Карта речевого развития ребенка 4 лет
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
ФИО ребенка__________________________________________
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения, возраст
Домашний адрес
Откуда поступил
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)
отец (фамилия, имя, отчество, возраст)
Национальный язык
Двуязычие
Решения МППК
Решением МППК от __________________протокол №
принят в логопедическую группу на срок
Заключение МППК
Дата заполнения речевой карты
Логопед (Ф.И.О., подпись)
* * *
Решением МППК от __________ продлено пребывание в логопедической
группе с диагнозом
на срок
Ответственный за продление (Ф.И.О.)
Члены МППК
* * *
Решением МППК от ___________выпускается из логопедической группы
с (состояние речи)
в (тип ДОУ)
Ответственный за выпуск (фамилия, имя, отчество, подпись)
Члены МППК (Ф.И.О., подписи)
Анамнез
Наличие речевых, нервно-психических, хронических заболеваний у родителей до рождения ребенка
мать:
отец:
От которой по счету беременности ребенок
Характер протекания беременности (токсикозы, инфекции, травмы,
хронические заболевания)
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные,
затяжные)
Стимуляция
Когда закричал ребенок
Наблюдалась ли асфиксия
Резус-фактор, совместимость
Вес и рост при рождении
Вскармливание:
когда принесли кормить
как взял грудь
как сосал (срыгивания, поперхивания)
Грудное вскармливание до
Срок выписки из роддома
(если задержались, то почему)
После выписки из родильного дома
особенности сна
особенности бодрствования
Раннее психомоторное развитие
Голову держит с ___________________________ Сидит с _____________________________
Ползает с _________________________________ Стоит с _____________________________
Ходит с ___________________________________ Появление первых зубов ______________
Количество зубов к году __________________________________________________________
Перенесенные заболевания
До года
После года
Ушибы, травмы головы
Судороги при высокой температуре
Наличие оперативного вмешательства
Раннее речевое развитие
Гуление
Лепет
Первые слова
Первые фразы
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине
Использование жестов
Отношение членов семьи к речевому дефекту
Занятия с логопедом
Результаты занятий с логопедом
Лечение у других специалистов
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии
(на основании медицинской карты)
Педиатр
Невропатолог
Психоневролог
Оториноларинголог
Офтальмолог
Хирург
Ортопед
Схема обследования
ФИО ребенка | Дата рождения | ||||
Группа | Дата обследования | Н.г | С.г | К.г | |
Исследование поведения и эмоциональной сферы
Особенности коммуникативной сферы: сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм |
Особенности поведения (принимает ли помощь, прикладывает волевые усилия для выполнения заданий) |
Устойчивость эмоциональных реакций:(наличие импульсивности или эмоциональная стабильность |
Внимание: соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается |
Память: соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти |
Мышление: соответствует возрасту, развито недостаточно |
Исследование неречевых психических функций
Состояние слухового внимания | Н.г | С.г | К.г | Исследование зрительного восприятия | Н.г | С.г | К.г |
Различение звучащих игрушек | Различение контрастных по размеру предметов, игрушек (показать большой и маленький стулья, маленький и большой мячи, большого и маленького мишек) | ||||||
Различение предметов, игрушек разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого) | |||||||
Восприятие формы Подбор по образцу картинок с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной форм |
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Н.г | С.г | К.г | Н.г | С.г | К.г | ||
Ориентировка в пространстве: (показывает или называет словом направления: «вверху», «внизу») | Складывание картинок из частей: 2 частей, (горизонтальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез) | ||||||
Складывание картинок из палочек по образцу («крыша» и «дерево» из трех палочек) | Сооружение несложных построек по образцу (домик и башенка из трех кубиков) |
Исследование состояния моторной сферы
Н.г | С.г | К.г | |
Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, темп, активность, координация движений): пройти и пробежать между двумя линиями, нарис-ми на полу на расстоянии 25 см пройти по лежащей на полу доске прыгнуть в длину с места выполнить прыжки на месте на двух ногах перешагнуть через палку, расположенную над полом на высоте 35 см переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой) бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно | |||
Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии Все упражнения выполняются по подражанию логопеду | |||
навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки) манипуляции с предметами (сложить 3-4 небольших игрушки в ведерко, а потом поочередно достать их) навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палочки) | |||
Состояние мимической мускулатуры при выполнении игровых заданий (по подражанию логопеду) надуть щеки («толстячок») показать, как ты ешь лимон («кисло») показать, как ты ешь мед («сладко») | |||
