Карта развития одаренного ребенка в начальной школе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                 «Средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

Школьный психолог

2

Опросник Г.А. Карповой « Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Классный руководитель

3

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.

3-4 неделя

ноября

Школьный психолог

6

Социометрия. Автор – Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

Школьный психолог

Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

1 неделя октября

Алейникова Е.С. классный руководитель

2

Составление индивидуального учебного плана по математике для работы с Дрепиной Ульяной.

1 неделя октября

Алейникова Е.С.классный руководитель

3

Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру.

2 неделя октября

Алейникова Е.С.классный руководитель

4

Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

2 неделя октября

Алейникова Е.С.классный руководитель

5

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

Алейникова Е.С.классный руководитель

Прогнозирование – индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты

Русский язык

Участие во Всероссийских и международных олимпиадах.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Посещение кружка «Удивительный мир слов»

Результативное участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

Литературное чтение

Участие во Всероссийских и международных олимпиадах..

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Посещение кружка «В мире книг»

Результативное участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

Математика

Участие во Всероссийских и международных олимпиадах.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Посещение кружка «Занимательная математика»

Результативное участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

Окружающий мир

Участие во Всероссийских и международных олимпиадах.

Посещение кружка «Юный турист:изучаю родной край»

Результативное участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, учителями.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителем.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов по выбранным предметам.

октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, учителем.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями.

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады.

1. Индивидуальные консультации учителя.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение кружка

Муниципальный этап олимпиады по математике – 3 место,

Школьный этап по математике-  2 место

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, окружающему миру и информатике.

1. Индивидуальные консультации учителя.

2. Индивидуальная работа.

Участие в олимпиаде по русскому языку- 1 место,

по литературному чтению – 1 место, по окружающему миру-1 место,  по английскому языку – 1 место.

Подготовка к участию в областных, муниципальных творческих конкурсах. (по мере поступления положений).

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Победитель всероссийского конкурса «Новые знания»- 2 место

«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»

Самооценка: «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»

1. Хотела войти в тройку призеров муниципального этапа олимпиады по математике.

Посещала индивидуальные консультации, выполняла задания повышенной сложности, прошла онлайн тестирования по математике, русскому языку и литературе.

Повторила множество тем по русскому языку, перечитала произведения по литературному чтению за 4-5 класс, решила огромное количество логических задач по математике.

Результативно сдать аттестацию в 4 классе.

Оценка педагога

Благодарность за подготовку победителя всероссийской олимпиады «Новые знания».

Портфолио за 2016-2017 учебный год

портфолио Дрепиной Ульяны

Олимпиады

Заочные, дистанционные конкурсы

Международные конкурсы

Муниципальный слет НОУ, научные конференции.

  1. Победитель муниципальной олимпиады по английскому языку, 2017 год

       2. Участие во всероссийской олимпиаде Человек и природа

     3. Участие всероссийской олимпиаде по математике Кенгуру.

1. Олимпиада «Новые знания» 2 место

2. Победитель в олимпиаде Дино.олимпиада, 2017г.

1 место Олимпис – русский язык 2016;

1 место Олимпис – математика 2016;

1место Олимпис – окружающий мир 2016;

2место Олимпис – информатика 2016;

3 место Олимпис – английский язык 2016;

1.Выступление на муниципальном Дне науки. 1 место, 2017

 2. Участие в проекте «Я помню, я горжусь», 2018

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» г. ТИХВИНА

КАРТА РАЗВИТИЯ

ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

(рекомендована в работе с одаренными детьми)

Составитель:

педагог-психолог

МОУ «СОШ № 6»

г. Тихвина

Медведева Н.А.

Тихвин

2018 год

Оглавление

Пояснительная записка        3

Карта развития одаренного ребенка        8

Рекомендации к заполнению карты        10

Список литературы        15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

…Жизнь убеждает нас опять:

Талантам надо помогать…

Лев Озеров

Современный мир предъявляет высокие требования к личности. Это должен быть конкурентоспособный человек, другими словами, личность с богатыми внутренними ресурсами. В этом плане одаренные дети являются резервом решения поставленной проблемы. В настоящее время вопрос осуществления поддержки одаренных детей и молодежи решается не только усилиями частных лиц, но и на различных уровнях власти от государственной до муниципальной. Внедрение ФГОС позволяет педагогам более четко сформулировать запрос, а также спланировать направления деятельности.

