Карта развития ребенка с зпр купить

Карта развития ребенка с зпр купить thumbnail

Подробное описание

ВВЕДЕНИЕ

Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы.

В. В. Зеньковский

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. Приоритетным все же остается интеллектуальное развитие.

Современный дошкольник испытывает значительные затруднения в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, с детьми (прежде всего старшими по возрасту), а также стремления взрослых форсировать его интеллектуальное развитие. Замыкаясь на просмотре телевизионных передач, компьютерных играх, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, слабо распознают эмоциональное состояние другого человека. Поэтому появилась насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывать способы как общения друг с другом, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Почему затронута эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста?

Во-первых, старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе.

Во-вторых, сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. И насколько у ребенка будут развиты эмоциональная устойчивость, умение контролировать свои эмоции, уверенность в преодолении трудностей, насколько он будет способен предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности, – настолько легко он сможет справиться с периодом адаптации к школьному общению, успешно подготовиться к обучению.

В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, накапливается опыт усвоения способов общения. Однако практика работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, а способы общения без специального обучения в должной степени не формируются. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка эффективной формой являются коррекционно-развивающие занятия, ведущим видом деятельности на которых всегда остается игра.

Предлагаемые в пособии подробные конспекты занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы построены на основе игры, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.

Цель занятий: развитие эмоциональной сферы ребенка игровыми средствами.

Задачи:

  • развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне;
  • корректировать психоэмоциональное состояние;
  • способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающим;
  • формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность;
  • развивать творческое воображение, фантазию.

Разрабатывая занятия, авторы придерживались следующих принципов:

– реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, потребностей данного возраста;

– опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;

– обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка.

Содержание занятий отвечает тенденциям современного образования, таким как:

  • признание самоценности дошкольного периода;
  • сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольника;
  • гуманизация и демократизация образовательного процесса.

Методические приемы, используемые на занятиях: игры на развитие внимания, воображения; релаксационные круги, упражнения и т. п.; рисование; обсуждение переживаемых чувств.

Условия реализации занятий:

– занятия используются в дошкольной организации образовательного, комбинированного, компенсирующего вида;

– занятия проводятся как индивидуально, так и с подгруппой детей;

– продолжительность одного занятия не должна превышать 30 минут;

– в занятиях активно применяется музыка.

Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 25–30 минут, что полностью соответствует возрастным психологическим и физическим возможностям старшего дошкольника.

Структура игрового занятия:

Подготовительная часть включает упражнения, ритуалы приветствия и игры на сплочение.

Основная часть включает упражнения на осознание, передачу разных эмоциональных состояний с использованием различных выразительных средств.

Заключительная часть включает продукт деятельности по теме занятия, упражнение на расслабление, ритуал прощания.

Занятия построены по тематическому принципу. Начало и конец занятия – ритуальные; сохраняют у ребенка ощущение целостности и завершенности занятия.

Психотерапевтический эффект занятий предполагает развитие (воспитание) интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности), психологический комфорт и позитивные чувства.

Развивающий эффект занятий предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их; развитие психических процессов у детей.

Воспитательный эффект занятий предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.

В занятии с детьми используются здоровьесберегающие технологии: игротерапия, динамические паузы, элементы арт-терапии, релаксационные техники, психогимнастика. Релаксационные упражнения обычно сопровождаются расслабляющей музыкой.

Обязательными условиями проведения занятий являются:

– использование игровых методов;

– смена видов деятельности;

– положительная оценка личных достижений каждого ребенка.

Содержание

Введение    3

Особенности эмоционального развития детей седьмого года жизни    7

Перспективно-тематическое планирование игр-занятий по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков    17

