Карта развития ребенка с онр

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________________

Дата рождения, возраст________________________________________________________________

Домашний адрес_______________________________________________

Мобильный телефон (одного из родителей)___________________________________________________

Поступил____________________________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., образование, место работы, должность)_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О., образование, место работы, должность)__________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Двуязычие в семье____________________________________________________________________

Общий анамнез

Мать (возраст на момент родов)_________________________________________________________

Отец (возраст)________________________________________________________________________

От какой беременности ребенок_________________________________________________________

Характер протекания беременности (инфекции, травмы, токсикоз I,II половины беременности, хронические, соматические заболевания)____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, затяжные)___________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________________________________

Когда закричал ребенок (сразу, реаним.)____________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)____________________________________________________

Rh (конфликт)_____________Вес______________________Рост__________________________________

Родовые травмы (переломы, вывихи, гематомы)________________________________________________

Грудное вскармливание с___________________________до__________________________________

        Раннее психомоторное развитие        

Голову держит с  (1,5 мес.)_______________________________________________________________

Сидит с (6 мес.)______________________________________________________________________________________

Ходит с (12 мес.)_____________________________________________________________________________________

Появление первых зубов (6-8 мес.)___________________________________________________________________

Перенесенные заболевания

Тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре

До года______________________________________________________________________________

После года___________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление (с 2 мес.)___________________________________________________________________________________

Лепет (с 3-4 мес.)_______________________________________________________________________

Первые слова (с 1 г.)_____________________________________________________________________________

Первые фразы (1,5-2 г.)__________________________________________________________________

Прерывалось ли речевое развитие, по какой причине_______________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (тонкие, толстые)__________________________________________________________________

Зубы (мелкие, крупные, век дуги, отсутствуют, наклон, редкие, кривые)________________________________

Прикус (открытый боковой, открытый передний, перекрестный, прямой, проген., прогнат.)______________________

Твердое нёбо (высокое узкое, уплощенное, готическое, расщелины, субмукозная щель)_________________________

Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)_____________________________________

Язык (микро-,макроглоссия, состояние подъязычной связки)________________________________________________

Состояние дыхательной, голосовой функции и просодики

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_________________

Объем дыхания (достаточный, недостаточный )__________________________________________________________

Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный)________________________________________________

Темп___________________________________Ритм_________________________________________

Употребление основных видов интонации________________________________________________

Обследование состояния моторной сферы

Координированность движений, состояние мелкой моторики, какой рукой предпочитает работать

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к

переключению, замены, синкенезии, тремор, саливация, отклонения кончика языка)_____________________________

Общее развитие ребенка

1.Разговорно-описательная беседа:

Как тебя зовут?_______________________________________________________________________

Как зовут маму?______________________________________________________________________

Сколько тебе лет?____________________________________________________________________

Есть ли у тебя друзья?_________________________________________________________________

Где ты живешь?_______________________________________________________________________

2.Счет

Прямой_____________________________________________________________________________

Обратный___________________________________________________________________________

Зрительное восприятие

1. Показ основных цветов

Цвет

5 лет

6 лет

Красный

Желтый

Синий

Зеленый

Белый

Черный

Оранжевый

Голубой

Фиолетовый

Розовый

Коричневый

Серый

2.Восприятие формы

Возраст

Выполнение задания

5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник)

6 лет  (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник)

Зрительно – пространственный гнозис и праксис

1. Ориентировка в пространстве

Покажи предметы, которые находятся

Возраст

5 лет

6 лет

Вверху

Внизу

Впереди

Сзади

Слева

Справа

Слева внизу

Справа вверху

Слева вверху

Справа внизу

2.Ориентировка в схеме тела

5 лет (покажи правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)________________________________________________

6 лет (покажи правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо)_____________________________________________

3.Складывание картинок из частей

5 лет (3-5 частей)______________________________________________________________________________________

6 лет (4-8 частей)______________________________________________________________________________________

