Карта развития ребенка школьного возраста

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

______________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

______________________________________________

(Дата рождения)

Прибыл из дошкольной образовательной организации: _____________________________________________________________________________

(наименование ДОО, город)

1 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

2 «___» класс: _________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

3 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

4 «___»  класс: ________________________________________________________________

(год обучения, наименование общеобразовательной организации, город)

г. Сургут

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) направлен на обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; создание благоприятных условий развития и обучения детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; создание условий для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273, ст.11, п.1).

Основной задачей дошкольного образования является формирование у детей предпосылок универсальных учебных действий (далее – УУД) на этапе завершения ими дошкольного образования (ФГОС ДО, п.4.7.). ФГОС начального общего образования нацелен на достижение учащимися личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД), предметных  результатов обучения (ФГОС НОО, ст.1, п.6).

Для обеспечения преемственности в обучении, развитии и воспитании ребенка, соблюдения принципа индивидуализации образования разработана индивидуальная карта развития младшего школьника (далее – ИКР).  

Нормативными основаниями разработки ИКР младшего школьника являются:

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273 (ст.11, ст.28, ст.42, ст.44, ст. 77, ст.79);

– приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.11.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО, ст.1 п.6, ст. 2 п.9-11).

Индивидуальная карта развития младшего школьника внедряется в общеобразовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города Сургута.

Индивидуальная карта развития младшего школьника – это необходимый инструмент для достижения эффективных результатов по своевременному выявлению особенностей в развитии ребенка и организации коррекционной и/или развивающей работы.

Внедрение индивидуальной карты развития для начальной школы с сохранением преемственности с ИКР дошкольника и в соответствии требованиям ФГОС начального общего образования позволит:

– обеспечить преемственность дошкольного, начального общего образования, основного общего образования;

– организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам обучения, развития и воспитания ребенка;

– определить особенности развития, задатки и наклонности ребенка, уровень сформированности универсальных учебных действий;

– выявить затруднения в развитии ребенка, требующие психолого-педагогического сопровождения в освоении обучающимся основной образовательной программы начального общего образования, оказания помощи в развитии и социальной адаптации;

Индивидуальная карта развития младшего школьника оформляется на учащихся с момента поступления в общеобразовательную организацию. Хранится карта у классного руководителя.

В том случае, если у учащегося при поступлении в школу отсутствует индивидуальная карта развития младшего школьника, ИКР заводится и заполняется с момента поступления.

При выявлении затруднений в развитии ребенка анализируются причины их возникновения, при необходимости обеспечивается оказание психолого-педагогической помощи учащемуся.

По мере проведения диагностических процедур и заполнения карты необходимо своевременно информировать родителей учащихся о результатах, положительной динамике или возможных трудностях.

В случае, когда ребенок выбывает из школы в связи с переходом в другую образовательную организацию или по окончании обучения в 4 классе, родителям выдается  выписка из индивидуальной карты развития.

Содержание и ведение индивидуальной карты развития

младшего школьника.

Индивидуальная карта младшего школьника содержит титульный лист и 5 разделов.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения; наименование дошкольной образовательной организации, которую посещал ребенок; класс, год обучения, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Мониторинг формирования универсальных учебных действий. Мониторинг позволяет определить уровень формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Мониторинг разработан в соответствии с критериями ФГОС, с использованием опыта работы Воронежской области («Практика административной работы в школе» №7, 2014г.).

Читайте также:  Роль семьи и семейного воспитания в развитии ребенка

Таблица мониторинга заполняется при помощи «Диагностической карты формирования УУД» (приложение 1), в которой уровень формирования УУД определяется по критериям с использованием трехбалльной шкалы оценок (от 0 до 2 баллов). Сумма баллов позволяет определить уровень сформированности (высокий, средний, низкий) каждого из видов УУД.

Заполняет карту классный руководитель (при необходимости – коллегиально с педагогами) по результатам наблюдения за ребенком в учебной деятельности, в ситуациях общения, взаимодействия. Периодичность заполнения – 1 раз в год (в 4 четверти).

Раздел 2. Результаты муниципальных диагностических работ. В данный раздел вносится информация об обязательных комплексных диагностических работах, проводимых на муниципальном уровне (в соответствии с приказом департамента образования, по запросу МКУ «Информационно-методический центр»).

