Карта развития речи ребенка в доу
Карта речевого обследования ребенка
I .Анкетные данные
Фамилия, имя__________________________________ Дата поступления _____________
Дата рождения___________________________ Домашний адрес____________________________
Жалобы родителей______________________________________________________________________
II.Разговорно – описательная беседа (цель: выявить общий кругозор и уровень связного высказывания)
Как тебя зовут?______________________ _Сколько тебе лет? ________________С кем ты живешь?______________________________________________________________________________
Как зовут маму. папу, брата, сестру, бабушку, дедушку?_______________________________________
Кто в твоей семье работает?________________________________ А кто учится? _____________________ С кем ты дружишь в детском саду?___________________________________
Помогаешь ли ты взрослым дома? _______________________ А что ты умеешь делать?____________________________________________ _Какая твоя любимая сказка? О чем она?
_____________________________________________________________________________________
Другие сведения об окружающем мире____________________________________________________
________________________________________________________________________
III. Моторная сфера
Состояние общей моторики. Постоять на одной ноге_(попеременно)______________________
Попрыгать на двух ногах_________ на одной ноге_(попеременно)______________________
Постоять на цыпочках_______________ Присесть руки в стороны___________________________
Состояние мелкой моторики: «Коза»______ «Зайчик»_________ «Колечко»______ __Правая__Левая
Синхронно___________ «Кулак-Ребро»______Кулак-ребро-ладонь___________Здравствуй,пальчик!
___________________ Цепочка ____ завязать шнурок___________Нанизывание бусин__________
Собрать мозаику, спички________________Ведущая рука____________________________________
III. Мимика
Нахмурить брови_____Наморщить лоб ________Надуть щеки______ Попеременно_______
Навыки самообслуживания(завязывание щнурков, застегивание пуговиц и т д)__________________
Вывод:_________________________________________________________________________________
IV.Пространственные представления
Справа_________слева_______впереди______-сзади_________выше__ниже_______перед____за
Над_______между_______около__________в центре_______________
V. Временные представления
Части суток____________ времена года_______________ дни недели_______________________
VI. Строение органов артикуляционного аппарата
Губы(толстые, тонкие, короткие,имеются шрамы ,норма)
Зубы( редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, мелкие, отсутствуют резцы, норма)
Челюсти(норма,прогения, прогнатия, открытый прикус: боковой, передний, глубокий прикус, перекрестный, асимметрия)
Твердое нёбо (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, узкое, расщелина,сумбукозная щель) Мягкое нёбо (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок,срастание маленького язычка с небной занавеской, низко опущена небная занавеска)
Язык (норма, толстый, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)
Подъязычная связка (обычная , короткая, укороченная ,спайка с тканями подъязычной области) Кончик языка (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный, вялый)
Позиция языка в полости рта ( правильно стабилизирован, оттянут назад,лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении)
VII. Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы – улыбочка- трубочка: малоподвижны, не удерживают позу,тонус понижен, повышен, норма
Язык- «Блинчик» _____подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные, идет поиск артикуляции, девиация- отклонение языка в сторону, не удерживает позу, тремор, изменение цвета, тонус понижен,повышен, смешанный, норма
Челюсти-малоподвижна нижняя челюсть, объем неполный, амплитуда снижена, нормальная
Саливация_ норма ,повышенная
Характер голоса- обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный
Выразительность речи- выразительная, разборчивая, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализована, монотонная, нечеткая
VII.Фонематический слух и фонематическое восприятие
1.Повторение звуковых рядов ( рот у логопеда закрыт экраном)
Да- та –та__________________ _то-то-до______________ бу-бу-пу____________________
Ба-па-ба____________________ ка-га-га_______________Ма-мя-мя____________________
Вы –ви-вы _ _______________ _ко-го-го_______________са-ца-са_______________________
2. Различение слов со сходным звуковым составом
Кот-ток___________________дом- том_________________суп- зуб___________________
Тень- день___________________коза –коса__________________рак-лак_____________________
Бочка- почка_________________мышка- мишка______________________корка- горка____________
3. Определение звука в ряду других звуков
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук__Ш__со-ши за- жу-шу- ше-жа су –жо-ша
Отбор картинок ,где слышится заданный звук___________________
Выделение ударного гласного в начале слова: облако иголка аист удочка_________________
С 6 лет: Выделение 1 и последнего звука в словах: КОТ__ЛУК__ДОМ ____КИТ______РАК _______
Придумывание слов с заданным звуком____________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________
VIII. Звукопроизношение_______________________________________________________________