Состояние фонематического восприятия

1.Повторение слогов с оппозиционными звуками

5 лет

6 лет

Са-ша-са

Ба-па-ба

Ча-тя-ча

Га-ка-га

Са-ца-са

Па-ба-па

Ща-ча-ща

Да-та-да

2.Различение слов-паронимов (покажи, где…)

Козы-косы_____________

Мишка-миска____________

Суп-зуб____________

Почка-бочка____________

Обследование звукопроизношения

Произношение

5 лет (изолированно, в словах, во фразах)

6 лет (изолированно, в словах, во фразах)

[б], [п], [м]

[в], [ф]

[д], [т], [н]

[г], [к], [х]

[й]

[с], [з], [ц]

[с’], [з’]

[ш], [ж]

[ч], [щ]

[л], [л’]

[р], [р’]

[а], [у], [о], [ы], [э], [я], [е], [ё], [ю]

др.звуки

Отметить характер нарушения звуков: отсутствие, замена на другие звуки, искажения.

                         Воспроизведение звукослоговой структуры слова

5 лет

6 лет

Самолет

Фотоаппарат

Фотограф

Температура

Парашютист

Милиционер

Парашютисты готовятся к прыжку

Водопроводчик чинит водопровод

В универмаге продают продукты

Регулировщик стоит на перекрестке

Отметить нарушения:

-Парафазии (замены)

-Эллизии (пропуски)

-Итерации (повторения)

-Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)

-Персевирации (отсроченное повторение)

-Перестановка

Исследование состояния импрессивной речи

1.Пассивный словарь (объем словаря)

Знание предметов, действий, частей тела

5 лет

6 лет

А) Где часы, иголка, балкон, хлеб?

Б) Кто скачет, стучит, пьет, моется, ест, плачет?

В) Где у тебя ухо, нос, рот, шея, локоть, пятка?

Узнавание предметов по их назначению

Из чего ты пьешь чай?

Чем ты ешь суп?

Куда кладут чистые тарелки?

Читайте также:  Характеристика развития ребенка младшего школьного возраста

Исследование состояния экспрессивной речи

1.Состояние активного словаря

Речевой материал

Выполнение задания

5 лет

6 лет

Назвать обобщающие понятия

Рубашка, костюм, перчатки, платье

Сапоги, туфли, тапки, валенки

Миска, стакан, чашка, блюдце

Морковь, капуста, лук, свекла

Яблоко, груша, лимон, апельсин

Собака, кошка, слон, лось

Голубь, ласточка, снегирь, сова

Шкаф, диван, стол, стул

Автобус, самолет, грузовик

Возраст

Задание

Выполнение задания

Назвать существительные, обозначающие части тела и части предметов

5 лет

Чайник: донышко, носик, крышка

Части стула: сиденье, ножка, спинка

6 лет

Части тела: локоть, ладонь. пальцы, ноготь, висок

Части окна: рама, подоконник, стекло

Предикативный словарь

5 лет

Кто как голос подает?

кошка

мышь

собака

лягушка

корова

свинья

Кто как передвигается?

птицы

лягушка

рыбы

человек

6 лет

Кто какие звуки издает?

кукушка

корова

волк

овца

лошадь

мышь

Кто что делает?

Повар

Летчик

Продавец

Учитель

Почтальон

Атрибутивный словарь (назвать предъявленные цвета)

5 лет

Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет        

Белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Подобрать антонимы

6 лет

Горячий-

Светлый-

Толстый-

Большой-

Широкий-

Веселый-

Подобрать прилагательные к существительным

5 лет

Цыпленок (какой?)

Лиса (какая?)

Солнце (какое?)

Цветы (какие?)

Грамматический строй речи

Состояние словоизменения

Употребление существительных в И.п. ед.ч. и мн.ч.

