Карта развития ребенка в художественной деятельности
Марина Дахно
Карта развития «Художественно-эстетическое развитие» (средняя группа)
Карта индивидуального развития воспитанника (цы) средней группы «Зайчата»
МДОУ «Детский сад №27 «Теремок» п. Загородный
Краснокутского района Саратовской области».
Фамилия, имя воспитанника (цы)
Дата рождения:
«3» или (С) – сформированный уровень развития – освоил программу,
«2» или (Ч/С) – частично сформированный уровень развития – требуется корректирующая работа педагога,
«1» или (Н/С) – не сформированный уровень развития – не освоил программу.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Приобщение к искусству Показатели Начало года Середина года Конец года
– Проявляет интерес к восприятию искусства.
– Умеет выражать эстетические чувства, проявляет эмоции при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.
– Имеет представление о профессии артиста, художника, композитора.
– Умеет узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).
– Умеет различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература, песни, танцы, музыка, картина (репродукция, скульптура (изобразительное искусство, здание и сооружение (архитектура).
– Умеет выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.
– Имеет представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания, – это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
– Проявляет интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).
– Умеет замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей); умеет самостоятельно выделять частей здания, его особенности.
– Умеет изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
– Знает о назначении музея, посещает музей (совместно с родителями)
– Проявляет интерес к посещению кукольного театра, выставок.
– Имеет представление о библиотеке, как центре хранения книг, созданных писателями и поэтами.
– Знаком с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).
– Бережно относиться к произведениям искусства.
Изобразительная деятельность
Рисование.
– Проявляет интерес к изобразительной деятельности.
– Умеет рисовать отдельные предметы и создает сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, подающий снег т. д.).
– Имеет представление о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении частей.
– Умеет передавать сюжет, располагая изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами.
– Имеет представление о соотношении предметов по величине: дерево большое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
– Знает цвета и оттенки окружающих предметов и объектов природы. Знает, как получить эти оттенки.
– Умеет смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
– Имеет желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращает внимание на многоцветие окружающего мира.
– Умеет правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использует их при создании изображения.
– Умеет закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева на право); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти.
– Умеет чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета
Декоративное рисование.
– Умеет создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.
– Знает о городецких изделиях, умеет выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видит и называет цвета, используемые в росписи.
Лепка.
– Проявляет интерес к лепке; умеет лепить из глины (из пластилина, пластической массы)
– Умеет прищипывать с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягивать отдельные части из целого куска, прощипыванию мелких деталей. Сглаживает пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.
– Имеет представление о приемах использования стеки.
Аппликация.
– Проявляет интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
– Умеет правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
– Умеет вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
– Умеет преобразовывать готовые формы, разрезая их на 2 или 4 части (круг – на полукруги, четверти; квадрат на треугольники и т. д.)
-Умеет аккуратно вырезать и наклеивать.
Конструктивно – модельная деятельность – Различает и называет строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); использует их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
-Анализирует образец постройки: выделяет основные части, различает и соотносит их по величине и форме, устанавливает пространственные расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т. д.)
-Умеет самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине,
-Умеет сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использует детали разного цвета для создания и украшения построек.
– Умеет сооружать постройки по заданному принципу конструкции («построй такой же домик, но высокий»)
– Проявляет интерес к конструированию из бумаги
– Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка, приклеивать к основной форме детали (к дому — окна, двери, трубу; к автобусу — колеса; к стулу — спинку).
– Проявляет интерес к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.).
Музыкальная деятельность Слушание.
– Слушает музыку (не отвлекается, дослушивает произведение до конца).
– Чувствует характер музыки, узнает песни по мелодии.
– Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
Пение.
– Умеет петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре – си первой октавы,четко произносить слова; петь выразительно, передавая характер музыки.
Песенное творчество.
Умеет сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?».
– Умеет импровизировать мелодии на заданный текст
Музыкально – ритмические движения.
-Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
– Умеет выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, в парах по кругу.
Развитие танцевально – игрового творчества.
