Карта развития ребенка с зпр купить
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы.
В. В. Зеньковский
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Приоритетным все же остается интеллектуальное развитие.
Современный дошкольник испытывает значительные затруднения в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, с детьми (прежде всего старшими по возрасту), а также стремления взрослых форсировать его интеллектуальное развитие. Замыкаясь на просмотре телевизионных передач, компьютерных играх, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, слабо распознают эмоциональное состояние другого человека. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывать способы как общения друг с другом, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
Почему затронута эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста?
Во-первых, старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе.
Во-вторых, сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. И насколько у ребенка будут развиты эмоциональная устойчивость, умение контролировать свои эмоции, уверенность в преодолении трудностей, насколько он будет способен предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности, – настолько легко он сможет справиться с периодом адаптации к школьному общению, успешно подготовиться к обучению.
В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, накапливается опыт усвоения способов общения. Однако практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой являются коррекционно-развивающие занятия, ведущим видом деятельности на которых всегда остается игра.
Предлагаемые в пособии подробные конспекты занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы построены на основе игры, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.
Цель занятий: развитие эмоциональной сферы ребенка игровыми средствами.
Задачи:
- развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
- корректировать психоэмоциональное состояние;
- способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
- формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;
- развивать творческое воображение, фантазию.
Разрабатывая занятия, авторы придерживались следующих принципов:
– реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, потребностей данного возраста;
– опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
– обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка.
Содержание занятий отвечает тенденциям современного образования, таким как:
- признание самоценности дошкольного периода;
- сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольника;
- гуманизация и демократизация образовательного процесса.
Методические приемы, используемые на занятиях: игры на развитие внимания, воображения; релаксационные круги, упражнения и т. п.; рисование; обсуждение переживаемых чувств.
Условия реализации занятий:
– занятия используются в дошкольной организации образовательного, комбинированного, компенсирующего вида;
– занятия проводятся как индивидуально, так и с подгруппой детей;
– продолжительность одного занятия не должна превышать 30 минут;
– в занятиях активно применяется музыка.
Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25–30 минут, что полностью соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.
Структура игрового занятия:
Подготовительная часть включает упражнения, ритуалы приветствия и игры на сплочение.
Основная часть включает упражнения на осознание, передачу разных эмоциональных состояний с использованием различных выразительных средств.
Заключительная часть включает продукт деятельности по теме занятия, упражнение на расслабление, ритуал прощания.
Занятия построены по тематическому принципу. Начало и конец занятия – ритуальные; сохраняют у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.
Психотерапевтический эффект занятий предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности), психологический комфорт и позитивные чувства.
Развивающий эффект занятий предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.
Воспитательный эффект занятий предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.
В занятии с детьми используются здоровьесберегающие технологии: игротерапия, динамические паузы, элементы арт-терапии, релаксационные техники, психогимнастика. Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
– использование игровых методов;
– смена видов деятельности;
– положительная оценка личных достижений каждого ребенка.
Содержание
Введение 3
Особенности эмоционального развития детей седьмого года жизни 7
Перспективно-тематическое планирование игр-занятий по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков 17
Конспекты развивающих игр-занятий 35
Занятие 1. Тема: Осень 35
Занятие 2. Тема: Овощи 37
Занятие 3. Тема: Фрукты 39
Занятие 4. Тема: Овощи – фрукты 41
Занятие 5. Тема: Грибы 43
Занятие 6. Тема: Наши имена 46
Занятие 7. Тема: Я и мое тело 48
Занятие 8. Тема: Моя семья 50
Занятие 9. Тема: Посуда 52
Занятие 10. Тема: О дружбе 55
Занятие 11. Тема: Обувь 57
Занятие 12. Тема: Зима 59
Занятие 13. Тема: Одежда 62
Занятие 14. Тема: Новый год 64
Занятие 15. Тема: Игрушки 66
Занятие 16. Тема: О вежливости 69
Занятие 17. Тема: Животные 72
Занятие 18. Тема: Я среди других 75
Занятие 19. Тема: Необычное путешествие 77
Занятие 20. Тема: Мы – дружные ребята 79
Занятие 21. Тема: Мама 81
Занятие 22. Тема: Весна 84
Занятие 23. Тема: Поможем зайке 87
Занятие 24. Тема: Птицы 89
Занятие 25. Тема: Лес 93
Занятие 26. Тема: Я и другие 96
Занятие 27. Тема: Насекомые 97
Занятие 28. Тема: Цветы 100
Занятие 29. Тема: По морям, по волнам 103
Занятие 30. Тема: Сказочное путешествие 105
Сценарии мероприятий на формирование и закрепление эмоциональной сферы детей 107
День смеха 107
Праздник-проказник 112
КВН 117
ПРИЛОЖЕНИЯ 119
Приложение 1. Диагностика сформированности эмоциональной сферы ребенка (методика В. М. Минаевой) 119
Приложение 2. Пиктограммы эмоций 130
Приложение 3. Пословицы, поговорки и загадки об эмоциях 131
Приложение 4. Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, умений 135
Приложение 5. Игры и упражнения на развитие интереса к собственным эмоциям и эмоциям других людей 139
Литература 143
Источник
В пособии предлагается система занятий по формированию коммуникативных умений у детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. Представленный опыт организации коррекционно-речевой деятельности опирается на системный подход к подготовке к школе детей с ЗПР С. Г. Шевченко и включает различные виды детской деятельности, направленные на ознакомление дошкольников
с художественной литературой и способствующие развитию всех компонентов речи, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики. Коррекционно-развивающие игровые ситуации
и занятия построены на взаимодополнении и интеграции образовательных областей (“Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”) в соответствии с требованиями ФГОС ДО к организации образовательной деятельности ДОО.
