Карта развития ребенка по фгт

Анна Филатова
Способы работы с картой развития детей

Согласно п. 3.6. ФГТ система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

При этом мониторинг должен описывать «интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Никто не спорит, что формулировка данных качеств соотносится с категориями,принятыми в европейском образовательном пространстве: они связаны с описанием способностей и компетентностей воспитанников, качеств их личности. Однако проблема заключается в том, что методик диагностики и диагностических заданий, которые могли быть использованы для мониторинга результатов реализации образовательной программы, опирающихся на предложенные критерии, в психолого-педагогической литературе не описано. Кроме наблюдений и метода экспертных оценок, обобщающего опыт взаимодействия с детьми, опереться практически не на что. Поэтому в настоящее время целесообразно использовать аутентичную оценку качества достижения детьми планируемых результатов т. к. в еёоснове лежат следующие принципы:

Во первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребёнка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Во вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники, то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребёнком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

И, наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки, ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в январе и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, медицинский работник.

В подготовительной три раза в год (в сентябре, январе и мае) в проведении мониторинга участвуют педагоги, педагог-психолог и медицинский работник.

Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребёнка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных, регуляторных.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения во всех возрастных группах. В подготовительной группе помимо метода наблюдений используются критериальные диагностические методики и тестовые методы.

На основе полученных данных составляется индивидуальная карта развития каждого ребёнка.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится в ноябре, феврале и мае.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью детей в различные периоды пребывания в ДОУ, анализа продуктов детской деятельности.

Данные о результатах мониторинга освоения общеобразовательной программы заносятся в карту развития ребёнка.

На основе достаточно длительного сбора информации о детях воспитатель может заполнить карты развития воспитанников группы. Итоговые результаты мониторинга не должны рассматриваться как “диагноз” ребенка. Педагог может сделать лишь вывод об общем соответствии или несоответствии уровня развития ребенка возможностям возраста и отметить те пункты, которые вызывают особую тревогу. В случаях явного несоответствия развития тех или иных критериев возрасту ребёнка следует составить для ребёнка индивидуальный маршрут развития, порекомендовать обратиться к специалистам – психологу, логопеду.

Карта развития ребенка состоит из 2 пунктов. Первый пункт – мониторинг освоения общеобразовательной программы, второй пункт мониторинг развития интегративных качеств. Критерии представленные в карте развития характеризуют присущие возрасту достижения ребенка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями, развития деятельностей и пр.).

Если педагог считает, что критерий сформирован у ребенка полностью, он ставит в графе знак (+). Если критерий не ярко выражен у ребёнка знак (-). Далее выставляется итоговый результат на основе таблицы № 1

Таблица № 1

Баллы Оценка уровня развития интегративных качеств и уровня освоения образовательной программы

1 балл большинство компонентов недостаточно развиты

2 балла отдельные компоненты неразвиты

3 балла соответствует возрасту

В ходе мониторинга педагогами групп заполняются итоговые таблицы.

Таблиц № 2

Мониторинг образовательного процесса

Возрастная группа

Дата проведения мониторинга

Имя, фамилия ребёнка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Здоровье Физическая культура Социализация Труд Безопасность Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка Итоговый результат

Таблица № 3

Мониторинг детского развития

Возрастная группа

Дата проведения мониторинга

Имя, фамилия ребёнка

Уровень развития интегративных качеств

Физическое развитие Любознательность, активность Эмоциональность, отзывчивость Овладение средствами общенияи способами взаимодействия с взрослыми Способность управлять своим поведениеми планировать действия Способность решать интеллектуальные и личностные задачи Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе Овладение предпосылками учебной деятельности Итоговый резултат

Оценка уровня освоения образовательной программы, а также оценка развитияинтегративных качеств определяется следующим образом: в мониторинге образовательного процесса сумма баллов делится на количество образовательных областей (10, в мониторинге развития интегративных качеств на количество показателей (8). Итоговый результат выставляется на основе таблицы № 4.

Читайте также:  Что делать при задержке речевого развития ребенка

Таблица № 4.