Конспекты развивающих игр-занятий    35

Занятие 1. Тема: Осень     35

Занятие 2. Тема: Овощи     37

Занятие 3. Тема: Фрукты     39

Занятие 4. Тема: Овощи – фрукты     41

Занятие 5. Тема: Грибы    43

Занятие 6. Тема: Наши имена    46

Занятие 7. Тема: Я и мое тело    48

Занятие 8. Тема: Моя семья    50

Занятие 9. Тема: Посуда    52

Занятие 10. Тема: О дружбе    55

Занятие 11. Тема: Обувь    57

Занятие 12. Тема: Зима    59

Занятие 13. Тема: Одежда    62

Занятие 14. Тема: Новый год    64

Занятие 15. Тема: Игрушки    66

Занятие 16. Тема: О вежливости    69

Занятие 17. Тема: Животные    72

Занятие 18. Тема: Я среди других    75

Занятие 19. Тема: Необычное путешествие    77

Занятие 20. Тема: Мы – дружные ребята    79

Занятие 21. Тема: Мама    81

Занятие 22. Тема: Весна    84

Занятие 23. Тема: Поможем зайке    87

Занятие 24. Тема: Птицы    89

Занятие 25. Тема: Лес    93

Занятие 26. Тема: Я и другие    96

Занятие 27. Тема: Насекомые    97

Занятие 28. Тема: Цветы    100

Занятие 29. Тема: По морям, по волнам    103

Занятие 30. Тема: Сказочное путешествие    105

Сценарии мероприятий на формирование и закрепление эмоциональной сферы детей    107

День смеха    107

Праздник-проказник    112

КВН    117

ПРИЛОЖЕНИЯ    119

Приложение 1. Диагностика сформированности эмоциональной сферы ребенка (методика В. М. Минаевой)    119

Приложение 2. Пиктограммы эмоций    130

Приложение 3. Пословицы, поговорки и загадки об эмоциях    131

Приложение 4. Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, умений    135

Приложение 5. Игры и упражнения на развитие интереса к собственным эмоциям и эмоциям других людей    139

Литература    143

Источник

В пособии предлагается система занятий по формированию коммуникативных умений у детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. Представленный опыт организации коррекционно-речевой деятельности опирается на системный подход к подготовке к школе детей с ЗПР С. Г. Шевченко и включает различные виды детской деятельности, направленные на ознакомление дошкольников
с художественной литературой и способствующие развитию всех компонентов речи, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики. Коррекционно-развивающие игровые ситуации
и занятия построены на взаимодополнении и интеграции образовательных областей (“Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”) в соответствии с требованиями ФГОС ДО к организации образовательной деятельности ДОО.
Предназначено учителям-дефектологам, воспитателям групп дошкольных учреждений компенсирующей направленности, педагогам центров развития и коррекции речи.

Подробное описание

Введение

Одним из направлений в коррекционной работе со старшими дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является формирование коммуникативных умений.

У детей с ЗПР шестого года жизни отмечается несформированность языковых и речевых средств, что приводит к нарушению коммуникативной функции и снижает, в свою очередь, потребность в общении. Снижение мотивации в общении приводит к низкому уровню речевых средств, ситуативности речи, низкому уровню переработки словесной информации, содержательной бедности, структурной неполноте используемой речевой продукции.

Коррекционно-речевая деятельность, направленная на формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития, включает целенаправленную педагогическую работу по ознакомлению дошкольников с художественным словом, что обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми.

Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей с ЗПР с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

В большинстве случаев в структуре ЗПР наблюдается недостаточное развитие базовых психических функций. У детей с задержкой психического развития снижен уровень познавательной деятельности: слабая память, неустойчивость внимания, недостаточно сформировано восприятие. В связи с этим предлагаемая автором система занятий составлена с учетом необходимости проведения специальной коррекционной работы, которая направлена на решение следующих задач:

• развитие у детей интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров – малые формы поэтического фольклора, сказки, рассказы, стихотворения;

• умение ребенка отвечать на вопросы по содержанию произведения;

• обучение рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации;

• оценка поступков героев, мотивированное высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа;

• стимулирование адекватного понимания и выражение ребенком смысла художественного текста во внешних действиях;

• умение выразительно рассказывать потешки, стихотворения.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми, представленные в пособии, включают различные виды детской деятельности, которые направлены не только на ознакомление детей с конкретным художественным произведением, но и на развитие всех компонентов психического развития детей: речь, слуховое, зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера, моторика и т. д. В ходе организованной педагогом образовательной деятельности дети также приобретают опыт общения, поведения, расширяют кругозор, проявляют интерес и активность.

Создать условия для всестороннего развития дошкольника в целях обогащения его социального и коммуникативного опыта в рамках ДОО невозможно без современных подходов к организации образовательной деятельности. Поэтому формирование коммуникативных умений реализуется на основе взаимодополнения и интеграции нескольких образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и обеспечивает эффективность коммуникативных умений дошкольников, их успешную социализацию.