Речевой материал

Выполнение задания

5 лет

6 лет

Лист

Стул

Лев

Ухо

Глаз

Мост

Дерево

Согласование прилагательных с существительными

5 лет

Майка какая? (белая)

Солнце какое? (оранжевое)

Мяч какой? (голубой)

6 лет

Ведро какое? (серое)

Юбка какая? (розовая)

Лепестки какие? (фиолетовые)

Употребление предложно – падежных конструкций

5 лет

Где отдыхает бабочка? (на цветке)

Куда спряталась бабочка? (в цветок)

Где летает бабочка? (над цветком)

Где сидит бабочка? (под цветком)

6 лет

Где спит собака? (в будке)

Откуда вылезает собака? (из под коробки)

Где прячется собака? (за коробкой)

Откуда выходит собака? (из-за коробки)

Употребление существительных с числительными 2 и 5

5 лет

Шар-два…

Шар-пять…

Роза-две…

Роза-пять…

6 лет

Карандаш-два…

Карандаш-пять…

Лев-два..

Лев-пять…

Состояние словообразования

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Речевой материал

Выполнение задания

5 лет

6 лет

юбка

елка

дом

шкаф

кукла

Образование названий детенышей

Возраст

Речевой материал/выполнение задания

5 лет

У зайца-

У белки-

У медведя-

У козы-

6 лет

У коровы-

У лошади-

У собаки-

У овцы-

Образование относительных прилагательных

С 6 лет

Шкаф из дерева…

Варежки из шерсти…

Чемодан из кожи…

Сок из моркови…

Дом из кирпича…

Образование притяжательных прилагательных

С 6 лет

Сумка мамы.Сумка чья?

Газета папы.Газета чья?

Нора лисы.Нора чья?

Лапа волка.Лапа чья?

Образование приставочных глаголов

С 6 лет

Ходит (уходит, входит, выходит, переходит)

Едет (уезжает,въезжает заезжает, переезжает)

Связная речь

Краткий пересказ знакомой сказки с опорой на картинку

5 лет

Пересказ короткого текста

Два козлика.

Два упрямых козлика встретились на узком бревнышке, переброшенном через ручей. Вдвоем перейти ручей было невозможно; нужно было кому-нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать.

– Уступи мне дорогу,-сказал один козлик.

– Вот еще! Я первый взошел на мост.

Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и стали драться. Но бревно было мокрое: оба упрямца поскользнулись и упали прямо в воду.

(По К.Д.Ушинскому)

6 лет

2.Составление рассказа по серии сюжетных картин

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Речевая карта

Фамилия, имя ребёнка __________________________________________

Дата рождения, возраст _________________________________________

Домашний адрес _________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от ________________________

Принят на срок ___________________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии_________________________

Анамнез

Мать ________________________________________________________________________ Образование_____________________________________________________________________

Отец ____________________________________________________________________ Образование_______________________________________________________________________

Отношение к ребенку в семье (гиперопека, излишняя строгость)____________________________

Читайте также:  Роль книги в развитии и формировании личности ребенка

Степень участия родителей в коррекционном процессе (безразличное, чрезмерно фиксируют внимание ребенка на речевом дефекте, поправляют, активно включаются в коррекционный процесс, помогают по мере возможности)__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников __________________________

_______________________________________________________________________________

От которой по счёту беременности ребёнок _________________________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-ая половина, 2-ая половина беременности; падения,

 травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)___________

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________

_______________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)__________________________

_______________________________________________________________________________

Когда закричал ребёнок __________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) _________________________

Вскармливание:

        Когда принесли кормить ____________________________________________________

        Как взял грудь _____________________________________________________________

        Как сосал _________________________________________________________________

        Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ____________________________________

Грудное вскармливание до _______________________________________________________

Когда выписались из роддома ____________________________________________________

Если задержались, то почему _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Раннее развитие

Когда стал держать голову _______________________________________(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть ________________________________________________(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить ____________________________________________(в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы ____________________________________(в норме с 6-8 мес.)

Перенесённые заболевания

(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,судороги при высокой температуре)

До года ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

После года:

До 3 лет __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление _______________________________________________________________________

Лепет ________________________________________________________(в норме – 4-8 мес.)

Характер лепета ________________________________________________________________

Первые слова ________________________________________________(в норме – около 1 г.)