Предназначено учителям-дефектологам, воспитателям групп дошкольных учреждений компенсирующей направленности, педагогам центров развития и коррекции речи.
Подробное описание
Введение
Одним из направлений в коррекционной работе со старшими дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является формирование коммуникативных умений.
У детей с ЗПР шестого года жизни отмечается несформированность языковых и речевых средств, что приводит к нарушению коммуникативной функции и снижает, в свою очередь, потребность в общении. Снижение мотивации в общении приводит к низкому уровню речевых средств, ситуативности речи, низкому уровню переработки словесной информации, содержательной бедности, структурной неполноте используемой речевой продукции.
Коррекционно-речевая деятельность, направленная на формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития, включает целенаправленную педагогическую работу по ознакомлению дошкольников с художественным словом, что обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей с ЗПР с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.
В большинстве случаев в структуре ЗПР наблюдается недостаточное развитие базовых психических функций. У детей с задержкой психического развития снижен уровень познавательной деятельности: слабая память, неустойчивость внимания, недостаточно сформировано восприятие. В связи с этим предлагаемая автором система занятий составлена с учетом необходимости проведения специальной коррекционной работы, которая направлена на решение следующих задач:
• развитие у детей интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров – малые формы поэтического фольклора, сказки, рассказы, стихотворения;
• умение ребенка отвечать на вопросы по содержанию произведения;
• обучение рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации;
• оценка поступков героев, мотивированное высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа;
• стимулирование адекватного понимания и выражение ребенком смысла художественного текста во внешних действиях;
• умение выразительно рассказывать потешки, стихотворения.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, представленные в пособии, включают различные виды детской деятельности, которые направлены не только на ознакомление детей с конкретным художественным произведением, но и на развитие всех компонентов психического развития детей: речь, слуховое, зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера, моторика и т. д. В ходе организованной педагогом образовательной деятельности дети также приобретают опыт общения, поведения, расширяют кругозор, проявляют интерес и активность.
Создать условия для всестороннего развития дошкольника в целях обогащения его социального и коммуникативного опыта в рамках ДОО невозможно без современных подходов к организации образовательной деятельности. Поэтому формирование коммуникативных умений реализуется на основе взаимодополнения и интеграции нескольких образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечивает эффективность коммуникативных умений дошкольников, их успешную социализацию.