Организация и проведение совместной интеллектуальной и творческой деятельности со школьниками позволила нам раскрыть у учащихся их потенциал. На начальном этапе работа осуществлялась скорее интуитивно и чаще приходилось следовать за желаниями детей, в то же время предлагая им свои направления творческой и интеллектуальной самореализации. Параллельно активно изучалась специальная литература о способностях личности, об одаренности и особенностях выявления и сопровождения одаренных детей в условиях реализации ФГОС.  

Термин «способность» употребляется в житейском обиходе очень широко, но не всегда оправданно. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности. Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются. В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. Существует теснейшая взаимосвязь между всесторонним развитием способностей и интересов: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями.

Существуют определенные условия развития способностей: необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций; важно наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.); в каждый момент времени деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности (простая деятельность может привести к снижению интересов; излишне сложная деятельность способствует снижению темпа и мотивации).

Согласно Б.М. Теплову, нельзя понять одаренность, если ограничиваться лишь анализом способностей. Автор указывает: «В характеристике личности, которую мы называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество» [2].

Если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д. [3]

Одаренность проявляется в том, как человек овладевает деятельностью и далее ее развивает, так как развитие деятельности по инициативе самой личности, по мнению В.Д. Шадрикова [4], является операциональным раскрытием одаренности. Развитие деятельности приводит к получению творческого продукта, что в конечном счете определяет ценность одаренности как таковой.  

Диагностическая сложность выявления детской одаренности многоаспектна. Она касается вопроса частоты проявления детской одаренности, так как существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне редко. Целесообразно придерживаться следующей точки зрения: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей [5].  

Кроме того, педагогу во взаимодействии с психологом следует определиться с перечнем методов и методик психолого-педагогического мониторинга, уточнить, когда привлекать родителей к сотрудничеству, изучить требования, предъявляемые к организации и проведению исследования.

Для отбора одаренных школьников рекомендуется использовать такую стратегию диагностики, в соответствии с которой будут учтены и комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, и длительность процесса выявления одаренности, и многократность обследования с использованием множества психодиагностических процедур.  

Наблюдение за учащимися в процессе совместной деятельности и при их самостоятельной занятости позволило выявить определенный круг детей, которые в равных условиях проявляли более высокий темп, легкость усвоения и быстроту продвижения в освоении того или иного вида деятельности, что является существенным показателем значительности способностей (одаренности). Особенно значимым является то, что данные школьники проявляют личное стремление к интересным для них видам деятельности. В процессе освоения дети не только овладевают новыми знаниями, навыками и умениями, у них развиваются и закрепляются психические процессы, которые становятся доступными переносу с одного материала на другой и закрепляются в индивиде.  

Помимо метода наблюдения, для выявления одаренности школьников нами активно используются опросники для педагогов и родителей, в том числе «Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой», диагностические материалы для определения уровня интеллекта, уровня творческого мышления, уровня развития воображения. В работе используются такие методики, как: прогрессивные матрицы Дж. Равена, методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, тест Тулуз-Пьерона, Карта одаренности, диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник).

Применение перечисленных диагностических инструментов началось с начала 2016-2017 учебного года, большое количество диагностического материала привело к необходимости создания карты развития одаренного ребенка, в которой структурировалась полученная информация и отслеживалась динамика развития задатков и способностей ребенка, а также давала наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребенком [Приложение].  

Карта заполняется в течение всего периода обучения, на первом этапе обучения в средней школе, в середине обучения и на выходе (в 9 классе), таким образом, отслеживается динамика развития или угасания способностей ребенка. Все показатели записываются в Карту, в соответствующие блоки и разделы.

Выявление одаренных школьников не является самоцелью, более важной задачей является их воспитание и развитие, оказание им психолого-педагогической помощи и поддержки с созданием благоприятных условий для совершенствования индивидуальности каждого ребенка. В соответствии с этим и организуется работа, опираясь на присущую таким детям ярко выраженную познавательную потребность, составляющую основу познавательной мотивации.  

Цель: формирование благоприятных условий для обучения, развития и воспитания одаренного ребенка.

Задачи:

  1. Создавать комфортную обстановку для развития творческих способностей ребенка через систему индивидуальных занятий.
  2. Формировать умение учиться – ставить цель, планировать и организовывать свою деятельность.
  3. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности воспитанника; коммуникативные навыки.
  4. Поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения, развития и саморазвития.
  5. Воспитывать уверенность в себе, умение жить и трудиться в коллективе.

