шапка, рукавицы, штаны, куртка;
- кухонные предметы – вилки, ложки, тарелки, чашки;
- еда – фрукты, овощи;
- игрушки – машинка, пирамидка, кукла;
- напитки – чай, кофе, вода, газировка, компот;
- ягоды – малина, клубника, ежевика, вишня;
- погода – снег, гроза, солнце, дождь, град;
- птицы – снегирь, орел, попугай, ворона;
- действия – поход в магазин, плавание в бассейне, умывание;
- запрещающие картинки – то, что нельзя поднимать на улице мусор, разговаривать с незнакомыми;
- для высказывания желаний.
Карточки Пекс еда
Также можно заказать индивидуальные карточки, на которых разместят любое фото по просьбе заказчика. Часто просят изобразить любимого домашнего питомца, снимки отца, бабушки, тети.
Самодельные карточки: как сделать, где скачать и купить
Следует ознакомиться с практическими рекомендациями по созданию карточек в домашних условиях. Какие предметы понадобятся:
- ножницы;
- линейка;
- дырокол;
- клей;
- липучки – контактные ленты;
- офисная бумага, на которой будут распечатывать картинки;
- папка с кольцами;
- несколько пластиковых или картонных папок, из них нужно сделать листы.
Последовательность создания карточек для альтернативной коммуникации:
- Изображения отыскивают самостоятельно в интернете – их там бесчисленное множество. В поисковой строке нужно набрать «карточки pecs скачать бесплатно». Главное – выбрать нужное разрешение, чтобы при увеличении на рисунке не было зернистости.
- Затем открывают программу Фотошоп. Если ее нет, можно воспользоваться стандартным графическим редактором в Виндовс. Чтобы его найти, последовательно нажимают «пуск», «стандартные», «paint».
- Затем карточки распечатывают на цветном принтере.
- Листок приклеивают на картон и разрезают на карты. Их лучше ламинировать – так дольше прослужат. Дешевый способ – вручную нанести ламинацию скотчем.
- Завершающий шаг – отрезают полоски липкой ленты и приклеивают их с оборотной стороны карточки.
На официальном сайте можно бесплатно скачать карточки Pecs следующих категорий:
Там же можно скачать визуальное расписание для аутистов:
Где купить
Карточки Пекс можно купить в уже завершенном виде. В зависимости от производителя они могут различаться, но смысл одинаков. Приобрести можно не только картинки, но и папки для их хранения, пособия для родителей.
Помимо картинок можно приобрести визуальное расписание для аутистов в карточках. Оно поможет снизить тревогу, развивает самостоятельность ребенка. Также нередко родители покупают поощрительные листы, которые выдают малышу за его старания и успехи.
Вопросы и ответы
Каких размеров делать карточки в домашних условиях?
Лучше взять размер 4*4 или 5*5, не стоит вырезать картинки больших размеров.
С каких изображений стоит начать обучение?
Распечатывать лучше всего то, что ребенок любит, что для него значимо и интересно. Или начинайте с простых картинок – фруктов, игрушек.
Какую бумагу использовать при создании картинок?
Лучше брать плотнее и толще, чтобы малышу было легче держать. К тому же, обязательно следует ламинировать, чтобы картинки не портились долгое время.
Как часто нужно проводить занятия?
Один урок длится в течение получаса. Не существует четкого плана, сколько раз в неделю заниматься. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его навыков обучаемости.
Что такое социальные истории для аутистов в картинках?
Это часть визуальной программы, которая способствует взаимодействию аутиста с окружающим миром и людьми.
Это короткие истории, показанные на картинках. Они описывают разные ситуации, реакции людей, желательные действия, которые должен совершить ребенок.
Пример социальной истории «подогреваю еду»:
Мнение родителей
Первые карточки для аутистов я заказала через «Планик». Изображения на них первоклассные, размытости нет, все четкое, и нет мелких деталей. Это важно для особенных деток. Я купила карты на тему «Домашние животные». Очень довольна качеством – они плотные, не рвутся. Ну а результат потрясающий, успехи сына нас радуют. Будем брать еще, отличная методика. У кого нет возможности, карточки можно скачать бесплатно через интернет.
Елена, 27 лет, г. Калуга
Здравствуйте! Хочу поделиться с вами нашей небольшой радостью. Покупаем карточки уже не первый год. Дочь успешно запоминает слова, постепенно учится составлять предложения, фразы. Даже придумывает маленькие рассказы. А еще качество очень хорошее, все картинки заламинированы, они не расклеиваются, даже не гнутся. Мое уважение и поклон создателям такой методики.
Алина, 36 лет, г. Москва
Каких результатов можно достичь
Использование Пекс позволяет достичь следующих результатов:
- Эта программа поможет за короткое время быстро наработать умения коммуникации.
- Метод способствует развитию у малыша инициативности, ее выражения, спонтанного произношения слов и фраз.
- Общение и контакт с окружающими людьми станут более доступными. Впоследствии малышу можно помочь обобщить приобретенные вербальные средства коммуникации.
- Применение карточек Pecs не препятствует разговорной речи, а напротив – ускоряет ее появление и развитие. Это достигается за счет парирования словесного и визуального стимула в обменном процессе.