– Умеет выполнять музыкально – игровые упражнения (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лиса, сердитый волк и т. д.)
Игра на детских музыкальных инструментах.
-Умеет играть на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Итоговый показатель:
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА “ЗОЛУШКА”
Карта
индивидуального развития ребенка
___________________________________________
(Фамилия, имя, отчество ребенка)
Пояснительная записка
Результатом освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования (далее – ОПДО) является достижение ими необходимого и достаточного уровня готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. В соответствии с п. 3.2.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проводится оценка индивидуального развития детей. Индивидуальная карта развития дошкольника позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Карта индивидуального развития ребенка дошкольного возраста позволяет фиксировать его достижения – основные нормативные показатели результата образовательного процесса – за весь период пребывания в дошкольной образовательной организации. Карта индивидуального развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольную образовательную организацию в динамике. Карта индивидуального развития дошкольника разработана в соответствии с:
– приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
– с основными положениями методики диагностики готовности ребенка к школе, под редакцией Н.Е. Вераксы;
– с основными положениями методики диагностики развития дошкольника в образовательном процессе (в условиях вариативности форм и содержания дошкольного образования), Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова.
Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат – проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса МАДОУ «Золушка». В условиях личностно ориентированного подхода современной педагогики появление подобного инструментария вызвано потребностью осуществления постоянного анализа динамики развития ребенка (познавательной, социальной и психофизиологической граней) в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.
Первичное заполнение карты проводится при поступлении ребенка в ДОО, далее периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель). В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка. Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в дошкольном учреждении.
Карта индивидуального развития ребенка заполняется воспитателем ДОО, разделы «Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению», «Психологическая готовность к школе» заполняются педагогом-психологом ДОО. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагога с дошкольниками. На особом контроле педагога должны быть дети, показавшие недостаточный и оптимальный уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Педагогическая диагностика проводится методами наблюдения, игры или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.
По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее – ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности у него предпосылок к учебной деятельности. Карта индивидуального развития ребенка передается родителям, когда ребенок выбывает из детского сада.
При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика: 1 – недостаточный (низкий) уровень (Н); 2 – достаточный (средний) уровень (Д); 3 – оптимальный (высокий) уровень (О).
Условные обозначения: н.г. – начало года; к.г. – конец года.
Ф.И.О_______________________________________________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Дата поступления в ДОО _________________________________________________
Возраст поступления в ДОО ______________________________________________
Группа здоровья_________________________________________________________
Дополнительные сведения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
I.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Ранний возраст (1,5-2 года) | Ранний возраст (2-3 года) | Младший дошкольный возраст (3-4 года) | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | |||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Рост (см) | ||||||||||||
Вес (кг) | ||||||||||||
Группа здоровья | ||||||||||||
Ведущая рука |
II. Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребенком | Реакция на изменение привычной ситуации | |||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослым | Взаимоотношения с детьми | |||||||||||||
3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
Первая неделя | |||||||||||||||
Вторая неделя |
Условные обозначения:
Общий эмоциональный фон поведения: а) Положительный – 3 балла; б) Неустойчивый – 2 балла; в) Отрицательный – 1 балл | Взаимоотношения со взрослым: а) Инициативен – 3 балла; б) Принимает инициативу взрослого – 2 балла; в) Уход от взаимоотношений, реакция протеста – 1 балл. |
Познавательная и игровая деятельность: а) Активен – 3 балла; б) Активен при поддержке взрослого – 2 балла; в) Пассивен или реакция протеста – 1 балл. | Взаимоотношения с детьми: а) Инициативен – 3 балла; б) Вступает в контакт при поддержке взрослого – 2 балла; в) Пассивен или реакция протеста – 1 балл. |
Реакция на изменение привычной ситуации: а) Принятие – 3 балла; б) Тревожность – 2 балла; в) Непринятие – 1 балл. |
III. СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИИ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПДО
(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА (ТРАЕКТОРИЯ) РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА) – п. 2.11.1., п. 3.2.3. ФГОС ДО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ | ||||||||||||