IX. Слоговая структура слова Самостоятельное Повторение
называние по картинкам вслед за логопедом
1.Двусложные из двух открытых слогов
( вата, ноты,дети____________________________________________________________________
2.Трехсложные из открытых слогов
(Малина, молоко, бананы _ _____________________________________________________________
3.Односложные(кот,дом, мак, дым)________________________________________________________
4.Двусложные с одним закрытым слогом
(петух, хобот,диван,веник)_______________________________________________________________
5.Со стечением согласных в середине слова
(ветка, кофта,туфли, сумка)_______________________________________________________________
6. С закрытым слогом и стечением согласных
(альбом, тюльпан, индюк, фонтан)_________________________________________________________
7.Трехсложные с закрытым слогом( бегемот,
телефон,попугай,молоток, памятник______________________________________________________
8. Со стечением согласных(улитка,ботинки,калитка,
девочка)_______________________________________________________________________________
9. С закрытым слогом и стечением согласных
будильник,кофейник_____________________________________________________________________
10. С двумя стечениями согласных(клубника,хоккеист________________________________________
11. Односложные со стечением согласных
(винт, гном, бант, танк)___________________________________________________________________
12. Двусложные с двумя стечениями согласных
(клубки, клумба,клюква, гнездо____________________________________________________________
13. Четырехсложные из открытых слогов
(паутина, гусеница,пианино. ,чемоданы_____________________________________________________
14. Со сложной слоговой структурой
( сковорода,милиционер, аквариум,велосипедист_____________________________________________
15.Повторение предложений:Милиционер стоит у светофора___________________________________
Экскурсовод проводит экскурсии по городу._________________________________________________
Троллейбус остановился на перекрестке.____________________________________________________
Вывод: слоговая структура не нарушена, нарушена незначительно, имеют место грубые нарушения слоговой структуры слова: парафразии- замены звуков и слогов. Пропуски-элизии, интеграции ,
контаминации,(пропуски, перестановки,смешения букв ), персеверации( повтор буквы или слога), реверсии(зеркальные перестановки-скоровода), антиципации- велисипедист .
Х. Лексическая сторона речи
1.Понимание обращенной речи ( понимает, ограничено, на бытовом уровне, выполнение сложных речевых инструкций)
2. Понимание слов, обозначающих действия и явления, предметы и признаки
Ваза какая?_____________ _пылесос какой?_ _________________ венок какой?_________________
Корни какие?________________ аквариум какой? ________________клумба какая?________________
Сердитый кто?_________________ острый что?_________________ томатный что?________________
Зазеленело что?_________________ гремит что?__________________
3.Знание названий предмета и его частей Чайник_________________ ___________________________ стул_____________________________________________________машина______________________________________________________
4.Употребление обобщающих слов: с 5 лет- игрушки,овощи. фрукты, одежда, обувь, головн. уборы,мебель, посуда, цветы,
деревья, домашние животные, дикие животные, грибы, рыбы
с 6 лет: транспорт, ягоды, бытовые приборы, профессии, насекомые, продукты питания
5.Знание названий животных, птиц и их детенышей.
Кошка________________заяц, ________________утка, __________________лошадь_______________
Лиса___________________гусыня______________________коза_________________свинья_____________________________ курица_________________________ собака_________________волк________
___________ белка___________________корова_________________медведь______________________
овца___________________________
6. Кто где живет? Белка______________медведь________________лиса_________________птица___________________
Волк__________________собака_____________________
7. Кто как кричит? Корова__________________лягушка______________________волк_____________
Утка_______________________собака_____________воробей__________________мышь___________
Гусь_________________________лошадь________________________
______
8. Подбор прилагательных к имени существительному 2-3 слова
Солнце_______________________________________________________________________________
Апельсин_____________________________________________________________________________
Лиса__________________________________________________________________________________
Облака________________________________________________________________________________
9. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам.
С 5 лет: веселый________________ широкий _______________________большой ________________
Злой__________________________ сладкий_______________________ друг______________________
Шум______________ больной____________________свет___________________сухой_____________
С 6 лет : Говорить_______________________ссориться _______________________радоваться_______
хвалить________________________________
ХI. Грамматический строй речи
1. Обследование понимания предложных конструкций с пространственным значением.