Содержание
Введение 3
Организация образовательной деятельности по формированию коммуникативных умений у детей 5–6 лет с задержкой психического развития 5
Сентябрь 5
Октябрь 9
Ноябрь 19
Декабрь 28
Январь 39
Февраль 45
Март 55
Апрель 67
Май 77
Литература 90
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 15» ГОРОДА АЛЕЙСКА
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА 5 ЛЕТ С ОВЗ
________________________________________________
Г.АЛЕЙСК
ФИО ребенка_______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Фамилия, имя, отчество законных представителей ребенка________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата поступления в группу___________________________________________
Решение ТПМПК от ___________ Протокол № ___________ Принят на срок __________________________________________________________________
Заключение ТПМПК________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты ______________________________________________
Учитель – дефектолог _______________________________________________
Психолого-педагогическое обследование
Представления ребенка о себе и ближайшем окружении
Вопросы | Результат | |
НГ | КГ | |
Как тебя зовут, как твоя фамилия? | ||
Сколько тебе лет? (показывает; называет) | ||
С кем ты живешь? | ||
Как зовут маму, папу? (называет только имя; называет имя и отчество) | ||
Кем работает мама, папа? (не называет; называет действия; называет профессии) | ||
Кто ты: мальчик или девочка? | ||
Кем ты будешь когда вырастешь(папой или мамой; тётей или дядей)? | ||
Где ты живешь? (домашний адрес) | ||
Чем ты любишь заниматься? | ||
Во что ты любишь играть? | ||
Для чего нужны глаза, нос, уши? | ||
Какого человека можно назвать хорошим? | ||
Какого человека можно назвать плохим? |
Состояние интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия
- Восприятие предмета, картинки
(узнаёт и называет – узнаёт частично – не узнаёт и не называет)
Задания | Результат | |
НГ | КГ | |
«Покажи предмет» (где мячик, кукла ….) | ||
«Назови предмет» (узнавание зашумленного изображения) | ||
«Найди предмет» (узнавание наложенного друг на друга изображения) |
- Выделение в предмете существенных деталей, частей
(показывает – не показывает; называет – не называет)
Результат | Результат | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
Ноги | Сиденье | ||||
Руки | Спинка | ||||
Голова | Ножки | ||||
Глаза | Полка | ||||
Уши | Рукав | ||||
Нос | Пуговица | ||||
Рот | Молния | ||||
Щеки | Петля | ||||
Пальцы | Колеса | ||||
Ногти | Руль | ||||
Живот | Кузов | ||||
Спина | Кабина |
- Восприятие величины
(выполняет самостоятельно, правильно – методом проб и ошибок – с помощью педагога – не выполняет)
Задания | Результат | |
НГ | КГ | |
«Разложи мячики по порядку» (большой – маленький) | ||
«Собери пирамидку, матрёшку» | ||
«Разложи карандаши по длине» (длинный – короткий) | ||
«Расставь домики по высоте» (высокий – низкий) | ||
«Разложи ленточки по ширине» (широкий – узкий) |
- Восприятие цвета
(соотносит – не соотносит; называет – не называет)
Цвет | Результат | |||
соотнесение | называние | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | |
Красный | ||||
Синий | ||||
Зеленый | ||||
Желтый | ||||
Белый | ||||
Черный | ||||
Оранжевый | ||||
Голубой | ||||
Розовый |
- Восприятие формы
(называет – выделяет по названию – не называет и не выделяет)
Формы | Результат | |
НГ | КГ | |
Круг | ||
Квадрат | ||
Треугольник | ||
Прямоугольник | ||
Узнавание, из каких геометрических фигур состоит предмет (узнаёт и называет все фигуры – узнаёт частично – не узнаёт) | ||
Дом | ||
Кораблик |
- Восприятие пространства
Ориентировка в собственном теле (различает – не различает) | |||||
Знания | Результат | ||||
НГ | КГ | ||||
Различение правой и левой стороны на себе | |||||
Различение правой и левой стороны на себе и на другом человеке | |||||
Ориентировка в пространстве (ориентируется – не ориентируется) | |||||
Верх – низ (вверху – внизу) | |||||
Вперед – назад (спереди – сзади) | |||||
Ориентировка на плоскости листа (ориентируется – ориентируется частично – не ориентируется) | |||||
Задания | Результат | ||||
По образцу | По словесной инструкции | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
Раскладывание предметов вверху – внизу листа | |||||
Выкладывание «коврика» (верх – низ, право – лево, середина) | |||||
Понимание предлогов (понимает – не понимает, использует в речи – не использует) | |||||
Простые: | Понимание | Использование | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
В | |||||
НА | |||||
ЗА | |||||
ПЕРЕД | |||||
ПОД | |||||
НАД | |||||
МЕЖДУ | |||||
Сложные: | |||||
ИЗ-ЗА | |||||
ИЗ-ПОД |
- Ориентировка во времени
(знает – не знает; показывает – не показывает; называет – не называет)
Знание | Результат | |
НГ | КГ | |
Утро | ||
День | ||