Состояние артикуляционной моторики при выполнении игровых заданий (по подражанию логопеду) Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот Движения губ: широко улыбнуться сделать губки «хоботком», как у слоника Движения языка: показать широкий язычок, показать узкий язычок положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю, покачать язычком влево – вправо, пощелкать языком Движения мягкого неба: широко открыть рот и зевнуть |
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ___________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)____________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области__________________________________________________________________________________
Громкость голоса (громкий, тихий, высокий, низкий, назальный, глухой, монотонный) ______________
Просордика. Темп (ускоренный, замедленный)_____________ Ритм (дисртимия) ___________________
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)_____________ Интонация _____________
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный ) ________________________________________
Продолжительность речевого выдоха__________________________________________________
Сила голоса_____________________________________________________
Модуляция голоса ________________
Исследование фонетической стороны речи
Воспроизведение звукоподражаний (с опорой на картинки) | н | с | к | Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом) | н | с | к |
А-А-А! (плачет девочка) О-О-О! (рычит медведь) У-У-У! (гудит поезд) И-И-И! (ржет лошадь) УА! (плачет малыш) АУ! (кричат дети) МЯУ! (мяукает кошка) АВ! (лает собака) ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок) КО-КО-КО! (кудахчет курица) ГА-ГА-ГА! (кричат гуси) | Односложные слова: Дом Кот Дуб Бык Мак Двусложные слова: Вода Нога кино Вата Дима Трехсложные слова: Батоны Вагоны Бананы Панама |
Состояние звукопроизношения (замены звуков, возможные искажения в речевом потоке).
Н.г | С.г | К.г | |
Гласные: | |||
Согласные: [б], [п], [м] [в], [ф] [д], [т], [н], [г], [к], [х] [й] [с], [з], [ц] [с’], [з‘] [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л’] [р], [р’] |
Исследование фонематических функций
Слухопроизносительная дифференциация звуков. Показать на картинках называемые логопедом предметы: | н | с | к | Состояние фонематического слуа. Показать собачку, услышав звук [р] в слове: | н | с | к |
Стол – стул Трава – дрова Уточка – удочка Суп – зуб Миска – мишка | дом рак вода рыба банка труба |
Исследование импрессивной речи
Пассивный словарь (объем, соответствие возраста, понимание обращенной речи) | н | с | к | Понимание различных грамматических форм словоизменения. | н | с | к |
Понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела) Стол, стул , голова, рука, окно, нос уши,глаза Понимание обобщающих слов(показать картинки по предложенным темам) Игрушки, посуда, одежда Понимание действий (показать, где мальчик стоит, идет, сидит, играет Выполнение поручений по словесной инструкции (принести мяч, взять мишку, покатать машинку | Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: дом – дома, кубик – кубики, машинка –машинки, кукла – куклы. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить кубик в машинку, на стол) Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать называемые логопедом предметы): подушка – подушечка, стул – стульчик, кукла – куколка. |
Исследование экспрессивной речи
Общая характеристика речи
Активный словарь. | н | с | к |
Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам) игрушки, посуда, одежда, обувь, животные Глаголы (назвать по картинкам): ест, спит, рисует, пьет, играет, гуляет Прилагательные (назвать по картинкам красный, синий, зеленый, желтый, большой, маленький, сладкий, кислый. | |||
Состояние грамматического строя речи. | н | с | к |
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам): Стол – столы, Нож – ножи, Кукла – куклы, Рука – руки, Нога – ноги, Чашка – чашки Употребление существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): вижу дом, вижу машину, вижу куклу, вижу девочку. Согласование прилагательных с сущ ед. ч мужского и женского родов (назвать по картинкам): Красный мяч, Синий шар, Красная чашка, Синяя лопатка Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами (назвать по картинкам): На, В . Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам): стол – столи, дом – домик, чашка – чашечка, кукла – куколка, Кровать – кроватка. | |||
Состояние связной речи | н | с | к |
Лепетная речь Отдельные слова Простые предложения с наличием аграмматизмов |
.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3-4 лет)
Звукопроизношение (дефект полиморфный или мономорфный, характеристика по группам звуков: (сигматизм свистящих, шипящих, ламбдацизм, ротацизм, или др. нарушения; смешения или замена звуков и др) __________________________________________________________________________
Слоговая структура (нарушена в словах, в предложениях, тип нарушений) ____________________