В таблице указывается название диагностической работы, цель ее проведения, сроки проведения; количественные и качественные результаты учащегося.

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел 3. Выявление задатков и наклонностей учащегося.

Раздел разработан по материалам авторской карты О.Г. Волкова, профессора, автора проекта АСИ «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детском саду и школе»

Педагогом заполняется таблица с целью выявления выраженных склонностей ребенка (приложение 2). В столбце «наблюдения педагогов» знаком (+) отмечается мнение педагога о конкретных задатках ребенка в одном или нескольких направлениях деятельности, подтвержденных неоднократными лучшими результатами в сравнительном наблюдении действий ребенка с другими детьми равными или старше его по возрасту. Склонности ребенка к определенному направлению деятельности считаются выраженными, если у ребенка отмечены все или практически все задатки по данному направлению. Наиболее ярко выраженные склонности ребенка отмечаются знаком (+) в таблице результатов.

Далее педагог прописывает по годам обучения участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Раздел заполняется классным руководителем 1 раз в год.

Раздел 4. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункты «Адаптация к обучению в школе», «Познавательная сфера» вносятся количественные показатели и уровень развития (В – высокий; С – средний (соответствует норме); НС – ниже среднего; Н- низкий); в пункты  «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» – качественные показатели.

В колонке «Используемые методы диагностики» указываются название и автор диагностической методики.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом. Периодичность заполнения – 1 раз в год.

Данный раздел заполняет классный руководитель: в характеристике отражаются результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка.

Содержание и ведение выписки из индивидуальной карты развития младшего школьника.

Выписка из ИКР заполняется и выдается родителям учащихся на момент выбытия из образовательной организации в связи с переходом в другую школу или по окончании 4 класса.

Титульный лист. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество ребенка, класс, наименование общеобразовательной организации.

Раздел 1. Сформированность универсальных учебных действий. В разделе графически отображаются данные о сформированности УУД на момент оформления выписки (по результатам мониторинга формирования УУД). Раздел заполняет классный руководитель.

Раздел II. Выявление задатков и наклонностей учащегося. Педагогом заполняется таблица, в которой отмечаются наиболее ярко выраженные склонности ребенка.

Далее педагог прописывает  участие ребенка во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, конкурсах, способствующих развитию преобладающих склонностей ребенка и их реализации.

Читайте также:  Лучшие книги для развития речи ребенка

Раздел заполняется классным руководителем.

Раздел III. Психолого-педагогическая диагностика (вариативная часть). В данный раздел могут быть внесены изменения, исходя из особенностей образовательной организации. Обязательной является информация о результатах адаптации к обучению в школе.

В пункт «Адаптация к обучению в школе» вносятся количественные показатели и уровень развития (В – высокий; С – средний (соответствует норме); НС – ниже среднего; Н – низкий).

В пункте «Познавательная сфера» указывается соответствует ли развитие возрастной норме, отмечаются особенности развития познавательной сферы.

В пункты «Мотивационная сфера», «Эмоционально-волевая сфера», «Речевое развитие» вносятся качественные показатели.

Раздел заполняется классным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом.

  1. Рекомендации родителям. Раздел заполняется в случае выбытия учащегося из школы в 1-м , 2-м, 3-м классе. В разделе даются рекомендации педагогов, специалистов ППМС сопровождения по развитию, обучению и воспитанию ребенка. Классным руководителем отмечаются особенности усвоения программного материала, взаимоотношений с одноклассниками, педагогами. Специалисты ППМС сопровождения заполняют раздел исходя из данных диагностики, коррекционной работы с ребенком.

Если отсутствуют рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда, прописывается «Развитие соответствует возрастной норме». При отсутствии рекомендаций социального педагога – «Социальная ситуация благополучна. В поведении девиаций не проявляет».

Если в образовательной организации отсутствуют специалисты ППМС сопровождения – в соответствующих пунктах ставится прочерк.

    Раздел заполняется на выпускника начальной школы. Классный руководитель пишет характеристику на учащегося, в которой должны быть отражены результаты формирования универсальных учебных действий, уровень усвоения основной общеобразовательной программы, психологические особенности развития, эмоциональное состояние в школе; отмечаются затруднения ребенка. Текст характеристики должен быть доступен для понимания родителей.

