Карта развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Речевая карта обследования
ребенка с тяжелыми нарушениями речи
1.Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в МОУ ЦППРК __________________________________________________________
7. Заключение ТПМПК от _________________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________
I. Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление способности к подражанию:
– «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
– «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II. Изучение слухового восприятия
Наличие реакции на голос (громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА) ________________________ Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III. Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка — уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное)___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV. Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V. Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
– покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
– покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
– покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
– покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
– покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
– покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия)
– покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
– покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
– покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
– покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
– покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
– где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
– положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
– покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
– возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI. Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
Голос (громкий, тихий, хриплый, затухающий, фальцет, носовой оттенок) _______________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции (кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик)_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Звукопроизношение
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
Учитель-логопед МОУ ЦППРК ————————-
Источник
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.
Фамилия, имя ребёнкаИванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.
Родители (законные представители)____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь
2. Речеязыковая компетенция
2.1.Уровень сформированности лексикона
Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь
Словообразовательная деятельностьнеправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Продуцирование текстане доступно
Репродуцирование текстане доступно
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза
Сформированность навыков звукового анализа и синтезане сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Слоговая структура словагрубо нарушена
Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза
С | С’ | З | З’ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л’ | Р | Р’ | Н | Н’ | М | М’ | йот | |
1 | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | + | + | + | + | – |
2 | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | + | + | + | + | – |
3 | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | – | + | + | + | + | – |
Т | Т’ | Д | Д’ | К | К’ | Г | Г’ | X | Х’ | В | В’ | Ф | Ф’ | А | О | У | ы | Э | И | |
1 | + | + | + | + | + | – | + | – | + | – | – | – | – | – | + | + | + | + | + | + |
2 | + | + | + | + | + | – | + | – | + | – | – | – | – | – | + | + | + | + | + | + |
3 | + | + | + | + | + | – | + | – | + | – | – | – | – | – | + | + | + | + | + | + |
1. – изолированно; 2 – вслогах; 3 – вспонтаннойречи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1.Строение артикуляционного аппаратабез особенностей
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация
3.3.Речевое дыхание и голосообразованиенарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)
4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1.Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей
7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи
7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед_____________________________________________________ /________________/
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.
Фамилия, имя, отчествоИванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.
Родители (законные представители) ____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире
2. Речеязыковая компетенция
2.1.Уровень сформированности лексикона
Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже
Словообразовательная деятельностьнеправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудностиграмматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)
Сформированность навыков звукового анализа и синтезане сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Слоговая структура словагрубо нарушена
Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)
С | С’ | З | З’ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л’ | Р | Р’ | Н | Н’ | М | М’ | йот | |
1 | + | + | + | + | – | – | – | + | – | – | + | – | – | + | + | + | + | – |
2 | + | + | + | + | – | – | – | + | – | – | + | – | – | + | + | + | + | – |
3 | + | + | + | + | – | – | – | + | – | – | + | – | – | + | + | + | + | – |
Т | Т’ | Д | Д’ | К | К’ | Г | Г’ | X | Х’ | В | В’ | Ф | Ф’ | А | О | У | ы | Э | И | |
1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1. – изолированно; 2 – вслогах; 3 – вспонтаннойречи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1.Строение артикуляционного аппаратабез особенностей
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии
3.3.Речевое дыхание и голосообразованиенарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет
4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1.Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья
7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность
7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед____________________________________________________ /_________________/
Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.
Фамилия, имя ребёнкаИванов Иван Иванович……Дата рождения 00.00.0000 г.
Родители (законные представители)____________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире
2. Речеязыковая компетенция
2.1.Уровень сформированности лексикона
Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи
Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже
Словообразовательная деятельностьнеправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм
Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа
Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудностиграмматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа
Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме
Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)
Сформированность навыков звукового анализа и синтезане сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове
Слоговая структура словагрубо нарушена
Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ
С | С’ | З | З’ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л’ | Р | Р’ | Н | Н’ | М | М’ | йот | |
1 | – | – | – | – | + | – | – | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | – | – | – | – | + | – | – | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | – | – | – | – | + | – | – | + | + | + | + | – | – | + | + | + | + | + |
Т | Т’ | Д | Д’ | К | К’ | Г | Г’ | X | Х’ | В | В’ | Ф | Ф’ | А | О | У | ы | Э | И | |
1 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
1. – изолированно; 2 – вслогах; 3 – вспонтаннойречи
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1.Строение артикуляционного аппаратанизкий прикус
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии
3.3.Речевое дыхание и голосообразованиенарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет
4. Просодическое оформление речитемп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме
6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций
7. Дополнительная информация
7.1.Особенности раннего речевого развития в соответствии с возрастными нормами (со слов мамы)
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья
7.3. Особенности речевого поведенияадекватен, речевая активность
7.4. Неврологический статус и состояниесенсорно-перцептивныхорганов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии
7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях частые ОРЗ и ОРВи, скарлатина
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕребёнок с тяжёлым нарушением речи (III уровень речевого недоразвития)
РЕКОМЕНДАЦИИзанятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом
Учитель-логопед_____________________________________________________ /________________/
Источник