Суммарный результат баллов Уровень

от 2.5 до 3 высокий

от 1.5 до 2.4 средний

от 1 до 1.4 низкий

Как было сказано ранее данные о результатах мониторинга образовательного процесса и мониторинга развития интегративных качеств заносятся в карту развития ребёнка.

Карта развития состоит из двух частей.

Первая часть отражает результаты мониторинга образовательного процесса, который проводится в ноябре, феврале и мае.

Вторая часть результаты развития интегративных качеств.

На примере образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» я расскажу, как педагоги заполняют таблицы. Если педагог считает, что критерий сформирован у ребенка полностью, он ставит в графе знак (+). Если критерий не ярко выражен у ребёнка знак (-). Далее выставляется итоговый результат на основе таблицы представленной ниже. После того как все индивидуальные карты заполнены, педагоги заполняют итоговую таблицу. Оценка уровня освоения образовательной программы,определяется следующим образом: в мониторинге образовательного процесса сумма баллов делится на количество образовательных областей (10). Итоговый результат выставляется на основе таблицы приведённой ниже.

Мониторинг развития интегративных качеств проводится 2 раза в год в январе и май. Технология работы с картой развития во второй части аналогичная.

Согласно п. 3.6. ФГТ система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

При этом мониторинг должен описывать «интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы. Никто не спорит, что формулировка данных качеств соотносится с категориями,принятыми в европейском образовательном пространстве: они связаны с описанием способностей и компетентностей воспитанников, качеств их личности. Однако проблема заключается в том, что методик диагностики и диагностических заданий, которые могли быть использованы для мониторинга результатов реализации образовательной программы, опирающихся на предложенные критерии, в психолого-педагогической литературе не описано. Кроме наблюдений и метода экспертных оценок, обобщающего опыт взаимодействия с детьми, опереться практически не на что. Поэтому в настоящее время целесообразно использовать аутентичную оценку качества достижения детьми планируемых результатов т. к. в еёоснове лежат следующие принципы:

Во первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребёнка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Во вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники, то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребёнком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

И, наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки, ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится в ноябре, феврале и мае.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью детей в различные периоды пребывания в ДОУ, анализа продуктов детской деятельности.

Данные о результатах мониторинга освоения общеобразовательной программы заносятся в карту развития ребёнка.

На основе достаточно длительного сбора информации о детях воспитатели заполняют карты развития воспитанников группы.

Если педагоги считают, что критерий сформирован у ребенка полностью, они ставит в графе знак (+). Если критерий не ярко выражен у ребёнка знак (-). Далее выставляется итоговый результат на основе таблицы № 1

Итоговые результаты мониторинга не должны рассматриваться как “диагноз” ребенка. Педагог может сделать лишь вывод об общем соответствии или несоответствии уровня развития ребенка возможностям возраста и отметить те пункты, которые вызывают особую тревогу. В случаях явного несоответствия развития тех или иных критериев возрасту ребёнка следует составить для ребёнка индивидуальный маршрут развития, порекомендовать обратиться к специалистам – психологу, логопеду.

Оценка уровня освоения образовательной программы определяется следующим образом все баллы суммируютя и делятся на количество образовательных областей (10). Итоговый результат выставляется на основе таблицы представленной ниже.

Карта развития ребенка состоит из 2 частей. Первая часть – мониторинг освоения общеобразовательной программы, вторая часть мониторинг развития интегративных качеств. Технология заполнения второй части карты развития аналогичная.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА “ЗОЛУШКА”

Карта

индивидуального развития ребенка

___________________________________________

(Фамилия, имя, отчество ребенка)

Пояснительная записка

  Результатом освоения воспитанниками содержания образовательной программы дошкольного образования (далее – ОПДО) является достижение ими необходимого и достаточного уровня готовности к освоению основных общеобразовательных программ начального общего образования. В соответствии с п. 3.2.3. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проводится оценка индивидуального развития детей. Индивидуальная карта развития дошкольника позволяет отследить развитие ребенка и выявить проблемные точки в образовательном процессе, требующие участия взрослого, осуществить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Карта индивидуального развития ребенка дошкольного возраста позволяет фиксировать его достижения – основные нормативные показатели результата образовательного процесса – за весь период пребывания в дошкольной образовательной организации. Карта индивидуального развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольную образовательную организацию в динамике.  Карта индивидуального развития дошкольника разработана  в соответствии с:

Читайте также:  Что такое социальная ситуация развития современного ребенка

–        приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

–        с основными положениями методики диагностики готовности ребенка к школе, под редакцией Н.Е. Вераксы;

– с основными положениями методики диагностики развития дошкольника в образовательном процессе (в условиях вариативности форм и содержания дошкольного образования), Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова.

 Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных  особенностей воспитанника, уровня психического развития,  усвоения программного материала и как результат –  проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в рамках образовательного процесса МАДОУ «Золушка». В условиях личностно ориентированного подхода современной педагогики появление подобного инструментария вызвано потребностью осуществления постоянного анализа динамики развития ребенка (познавательной, социальной и психофизиологической граней) в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельности.

  Первичное заполнение карты проводится при поступлении ребенка в ДОО, далее периодичность заполнения индивидуальной карты развития дошкольника – два раза в год (сентябрь, апрель).  В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута, который решает задачу создания психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка.  Эффективность психолого-педагогического сопровождения заложена в организации тесного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса  по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в дошкольном учреждении.

 Карта индивидуального развития ребенка заполняется воспитателем ДОО, разделы «Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению», «Психологическая готовность к школе» заполняются педагогом-психологом ДОО. Данные, полученные в результате педагогической диагностики должны координировать дальнейшую деятельность педагога с дошкольниками. На особом контроле педагога должны быть дети, показавшие недостаточный  и оптимальный уровень развития освоения каких-либо образовательных областей. Педагогическая диагностика проводится методами наблюдения, игры  или беседы. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.

  По желанию родителей (законных представителей) воспитанников данная карта может быть предоставлена ими в качестве портфолио ребенка при поступлении в общеобразовательное учреждение (далее – ОУ), в целях получения специалистами ОУ полной информации о физиологических и интеллектуальных особенностях ребенка, посещавшего дошкольное учреждение, об уровне освоения им ОПДО и сформированности у него предпосылок к учебной деятельности. Карта индивидуального развития ребенка передается родителям, когда ребенок выбывает из детского сада.

  При заполнении индивидуальной карты развития дошкольника используется трехбалльная шкала оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика: 1 – недостаточный (низкий) уровень (Н); 2 – достаточный (средний) уровень (Д); 3 – оптимальный (высокий) уровень (О).

            Условные обозначения:  н.г. – начало года;   к.г. – конец года.

  Ф.И.О_______________________________________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

Дата поступления в ДОО _________________________________________________

Возраст поступления в ДОО ______________________________________________

Группа здоровья_________________________________________________________

Дополнительные сведения_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ранний

возраст

(1,5-2 года)

Ранний возраст

(2-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Рост (см)

Вес (кг)

Группа здоровья

Ведущая рука

II. Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Общий эмоциональный фон поведения

Наблюдение за ребенком

Реакция на изменение привычной ситуации

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослым

Взаимоотношения с детьми

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Первая неделя    

Вторая неделя                

               Условные обозначения:

Общий эмоциональный фон поведения:

а) Положительный – 3 балла;

б) Неустойчивый – 2 балла;  

в) Отрицательный – 1 балл

Взаимоотношения со взрослым:

а) Инициативен – 3 балла;

б) Принимает инициативу взрослого – 2 балла;

 в) Уход от взаимоотношений, реакция протеста – 1 балл.

Познавательная и игровая деятельность:

а) Активен – 3 балла;

б) Активен при поддержке взрослого – 2 балла;

в) Пассивен или реакция протеста – 1 балл.

Взаимоотношения с детьми:

а) Инициативен – 3 балла;

б) Вступает в контакт при поддержке взрослого – 2 балла;

в) Пассивен или реакция протеста – 1 балл.

Реакция на изменение привычной ситуации:

а) Принятие – 3 балла;

б) Тревожность – 2 балла;

в) Непринятие – 1 балл.  