Значительных минусов не замечено, эффективность системы подтверждена Национальным центром профессионального развития.
Аутисты не ленятся говорить, они хотят общаться с родными, знакомыми, но не умеют этого делать. Поэтому альтернативная программа, помогающая развить речь, доступна для многих родителей и их детей.
Источник
Мои ПЭКС
Многие родители неговорящих детей очень не любят коммуникативные карточки ПЭКС. Мамы запрещают терапистам вводить их на занятиях, т.к. боятся, что после них дети заленятся говорить словами.
ПЭКС – суррогат общения. Это карточки с названием и изображением какого-нибудь предмета. Предполагается, что неговорящий ребенок обменивает их на нужный предмет.
Давайте услышим мнение профессионалов, с которыми я обсуждала введение ПЭКС у своего ребенка в возрасте 2 года 9 месяцев. Тогда сын знал какие-то отдельные слова, но не мог ничего повторять за логопедом.
Юлия, мать троих нейротипичных детей, игровой логопед центра для нейротипичных детей и детей с аутичными чертами:
– Я против карточек ПЭКС и глобального чтения, и то, и другое – ставит детям такие “потолки”, которые мне, как логопеду, трудно будет преодолеть.
Ваш ребенок немного говорит, поэтому лучше без ПЭКС. На переход от ПЭКС к говорению требуется полгода. Не будем тормозить развитие его речи.
Елена, ABA-логопед, преподаватель курсов ABA, мать ребенка с РАС:
– Мой личный опыт: в определенный момент я уже испробовала все средства, поэтому я просто нарисовала на карточке кружок, сказала, что это “Пузыри” и объяснила сыну, как использовать ПЭКС. Сын заговорил через три недели после введения карточек. Это было так неожиданно, что я поначалу думала, что у меня галюцинации.
Я рекомендую вводить такие карточки неговорящим детям с РАС старше 3-х.
Т.к. время поджимало, мы решили ввести карточки ПЭКС в 3 года. Я нафотошопила карточек и начала нерегулярные тренировки за пару месяцев до третьего дня рождения сына. Сын быстро разобрался, что может просить конфеты и колбасу с помощью карточек. Но полностью на карточки мы не перешли. Томатис+море заставили моего ребенка заговорить в возрасте 2 года 11 месяцев. Дальше мы обходились без ПЭКС.
Для чего нужны ПЭКС?
1. Это самый наглядный и простой способ коммуникации с аутичным неговорящим ребенком. В сложных случаях, речь может запускаться годами, а общаться с помощью карточек он может хоть завтра. С их помощью ребенок с сенсорной/сенсо-моторной алалией должен понять, для чего вообще люди общаются.
2. ПЭКС снимает негативизм, убирает часть истерик, которые происходят из-за того, что ребенок хочет мультик, или котлету, но не может этого объяснить словами.
3. Это развивает понимание речи и пассивную речь у детей с нарушением понимания речи, развивает глобальное чтение. Ребенок: видит картинку, видит подпись, слышит название предмета, – и все это связывается в один образ. Иногда это подталкивает устную речь.
В тяжелых случаях, когда речи и /или ее понимания нет совсем и не ожидается в перспективе, такой ребенок сможет общаться с окружающими людьми сначала через ПЭКС, а потом через чтение и письмо. У ПЭКС много уровней сложности, с их помощью можно строить довольно длинные предложения.
4. Это позволяет ребенку сообщать о жизненных потребностях: пить, болит голова и т.п.
5. Ребенок, обученный работать с коммуникативными карточками, как правило, более управляем. Вы также можете описывать ваши инструкции и просьбы, обращенные к ребенку, карточками.
У терапистов есть настольные карточки: занимаемся, игра, перерыв и пр.
Даже если ребенок понимает речь, в работе с ним часто используют визуальные подсказки, визуальное расписание, поведенческие карточки.
Так уж устроен человек: зрительно мы усваиваем от 70% информации, а остальное – другие через органы чувств. Наш психолог, идейный враг ABA, на занятиях сыном иногда применяет на занятиях карточки Планика, чтобы обозначить слова “клеить”, “вырезать”,”раскрашивать”.
Как вводить ПЭКС?
Подробный протокол описан в книге “Лори А. Фрост и Энди Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)”.
Хочу обратить внимание на следующие вещи:
1. ПЭКС – не упражнение на развитие речи, а стиль общения. Т.е. отработанные карточки помещаются в альбом, откуда ребенок их достает, когда хочет что-то попросить. Т.е. родители должны прочитать хотя бы эту книгу, чтобы ребенок мог обобщить этот навык дома.
2. Принимая карточку, родитель или терапист всегда озвучивает слово.
3. Идеальный возраст для введения карточек 3+. Почему так? В возрасте 2,5-3,5 у некоторых детей происходит скачок речевого развития, особенно если ребенок занимается с терапистом или логопедом.
Почему он не говорит? Запуск речи у ребенка-аутиста
Что такое обобщение и почему оно важно для аутистов?
5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС
6 причин, по которым я ненавижу ABA
Как найти логопеда ребенку до 3-х?
Сенсорная алалия и аутизм: как их различать?
Источник