Вечер | ||
Ночь | ||
Осень | ||
Зима | ||
Весна | ||
Лето | ||
Названия дней недели |
Особенности памяти
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Скорость запоминания, точность воспроизведения | ||
Запоминает и воспроизводит 8 -10 слов в любом порядке | ||
Через 50-60 минут – 3-4 слова | ||
Заучивание короткого стихотворения (воспроизводит отдельные слова; путает строчки; переставляет слова; не воспроизводит) | ||
«Уронили мишку на пол …..» А. Барто | ||
«Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты» А.Плещеев | ||
Зрительная память | ||
Запомнить 6 – 7 картинок |
Особенности мышления
- Невербальная классификация геометрических фигур
(раскладывание фигур без речевой инструкции по цвету, форме, размеру: Блоки Дьенеша)
Умение | Результат | |
НГ | КГ | |
По двум признакам |
- Способность к обобщению, классификация
(называет – не называет; обобщает – не обобщает)
Лексические темы (по слову, по картинке) | Результат | |||
Обобщающее слово | Называние предметов | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | |
«Игрушки» | ||||
«Овощи» | ||||
«Фрукты» | ||||
«Деревья» | ||||
«Одежда» | ||||
«Обувь» | ||||
«Посуда» | ||||
«Домашние животные» | ||||
«Дикие животные» | ||||
«Мебель» | ||||
«Транспорт» |
- Способность к мыслительной деятельности
Задания | Результат | |
НГ | КГ | |
Исключение лишнего предмета: (исключает с объяснением; исключает с ошибками; исключает без объяснений; не исключает) | «4й лишний» | «4й лишний» |
«Найди 5 отличий» (находит все – находит частично – не находит) | ||
«Что перепутал художник (нелепицы)» (находит все – находит частично – не находит) | ||
Понимание картинок со скрытым смыслом (понимает, объясняет – не понимает) | ||
Понимание и отгадывание загадок (5 лет – с картинками, 6 лет – без картинки) (понимает, может объяснить – не понимает) | ||
Установление причинноследственных связей (устанавливает – не устанавливает) |
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков общей и мелкой моторики
1. Состояние общей моторики
(по итогам наблюдений инструктора по физическому воспитанию)
Состояние | Результат | |
НГ | КГ | |
Сила движений | ||
Темп движений | ||
Точность движений | ||
Координация движений | ||
Переключение от одного движения к другому |
2. Уровень развития мелкой моторики
Определение ведущей руки _____________________________________
Умения | Результат | |
НГ | КГ | |
Уровень развития предметного рисунка (каракули, чирканье, предпосылки к предметному рисованию, предметное рисование) | ||
Умение объяснить свой рисунок (объясняет – не объясняет); | ||
Использование цвета в рисунке | ||
Умение держать карандаш (правильно – неправильно) | ||
Большой и указательный палец в кольцо: на правой руке | ||
на левой руке | ||
одновременно | ||
Вытянуть указательный и средний палец: на правой руке | ||
на левой руке | ||
одновременно | ||
Вытянуть указательный палец и мизинец: на правой руке | ||
на левой руке | ||
одновременно |
- Слуховое внимание
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Дифференциация звучащих игрушек (металлофон, погремушка, колокольчик) | ||
Определение направления источника звука (определяет и называет – определяет и показывает – путает направление – не определяет) |
- Зрительное внимание
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Умение дорисовывать предмет (дорисовывает точно – дорисовывает частично – не дорисовывает) | ||
Умение срисовывать предмет (домик) (воспроизводит без ошибок – неправильное изображение элементов – не воспроизводит) | ||
Прослеживание линий в лабиринте (выполняет зрительно – выполняет с помощью пальца – не выполняет) |
Развитие элементарных математических представлений
Количественные представления
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Пересчет предметов и называние итогового числа: 5 лет – до 7 (пересчитывает до… – пересчитывает с пропусками – не пересчитывает; называет – не называет) | ||
Соотнесение количества предметов с количеством пальцев (соотносит до … – не соотносит) | ||
Выделение заданного количества из множества: по слову, по образцу, по показу | ||
Сравнение множеств (больше, меньше, поровну) (сравнивает – не сравнивает) |
Конструктивный праксис
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Складывание предметов из палочек (по образцу) (складывает – складывает с помощью – не складывает) | ||
Из 5 – 6 палочек | ||
Складывание разрезной картинки (складывает – складывает с помощью – не складывает) | ||
Из 4 – 6 частей (по вертикали, горизонтали, диагонали) | ||
Постройки из строительного материала (строит самостоятельно – строит с помощью – не строит) | ||
Умение строить по образцу | ||
Умение строить по графическому рисунку | ||
Строит самостоятельно | ||
Умение зарисовывать и обыгрывать свою постройку |
Особенности речи и реч?