Первые фразы ____________________________________________(в норме – от 1,5 до 2 лет)

Схема обследования ребенка младшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1 Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)______________________________________________

2 Адекватность эмоциональных реакций

__________________________________________________________________

3 Устойчивость эмоциональных реакций

__________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1 Исследование слухового восприятия:

• дифференциация контрастного звучания двух игрушек (молоточка и дудочки, колокольчика и свистка, пищалки и  погремушки)_______________________________________________________

_________________________________________________________________

2.Исследование зрительного восприятия:

• различение величины (большой-маленький)________________________________

_________________________________________________________________

различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый)______________

_________________________________________________________________

• различение плоскостных форм (круг, квадрат, треугольник)_________

_________________________________________________________________

3.Исследование восприятия пространственных представлений:

• ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направ-

ления: вверху, внизу)____________________________________________

_______________________________________________________________

• складывание картинок из двух частей по образцу (горизонтальный разрез,

вертикальный разрез, диагональный разрез)

_________________________________________________________________

• складывание фигур из трех палочек по образцу («крыша», «дерево»)______________________________________________________________

• сооружение построек из трех кубиков по образцу («домик», «башен -ка»)_______________________________________________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

• губы (тонкие, толстые, расщелина, шрам)____________________________

• зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов ____________________________________________________________________

• прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус)_______________________________________________

• твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, сумбукозная щель________________________________________________

• мягкое небо (укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное)________________________________________________

• язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический»)______________

• подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная)_______________

Исследование состояния моторной сферы

(все упражнения выполняются по подражанию логопеду)

1 Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости)_____________________________

_________________________________________________________________

• пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на

расстоянии 25 см__________________________________________________

_________________________________________________________________

• переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над голо-

вой)______________________________________________________________

• бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную

цель, расположенную на расстоянии 1 м________________________________

• похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно___________________

2 Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к

переключению)_______________________________________________________________

• кинестетическая основа движений (сложить в колечко по очереди большой

палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой ру-

ке)_______________________________________________________________

• кинетическая основа движений (согнуть и разогнуть по очереди все паль-

цы, начиная с большого сначала на правой, потом на левой руке)__________

__________________________________________________________________

• навыки работы с карандашом (умение держать карандаш, рисование гори-

зонтальных и вертикальных линий, рисование кружков)_________________________________________________________

• манипуляции с предметами (сложить несколько небольших игрушек в ве-

Читайте также:  Центр развития ребенка барамзиной 38

дерко, потом поочередно достать их)__________________________________

__________________________________________________________________

• навыки работы с пластилином (умение лепить шарики, лепешки, палоч-

ки)_______________________________________________________________

3 Состояние мимической мускулатуры (по подражанию логопеду)

надуть щеки («толстячок»)_________________________________

_________________________________________________________

показать, как ты ешь лимон («кисло»)________________________

_________________________________________________________

показать, как ты ешь мороженое (сладко)_____________________

_________________________________________________________

4 Состояние артикуляционной моторики (проверяется по подражанию

логопеду)

широко улыбнуться («улыбка»)___________________________________

сделать губки «хоботком», как у слоника___________________________

показать широкий язычок («лопата»)_______________________________

показать узкий язычок («жало»)____________________________________

положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю («каче-

ли»)______________________________________________________________

подвигать язычком влево-вправо («маятник»)___________________________

пощелкать языком__________________________________________________

движения мягкого неба (широко открыть рот и зевнуть___________________

__________________________________________________________________

Исследование импрессивной речи

Пассивный словарь

• понимание существительных (показать по просьбе логопеда отдельные

предметы, части тела)

стол____________________________________________________

стул____________________________________________________

окно____________________________________________________

голова__________________________________________________

рука____________________________________________________

нос_____________________________________________________

уши____________________________________________________

глаза____________________________________________________

• понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным те-

игрушки________________________________________________

посуда__________________________________________________

одежда__________________________________________________

• понимание действий (показать, где мальчик стоит, идет, сидит, игра-

ет)___________________________________________________________

_________________________________________________________________

• выполнение поручений по словесной инструкции (принести машинку, по-

катать машинку, поставить машинку на стол, положить машинку в короб-

ку)_____________________________________________________________

Понимание различных грамматических форм словоизменения

• понимание форм единственного и множественного числа существительных

(показать по картинкам):