Фонематические представления (сформированы, не сформированы) ___________________________
Лексика (лексический запас не сформирован, ниже нормы, по возрасту) _________________________
Грамматический строй (ошибки в словоизменении, в словообразовании)________________________
Связная речь (отсутствует, на начальном уровне,с помощью взрослого, по наводящим вопросам, сформирована)___________________________________________________________________________
Логопед __________________________________
Источник
а) белка-какая?______________________________________________________
стакан-какой?_______________________________________________________
ёжик-какой?________________________________________________________
б) образование прилагательных от имён существительных (211): ___________
шкаф из дерева______________________________________________________
кружка из фарфора___________________________________________________
шапка из шерсти_____________________________________________________
машина из металла___________________________________________________
в) образование притяжательных прилагательных (219):
чья морда?____________________ чьи уши?_____________________________
чьи глаза?______________________чей хвост?___________________________
19. Обследование грамматического строя:
а) согласование прилагательных с существительным (249):
жёлтая майка_____________красная роза__________синяя сумка __________
жёлтый мяч_______________красный флаг________синий автобус__________
жёлтое яблоко____________красное кресло________синее полотенце________
б) образование мн. числа имён сущ-х, род. падеж имя сущ мн числа (253-259) :
кошка____________________________ гнездо____________________________
вагон_____________________________яйцо______________________________
стол______________________________ ухо_______________________________
в) согласование сущ с числительными (261):
1 2 3 7
Тетрадь_____________________________________________________________
Карандаш___________________________________________________________
Яблоко_____________________________________________________________
г) образование уменьшительно-ласкательных форм (265):
ключ___________________ пуговица___________________
звезда__________________ Лена_______________________
Женя______________________
20. Обследование связной речи:
а) составление рассказа по картинке (273)________________________________
б) составление рассказа по серии картинок (275) __________________________
____________________________________________________________________
в) пересказ (278)______________________________________________________
г) рассказ-описание или по представлению (271)___________________________
Логопедическое заключение:___________________________________________
____________________________________________________________________
Речевая карта (4-6 лет)
1. Дата поступления___________________________________________________
2. Фамилия, имя ______________________________________________________
3. Возраст____________________________________________________________
4. Домашний адрес ____________________________________________________
5. Откуда поступил ребенок_____________________________________________
6. Ф. И. О. родителей, должность, место работы ___________________________
Мать________________________________________________________________
Отец ________________________________________________________________
7. Анамнез:___________________________________________________________
От какой беременности по счету? _______________________________________
Как протекала беременность и роды?_____________________________________
Когда закричал?_______________________________________________________
Как протекало раннее развитие?_________________________________________
Стал держать головку__________________, сидеть_________________________
Вставать_____________________________, ходить_________________________
Какие заболевания перенес до года?______________________________________
8. Речевое развитие ребенка_____________________________________________
Гуление_______________________, лепет_________________________________
Первые слова____________________, фраза_______________________________
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, по каким причинам), как долго длилось, с какими последствиями_______________________________
_____________________________________________________________________
9. Слух______________________________________________________________
10. Зрение____________________________________________________________
11. Интеллект_________________________________________________________
12. Речевая среда и социальные условия__________________________________
Обращались ли раньше к логопеду?______________________________________
Как долго длились занятия?_____________________________________________
Как сам ребенок относится к речевому дефекту?___________________________
13. Общее звучание речи:______________________________________________
Темп_________________________________, голос_________________________