    Источник

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

            Психолого-педагогическая карта развития ребенка является документом образовательного учреждения и предназначена для фиксации и анализа сведений, необходимых для осуществления целенаправленной и эффективной помощи ребенку в его учебной деятельности и социальной адаптации.

            Психолого-педагогическая карта включает в себя следующие разделы:

    I. Общие сведения о ребенке.

    II. Листок здоровья.

    III. Особенности речевого развития.

    IV. Индивидуально-психологические особенности личности.

    V. Особенности процесса развития учебно-познавательной деятельности.

    VI. Мониторинг обученности.

    VII. Развитие личности в процессе воспитания.

    VIII. Листок личных достижений ребенка.

    IX. Рекомендации специалистов, педагогов.

            Сведения о ребенке вносятся по окончании каждого учебного года на основании результатов диагностики, наблюдений за ребенком, данных медицинской карты, учебно-педагогической документации, собеседования с родителями и педагогами.

            Карта особенностей развития ребенка заполняется воспитателем, классным руководителем при взаимодействии с медицинскими работниками, психологом, логопедом, дефектологом, учителями-предметниками, руководителями образовательного учреждения.  

    Психолого-педагогическая карта используется:

    классным руководителем

    для наблюдения за результатами обучения, создания и корректировки оптимальных условий развития личности ребенка;

    учителем –предметником,  педагогом дополнительного образования

    для осуществления личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании ребенка;

    руководителями образовательного учреждения

    для проведения анализа качества образования, планирования деятельности образовательного учреждения, а также выбора оптимальных образовательных технологий, проведения педагогических советов и консилиумов;

    специалистами (психологами, дефектологами, логопедами и др.)

    с целью получения информации о динамике развития ребенка и выработке мероприятий для коррекционной и индивидуальной работы.

    I. Общие сведения о ребенке

    Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________________________________________________

    (полностью)

    Дата рождения__________________________________________________________________________________________

    (число, месяц, год)

    Домашний адрес________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________Телефон________________________

    Состав семьи___________________________________________________________________________________________

    (указываются все члены семьи, принимающие участие в воспитании ребенка)

    Мать__________________________________________________________________________________________________

    Отец__________________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________

    Дошкольное образовательное учреждение №

    _______________________________ Год поступления__________________

    Программа_____________________________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________
    (информация о переходе в другое ДОУ или изменение программы)

    Образовательное учреждение №__________________________________________ Год поступления_________________

    Уровень готовности к обучению в школе____________________________________________________________________
    (высокий, низкий, средний)

    Информация о переходе в другое ОУ или изменении программы обучения________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________

    II. Листок здоровья
    (заполняется медицинским работником ДОУ,ОУ, или педагогом на основании медицинской карты)

    Показатели

    Классы ОУ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Зрение (норма/отклонение от нормы)

    Слух (норма/отклонение от нормы)

    Физическая подготовка (соответствие возрасту/несоответствие возрасту)

    Осанка (норма/незначительные отклонения/ значительные отклонения)

    Хронические заболевания (наличие/отсутствие)

    Группа здоровья (основная, I, II …)

    Количество пропущенных по болезни дней за год

    Читайте также:  Фгбдоу центр развития ребенка детский сад 1387

    III. Особенности речевого развития

    (заполняется логопедом или воспитателем ДОУ, классным руководителем)

    Показатели

    Классы ОУ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Особенности звукопроизношения (норма/нарушения)

    Особенности развития чтения (нормы/нарушения)

    Особенности развития письма (норма/нарушения)

    Заикание (есть/нет)

    Словарный запас (обиходный язык, расширение словарного запаса)

    IV. Индивидуально-психологические особенности личности

    (заполняется психологом, педагогом)

    Показатели

    Классы ОУ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Преобладающий тип темперамента (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик)

    Уровень средовой адаптации (высокий, недостаточно высокий, недостаточный, на грани дезадаптации)

    Статус в коллективе (лидер, предпочитаемый, принятый, отверженный)

    Эмоциональное состояние, преобладающее настроение ( приподнятое, активное, уравновешенное, спокойное, подавленное, тревожное, агрессивное, негативное)