Покажи картинку : Карандаш В пенале___________ Карандащ НА пенале___________________
Карандаш ЗА пеналом ___________ карандаш перед пеналом________________
2. Преобразование имени существительного в ед. числе в мн. число: ДОМ___________ УХО______
ОКНО____________ ДЕРЕВО _________________ ГЛАЗ_______________СТАКАН____________
ПАУК__________________ПЕТУХ_________________УТЕНОК______________ПЕРО____________
СТОЛ_____________________СТУЛ__________________КАРАНДАШ____________________
РУКАВ_____________РОТ___________________МОСТ__________________
3. Употребление имен существительных во мн. числе Род падеже
Чего много в лесу?__________________Кого много в лесу?______________
Кого много в детском саду?______________Кого много в зоопарке?____________________
4. Образование имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
НОС______________СТУЛ_____________МЯЧ_________________ВИШНЯ______________РУКА__
______________ПТИЦА_______________УТКА_______________ПЛЕЧО______________ВЕДРО___
________СУМКА______________ГОЛОВА________________СТОЛ__________________ВОРОБЕЙ__________________________ГЛАЗ_______________ДИВАН______________________МОСТ____________ЦВЕТОК_____________ШАР________________
5. Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе
Один мяч, два_____________три_____________четыре_________________пять___________________
Одна елка, две____________ три_____________четыре_________________пять___________
Одно яблоко, два____________ три_____________четыре_________________пять________________
7.Употребление в речи предлогов ( с. 204)
Простых___________________________________________________
Сложных___________________________________________________
8.Образование притяжательных прилагательных ( с142.)
С 5 лет: чей халат? Мамин, бабушкин ( с 10)
Чья кроватка?(кошкина) с 204
С 6 лет: чей хвост?______________Чьи лапы?___________Чья голова?_____________( с 54)
9. Образование относительных прилагательных
Каша из риса_____________________Сок из яблок_______________Сок из груш_____________Слив
Салат из капусты_______________Суп из гороха____________________Из грибов_______________
Лист березы________________Дуба____________________осины___________________
Носки из шерсти____________Пол из дерева____________________Горшок из глины_____________
10. Образование глаголов при помощи приставок с 124
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________
ХII. Фразовая речь
1.Составление предложений по опорным словам с 134
2.По опорным словам, расположенным в неправильной последовательности с 207
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.По картинкам________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: фразовая речь не нарушена; структурный аграмматизм( пропуск знаменательных слов, нарушения последовательности слов в предложениях,); морфемный аграмматизм( нарушения сочетаемости слов : согласования, управления). Фразовый ответ отсутствует,наличие пауз, задан вспомогательный вопрос.
ХIII. Связная речь
- Составление рассказа по картинке, по серии картинок
Выводы: высокий уровень (самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображённый сюжет; соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами; рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учётом возраста детей); удовлетворительный уровень (рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку); достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображённому сюжету); отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз); недостаточный уровень (рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или её конкретную деталь; нарушена связность повествования; отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия); низкий уровень (рассказ составлен с помощью наводящих вопросов; его связность резко нарушена; отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображённому сюжету; встречаются смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках).
- Пересказ
Выводы: высокий уровень (пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения; употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения; пересказ составлен без нарушений грамматических и лексических норм); средний уровень (пересказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, побуждения); содержание текста передается полностью; пересказ не содержит аграмматизмов; отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, стереотипность оформления высказываний; единичные нарушения структуры предложений); низкий уровень (пересказ составлен по вопросам; связность изложения значительно нарушена; отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушается последовательность изложения; отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств; аграмматизмы); задание не выполнено (пересказ даже по вопросам недоступен).
Логопедическое заключение:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Дата_________________________ Учитель – логопед___________________________
Источник
Евгения Демина
Речевая карта воспитанника ДОУ
Речевая карта
1. Анкетные данные
Ф. И. О. ребенка ___
Дата рождения ___
Домашний адрес, телефон ___
Откуда поступил ребенок ___
Данные о родителях:
Мать Отец
Ф. И. О.