Разборчивочть_________________________, дыхание_______________________
14. Обследование арт аппарата: подвижность______________________________
Правильность прикуса_____________________, строение нёба_______________
_________________________________, зубов______________________________
Языка____________________(верно ли выполняет разные движения)__________
_____________________________________________________________________
Состояние подъязычной связки, губ и их подвижность______________________
_____________________________________________________________________
Состояние общей моторики (координации движений, состояние мелкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребёнок?)____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Общее развитие ребёнка:
А) разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут?_________________ Сколько тебе лет?____________________
Где ты живёшь?____________________Кем работает мама?__________________
Есть ли у тебя друзья?__________________________________________________
Б) счёт прямой ____________________счёт обратный_______________________
Счётные операции_____________________________________________________
В) геометрические формы (199)__________________________________________
Г) основные цвета (201)________________________________________________
Д) оттеночные (203)___________________________________________________
Ж) Ориентировка во времени (217, 223) _________________________________
Ориентировка в пространстве__________________________________________
З) Способность к логическому мышлению_________________________________
16. Обследование понимания речи:
Понимание предлогов (233)____________________________________________
Выполнение инструкций (234) _________________________________________
Числа (235) _______________________, падежа( 337-247)____________________
Рода (235-257) _______________________________________________________
17. Звукопроизношение:
ЫЫ, ТТ, ДД, П, ББ, Х, КК, ГГ, Й, РР, ЛЛ, ЖЖ, ШШ, ССЗЦ
А) дифференциация звуков:_____________________________________________
С-з, с-ш, ш-ж, ж-з, шш, ш-сь, ц-ть, ч-ть, ч-ч, ч-ш, л-р, п-б, т-д, к-х, ы-и.
_____________________________________________________________________
Б) повтори. Та-да-та, да-та-та, па-ка-ка, па-ба-па.
_____________________________________________________________________
В) повтори. Кот-год-кот, топ-дом-ком.
Г) Определи слово-пароним (67-69)______________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Анализ звукового состава речи:
А) выделение первого звука в слове (71-73): облако__________ иглы__________
Лук___________ рак ____________
Б) выделение последнего звука в слове (75-77)
Пила __________грибы__________кот __________автобус____________
19. Произношение слов сложного слогового состава (123): велосипед_________
Полотенце___________________ милиционер _____________________________
Сковорода_________________ телевизор_______________________________
20. Повторение предложений (124):
Молодой экскурсовод________________________________________________
Строгий регулировщик_________________________________________________
Лара забрала Рому домой_______________________________________________
21. Состояние словаря: предметный словарь_______________________________
а) назвать части туловища и лица, показать (127): голова________ноги______
руки_______________туловище___________глаза_________нос___________
губы_______________________ресницы__________________________
б) объяснение значения слов: пылесос__________________________________
холодильник_______________________________________________________
в) уровень обобщения (131-167):
ложка чайник, тарелка, кастрюля (131) ___________________________________
юбка, кофта, брюки, платье (133)_______________________________________
валенки, сапоги, туфли, ботинки (135)____________________________________
лук, морковь, помидор, огурец (137)______________________________________
яблоко, груша, слива, апельсин (139) _____________________________________
шкаф, кровать, стол, кресло (141) ________________________________________
лиса, заяц кошка, собака (141-145)_______________________________________
автобус, трамвай, поезд, самолёт (153)____________________________________
гусь, петух, ворона, сова (167) __________________________________________
г) глагольный словарь: Что делает?
Врач________________________учительница____________________________
Продавец____________________повар___________________________________
д) кто как голос подает?
Кошка________________собака___________ гусь__________________
Утка_________________петух_______________________ мышь______________
Корова_________________свинья_________________лягушка________________
е) подбор антонимов (197):_____________________________________________
сладкий_____________________________маленький________________________
высокий____________________________короткая__________________________
широкое____________________________толстая___________________________
22. Словарь признаков: подбор прилагательных к им существительным (207)
Источник