    Тип памяти (аудиальная, визуальная, кинетическая, кратковременная, долговременная)

    Ведущая рука (левая, правая)

    V. Особенности процесса развития учебно-познавательной деятельности

    (заполняется педагогом или специалистом)

    Показатели

    Классы ОУ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Уровень мотивации (высокий, средний, низкий), доминирующие мотивы

    Познавательная активность (достаточно высокая на всех занятиях/достаточно высокая на отдельных занятиях/средняя/низкая)

    Самостоятельность (в основном самостоятелен/ нужен 1 вид помощи-стимулирующий/нуждается во 2 виде помощи-направляющей/требуется 3 вид помощи-обучающий)

    Темп работы на уроке (высокий, средний, низкий)

    Характеристика внимания (устойчивое/неустойчивое/легко переключается/трудно переключается)

    Тип мышления (наглядно-действенное/нагляднообразное/словесно-логическое/абстрактное)

    Преобладающие мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, систематизация)

    VI. Мониторинг обученности

    (заполняется классным руководителем)

    Учебные предметы

    Классы ОУ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Оценки за год

    VII. Развитие личности в процессе воспитания

    (заполняется классным воспитателем)

    Показатели

    Классы ОУ

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Учебные интересы (предпочитаемые предметы)

    Внеучебные интересы (кружки, секции, увлечения)

    Профессиональная направленность (предпочитаемая профессия)

    Склонность к виду профессиональной деятельности (человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знание, человек-художественное образование)

    Социальная активность (высокая/средняя, низкая)

    Общественная активность (организаторская/активно-исполнительская/пассивно-исполнительская/принудительная/не проявляется)

    Культура поведения (высокая/средняя/низкая)

    Статус в коллективе (лидер/предпочитаемый/принятый/изолированный/отверженный)

    Самооценка (устойчивая/неустойчивая/завышенная/заниженная/адекватная)

    Личные достижения (учебные, спортивные, художественно-эстетические, общественные и др.)

    VIII. Листок личных достижений ребенка

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    IX. Рекомендации специалистов

    Подготовительная группа ДОУ

    1класс ОУ

    2класс ОУ

    3класс ОУ

    4ласс ОУ

    5класс ОУ

    6класс ОУ

    7класс ОУ

    8класс ОУ

    9класс ОУ

    Методические рекомендации по использованию ППК

    Раздел 1.

    Заполняется при введении в ОУ психолого-педагогической карты со слов родителей  и школьника.

    Раздел 2.

    Заполняет педагог, руководствуясь медицинской картой (зрение, слух, осанка, наличие хронических заболеваний, группа здоровья). Информация о количестве пропущенных дней по болезни берется из классного журнала. Сведения о физической подготовленность заполняются по информации преподавателя физвоспитания и на основе наблюдений педагога.

    Раздел 3.

    Заполняет логопед или учитель. При наличии у ребенка сложного речевого дефекта логопед проводит полную дифференциальную диагностику или учитель рекомендует родителям получить консультацию у специалистов в логопункте по месту жительства.

    Раздел 4.

    Заполняет классный руководитель (воспитатель в ДОУ) по результатам психологического обследования и наблюдения за ребенком (подростком). Психолог использует соответствующие методики, учитывается возраст обследуемого.

    Раздел 5.

    При заполнении граф воспитатель детского сада или классный руководитель школы опирается на результаты наблюдения, выводы психолога, дефектолога и педагогов, работающих с ребенком (подростком).

    Раздел 6.

    Заполняется классными руководителями в конце учебного года.

    Раздел 7.

    Заполняется с учетом возрастных особенностей ребенка, на основании анализа анкет, наблюдений, методик и социологических исследований. Желательна совместная работа педагога с психологом, социологом, родителями.

    Раздел 8.

    Заполняется педагогом ДОУ, классным руководителем или учителем-предметником. В листок вносятся личные достижения, значимые для ребенка (призовые места в спортивных соревнованиях, олимпиадах и конкурсах; участии в трудовых делах и т.д.).

    Раздел 9.

    Заполняется специалистами (логопедами, психологом, дефектологом, преподавателем ЛФК). Вносятся рекомендации, данные ребенку, которые необходимо учитывать родителям и педагогам.

    Источник