III.    СВОДНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТИЖЕНИИ РЕБЕНКОМ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОПДО

(ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА (ТРАЕКТОРИЯ) РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА) – п. 2.11.1., п. 3.2.3. ФГОС ДО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

 Образовательная область ОПДО

Ранний

возраст

(1,5-2 года)

Ранний возраст

(2-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Подпись педагогов

Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей)

Читайте также:  Методические рекомендации для раннего развития ребенка

  ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  (интеллектуально-мотивационные характеристики деятельности)

Сферы инициативности

(характер самореализации в разных видах культурной практики) 

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Творческая инициатива (в сюжетной игре)

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

(в продуктивной деятельности)

Коммуникативная инициатива

(в совместной игровой и продуктивной деятельности)

Познавательная инициатива – любознательность

(в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности)

Двигательная инициатива

(в различных формах двигательной активности)

Подпись педагогов

Заполните таблицу на основе наблюдений за ребенком в свободной самостоятельной деятельности. В каждом столбце сделайте отметки, используя три вида маркировки: 

  • «обычно» (данное качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего),
  • «изредка» (данное качество инициативы не характерно для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени),
  • «нет» (данное качество инициативы  не проявляется  в деятельности ребенка совсем).

1. Творческая инициатива

(наблюдение за сюжетной игрой)

В рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

Типично для  3-4 лет.

Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании разнообразных отдельных  сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные ролевые диалоги с игрушками или сверстниками).

Типично для  4-5 лет.

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование

игры через события и

пространство (что – где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история предметном – макеты, сюжетные композиции в рисовании).  Типично для 6-7 лет

2. Инициатива как

целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью)

Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.

Формулирует конкретную цель

(“Нарисую домик”);  в процессе работы может  менять, цель, но фиксирует конечный результат (“Получилась машина”)

Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца

3. Коммуникативная

инициатива

(наблюдение за совместной   игрой/ совместной продуктивной деятельностью)

Обращает внимание на сверстника, на интересующие самого ребенка действия («Смотри ..), комментирует их в речи, но не старается быть понятым;                     довольствуется обществом любого.

Инициирует    парное    взаимодействие со сверстником через краткое речевое     предложение-побуждение

(“Давай играть… делать…”); поддерживает диалог в конкретной деятельности;  начинает проявлять избирательность в выборе партнера.

Предлагает в развернутой словесной форме исходный замысел-цель;

договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе партнера, осознанно стремится к поддержанию слаженного взаимодействия.

4.Познаватсльная инициатива -любознательность

(наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью)

Проявляет интерес       к новым   предметам, манипулирует ими,   практически    обнаруживая    их возможности;

многократно воспроизводит действия.

Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предложения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата (вычленяет зависимостъ: действие -эффект).

Задает вопросы об отвлеченных вещах;  обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

5. Двигательная инициатива (наблюдение за различными формами двигательной

активности ребенка).

С удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т.д.).

Интересуется у взрослого, почему у него не получаются те, или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому.

Интересуется у взрослого, каким образом можно выполнить те

или иные физические упражнения более эффективно, охотно выполняет различную

деятельность, связанную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Старший  дошкольный возраст

(5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст

(6-7 лет)

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Предпосылки учебной деятельности:

– наличие познавательных и социальных мотивов учения

– умение  фантазировать и воображать

– умение самостоятельно выполнять задания на основе зрительного восприятия образца

 – умение ориентироваться на заданную систему требований

– умение осознанно подчиняться правилу

– умение ребенка обобщать

– умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме

– умение общаться со взрослыми и сверстниками

Подпись педагогов

Дата ознакомления и подпись родителей (законных представителей)

IV.  СВЕДЕНИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕБЕНКА

4.1.  Информация о получении ребенком дополнительного образования по ДОП, реализуемым сторонними поставщиками услуг*

Наименование ДОП

Наименование поставщика услуг

Ранний

возраст

(1,5-3 года)

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший  дошкольный возраст (5-6 лет)

Старший  дошкольный возраст (6-7 лет)

4.1.1. ИНФОРМАЦИЯ О ПОЛУЧЕНИИ РЕБЕНКОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