Содержание

Введение    3

Организация образовательной деятельности по формированию коммуникативных умений у детей 5–6 лет с задержкой психического развития    5

Сентябрь    5

Октябрь    9

Ноябрь    19

Декабрь    28

Январь    39

Февраль    45

Март    55

Апрель    67

Май    77

Литература    90

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 15» ГОРОДА АЛЕЙСКА

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА 5 ЛЕТ  С ОВЗ

________________________________________________

Г.АЛЕЙСК

ФИО ребенка_______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Фамилия, имя, отчество законных представителей ребенка________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашний адрес, телефон____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата поступления в группу___________________________________________

Решение ТПМПК от ___________  Протокол № ___________ Принят на срок __________________________________________________________________

 Заключение ТПМПК________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения карты ______________________________________________

Учитель – дефектолог _______________________________________________

Психолого-педагогическое обследование

Представления ребенка о себе и ближайшем окружении

Вопросы

Результат

НГ

КГ

Как тебя зовут, как твоя фамилия?

Сколько тебе лет? (показывает; называет)

С кем ты живешь?

Как зовут маму, папу? (называет только имя; называет имя и отчество)

Кем работает мама, папа? (не называет; называет действия; называет профессии)

Кто ты: мальчик или девочка?

Кем ты будешь когда вырастешь(папой или мамой; тётей или дядей)?

Где ты живешь? (домашний адрес)

Чем ты любишь заниматься?

Во что ты любишь играть?

Для чего нужны глаза, нос, уши?

Какого человека можно назвать хорошим?

Какого человека можно назвать плохим?

Состояние интеллектуальной деятельности

Особенности восприятия

  1. Восприятие предмета, картинки 

(узнаёт и называет – узнаёт частично – не узнаёт и не называет)

Задания

Результат

НГ

КГ

«Покажи предмет» (где мячик, кукла ….)

«Назови предмет» (узнавание зашумленного изображения)  

«Найди предмет» (узнавание наложенного друг на друга изображения)

  1. Выделение в предмете существенных деталей, частей

(показывает – не показывает; называет – не называет)  

Результат

Результат

НГ

КГ

НГ

КГ

Ноги

Сиденье

Руки

Спинка

Голова

Ножки

Глаза

Полка

Уши

Рукав

Нос

Пуговица

Рот

Молния

Щеки

Петля

Пальцы

Колеса

Ногти

Руль

Живот

Кузов

Спина

Кабина

  1. Восприятие величины 

(выполняет самостоятельно, правильно – методом проб и ошибок – с помощью педагога – не выполняет)

Задания

Результат

НГ

КГ

«Разложи мячики по порядку»  (большой –  маленький)

«Собери пирамидку, матрёшку»

«Разложи карандаши по длине» (длинный – короткий)

«Расставь домики по высоте» (высокий – низкий)

«Разложи ленточки по ширине» (широкий – узкий)

  1. Восприятие цвета 

(соотносит – не соотносит; называет – не называет)

Цвет

Результат

соотнесение

называние

НГ

КГ

НГ

КГ

Красный

Синий

Зеленый

Желтый

Белый

Черный

Оранжевый

Голубой

Розовый

  1. Восприятие формы 

(называет – выделяет по названию – не называет и не выделяет)

Формы

Результат

НГ

КГ

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Узнавание, из каких геометрических фигур состоит предмет

(узнаёт и называет все фигуры – узнаёт частично – не узнаёт)

Дом

Кораблик

  1. Восприятие пространства

Ориентировка в собственном теле

(различает  – не различает)

Знания

Результат

НГ

КГ

Различение правой и левой стороны на себе

Различение правой и левой стороны на себе и на другом человеке

Ориентировка в пространстве

(ориентируется – не ориентируется)

Верх – низ (вверху – внизу)

Вперед – назад (спереди – сзади)

Ориентировка на плоскости листа

(ориентируется – ориентируется частично –  не ориентируется)

Задания

Результат

По образцу

По словесной инструкции

НГ

КГ

НГ

КГ

Раскладывание предметов вверху – внизу листа

Выкладывание «коврика» (верх – низ, право – лево, середина)

Понимание предлогов

(понимает – не понимает, использует в речи – не использует)

Простые:

Понимание

Использование

НГ

КГ

НГ

КГ

В

НА

ЗА

ПЕРЕД

ПОД

НАД

МЕЖДУ

Сложные:

ИЗ-ЗА

ИЗ-ПОД

  1. Ориентировка во времени 

(знает – не знает; показывает – не показывает; называет – не называет)

Знание

Результат

НГ

КГ

Утро

День

Вечер

Ночь

Осень

Зима

Весна

Лето

Названия дней недели

Особенности памяти

Задание

Результат

НГ

КГ

Скорость запоминания, точность воспроизведения

Запоминает и воспроизводит  8 -10 слов в любом порядке

Через 50-60 минут – 3-4 слова

Заучивание короткого стихотворения

(воспроизводит отдельные слова; путает строчки; переставляет слова; не воспроизводит)

«Уронили мишку на пол …..»  