Образовательная область ОПДО | Ранний возраст (1,5-2 года) | Ранний возраст (2-3 года) | Младший дошкольный возраст (3-4 года) | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | ||||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Социально-коммуникативное развитие | ||||||||||||
Познавательное развитие | ||||||||||||
Речевое развитие | ||||||||||||
Художественно-эстетическое развитие | ||||||||||||
Физическое развитие | ||||||||||||
Подпись педагогов | ||||||||||||
Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей) |
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (интеллектуально-мотивационные характеристики деятельности) | ||||||||
Сферы инициативности (характер самореализации в разных видах культурной практики) | Младший дошкольный возраст (3-4 года) | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | ||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Творческая инициатива (в сюжетной игре) | ||||||||
Инициатива как целеполагание и волевое усилие (в продуктивной деятельности) | ||||||||
Коммуникативная инициатива (в совместной игровой и продуктивной деятельности) | ||||||||
Познавательная инициатива – любознательность (в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности) | ||||||||
Двигательная инициатива (в различных формах двигательной активности) | ||||||||
Подпись педагогов |
Заполните таблицу на основе наблюдений за ребенком в свободной самостоятельной деятельности. В каждом столбце сделайте отметки, используя три вида маркировки:
- «обычно» (данное качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего),
- «изредка» (данное качество инициативы не характерно для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени),
- «нет» (данное качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).
1. Творческая инициатива (наблюдение за сюжетной игрой) | В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении. Типично для 3-4 лет. | Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками). Типично для 4-5 лет. | Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что – где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история предметном – макеты, сюжетные композиции в рисовании). Типично для 6-7 лет |
2. Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью) | Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней. | Формулирует конкретную цель (“Нарисую домик”); в процессе работы может менять, цель, но фиксирует конечный результат (“Получилась машина”) | Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца |
3. Коммуникативная инициатива (наблюдение за совместной игрой/ совместной продуктивной деятельностью) | Обращает внимание на сверстника, на интересующие самого ребенка действия («Смотри ..), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого. | Инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение (“Давай играть… делать…”); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера. | Предлагает в развернутой словесной форме исходный замысел-цель; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнера, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия. |
4.Познаватсльная инициатива -любознательность (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью) | Проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия. | Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата (вычленяет зависимостъ: действие -эффект). | Задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо). |
5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной активности ребенка). | С удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.). | Интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому. | Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта. |
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | |
Предпосылки учебной деятельности: | ||||
– наличие познавательных и социальных мотивов учения | ||||
– умение фантазировать и воображать | ||||
– умение самостоятельно выполнять задания на основе зрительного восприятия образца | ||||
– умение ориентироваться на заданную систему требований | ||||
– умение осознанно подчиняться правилу | ||||
– умение ребенка обобщать | ||||
– умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме | ||||
– умение общаться со взрослыми и сверстниками | ||||
Подпись педагогов | ||||
Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей) |
IV. СВЕДЕНИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕБЕНКА
4.1. Информация о получении ребенком дополнительного образования по ДОП, реализуемым сторонними поставщиками услуг*
Наименование ДОП | Наименование поставщика услуг | Ранний возраст (1,5-3 года) | Младший дошкольный возраст (3-4 года) | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) |
4.1.1. ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ | ||||||
4.1.2. ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВНЕ ДОУ | ||||||
Подпись педагогов | ||||||
Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей) |
* в случае получения услуги ставится значок «+» в ячейке, соответствующей возрасту ребенка
V. ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ УСЛОВИЯХ ДОУ
Младший дошкольный возраст (3-4 года) | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | |
Занятия с педагогом-психологом | ||||
Занятия с учителем-логопедом | ||||
Подпись педагогов | ||||
Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей) |
VI. ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ранний возраст (1,5-2 года)
Ранний возраст (2-3 года)
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования у детей с ОВЗ, детей-инвалидов
VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Рекомендации педагога – психолога _________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации учителя логопеда_____________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Яркие индивидуальные особенности ребенка_________________________