Место работы
Должность
Рабочий телефон
2.Объективные данные Заключения специалистов:
Статус неврологический
Состояние интеллекта
Состояние слуха
Состояние зрения
Дата поступления в речевую группу ___
Заключение ПМПК ___
Принят на срок ___
3. Анамнестические данные
Когда ребенок начал: Норма
Держать голову К 2 месяцам
Сидеть К 6 месяцам
Ходить К 1 году
Гуление В 3 месяца
Лепет В 5 месяцев
Первые слова К 1 году
Первая фраза К 2 г. – простая фраза,
к 3 г. – фразовая речь
Темп речевого развития: ___
(Замедленный, нормальный, бурный)
4. Исследование неречевых психических функций
Моторная сфера
Особенности общей моторики
• Пройти по ровной линии ___
•Левая нога: постоять ___попрыгать ___
•Правая нога: постоять ___ попрыгать ___
•Попрыгать на двух ногах: на месте ___ с продвижением ___
Переключение с одного движения на другое ___
Особенности мелкой моторики
• Собрать спички ___ собрать мозаику___ нанизывать колечки, бусы ___
•Пальчиковые упражнения: «Зайчик», «Коза»попеременно:
• левая рука ___, правая рука ___
• Умение держать карандаш ___
•Умение проводить линии: вертикальные ___ горизонтальные ___
• Ведущая рука ___
(левша, правша, амбидекстр- хорошо владеет обеими руками)
Обследование процесса восприятия
Зрительное восприятие
•Условия реального изображения: ___
•Узнавание предметов в условиях наложения: ___
•Узнавание предметов в неполном изображении: ___
•Условия силуэтного изображения:___
•Условия контурного изображения: ___
Восприятие цвета:
• Представление о цвете___
• Сличает цвета красный ___ синий ___ зеленый ___ желтый ___
• Различает цвета (выделяет по слову) красный ___синий___зеленый ___ желтый __
• Знает и называет основные цвета красный ___синий___зеленый ___ желтый __
• Восприятие величины (большой – маленький):
• Представление о величине ___
• Соотносит предметы по величине ___
• Дифференцирует предметы по величине ___
• Называет величину (выделяет по слову) ___
Восприятие формы:
• Представление о форме (есть/ нет) ___
•Соотносит предметы по форме: круг ___ квадрат ___
треугольник ___ прямоугольник ___ овал ___
•Различает геометрические формы: круг ___ квадрат ___
треугольник ___ прямоугольник ___ овал ___
•Называет геометрические формы: круг ___ квадрат ___
треугольник ___ прямоугольник ___ овал ___
Восприятиепространственных представлений:
•Дифференцирование пространственных представлений: выше – ниже ___ дальше – ближе ___ справа-слева___ впереди – сзади ___ в центре ___
Временные представления: Части суток (N с з-х лет) ___Времена года (N с 4-х лет) ___
Обследование мимических процессов
Исследование произвольного запоминания без нацеливания на запоминание:
• Смешанный ряд ___
• Линейный ряд ___
Исследование непроизвольного запоминания с нацеливанием на запоминание:
Исследование после нарушения порядка предметов: ___
Исследование после изменения количества предметов:
• Добавление предмета в линейный ряд ___
• Уменьшение предметов в линейном ряду ___
Обследование процессов мышления
Почтовый ящик
• Действие силой (допустимо в N до 3,5 лет) ___
• Перебор вариантов ___
• Примеривание ___
• Зрительное соотнесение (N с 6 лет) ___
• Парные картинки ___
Конструирование
Складывание фигур из палочек:
• По подражанию ___По образцу ___По представлению___
Исключение 4 – го лишнего ___
Счет и счетные операцииОт 1 до 10 прямой ___Обратный ___Счетные операции__
5. Обследование артикуляционного аппарата
Губы: ___
Зубы:___
Прикус:___
Челюсти:___
Нёбо: ___
Мягкое небо:___
Язык:Форма и размер:___Кончик языка: ___
Подъязычнаясвязка:___
Позиции языка в полости рта: ___
Тонус: ___
Подвижность: ___
Переключаемость:___
Саливация: ___
Щеки: ___
Дыхание: ___
Носовое дыхание:___
Ротовой выдох: ___
При фонации выдох: ___
Голос: ___
Речь: ___
Темп речи:___
Ритм речи:___
Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры:___
6. Обшая характеристика речи
Понимание обращенной речи (имперсивная речь)Исследование сформированности предметной соотнесенности: показать, взять, отдать предмет ___
Понимание грамматических форм речи:
Единственное число Множественное число
существительное
глагол
прилагательное
Мужской род Женский род Средний род
глагол
прилагательное
Предлоги В За На Из Под Над Из-за Из-под
Обследование звуковой стороны речи:
Изо
лир.