коты – коты______________________________________________

мяч – мячи___________________________________________

дом-дома___________________________________________

кукла – куклы____________________________________________

рука-руки_________________________________________________

понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (положить

кубик в машинку, на стол)___________________________________________

• понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

(показать называемые логопедом предметы)

дом – домик _____________________________________

стул – стульчик___________________________________________

кукла – куколка __________________________________________

миска – мисочка___________________________________________ различение форм единственного и множественного числа глаголов (пока-

зать по картинкам)

собака сидит –собаки сидят______________________________________

машина едет – машины едут_____________________________________

Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба»)_____________________________________________________________

Исследование экспрессивной речи

однословная__________________________________________________________________________________________________________________________ фразовая___________________________________________________________

__________________________________________________________________

связная____________________________________________________________

Активный словарь

• существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексиче-

ским темам)

игрушки_________________________________________________

посуда__________________________________________________

одежда__________________________________________________

обувь___________________________________________________

животные_______________________________________________

• глаголы (назвать действия по картинкам)

ест_____________________________________________________

спит____________________________________________________

играет___________________________________________________

рисует__________________________________________________

пьет____________________________________________________

гуляет___________________________________________________

• прилагательные (назвать признаки по картинкам)

красный_________________________________________________

синий___________________________________________________

зеленый_________________________________________________

желтый__________________________________________________

большой_________________________________________________

маленький_______________________________________________

сладкий_________________________________________________

кислый__________________________________________________

Состояние грамматического строя речи

• употребление существительных в именительном падеже единственного и

множественного числа (назвать по картинкам)

стол – столы______________________________________________

мяч – мячи_______________________________________________

дом – дома_______________________________________________

кукла – куклы_____________________________________________

рука – руки_______________________________________________

• употребление имен существительных в винительном падеже

единственного числа без предлога (назвать по картинкам)

вижу дом_________________________________________________

вижу машину_____________________________________________

вижу куклу_______________________________________________

• согласование прилагательных с существительными единственного числа

мужского и женского рода (назвать по картинкам)

красный мяч_______________________________________________

синий шар_________________________________________________

красная чашка______________________________________________

синяя лопатка______________________________________________

• употребление предложно-падежных конструкций с предлогами (по картинкам)

в________________________________________________________

на_________________________________________________________

• употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (назвать по картинкам)

дом – домик________________________________________________

стул – стульчик______________________________________________

чашка – чашечка____________________________________________

кукла – куколка_____________________________________________

• употребление глаголов в форме единственного и множественного числа сущ.

(назвать по картинкам)

кот спит –коты спят____________________________________________

птичка летит – птички летят_____________________________________

мальчик играет – мальчики играют________________________________

• употребление возвратных и невозвратных глаголов (назвать по картинкам)

Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика.

Девочка одевается. – Мама одевает девочку.

Исследование фонетической стороны речи

Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):

• А-А-А! (плачет девочка) __________О-О-О! (рычит медведь)_______

• У-У-У! (гудит поезд)_____________И-И-И! (ржет лошадка)_________

• УА! (плачет малыш)___________ АУ! (кричат дети)________________

• МЯУ! (мяукает кошка)__________АВ! (лает собака)_______________

• ПИ-ПИ-ПИ! (пищит цыпленок)______КО-КО-КО! (кудахчет курица)__

• ГА-ГА-ГА! (кричат гуси)__________________________________

Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с

опорой на наглядность):

• односложные слова

дом________________________бык______________________________

кот_________________________мак_____________________________

дуб_________________________________________________________

• двусложные слова

вода__________________________вата___________________________

нога__________________________Дима___________________________

• трехсложные слова

вагоны__________________________________________________

бананы__________________________________________________

батоны___________________________________________________

панама__________________________________________________

Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные ис-

кажения) в речевом потоке

• Гласные [а], [о], [у], [и], [э], [ы]

_________________________________________________________________

________________________________