Критерием эффективности совместной работы по выявлению и поддержке одаренных детей, на наш взгляд, является удовлетворенность детей своей деятельностью, повышение уровня индивидуальных достижений детей: доля участников районных, областных, региональных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов и доля победителей районных, областных, региональных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов, что отражается в персональных портфолио учащихся.  

КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

I блок. Общие сведения

Ф.И.О. _________________________________________________________________

Возраст ____________Школа ____________ Класс _______Тел _________________

Взаимоотношения в семье: ________________________________________________

Культурный уровень семьи: _______________________________________________

Воспитательный потенциал семьи__________________________________________

_______________________________________________________________________

Направление деятельности (творческое объединение) _________________________

_______________________________________________________________________

Увлечения ______________________________________________________________ _______________________________________________________________________

Любимые школьные предметы ____________________________________________ _______________________________________________________________________

Характеристика деятельности _____________________________________________

Характер ребенка: _______________________________________________________

_______________________________________________________________________

Качества личности:

Положительные ________________________________________________________

Отрицательные _________________________________________________________

Особенности эмоционально – волевой сферы ребенка: ________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Положение ребенка в коллективе:__________________________________________

Медицинские сведения ___________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

II блок. Психофизиологические особенности

Исследуемые характеристики

Методы, методики

Входящая диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Психофизиологические

– внимание

Тест Тулуз-Пьерона

-координация (ориентировка) в образовательном  пространстве

Наблюдение

-скорость восприятия и переработки информации

Тест Тулуз-Пьерона

Когнитивные

-интеллект (уровень)

матрицы Равена

-мышление (ведущий вид)

ШТУР

Личностная сфера

-темперамент

Методика Г. Айзенка

Мотивационная сфера

-уровень мотивации

наблюдение

-мотивация достижения

Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. РЕАНА)

Коммуникативная сфера

-личностная

Тест коммуникативных умений Михельсона

-межличностная

социометрия

Специфика одаренности

Художественная одаренность

Карта одаренности

Е. Торренс

Оценка Уровень вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорд

Музыкальная одаренность

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Лидерская

одаренность

Спортивная одаренность

Интеллектуальная одаренность

Способность к творчеству

РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАПОЛНЕНИЮ КАРТЫ

I блок заполняется педагогом совместно с родителями.

Указывается школа ____________ класс _____________ тел _______________

В направлении «Взаимоотношения в семье» – указывается, какой стиль воспитания в семье (демократические отношения на основе любви и взаимоуважения, авторитарная позиция отца, авторитарная позиция матери, аморфные (беспринципные) отношения родителей, неприязненные взаимоотношения между родителями).

В направлении «Культурный уровень семьи» – оценивается степень освоения культуры членами семьи: высокая (проповедует специальное культурное развитие), хобби, нет потребности и руководство культурным развитием детей: активное участие родителей, попустительство стихийности в развитии детей, отрицательное воздействие на культурное развитие детей.

Воспитательный потенциал семьи – рассматривается семья как воспитательная среда: наличие условий для физического и духовного развития детей, семья как организатор жизни и деятельности детей, семья как руководитель развития личности ребенка (умственного, нравственного, эстетического, трудового); участие семьи в формировании мировоззрения детей: влияние самой семьи, использование вне семейных факторов воздействия (школы, внешкольных учреждений, культурно-просветительских учреждений, средства массовой коммуникации, других людей);  семья как организатор разнообразных видов деятельности: учебной, трудовой, общественно-полезной, досуга (деятельности общения, игровой, художественно – творческой, физкультурной);

В направление деятельности (творческое объединение) – указывается деятельность, которой занимается ребенок в творческом объединении

Указать увлечения – чем любит заниматься в свободное время, хобби

Любимые школьные предметы – перечисляются предметы, которые нравятся ученику и по этим предметам высокие результаты

Характеристика  деятельности – указывается умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности; умение выделять главное в учебном материале, делать обобщения, выводы; умение осуществлять самоконтроль в обучении, указать уровень собранности, внимательности, умение работать  сосредоточенно; уровень настойчивости в учении: настойчивость в достижении поставленной цели, стремление преодолевать затруднения в учёбе, в личном поведении, умение проявлять собранность и организованность.