Слог
Слова
Кон
текст
Прямой Обрат
Закрыт. Стеч Начало Серед Конец
С
С’
З
З’
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Л
Л’
Р
Р’
К
Г
Г’
Х
Х’
Й
Виды нарушения звукопроизношения ___
Обследование слоговой структуры речи
Классы Образцы ответов детей
1 2-сложные слова из открытых слогов
2 3-сложные слова из открытых слогов
3 1-сложные слова
4 2-сложные слова из открытого и закрытого слога
5 2-сложные слова со стечением согласных в середине слова
6 2-сложные слова с закрытым слогом и стечением согласных
7 3-сложные слова с закрытым слогом
8 3-сложные слова со стечением согласных в середине слова
9 3-сложные слова с закрытым слогом и стечением согласных
10 3-сложные слова с двумя стечениями согласных
11 1-сложные слова со стечением согласных в начале слова
12 2-сложные слова с двумя стечениями согласных
13 4-сложные слова
Вид нарушения слоговой структуры: ___
Обследование фонематического восприятия:
• Выделение звука в ряду других звуков ___
• Выделение слога с заданным звуком в ряду других звуков ___
• Слог со звуком ___
• Выделение слова с заданным звуком в ряду других слов ___
• Дифференциация близких по звучанию групп звуков (шипящие – свистящие; р – л; твердые – мягкие; глухие – звонкие; к – х) ___
Обследование звукового анализа слова
Таблица 7
Начало слова Середина слова Конец слова
Выделение гласного звука из состава слова
Выделение согласного звука из состава слова
Подбор слова с заданным гласным звуком
Подбор слова с заданным согласным звуком
Обследование лексического запаса
Предметный словарь
Называние предметов по картинкам; знание обобщающих понятий
Предметы Обобщающие понятия
Кукла ___ Мишка ___ Мяч ___ Игрушки ___
Чашка ___ Тарелка ___ Ложка ___ Посуда ___
Шапка ___ Пальто ___ Брюки ___ Одежда ___
Стол ___ Стул ___ Шкаф ___ Мебель ___
Собака ___ Кошка ___ Корова ___ Домашние животные ___
Дерево ___ Цветок ___ Куст ___ Растения ___
Яблоко ___ Груша ___ Персик ___ Фрукты ___
Морковь ___ Огурец ___ Помидор ___ Овощи___
Автобус ___ Троллейбус ___ Машина ___ Транспорт ___
Голова ___ Ноги ___ Руки ___ Части тела ___
Называние предмета по его описанию:
Холодильник ___ тарелка ___ложка ___ стул ___ ручка ___инструкция: «назови предмет которым (едят, пишут, из которого едят, хранят продукты, сидят)»
Глагольный словарь Название действий по демонстрации ___
Характерные действия
Рыба
Воробей
Лягушка
Змея
Название профессиональных действий
Профессия Профессиональные действия
Врач
Учитель
Сапожник
Продавец
Повар
Строитель
Словарь прилагательных
Название цветов (основных и оттеночных) ___
Название величины ___
Подбор определений к слову:
Еж
Лиса
Заяц
Комар
Небо
Ковёр
Шкаф
Подбор синонимов и антонимов:
Молодой
Высокий
Горячий
Грязный
Далеко
Грамматический строй речи
Построение предложений по опорным словам ___
Составление рассказа по опорным словам ___
Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке ___
Употребление предлогов на материале картинок и по демонстрации действия в самостоятельной речи.
В
На
Под
Из
За
Из – под
Из – за
Между
Около
Над
Через
Постановка пропущенного в предложении предлога:
Собака сидит ___ будке. Стакан стоит ___ столе. Машина остановилась ___ магазина. Мальчики поссорились ___ матча. Олень перепрыгнул ___ овраг.
Употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах
И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.
Ед. ч. Мн. ч Ед. ч. Мн. ч Ед,ч. Мн. ч Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.
Жен. род
Муж. род
Средн. род
Употребление падежей в зависимости от числительных
ДВА ПЯТЬ
Мужской род Женский род Мужской род Женский род
Согласование прилагательного с существительным:
Женский род ___
Мужской род ___
Средний род ___
Образование уменьшительной формы существительного ___
Образование названия детенышей животных ___
Образование прилагательных от существительных ___
Относительные прилагательные (из чего сделано) Притяжательные прилагательные
Женский род (чья) Мужской род (чей) Средний род (чьё) Множественное число (чьи)
Образование глаголов
Образование глаголов совершенного вида Образование глаголов несовершенного вида
Мужской род (что сделал) Женский род (что сделала) Мужской род (что делал) Женский род (что делала)
Образование приставочных глаголов ___
Обследование связной речи
Серия картин ___
Сюжетная картина ___
Вывод:___
7.Логопедическое заключение:
___
Источник