А. Барто

«Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты» А.Плещеев

Зрительная память

Запомнить 6 – 7 картинок

Особенности мышления

  1. Невербальная классификация геометрических фигур 

(раскладывание фигур без речевой инструкции по цвету, форме, размеру: Блоки Дьенеша)

Умение

Результат

НГ

КГ

По двум признакам

  1. Способность к обобщению, классификация

(называет – не называет; обобщает – не обобщает)

Лексические темы (по слову,  по картинке)

Результат

Обобщающее слово

Называние предметов

НГ

КГ

НГ

КГ

«Игрушки»

«Овощи»

«Фрукты»

«Деревья»

«Одежда»

«Обувь»

«Посуда»

«Домашние животные»

«Дикие животные»

«Мебель»

«Транспорт»

  1. Способность к мыслительной деятельности

Задания

Результат

НГ

КГ

Исключение лишнего предмета: (исключает с объяснением; исключает с ошибками; исключает без объяснений; не исключает)

«4й лишний»

«4й лишний»

«Найди 5 отличий»  (находит все  – находит частично – не находит)

«Что перепутал художник (нелепицы)» (находит все  – находит частично – не находит)

Понимание картинок со скрытым смыслом (понимает, объясняет – не понимает)

Понимание и отгадывание загадок (5 лет – с картинками, 6 лет – без картинки) (понимает, может объяснить – не понимает)

Установление причинноследственных связей (устанавливает – не устанавливает)

Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков общей и мелкой моторики

1. Состояние общей моторики

(по итогам наблюдений инструктора по физическому воспитанию)

Состояние

Результат

НГ

КГ

Сила движений

Темп движений

Точность движений

Координация движений

Переключение от одного    движения к другому

2. Уровень развития мелкой моторики

Определение ведущей руки _____________________________________

Умения

Результат

НГ

КГ

Уровень развития предметного рисунка (каракули, чирканье, предпосылки к предметному рисованию, предметное рисование)

Умение объяснить свой рисунок (объясняет – не объясняет);

Использование цвета в рисунке

Умение держать карандаш (правильно – неправильно)

Большой и указательный палец в кольцо: на правой руке

на левой руке

одновременно

Вытянуть указательный и средний палец: на правой руке

на левой руке

одновременно

Вытянуть указательный палец и мизинец: на правой руке

на левой руке

одновременно

  1. Слуховое внимание

Задание

Результат

НГ

КГ

Дифференциация звучащих игрушек (металлофон, погремушка, колокольчик)

Определение направления источника звука (определяет и называет – определяет и показывает – путает направление – не определяет)

  1. Зрительное внимание

Задание

Результат

НГ

КГ

Умение дорисовывать предмет (дорисовывает точно – дорисовывает частично – не дорисовывает)

Умение срисовывать предмет (домик) (воспроизводит без ошибок – неправильное изображение элементов – не воспроизводит)

Прослеживание линий в лабиринте (выполняет зрительно – выполняет с помощью пальца – не выполняет)

Развитие элементарных математических представлений

Количественные представления

Задание

Результат

НГ

КГ

Пересчет предметов и называние итогового числа: 5 лет – до 7 (пересчитывает до… – пересчитывает с пропусками – не пересчитывает; называет – не называет)

Соотнесение количества предметов с количеством пальцев (соотносит до … – не соотносит)

Выделение заданного количества из множества: по слову, по образцу, по показу

Сравнение множеств (больше, меньше, поровну) (сравнивает – не сравнивает)

Конструктивный праксис

Задание

Результат

НГ

КГ

Складывание предметов из палочек (по образцу)

(складывает – складывает с помощью – не складывает)

Из 5 – 6 палочек

Складывание разрезной картинки

(складывает – складывает с помощью – не складывает)

Из 4 – 6 частей (по вертикали, горизонтали, диагонали)

Постройки из строительного материала

(строит самостоятельно – строит с помощью – не строит)

Умение строить по образцу

Умение строить по графическому рисунку

Строит самостоятельно

Умение зарисовывать и обыгрывать свою постройку

Особенности речи и реч?