Характер ребенка – определить тип темперамента: по характеру спокойный, уравновешенный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, но несколько скрытен и малообщителен (Флегматик);   или:  подвижный, неуравновешенный, порывистый, склонен к бурным   эмоциональным  вспышкам и перепадам настроения (Холерик);    или:  уравновешенный, живой, подвижный, быстро отзывается на окружающие события и сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, спокойный и доверчивый (Сангвиник);   или:   доброжелательный, неуверенный в себе, малоподвижный, не общительный и робкий,  глубоко переживает, порой незначительные неудачи и неприятности, обладает низкой работоспособностью (Меланхолик).

Качества личности – перечислить положительные и отрицательные качества

Особенности эмоционально – волевой сферы ребенка – указать какое настроение преобладает (жизнерадостное, оптимистичное, веселое или же вялое, встревоженное, подавленное и т.д.); степень эмоциональной возбудимости (вспыльчивость, сдержанность); как обычно ученик реагирует на стрессовую ситуацию (например, когда его оскорбляют: грубит, плачет, впадает в отчаяние или испытывает неуверенность в себе). Как проявляются волевые качества (решительность, целеустремленность, настойчивость, смелость, внушаемость и др.), проявление позитивного настроя в отношении тех или иных ситуаций или, напротив, негативизма.

Положение ребенка в коллективе – указать отношение к нему одноклассников, какое положение занимает школьник среди сверстников (лидер, принятый или отверженный, изолированный); степень общительности, есть ли близкие друзья у данного ученика в классе, какие качества он проявляет по отношению к сверстникам: взаимопомощь, надежность или способность к предательству. Взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми. Какие проблемы существуют. Как ребенок относится к критике в свой адрес: равнодушно, враждебно, серьезно или благожелательно.

Медицинские сведения – заполняется совместно с родителями

II блок заполняется педагогом совместно с педагогом-психологом.

Психофизиологические характеристики:

  1. Внимание – используется корректурная проба (проводит психолог)
  2. Скорость восприятия и переработки информации – используется тест Тулуз-Пьерона (проводит психолог)
  3. Координация (ориентировка) в образовательном пространстве – как ориентируется в помещении и учебном материале – определяется педагогом визуально

Когнитивные характеристики:

  1. Измерения уровня интеллектуального развития, изучения логичности мышления – используются Прогрессивные матрицы Равена (проводит психолог)
  2. Диагностики умственного развития подростков (мышление (ведущий вид) – используется – Школьный тест умственного развития (ШТУР) для учащихся 6-9 классов и Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) для учащихся 2-5 классов (проводит психолог)

Личностная сфера:

  1. Диагностика типа темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а также эмоциональной устойчивости – используется Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) или Тест «Определение типа темперамента» (проводит психолог)

Мотивационная сфера:

  1. Уровень мотивации – определяется педагогом визуально (высокая, средняя, низкая)
  2. Выявление мотивации успеха и мотивации боязни неудачи – используется тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан) (проводит психолог)

Коммуникативная сфера:

  1. Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений – используется тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха) (проводит психолог).
  2. Оценка межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы – используется социометрия Дж. Морено (проводит психолог)

Специфика одаренности:

  1. Художественная одаренность – подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительного мастерства в музыке, живописи, актерские способности и т.д.
  2. Лидерская одаренность – интеллект выше среднего, уверенность в себе, умение ясно выражать свои мысли, энтузиазм, ощущение цели, направления движения, планирование будущего, способность иметь дело с временными ограничениями.
  3. Спортивная одаренность – предполагает наличие хорошей зрительно-двигательной координации, владения своим телом.
  4. Интеллектуальная одаренность – быстро овладевает основополагающими понятиями, легко запоминает и сохраняет информацию, высоко развиты способности переработки информации.
  5. Способность к творчеству – отсутствие внимания условностям и авторитетам, большая независимость в суждениях, тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и организации работы, яркий темперамент.

– Используется Карта одаренности Е. Торренс и методика по оценке уровня вербальной и невербальной креативности Дж. Гилфорд (проводит психолог)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000.
  2. Теплов, Б.М. «Способности и одаренность» Ученые записки ГНИИ психологии, т. II, Москва, 1941.
  3. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: 1961.
  4. Шадриков, В.Д. Мир внутренней жизни человека. — М.: Логос, 2006.
  5. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

Источник